Скачать 171.63 Kb.


Дата25.08.2018
Размер171.63 Kb.
ТипУрок

Скачать 171.63 Kb.

В гости к зиме




Открытый урок на тему:
«В гости к зиме»

Подготовила:

учитель начальных классов

Артюхова Н. И.


д. Большой Крупец

2015 – 2016 учебный год

Тема урока: «В гости к зиме»

Предмет: окружающий мир

Класс: 2

Тип урока: изучение нового материала

Цель урока: сформировать у учащихся представления о зимних изменениях в природе.

Задачи урока : познакомить учащихся с зимними явлениями природы, с жизнью растительного и животного мира зимой; раскрыть связи между живой и неживой природой; формировать умения соблюдать правила безопасного поведения на улице зимой; воспитывать любовь и бережное отношение к природе.

Планируемые результаты: учащиеся осознают необходимость охранять природу, правильно вести себя на улице зимой; научатся обобщать наблюдения за зимними природными явлениями; готовить сообщения и выступать с ними.

Необходимое оборудование и материалы :
- экран, мультимедийный проектор, компьютер, колонки.

- презентация к уроку.

- Плешаков А.А. Окружающий мир. 2 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. - М.: Просвещение, 2011.

- раздаточный материал.

- смайлы для самооценивания.


  1. Организационный момент.

Ноги – на месте,

Руки – на месте,

Локти – убрали,

Спинка – прямая.
Девиз урока: В мире много интересного,

В мире много неизвестного.

Миру знаний нет предела

Так скорей, друзья, за дело!


Приветствие всех и друг друга улыбками.

2.Актуализация знаний.

-Ребята, сегодня мы отправимся в гости к очень красивому времени года.

А какое это время года, вы скажете, отгадав загадку:
А)Тройка, тройка прилетела,

Скакуны в той тройке белы.

А в санях сидит царица,

Белокоса, белолица.

Как махнула рукавом

Все покрылось серебром.

 - Я вас приглашаю в гости к зиме. ( надпись на доске)



б) Зимние месяцы.
А что за скакуны запряжены в тройку царицы зимы?

- В зимнем царстве нас встречают три месяца. Какие? (Декабрь, январь, февраль.)


Декабрь – «ветрозим», полночь года, месяц долгих ночей и морозных узоров на окнах. Декабрь год кончает, зиму начинает.

Январь – «студень», самый холодный и ветреный месяц в году. Январь – году начало, зиме середина.

Февраль - «лютый», «снежень», «бокогрей». Месяц снегопадов, злых вьюг и первого тёплого солнца. Говорят: «Вьюги да метели под февраль прилетели».
3.Самоопределение к деятельности

Письмо от Муравья Вопросика, который всегда и во всём сомневается

«С наступлением зимы всё в природе замирает. Выпадает снег. Становится холодно. Ничего не меняется. Всё в природе уснуло. Даже поэт Суриков написал в своём стихотворении:

Тёмный лес что шапкой

Принакрылся чудной

И заснул под нею

Крепко, непробудно…»
- Что ответить Вопросику?

- Что вы по этому поводу думаете?

- Действительно ли зимой изменения в природе перестают происходить?

-  Действительно ли всё уснуло, жизнь замирает?

(Высказывания детей)

- Вопрос остается нерешенным. Как вы думаете о чем мы сегодня будем говорить на уроке?

-Какие учебные задачи мы поставим перед собой?

(с.130 читаем )
-Отправляясь в гости к зиме, мы проведём наблюдения за изменениями в живой и неживой природе в это время года.
- Нам надо доказать, что и зимой, в самую глухую пору, изменения продолжают происходить

- Что для этого надо сделать?

- Найти как можно больше примеров из жизни растительного и животного мира о том, что происходит в природе с наступлением зимы

- Итак, в путь.
4. Работа по теме урока.

( Имитация движения, смотрим по сторонам)

А) ПривалНеживая природа зимой.

- Вспомните, какая бывает природа? (Живая и неживая)

-Что относится к неживой и к живой природе?

(Солнце, звёзды, воздух, вода, камни - неживая природа.

Растения, животные, человек - живая природа.)
- Что изменилось в неживой природе с приходом зимы?

- Назовите признаки зимы?



Обобщение признаков зимы

-Как вы думаете, когда наступает зима? ( Ответы учащихся)

-По календарю зима начинается 1 декабря. Но учёные считают началом зимы 22 декабря. Это день зимнего солнцестояния. Солнце в этот день низко поднимается на небе, а день самый короткий в году.

А в природе зима каждый год наступает в разные сроки. Первые заморозки - это ещё не зима. Заморозки сменяются теплом, снег падает и тает несколько раз. Зима начинается, когда температура воздуха устанавливается ниже нуля градусов, замерзают водоёмы, земля покрывается снегом. Дни становятся короткими и холодными.


Ребята, посмотрите внимательно на репродукцию картины В. Янова и скажите

- Какая стоит погода? Какое настроение хотел передать автор?

Какой цвет использует художник больше и почему?

(Используется много белого цвета, чтобы изобразить снег) ?


Учитель. А из чего же состоит снег?

Какими бывают снежинки?

Закройте глаза и представьте такую картину…

( Рассказ учителя о снежинках)

Высоко, над землей, где царит сильный холод, образуются из водяных паров льдинки – кристаллики крохотных размеров. Кристаллики – это еще не снежинки. Кристаллики все время растут и наконец становятся красивыми звездочками. Какое разнообразие форм! Кажется, нет и двух одинаковых.

Но учёные, изучающие снежинки, сумели выделить девять основных форм снежных кристаллов. Им даже дали интересные названия: пластинка, звезда, столбик, игла, пушинка, ёж, запонка, снежинка оледенелая, снежинка круповидная.

Снежинки столь разнообразны, что каждый такой снежный кристалл может встречаться в очень разных видах.

Сорок восемь видов, вариантов, комбинаций! Сколько красивых рисунков можно сделать, собирая рисованную коллекцию снежинок! Слипшиеся снежинки образуют снежные хлопья. Крупные, похожие на кусочки ваты, ложатся они на землю.

( Слайд)

- А сейчас откройте тетради на с 85

(Работа в тетради с 85 (2))

Учитель. Любоваться можно не только красивыми снежинками. А как красивы узоры на стеклах!

( Слайды )

Рассказ учителя. Какими бывают морозные узоры?

В холодные, морозные дни на стекле можно увидеть много интересного. Все эти красивые узоры, вроде бы и похожи друг на друга, а присмотрись — одинаковых не увидишь. Каждый узор особый. Что ни стекло, то новый узор.

Самое любопытное, что рисует мороз эти узоры с нашей помощью. Тёплый влажный воздух, выдыхаемый людьми, соприкасаясь с очень холодным стеклом, замерзает и превращается в ледяные кристаллики. Они-то и образуют сложный рисунок.

Рисует он ледяные цветы и на земле.


Работа по учебнику с.130-131

Работа с учебником. Чтение учащимися текста «Неживая природа зимой». Стр. 132-133 (самостоятельно)

- Какие явления в неживой природе происходят зимой?

Зимние явления



  • оттепель (повышение температуры атмосферы до положительных значений зимой или в начале весны).

  • гололедица (когда после оттепели происходит понижение температуры воздуха и почвы).

  • снегопад (выпадение снега из облаков).

  • метель (перенос ветром снега, поднятого с поверхности земли).

  • изморозь (отложения льда на тонких и длинных предметах (ветвях деревьев, проводах) при влажной морозной погоде).


Слайды

- А еще, какие природные явления вы знаете? (Вьюга, пурга)

Ребята, а чем отличается вьюга от метели?

Метель - метёт старый снег т.е. ветер без осадков; вьюга - это метель плюс осадки с сильным ветром. т.е. снег, а буран от слова буря т.е.очень серьёзно.


А теперь посмотрите на репродукцию картины Алексея Константиновича Саврасова «Зимний пейзаж». Обратите внимание, какой цвет преобладает в картине. Объясните, почему.

Какие краски использует художник, чтобы изобразить небо?

( Тяжелые мрачные тучи создают настроение тревожного ожидания: ожидания метели, вьюги или просто снегопада).

Как вы думаете какое природное явление ожидается в природе?

А теперь попробуйте угадать , какое явление изобразил в своем произведении Свиридов?

«Метель».

А как вы думаете, какие опасности подстерегают нас зимой?

Игра «Хлопки».

-Хлопните в ладоши, если услышите зимние явления природы.



Листопад, гроза, снегопад, дождь, метель, мороз, цвете слайды

ние яблонь,

прилёт перелётных птиц, оттепель, гололедица.

Подумайте и назовите правила безопасного поведения на улице зимой.


Работа в парах.

- Сформулируйте правила безопасного поведения на улице зимой.

Беседа о том, что гололед является причиной аварий на дорогах и травм пешеходов; а падающие во время оттепели с крыш зданий сосульки нередко причиняют травмы прохожим.


Гимнастика для глаз

Б) Привал Зимняя жизнь растений.

А сейчас мы поговорим, как зима отразилась на жизни растений и животных.

На какие группы, делятся все растения? (Деревья, кустарники, травы).

На какие группы делятся деревья? (Лиственные и хвойные).

Расскажите как лиственные и хвойные деревья приготовились к зиме?

( Лиственные растения еще осенью сбросили листья)

Лиственные деревья и кустарники зимой кажутся мертвыми. Но это не так. В этом легко можно убедиться, если рассмотреть почку растения. Снаружи она покрыта плотными чешуйками. Раздвиньте их и увидите маленькие зеленые листочки. Чешуйки защищают их от мороза и высыхания. Листочек сидит на крошечном стебельке, который так же спрятан в чешуйке. Зимой дерево как будто спит. А весной из почек вырастут молодые стебли с листьями.

На многих деревьях: рябине, клене, акации, шиповнике – на зиму сохраняются плоды. Для зимующих птиц это отличная столовая. Остались листья и на березе, ясене, клене, липе. Они постепенно осыпаются и разносятся ветром. Часть их отыщут на снегу и съедят мыши и птицы.

Еще одно дерево – кормилец – осина. Ее молодой корой питаются лоси, зайцы, олени и мыши.



Это интересно!

Большинство хвойных деревьев зимуют с зелеными листьями. Остаются зелеными не только хвойные деревья, но и некоторые травянистые растения: земляника, клюква, пшеница).

Почему они не замерзают? Какую роль выполняет снег для растений?

( Снег для этих растений – теплое пуховое одеяло, он укрывает и корни растений и не дает им замерзнуть. Чем больше снега, тем легче растениям перенести зимние морозы.)

Ученые измерили температуру воздуха под снегом и выяснили, что под снегом температура выше на 17-20 градусов.

Зима – период покоя в жизни растений.



8. Физкультминутка.

Физкультминутка "Зима" (Под музыку)

Встали и представили, что мы с вами в зимнем лесу.

Солнце землю греет слабо, (Руки вверх и вниз)

По ночам трещит мороз, (Руки на пояс, наклоны в сторону)

Во дворе у Снежной Бабы (Руки на пояс, поворот вокруг себя)

Побелел морковный нос. (Дети показывают нос)

В речке стала вдруг вода

Неподвижна и тверда, (Прыжки на месте)

Вьюга злится,

Снег кружится, (Дети кружатся)

Заметает все кругом

Ну, а мы чуть-чуть пройдемся

(Ходьба)

И за парты вновь вернемся. (Дети садятся за парты).



В) Привал Секреты животного мира.

О том, как зимуют некоторые звери, мы узнаем из сообщений, подготовленных ребятами.



(Сообщения учащихся)

(Дополнения учителя)

Белка. К зиме белка утепляет своё гнездо, которое ей служит надёжной защитой во время сильных морозов и непогоды. Гнездо своё белка строит в развилках веток или в дуплах деревьев. В морозы, когда очень холодно, белки по лесу не бегают, в гнёзда прячутся. А гнездо беличье называется гайно. Шар из веток высоко на ёлках. В нём один или два выхода, а внутри стенки выстланы мхом.

К зиме белочка делает съестные припасы. Потешно смотреть, как белка ищет орехи: стукнет лапкой по веткам орешника и смотрит, какая больше качается. Значит, на этой ветке орехи. На еду и про запас отбирает самые лучшие плоды.

Грибы летом и осенью белка сушит сама. Надкусит грибок - вкусен ли? Потом наколет на сучок – пусть сохнет до зимы. Бывает, что сотни и даже тысячи грибков белка насушит за лето.

Медведь. Говорят, что зимой в берлоге медведи сосут лапу. На самом деле со ступней медведя сходит старая грубая кожа, а молодая нежная нуждается в согревании. Поэтому медведь и облизывает подошвы горячим языком, причмокивая в это время губами. Вот и кажется, что он сосёт лапу.

Если медведя разбудить, то он выходит из берлоги голодным и в это время бывает очень опасен. Его называют медведь – шатун.



Заяц. У зайцев задние лапы сильнее передних. Бегает он по рыхлому снегу на своих опушенных лапах легко, как на канадских лыжах, Спит чутко, дремлет в полусне с открытыми глазами, лишь на минуту их закрывая. Во время сильных метелей и снегопадов прячется в неглубоких ямках, в кустах, ложится заяц в ямку со скока, поэтому поблизости не бывает следов. Заяц-беляк и заяц-русак довольно крупные зверьки, длина тела наиболее рослых достигает 70 см. Русак летом и зимой серый; зимой он лишь немного светлеет. Беляк же зимой становится совсем белым, чем и объясняется его название.

. Лиса. Охотится лиса в сумерках или ночью за птицами, зайцами, ежами. Подкрадывается к добыче незаметно, неожиданно бросается на неё и хватает острыми зубами. Любит, как кошка, поиграть с добычей. Зимой можно видеть, как лиса нюхает снег. На самом деле по запаху под снегом она выслеживает мышей, быстро роет передними лапками снег и хватает добычу. Уничтожая мышей, лиса приносит пользу. Во время сильных метелей и непогоды она ищет убежище, сворачивается клубком и прикрывает себя хвостом.



Это интересно!

  • Мыши – основной корм лисы зимой. Чтобы быть сытой, она должна съесть за день до 20 мышей.

  • Обычно каждая белочка имеет несколько гнёзд (иногда до 30) в разных местах.

  • Белка не всегда находит свои запасы, и ей приходится питаться семенами хвойных растений. Чтобы насытиться, ей надо за день съесть семена из 28 шишек ели или 380 шишек сосны. В семенах ели намного больше жира, чем в семенах сосны, поэтому они намного питательнее.

  • Лось за день должен съесть 9-10 кг корма, а при сильных морозах до 20 кг.

Игра « Расселите животных по домикам».

Домик №1 – животные, которые к зиме делают запасы.

Домик №2 – животные, которые зимой впадают в спячку.

Домик №3 – животные, которые зимой ищут корм в природе.


(Задание выполняется по – цепочке на доске).

Жизнь птиц зимой.

А теперь поговорим о жизни птиц зимой.

- Дети, а все ли птицы остаются зимовать? Почему?

-Как называются птицы, которые улетают осенью в тёплые края? Почему они улетают?


-Как называют птиц, которые остаются зимовать? (Зимующие.)
А на какие группы делятся зимующие птицы? (оседлые и кочующие)
Назовите перелетных птиц? (иволга, стриж, ласточка, жаворонок, скворец, грач…)
-Назовите зимующих птиц.

(Синица, воробей, сойка, дятел, поползень, снегирь, голубь, сорока, ворона)

Давайте вспомним оседлых и кочующих птиц?

Клёст живёт в хвойных лесах. Клюв у клестов приспособлен к питанию семенами шишек, поэтому верхняя и нижняя половинки клюва перекрещены. Самец окрашен в яркий цвет, а самка – серовато-зелёная. Эти птицы выводят своих птенцов зимой, т.к. именно зимой для них много корма. В питании клеста есть особенность: срывая шишку он съедает только часть семян, а затем ее бросает. Брошенные на снегу шишки подбирают белки, дятлы. Это облегчает им поиск пищи. Но еще важнее брошенные шишки для мышей. Т.к. они сами не могут сорвать шишку с дерева.
Синица – это ловкая подвижная птичка. Она не улетает на зимовку в тёплые края. Гнездо своё обычно устраивает в дуплах деревьев. Ярко – жёлтая грудка и живот этой птички поделены пополам широкой чёрной полосой, на голове чёрная шапочка. Летом питается жучками, червячками, а зимой ест всё: и крошки хлеба, и варёные овощи. Но особенно любит несолёное сало.
11. Работа в парах.
Обсудите. Что страшнее для птиц зимой голод или холод? Почему?
-Чем питаются птицы зимой?

• Пшено, просо, овёс, пшеница;



  • Семена подсолнечника;

  • Ягоды рябины, боярышника;

  • Семена клёна, ясеня;

  • Шишки, жёлуди, орехи;

  • Хлеб, хлебные крошки.

-И всё же птицы зимой нередко голодают. Как вы можете помочь птицам пережить трудное время? (Надо сделать кормушки для птиц и подкармливать их.)

Стихотворение А. Яшина «Покормите птиц зимой» читает ученик.


Ученик 10.

Покормите птиц зимой,

Пусть со всех концов

К вам слетятся, как домой,

Стайки на крыльцо.
Не богаты их корма.

Горсть зерна нужна,

Горсть одна - и не страшна

Будет им зима.
Сколько гибнет их - не счесть,

Видеть тяжело.

А ведь в нашем сердце есть

И для птиц тепло.
Приучите птиц в мороз

К своему окну,

Чтоб без песен не пришлось

Нам встречать весну.
-Какую пользу приносят птицы? (Поедают насекомых, которые наносят урон лесу, своим пением оживляют леса.)

-Что произойдёт, если не будет птиц?


Давайте вспомним как зимуют рыбы?
Как зимуют рыбы.

Толстой ледяной коркой покрыл мороз пруды, реки, озёра. В глубокой тишине на речном дне спят рыбы. В самых глубоких местах лежит в ямке сом. Широкие плоские лещи лежат рядками без малейшего движения.

Трудно бывает зимой рыбам. Воздух не проходит через лёд в воду. Рыбам становится трудно дышать, и они могут погибнуть. Поэтому зимой во льду проделывают проруби. Чтобы вода в проруби быстро не замерзала, в неё кладут пучки соломы и сверху присыпают снегом. Через снег и солому воздух хорошо проходит в воду.
Поляна «Народной мудрости».

-Много народ сложил пословиц и поговорок о зиме, а какие знаете вы?



  • Зимний денёк с комариный носок.

    • Хороший снежок урожай сбережёт.

    • В зимний холод всякий молод.

    • Снегу надует – хлеба прибудет.

    • Не тот снег, что метёт, а что сверху идёт.

    • Мороз велик, да стоять не велит.

    • И в сильный мороз работа согреет.

    • Мороз ленивого за нос хватает, а перед проворным шапку снимает.

    • Новый год – к весне поворот.

    • Береги нос в большой мороз.


13. Итог урока. Рефлексия.
Творческое задание. (Вставьте пропущенные слова, чтобы получился рассказ о зимних изменениях в природе)
Все лиственные деревья в зимнем лесу стоят …. Только… и … хвастаются зеленым нарядом. Травянистые растения зимуют… . Не слышно в лесу птичьего щебета. Только далеко-далеко разносится стук… В зимнем лесу можно увидеть прыгающую по деревьям пушистую красавицу - …. . Люди помогают перенести зверям и птицам зимний голод. Они…

-Какие изменения в живой и неживой природе происходят зимой?

-О каких секретах животного и растительного мира узнали на уроке?

- Кто получил удовлетворение от своей работы на уроке?

-Какие изменения в живой и неживой природе происходят зимой?
Дни стали короче, солнце светит реже, холодно.

Учитель. Приведите примеры зимних явлений в неживой природе.
Оцените свою работу на уроке с помощью смайлов .

Молодцы!
14. Домашнее задание.



  1. Прочитать статью в учебнике – с.130-137.

  2. Сделать рисунок «Красота зимы» (по желанию).