• Создание епархии
  • Епархия в XIX и начале XX века
  • Иеросхимонах Иларион (8 апреля [ 1
  • Епархия в годы гонений
  • Жизнь епархии после великой отечественной войны
  • Епархия в наши дни
  • Святыни саратовской епархии
  • Православное образование и просветительная деятельность

  • Скачать 165.26 Kb.


    Дата12.05.2019
    Размер165.26 Kb.

    Скачать 165.26 Kb.

    «В деревню, к тетке, в глушь, в Саратов» пожа¬луй, это первое, что прихо¬дит на ум при упоминании нашего города



    «В деревню, к тетке, в глушь, в Саратов» - пожа­луй, это первое, что прихо­дит на ум при упоминании нашего города. Благодаря А. С. Грибоедову он стал олицетворением российской глубинки. Небольшой губернский городок на Волге, неспешная жизнь, провинциальный уклад - таким Са­ратов был два столетия на­зад. Его история, как и мно­гих городов России, неотде­лима от Православия. Обстраиваясь па новом месте, первые поселенцы возводили храмы и монас­тыри, поскольку не мысли­ли своего существования без Бога и Церкви. Так было и на Саратовской земле. Одна­ко обстановку в крае трудно было назвать благополуч­ной. Здесь находили себе пристанище сторонники Сте­пана Разина и Емельяна Пу­гачева, сектанты и расколь­ники. На реке Иргиз старо­обрядцы основали свой рас­кольничий «Иерусалим»: построили множество скитов 11 монастырей, которые были местом притяжения старо­обрядцев на протяжении почти 200 лет истории края.

    На территории Саратов­ской губернии жили мусуль­мане, кроме того, Поволжье активно заселяли немцы-католики и лютеране. Здесь нашли приют штундисты, тогдашние протестанты Рос­сийской Империи. В конце XIX века в городе появилась община баптистов. И все же Православие всегда было доминирующим вероиспо­веданием, а православные составляли большую часть населения края. До революции в Саратовской епархии действовало более тысячи храмов и часовен, семнад­цать монастырей.

    Послереволюционные годы в России были окраше­ны кровью десятков тысяч новомучеников и исповед­ников. В Саратовской епар­хии гонения были особенно жестокими. К концу 1930-х годов в области не осталось ни одного действующего православного храма.

    Сегодня Саратов - один из крупнейших областных центров Поволжья. Он ак­тивно строится, развивают­ся промышленность, культу­ра и наука, на Са­ратовской земле возрожда­ется церковная жизнь, вос­станавливаются разрушен­ные храмы, строятся новые церкви, открываются прихо­ды. Все больше и больше людей приходит в храмы.


    Создание епархии

    Датой основания Сара­товской епархии считается 27 октября 1799 года. Одна­ко Православие на берегах Волги утвердилось значи­тельно раньше. Есть свиде­тельства о том, что христиа­не жили здесь уже в период Хазарского каганата (VII-X века). В столице каганата го­роде Итиль в конце VIII ве­ка была образована Астильская кафедра православной Доросской митрополии. В 861 году из Византии с про­поведью к хазарам приходи­ли святые равноапостоль­ные Кирилл и Мефодий.

    Христианство распрост­ранялось в Поволжье и во времена Золотой Орды. На южной окраине современно­го Саратова, в поселке Увек, в XIII веке располагался Укек - крупный торговый город и зимняя ставка внука Чингис­хана золотоордынского хана Батыя. Во время археологи­ческих раскопок на Увеке бы­ли найдены богослужебная утварь, нательные кресты. Это свидетельствует о том, что здесь был православный храм, а некоторые исследова­тели полагают, что на Увеке располагался древнейший в Поволжье монастырь.

    В 1261 году на землях, принадлежащих сегодня Са­ратовской губернии, по ука­зу святого благоверного кня­зя Александра Невского бы­ла образована Сарайская епархия, объединившая пра­вославные храмы и монас­тыри Золотой Орды. Слу­жение Саранских епископов было сопряжено с немалы­ми трудностями, так как на обширной территории епар­хии проживало множество разноязычных народов, пред­ставителей разных религий. Известно, что в конце XIII века от татар пострадал священномученик Анфим, епи­скоп Саранский.

    После падения Золотой Орды на тер­ритории Поволжья хозяй­ничали беглые казаки и ко­чевники Ногайской орды, которые опустошали и разо­ряли города, грабили торго­вые караваны, угоняли в плен местное население.

    Саратов был основан в 1590 году стрелецкими вое­водами под управлением князя Григория Засекина и боярина Федора Турова. Пер­вые поселенцы - московские стрельцы взяли с собой спи­сок рублевской иконы Спаса Нерукотворенного Образа: благословение Троице-Сергиевой Лавры. Впоследствии образ прославился многими чудотворениями и поныне является одной из самых по­читаемых святынь Саратов­ской епархии.

    По преданию, первым саратовским храмом стала деревянная Казанская цер­ковь (По преданию деревянная Казанская церковь была разобрана и перенесена с левого берега Волги в новый правобережный Саратов и там воздвигнута вновь. До 1704 года церковь была монастырской. После пожара 1712 года она сгорела дотла, как и весь Саратов. После пожара церковь была возведена на том же самом месте, но уже из камня, и обращена в приходскую.). В 1695 году была по­строена каменная церковь во имя Святой Троицы (Ста­рый собор), сохранившаяся до наших дней. Это один из древнейших и красивейших храмов во всем Нижнем и Среднем Поволжье, в кото­ром пребывает сейчас чудо­творная икона Спаса Нерукотворенного Образа.

    В 1797 году Саратов стал центром губернии, на терри­тории которой проживало много разных народностей: русские, мордва, татары, чу­ваши, калмыки и другие на­циональности. Для укрепле­ния Православия в этом неспокойном крае в 1799 году была образована Саратов­ская епархия (до того право­славные храмы и монастыри Саратова и прилегающих к нему земель входили сначала в состав Казанской, а за­тем Астраханской епархии).

    Саратовская епархия включила в себя территорию двух губерний: Саратовской и Пензенской. Первым епис­копом Саратовским и Пен­зенским по представлению Святейшего Синода импера­тор Павел I утвердил Преосвященного Гаия (Токаова, 1799-1808, впоследствии ар­хиепископа Астраханского и Казанского, 1821). Из-за неимения в Саратове достой­ных административных зда­ний в скором времени епис­копская кафедра была пере­несена в Пензу. Некоторое время ее возглавлял замеча­тельный пастырь, ученый и богослов святитель Инно­кентий (Смирнов, 1819), епископ Пензенский и Сара­товский, прославленный в лике святых на Юбилейном Архиерейском Соборе в 2000 году.
    Епархия в XIX и начале XX века

    Самостоятельная Саратовская епархия была вновь учреждена в 1828 году. Первым ее архиереем стал епископ Саратовский и Царицынский Моисей (Богданов-Платонов, 1828–1832, впоследствии архиепископ Карталинский и Кахетинский, экзарх Грузии, † 1834). К тому времени в епархии действовали 4 монастыря и 545 церквей. Трудами Владыки Моисея в Саратове были открыты архиерейская кафедра, Духовная консистория и Духовная семинария. В декабре 1830 года в семинарии числилось 289 учеников. К 1843 году в епархии насчитывалось уже 750 храмов.

    В XIX веке Саратовскую кафедру возглавляли видные иерархи Русской Православной Церкви. С 1832 по 1847 год епископом Саратовским и Царицынским был Преосвященный Иаков (Вечерков, † 1850), впоследствии архиепископ Нижегородский и Арзамасский. Его сменил не менее просвещенный епископ Афанасий (Дроздов, † 1876). С 1864 по 1873 год епископом Саратовским и Царицынским был святитель Иоанникий (Руднев, † 1900), будущий митрополит Московский и Коломенский, а затем Киевский и Галицкий. Должность ректора Саратовской Духовной семинарии некоторое время (1857–1865) занимал известный богослов и философ архимандрит Никанор (Бровкович, † 1890), будущий архиепископ Херсонский и Одесский. С Саратовом были связаны жизнь и труды Родиона Пономарева – будущего Оптинского старца преподобного Илариона († 1873) (Иеросхимонах Иларион (8 апреля [1] 1805 — 18 сентября 1873), в миру Родион, еще с детства чувствовал в себе стремление стать монахом. В 1829 году, будучи 24 лет от роду, Родион переехал с семейством своим в город Саратов, где провел девять лет жизни. В Саратове, под покровительством Преосвященного Иакова, Родион Никитич мужественно боролся с раскольниками различных толков за чистоту Православия. Постепенно, с духовной зрелостью, приходит и окончательная решимость оставить все и последовать Христу. После посещения многих монастырей, Родион успокаивается в Оптиной пустыни. 13 марта 1839 года он был уже принят в число скитской братии. Родион был избран преподобным Макарием ему в келейники и в этом послушании пробыл в течение двадцати лет, до дня блаженной кончины старца Макария в 1860 году. В последние дни своей жизни старец Макарий благословил преподобного Илариона продолжать старческую деятельность, вручив его духовному руководству многих из своих духовных детей, чем подчеркнул преуспеяние преподобного Илариона во внутреннем делании. Наряду с благодатным даром духовного рассуждения, старец Иларион имел дар и прозорливости, был мужем учительным, ведущим истинно подвижническую жизнь. Однако не только почитание и любовь выпадали на его долю, но иногда и хулу, и клевету приходилось терпеть преподобному. Но все это он переносил с великим смирением и снисхождением ко всем немощам людским.).

    Со второй половины XIX века небольшой купеческий Саратов начал очень быстро расти. По инициативе саратовских архипастырей и под их руководством в городе были открыты странноприимные и сиротские дома, приюты, больницы, богадельни. Большое внимание уделялось миссионерской и просветительной деятельности. В 1865 году начал выходить журнал «Саратовские Епархиальные ведомости».

    В 1868 году епископ Иоанникий (Руднев) учредил миссионерское Братство Святого Креста и Благотворительный союз. Братство распространяло православную литературу, организовывало для народа чтения книг религиозно-нравственного содержания. Союз оказывал помощь нуждающимся, при нем был учрежден учебно-заработный дом, спасший от голодной смерти сотни бедняков и их детей. Были также открыты учебно-исправительный приют для малолетних преступников, приемный покой для приходящих больных, состоящий в ведении Красного Креста, общество призрения бедных семейств, основанное в честь святого Алексия, человека Божия, Андреевская община сестер милосердия и Дом трудолюбия.

    С 1903 по 1912 год епархией управлял священномученик Гермоген (Долганев, † 1918), епископ Саратовский и Царицынский. Он пользовался в губернии большим авторитетом и делал все, чтобы остановить разгул безбожия и революционное «беснование». Владыка Гермоген создал в Саратове Всероссийское православное братство Союза русского народа, неустанно защищал духовные ценности, обличал безверие, нигилизм.

    В 1917 году Владыка Гермоген получил назначение на Тобольскую кафедру и оказался в одном городе с семьей последнего Российского Императора. В 1918 году епископ Гермоген был арестован ЧК и казнен вместе с другими священнослужителями. В 2000 году священномученик Гермоген был прославлен Русской Православной Церковью в лике святых и включен в Собор новомучеников и исповедников Российских.
    Епархия в годы гонений

    До революции в Саратовской епархии было 5 мужских и 12 женских монастырей, вместе с домовыми церквами насчитывалось 897 храмов и 159 часовен. После революции все они были закрыты, разрушены либо осквернены и приспособлены под зернохранилища, склады, общежития, дома культуры, клубы, кинотеатры, больницы, тюрьмы. В храме в честь иконы Божией Матери «Утоли моя печали» в Саратове разместился планетарий. Гонениям подвергались священники и миряне – прихожане храмов, церковные старосты, члены приходских советов. Людей, открыто исповедовавших православную веру, расстреливали или отправляли в лагеря и ссылки.

    В 1918 году по инициативе Троцкого в Саратове был устроен показательный судебный процесс над епископом Вольским Германом (Косолаповым), священником Михаилом Платоновым и другими представителями саратовского духовенства. На заседании революционного трибунала им было предъявлено обвинение в контрреволюционной деятельности и агитации против советской власти, выразившейся в совершении панихиды по царской семье, после чего обвиняемые были расстреляны. Их могила на Воскресенском кладбище стала почитаемым местом для православных саратовцев. Епископ Герман (Косолапов) и иерей Михаил Платонов прославлены в Соборе новомучеников и исповедников Российских в 2006 году.

    С 1927 по 1928 год епархией управлял священномученик Фаддей (Успенский, † 1937), архиепископ Саратовский и Петровский.

    В 1930-е годы в Саратове был разрушен кафедральный Александро-Невский собор (Новый собор), который был построен в 1815–1826 годах в память о победе в Отечественной войне 1812 года. В нем хранились старинные реликвии – боевые знамена саратовских ополченцев. В крипте храма были погребены два саратовских архиерея: епископ Евфимий (Беликов, † 1863) и епископ Авраамий (Летницкий, 1889– 1893, † 1893). Ныне над останками почивших святителей находится стадион «Динамо».
    Жизнь епархии после великой отечественной войны

    В 1942 году Русской Православной Церкви был передан в аренду, а через пять лет окончательно возвращен Свято-Троицкий кафедральный собор в Саратове. Из краеведческого музея в храм была передана чудотворная икона Спаса Нерукотворенного Образа. Официально религия все еще была под запретом, но у верующих людей появилась возможность посещать богослужения. И наплыв людей был огромен – в собор приезжали со всей области. Некоторое время он был единственным действующим храмом в городе (до открытия в 1947 году Духосошественского собора).

    В том же году стараниями епископа Саратовского и Вольского Бориса (Вика) возобновила свою деятельность Саратовская Духовная семинария. К сожалению, она просуществовала недолго и была закрыта во время хрущевских гонений в 1961 году.

    В 1949 году, в праздник Крещения Господня, десятки тысяч саратовцев пришли на набережную Волги, где епископ Борис совершил чин великого освящения воды. В связи с этим в «Правде» появился фельетон под названием «Саратовская купель». Вскоре Владыка Борис был переведен в другую епархию, а партийцев, чья партийная бдительность «притупилась», отстранили от должностей.

    С 1965 по 1993 год епархией управлял архиепископ Саратовский и Волгоградский Пимен (Хмелевской, † 1993). Предметом его особой заботы было открытие новых храмов и приходов. В год празднования 1000-летия Крещения Руси в епархии действовало лишь 12 церквей. Благодаря усилиям Владыки Пимена в следующие два года было открыто 70 храмов. В связи с этим было принято решение о разделении епархии на две самостоятельные: Саратовскую и Волгоградскую, и с 1990 года Владыка Пимен стал архиепископом Саратовским и Вольским.

    В 1991 году в саратовском военном химическом училище открылся первый в постсоветской России воинский храм, освященный во имя святого великомученика Димитрия Солунского. В 1992 году в саратовской исправительно-трудовой колонии № 33 был построен один из первых в России тюремных храмов – церковь во имя блаженной Ксении Петербургской.

    Понимая всю важность и необходимость подготовки пастырей, Владыка Пимен сделал все возможное, чтобы в Саратове вновь открылась Духовная семинария. С 1985 года он постоянно обращался в Саратовский городской совет с предложением возвратить Саратовской епархии здание бывшего Архиерейского дома на улице Волжской для размещения в нем Духовной семинарии. Только через шесть лет вопрос был решен положительно, и в 1992 году она была вновь открыта. За время управления епархией Владыка Пимен совершил 330 иерейских хиротоний.

    Большое внимание Владыка Пимен уделял миссионерской деятельности. С 1991 года на некоторое время был возобновлен выход журнала «Саратовские Епархиальные ведомости». С декабря 1992 года стала выходить газета «Православная вера».

    В 1993 году состоялся первый в истории города официальный визит Предстоятеля Русской Православной Церкви в Саратов. Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II посетил ряд саратовских храмов и 22 июня совершил Божественную литургию в Свято-Троицком соборе, а затем при большом стечении народа совершил панихиду по погибшим в годы Великой Отечественной войны.

    Владыка Пимен отошел ко Господу 10 декабря 1993 года и был похоронен в ограде Свято-Троицкого собора. Спустя десять лет после кончины архипастыря по инициативе епископа Саратовского и Вольского Лонгина в Саратове были организованы первые Пименовские чтения, ставшие традиционными.



    Епархия в наши дни

           После смерти Владыки Пимена Саратовскую кафедру возглавляли епископ Нектарий (Коробов, † 1994) и архиепископ Александр (Тимофеев, † 2003). Владыка Нектарий запомнился всем как опытный и добрый архипастырь. Но его служение длилось недолго: он приехал в Саратов в марте 1994 года, а через семь месяцев трагически погиб в автомобильной катастрофе. Владыка Александр управлял Саратовской епархией с 1995 по 2003 год и оставил заметный след в ее истории. В период его пребывания на кафедре продолжалось становление Саратовской Духовной семинарии.

    26 августа 2003 года Саратовскую кафедру возглавил Преосвященный епископ Лонгин (Корчагин). «Приоритетным направлением своей деятельности я считаю восстановление полноты церковной жизни, почти уничтоженной в нашей стране в ХХ веке, и места Церкви в жизни общества – того места, которое она может и должна занимать, исходя из ее исторических заслуг перед Российским государством. А церковная жизнь сегодня – это восстановление разрушенных храмов, открытие и строительство новых приходов, подготовка и воспитание духовенства, дела милосердия и благотворительности», – так сформулировал свои задачи Владыка Лонгин, приступив к управлению епархией.

    К началу 2003 года в области было зарегистрировано 133 прихода, были открыты 1 мужской и 2 женских монастыря, 11 часовен. Число священнослужителей составляло 194 человека. Сегодня в епархии действуют 210 приходов, 2 мужских и 3 женских монастыря, 25 часовен; служат 274 священнослужителя.

    Ныне продолжается восстановление разрушенных и чудом уцелевших храмов. Большой радостью для саратовцев стало завершение уникальной реставрации Свято-Троицкого собора и великое освящение его нижнего, Успенского храма. Масштабные восстановительные работы проходят в 17 храмах епархии, более 100 ремонтируются, 36 храмов строится. В 2008 году Владыка Лонгин совершил чин великого освящения семи новых храмов и отреставрированной Покровской церкви в Покровске (Энгельсе). Иерейским чином были освящены две церкви. При нескольких храмах созданы паломнические службы.

    В епархии возрождаются православные традиции. В 2006 году в Неделю жен-мироносиц в Саратове впервые состоялся детский крестный ход милосердия, в котором приняли участие около 400 юных прихожан храмов епархии.

    В 2007 году, в день памяти святых равноапостольных Кирилла и Мефодия, учителей Словенских, в Саратове был организован крестный ход к Поклонному кресту, установленному у часовни в честь иконы Божией Матери «Живоносный Источник». В 2009 году Саратов стал столицей всероссийского празднования Дней славянской письменности и культуры.


    Святыни саратовской епархии

    28 октября 2003 года по благословению епископа Лонгина состоялось принесение в Саратов ковчегов с частицами мощей Киево-Печерских и Радонежских святых и первый за многие десятилетия многолюдный крестный ход. Эти святыни пребывают ныне в Духосошественском кафедральном соборе.

    В январе 2005 года Саратовский областной музей краеведения возвратил епархии уникальный мощевик XVIII века с частицами мощей 132 святых. Известно, что до 1921 года святыня пребывала в храме в селе Зубриловка, в имении Голицыных-Прозоровских, а после его разорения попала в Саратов как экспонат антирелигиозной выставки, при этом бесследно исчезла серебряная риза мощевика. Теперь риза воссоздана по старинной фотографии, и святыня пребывает в Свято-Троицком соборе в Саратове.

    После реставрации в собор вернулась Казанская икона Божией Матери, написанная в XVII веке и являющаяся одной из главных святынь епархии. Завершились работы по возрождению главной святыни храма – древней чудотворной иконы Спаса Нерукотворенного Образа, значительно пострадавшей от времени.

    В 2007 году музей краеведения передал епархии частицы мощей святителя Никифора Цареградского и преподобномученика Стефана Нового, которые оказались в музейном собрании после ликвидации Духосошественской церкви в 1939 году и хранились в запасниках почти семьдесят лет. Святые мощи угодников Божиих были возвращены в Духосошественский кафедральный собор.

    В последние годы саратовцы могли поклониться и другим почитаемых святыням: мощам Оптинских старцев, преподобномучениц Елисаветы и инокини Варвары, ковчегу с частицей Ризы Господней, иконе с частицей мощей святителя Игнатия (Брянчанинова), чудотворным иконам Божией Матери «Призри на смирение», Толгской и Феодоровской иконам.

    Одним из главных событий жизни епархии в 2006 году стало принесение в Саратов десницы честного славного Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна, организованное Фондом святого всехвального апостола Андрея Первозванного. Днем и ночью люди шли поклониться святыне, сотни паломников прибывали из других областей России.
    Православное образование и просветительная деятельность

    Саратовская Духовная семинария – старейшее учебное заведение в городе. В ее стенах получили образование многие видные иерархи Русской Православной Церкви, одиннадцать ее выпускников прославлены в лике святых.

    В 2004 году семинария перешла на пятилетнее обучение, а в 2005 году отметила свое 175-летие, и ее юбилей стал заметным событием не только в епархиальной, но и в культурной жизни региона. В год юбилейных торжеств семинария переехала в отремонтированный учебный корпус – возвращенное Церкви здание бывшей Духовной консистории.

    Сегодня в семинарии на дневном отделении обучаются 98 человек, на заочном – 102 человека. Преподавательская корпорация насчитывает 40 человек, в основном это педагоги с высшим духовным или светским образованием. Значительная часть преподавателей в священном сане имеет высшее богословское образование и ученую степень кандидата богословия.

    Преподаватели и воспитанники семинарии принимают активное участие в общественной и духовно-просветительной деятельности, в научно-практических конференциях регионального, общероссийского и международного масштаба.

    В 2005 году в Саратове начал действовать Учебный центр во имя преподобномученицы великой княгини Елисаветы, в котором открыты отделение сестер милосердия и регентская школа. Это учебное заведение находится в бывшем сестринском корпусе женского Крестовоздвиженского монастыря. Это единственное из сохранившихся зданий обители, известной своей миссией милосердия и разоренной большевиками в 1919 году. Сегодня в здании Учебного центра действует храм в честь Воздвижения Креста Господня.


           Воспитанницы центра получают бесплатное образование в областном базовом медицинском колледже и областном училище искусств, духовное образование – на базе Саратовской Духовной семинарии. Всего в учебном центре сейчас обучаются 28 воспитанниц, которые живут на полном пансионе в общежитии центра.

    В 2007 году по многочисленным просьбам прихожан саратовских храмов в городе была открыта первая православная гимназия. Пока что это единственное в области среднее общеобразовательное учреждение, где дети получают знания по истории Православия, о Церкви, о жизни в храме. К сожалению, из-за отсутствия собственного помещения Свято-Покровская православная классическая гимназия не смогла вместить всех желающих, и 1 сентября 2007 года к занятиям в епархиальном образовательном центре при Покровском храме приступили всего 120 гимназистов.

    В сентябре 2007 года начался учебный год и в Свято-Романовской детской православной хоровой школе при Покровском храме в Саратове, созданной по благословению Владыки Лонгина.

    К воспитательной работе с детьми в епархии относятся с большим вниманием. Почти во всех храмах действуют воскресные школы, с 2007 года проводится олимпиада воскресных школ, дети участвуют в традиционных фестивалях «Преображение» и «Свет Вифлеемской звезды». При архиерейском подворье – храме в честь иконы Божией Матери «Утоли моя печали» действует одна из самых многочисленных воскресных школ. Ее посещают более 60 воспитанников пяти возрастных групп: от 3,5 до 20 лет. Занятия в школе наряду с педагогами ведут учащиеся Саратовской Духовной семинарии. В школе выпускается своя газета «Кораблик веры». Дети готовят праздничные выступления к Пасхе и Рождеству, спектакли для детей из неблагополучных и малообеспеченных семей.

    В 2005 году по благословению Владыки Лонгина начал действовать православный детский дом во имя святого царевича Алексия в селе Рыбушка Саратовского района. Сейчас в нем семь воспитанников в возрасте от 4 до 8 лет.

    В епархии действует отдел религиозного образования и катехизации, которым руководит священник Сергий Штурбабин. Отдел сотрудничает с учебными заведениями области, передает в вузы, школы и детские дома подборки православной литературы.

    В 2004 году в епархии создана Ассоциация православных педагогов, в которую вошли более 200 человек. В большинстве районов области в школах ведется преподавание основ православной культуры. Подготовкой педагогов по этому предмету занимается Центр православной культуры и религиозной антропологии, созданный в Саратовском государственном университете. Курсы повышения квалификации прошли более 500 педагогов области.

    В 2004 году в епархии открылся первый домовый храм в вузе – во имя святых царственных страстотерпцев в Саратовском государственном университете.

    В Саратовском государственном художественном музее имени А. Н. Радищева регулярно проходят выставки, организованные вместе с епархией. Не менее интересно и сотрудничество епархии с Саратовским губернским театром хоровой музыки под руководством Л. Н. Лицовой.

    В декабре 2003 года был создан архиерейский хор Духосошественского кафедрального собора. Хор сопровождает епископа Лонгина в его многочисленных поездках по епархии, ведет концертную деятельность, выступает в Саратовской государственной консерватории.






    Коьрта
    Контакты

        Главная страница


    «В деревню, к тетке, в глушь, в Саратов» пожа¬луй, это первое, что прихо¬дит на ум при упоминании нашего города

    Скачать 165.26 Kb.