Скачать 52.85 Kb.


Дата22.01.2019
Размер52.85 Kb.

Скачать 52.85 Kb.

В 1559 г польский король, подтвер­ждая шляхтичам Жабокричским их владения в Брацлавском повете, упомянул Жабокрич среди прочих «сел». Согласно описи 1629 года в Жабокриче было 54 дома



Жабокрич

Жабокрич — село (местечко до войны) Крыжопольского района Винницкой об­ласти, расположено на берегах речки Бережанки (приток реки Дохны, бассейн Южного Буга), у шоссе Ямполь — Крыжополь — Бершадь, в 17 км к востоку от район­ного центра и железнодорожной станции Крыжополь. Население 2082 человек (2001 год) до войны, как и другие еврейские местечки на Украине, жило в окружении украинских сел, которые примыкали к местечку.

В 1559 г. польский король, подтвер­ждая шляхтичам Жабокричским их владения в Брацлавском повете, упомянул Жабокрич среди прочих «сел». Согласно описи 1629 года в Жабокриче было 54 дома. К 1664 году после казацко-польских войн в селе, принадлежавшем тог­да двум владельцам (семьям Скоповских и Босов) оставалось лишь 16 жилых домов. Евреи здесь поселились, вероят­но, в первой половине XVIII столетия. В 1765 году в Жабокриче было шесть ев­рейских домов и более сорока ев­реев. Судя по переписи 1790 года, насчи­тавшей здесь 55 евреев, поселение к этому времени получило статус местечка с изменением названия на Жабокрич Велький (Большой). В 1853 году община владела дере­вянной синагогой, в которой чис­лилось 120 прихожан, при ней бы­ли «духовный» раввин Мордехай (Мортко) Шайман, габай и кантор. В 1847 году здесь уже проживало 665 евреев. В 1852 году в Жабокриче было семь зарегистрированных ремесленников-евреев.

В 1870 году на­чалось регулярное движение поездов по линии Одесса — Киев, которое проходило через железнодорожную станцию в Жабокриче. Это благоприятствовало росту еврейского населения. В 1871 г., согласно сообщению по­дольского губер­натора, 357 жите­лей Жабокрича было приписано к торговому со­словию и 3750 — к сельскому, в местечке насчитыва­лось 679 домов. В первой полови­не 1890-х годов в местечке было 440 дворов, в них проживало 4790 че­ловек. В 1889 году - евреи составляли более 25% населения и содержали два молитвенных дома. В 1897 году - число жителей составило 6252 человека, из них евреев было 1307. В 1901 году раввином Жабокрича стал Натан сын раввина Баруха Станиславского. В начале двадцатого столетия в распо­ряжении общины было три сина­гогальных здания.

Практически все сферы хозяй­ственной жизни местечка — ремес­ленная, промышленная и торговая — находились в руках евреев. Ев­реи арендовали самое крупное предприятие местечка — винокуренный за­вод (основан в 1860 году), владели одной из двух паровых мельниц, лесными складами, а также всеми лавками и магазинами, общим числом око­ло сорока.

Еврейские погромы времён рас­пада Российской империи не миновали Жа­бокрич. В православный праздник Введения (ноябрь 1917 г.) молодые крестьяне группой прибыли в местечко и избили евреев желез­ными прутьями. Чтобы защитить себя в будущем, евреи Жабокрича обратились в Центральную Раду с ходатайством «об ускоренной при­сылке надёжной помощи в лице украинских частей, призванных стоять на страже порядка и спо­койствия».

28 - 30 августа 1919 г. солдаты отступающих воинских частей Директории устроили в ме­стечке погром, о последствиях ко­торого было доложено в отчёте официального инспектора Волын­ской группы войск: «Я лично посетил дома и магазины, которые были разграблены и разрушены. Везде мебель уничтожена, окна разбиты, посуда, лампы и другие ценные предметы вывезены и частично проданы местному населению. Все евреи под угрозой смерти должны были отдать все их деньги. Последняя одежда и обувь была отнята. 25 еврейских девушек изнасиловано, многие евреи искалечены, большое их число — смертельно. Терроризируемое население пыталось найти убежище, некоторые у тех крестьян, кто на сходке провёл резолюцию протеста против погрома, устроенного военными частями, остальные в пещерах и дырах. С начала украинской революции жабокричское еврейство симпатизировало созданию украинского государства и поддерживало его материально; сионистская организация пожертвовала 250 рублей, еврейская община организовала Комитет поддержки солдат, выдавая им фураж, обмундирование и т. п., однако даже этот комитет был разогнан и разграблен».

В начале 1920-х годов. Жабокрич представлял собой средних разме­ров местечко с населением в 8000 жителей. Ев­реи составляли четверть его насе­ления и проживали компактно в центре местечка; большую часть ев­рейского населения составляли ре­месленники: сапожники, скорняки, плотники, кузнецы. Раввином Жабокрича оставался Натан Станиславский, пока в 1920-х годах он не пришел к выводу, что «местечко больше не нуждает­ся в раввине, так как к нему никто не обращается». Некоторое время продолжали действовать четыре хедера, летом 1923 года два из них бы­ли закрыты, в оставшихся занима­лись пятьдесят детей. Из-за финан­совых трудностей еврейскую шко­лу, открытую в начале 1920-х годов, пришлось закрыть; детский дом из-за скудости средств разместил­ся в двух комнатах жилого дома, где остро ощущал недостаток персо­нала. Он содержался на средства Еврейского общественного комитета и «Джойнта», а с мая 1923 года — только на средства последнего, так как Отдел народно­го образования отказал дому в под­держке. Часть еврейской молодежи была охвачена комсомольской работой, которая велась на идише, среди 16 местных комсомольцев было 12 ев­реев. В 1923 г. Здесь проживало 823 еврея (20% населения). В 1930-е годы в Жабокриче был еврейский сельсовет. В 1939 году в Жабокриче проживали 679 евреев.

Немецкие войска вошли в Жабокрич 26 июля 1941 г., позже здесь был установлен ру­мынский оккупационный режим. 27-29.7.1941 нацистами в Жабокриче было расстреляно 435 евреев, в т.ч. более 230 из самого Жабокрича. Среди уничтоженных был 61 ребёнок. Среди убийц были и местные пособники немцев: полицай Стопачннский, которого звали «комсомолец» и Гришка по прозвищу «немец», а также староста Жабокрич, безглазый Полищук. Евреев заталкивали в погреба в еврейских домах и стреляли им в спину. Некоторым раненым удалось выползти с места казни и спастись. До конца июля румынские жандар­мы и их украинские пособники практически полностью уничтожили еврей­ское население местечка. С 1сентября 1941года Жабокрич входил в состав Транснистрии (румынской зоны оккупации). В конце 1941 года в село были пригнаны евреи из Бессарабии и Буковины и вместе с местными евреями поселены на нескольких улицах, огороженных колючей проволокой. Среди местного населения многие, как могли, помогали евреям и среди них можно выделить врача Воскобойника, аптекаря Коринчак и других.

В январе 1943 года, плохо одетых и обутых евреев, выгнали на дорогу Жабокрич-Соколовка. чистить снег, били нагайками. В гетто по несколько семей жило в страшной тесноте в одной квартире. Санитарные условия были жуткими. Много евреев умерло в гетто от тифа. Люди постоянно испытывали голод. В каждой квартире висел список людей проживающих в ней. Отлучаться куда-либо нельзя было. Оккупанты опасались связи евреев с партизанами и часто врывались в дома, проверяя наличие людей. На 1 сентября1943 года в Жабокриче находились 70 евреев из Бессарабии и 175 евреев из Буковины. Многие из них знали румынский язык, и они были в контакте с румынскими солдатами. Это иногда способствовало спасению людей.

Перед самым освобождением Жабокрича, 13 марта 1944 года евреев выгнали на площадь и объявили, что кто заплатит по 10 рублей золотом за человека, того отпустят, кто этого требование не выполнит, того расстреляют. Однако возникшая паника вступления советских солдат в местечко привела румынских солдат к отказу от этой угрозы. В середине марта 1944 года местечко было освобождено. Сохранились три могилы, в которых находятся тела жертв. В послевоенные десятилетия в селе проживали единичные еврей­ские семьи. 28 июля 2001 года исполнилось 60 лет со дня трагедии в местечка Жабокрич. Со всего света приехали почтить память зверски убитых. Бывшие жители Жабокрич теперь живут в Израиле, США, Германии и городах Украины, России. А местечко? Оно было! Как и сотни других еврейских местечек Украины и Белоруссии. И наверно уже больше никогда не будет. В Жабокриче частично сохранился квартал местечковой жилой застройки, в котором уцелело здание синагоги, построенной в XIX столетии. На еврейском кладбище сохранилось около пятисот надгробий XIX —XX столетий, среди них несколько послевоенных могил (последняя 1992 года).

------


Этот материал составлен Александром Вишневецким на основе источников, опубликованных на русском и украинском языках.

.

.




Коьрта
Контакты

    Главная страница


В 1559 г польский король, подтвер­ждая шляхтичам Жабокричским их владения в Брацлавском повете, упомянул Жабокрич среди прочих «сел». Согласно описи 1629 года в Жабокриче было 54 дома

Скачать 52.85 Kb.