• Предварительная работа.
  • Ход занятия. I Вводная часть.
  • Физкультминутка
  • II часть. Знакомство с клюквой и брусникой.
  • III часть. Опыты с ягодами.
  • IV часть. Релаксация

  • Скачать 72.76 Kb.


    Дата29.05.2019
    Размер72.76 Kb.
    ТипКонспект

    Скачать 72.76 Kb.

    «В гостях у леса»



    Конспект занятия

    по познавательному развитию

    (экологическое воспитание)

    для детей старшего дошкольного возраста

    (6 - 7 лет)

    Тема: «В гостях у леса»



    Задачи:

    1. Научить детей различать лесные ягоды (клюква, брусника). Продолжать знакомить с растительностью леса, болота, его обитателей.

    2. Развивать память, внимание, сообразительность, мышление.

    3. Учить соблюдать технику безопасности при проведении опытов.

    4. Воспитывать чувство товарищества, бережное отношение к природе.

    Предварительная работа.

    1. Рассказы и беседы о лесе, болоте, о лесных ягодах.

    2. Рассматривание картин и иллюстраций о лесе.

    3. Чтение художественной литературы.

    4. Экскурсии в лес.

    Материал:

    1. Картины: лес, болото

    2. Подобрала стихи, загадки.

    3. Ягоды клюквы, брусники.

    Марлевые салфетки, блюдца, чашки.

    Клюквенный и брусничный морс.

    Варенье из брусники, клюквы.

    Ход занятия.

    I Вводная часть. «Беседа о лесе».

    Воспитатель загадывает загадку:

    «Он густой, зеленый,

    Растут в нем липы, клены

    И могучие дубы.

    Есть в нем ягоды, грибы».



    Воспитатель: Про что загадка?

    Дети: Это лес.

    Воспитатель: А как вы думаете, что же такое лес?

    Дети: Лес – это множество деревьев, дикие животные, насекомые, летают птицы. А еще в лесу растут ягоды и грибы.

    Воспитатель: Дети, а вы любите лес?

    Дети: Да.

    Мальчик: Хотелось бы побывать в лесу?

    Воспитатель: Ну, если вы хотите совершить путешествие по лесу, я с вами согласна.

    (На стенде выставлены картины с изображением леса).



    Воспитатель: И так, мы отправляемся в путешествие по лесу.

    Ребенок читает стихотворение.

    «Здравствуй лес, добрый лес,

    Полный сказок и чудес…»

    Воспитатель обращает внимание на картины с изображением леса.

    Воспитатель: И так, по узкой тропинке, заросшей травами, мы движемся вглубь леса. По краям мы видим желтые лютики, над ними куст лещины, а дальше березы, осины, ели, сосны. И так мы с вами подходим к загадочному месту в лесу.

    Загадка:

    «Там комарики звенят,

    Цапли важные стоят,

    Там гуляют журавли,

    Много там сырой земли»

    Воспитатель: Как вы думаете, куда мы с вами попали?

    Дети: В болото (но угадывают не сразу).

    (Выставляется картина «Болото»)



    Воспитатель: Болото, это очень важный участок земли. Посмотрите сколько здесь воды и растительность совершенно другая. Что вы видите здесь растет?

    Дети: Пучки травы, камыши, из воды выглядывают коряги, кочки с травой, мхом.

    Воспитатель: А как вы думаете, кто живет на болоте?

    Дети: Лягушки, журавли.

    Воспитатель: А еще на болоте можно увидеть жуков – плавунцов, мошек, комаров. В зарослях устраивают свои гнезда дикие утки, чирки и другие птицы. Возле болота прыгают с кочки на кочку трясогузки.

    Физкультминутка:

    «Я по лесу иду» (My Shared).



    Я по лесу пойду.

    В лесу ягоды найду.

    Если нет лукошка,

    Соберу в ладошку.

    Прыгну через лужицу …

    Голова не кружится?

    Шаги на месте

    Наклоны вперед.

    Пожать плечами.

    Загибать пальцы.

    Прыжки на месте.

    Покачать головой.



    II часть. Знакомство с клюквой и брусникой.

    Выставляется картина «Болото».



    Воспитатель: А сейчас я вам предлагаю повнимательнее посмотреть на картину.

    Что вы видите на картинке?



    Дети: На картинке изображено болото, а в нем много ягод.

    Воспитатель: Загадывает загадку.

    «На моховой кочке

    Посреди болот

    В аленьком платочке

    Ягодка растет.

    Хоть на вкус она кисла,

    Детям ягодка мила».

    Воспитатель: Про какую ягодку загадка?

    Дети: Про клюкву.

    Воспитатель: Действительно, это крупные темно-красные ягоды называются клюква. Клюква растет вот на этих кустарниках (показать растения клюква).

    Клюква – это северное растение, оно не боится ни морозов, ни холодных ветров. Созревает клюква в сентябре, она твердая и кислая. При хранении дозревает и делается мягкой. А если собрать ягоды поздней осенью после первого морозца, то ягода будет вкусна, хотя и кисла. Клюкву можно собирать из-под снега и ранней весной. Ягоды слаще, но долго храниться не могут. В народе говорят, что «клюква от недуга, который напал на человека, помогает». Клюква богата ценными для человека веществами: есть в ней фруктовый сахар и витамины.

    Ягоды надо собирать аккуратно, не менять кочки, траву.

    Дети, а кто знает, что можно приготовить из клюквы?



    Дети: Морс, его пьют, когда человек болеет.

    Воспитатель: И не только готовят витаминный морс, еще варят кисели, компоты, варенье. Ее добавляют при квашении капусты.

    (Показать картины – «брусника»).



    Воспитатель: Ребята, я вас хочу познакомить еще с одно лесной ягодой. Это сочная, сладкая ягода появляется в наших лесах в сентябре месяце. Она растет в сосновых и смешанных лесах и на болотных кочках. Как и клюква она тоже не боится мороза. Кто знает, как называется эта ягода?

    (Показать картины).



    Дети: Брусника.

    (Если дети не называют, то называет воспитатель).



    Воспитатель: Посмотрите на нее внимательно. Она растет вот на таких кустиках. По вкусу брусника напоминает клюкву, но отличается от нее своеобразным горьковато-кислым, чуть вяжущим привкусом. Есть в бруснике и сахар и витамины, и бензойная кислота. Эта кислота защищает ягоду от гнили и позволяет ей долго храниться. Хозяйки варят из брусники варенье, протирают ее с сахаром, добавляют к моченым яблокам и квашеной капусте. Кондитеры используют бруснику для приготовления джемов, повидла и карамели. Отвар из ягод и листьев брусники помогает людям при болезнях. Сладкий сироп из ягод улучшает зрение.

    Физкультминутка «За ягодами».

    Раз, два, три, четыре, пять,

    (пальцы обеих рук здороваются, начинаем с больших).

    В лес пойдем мы погулять

    (обе руки «идут» указательными и средними пальцами по столу).

    За черникой,

    За малиной,

    За брусникой,

    За калиной.

    Землянику мы найдем

    И братишке отнесем.

    (загибают пальчики, начиная с большого).



    III часть. Опыты с ягодами.

    Воспитатель: Дети, а вы хотите поближе познакомиться с этими ягодами?

    Дети: Да.

    Воспитатель: Тогда я вам предлагаю пройти к столам.

    (На столах в тарелочках ягоды клюквы и брусники, марлевые салфетки, блюдечки, клюквенный и брусничный морс, варенье).

    Обратить внимание детей на то, что находится на столе.

    Воспитатель: Я вам предлагаю определить, где какая ягода и провести несколько опытов. Вы согласны?

    Дети: Да.

    (дети берут блюдца с ягодами и садятся за столы).



    Воспитатель: Посмотрите внимательно на ягоды. Кто сможет отличить клюкву от брусники?

    (дети рассматривают и определяют где, какая ягода. Определяют по внешнему виду, пробуют).



    Дети: Клюква кислая, а брусника горчит.

    Воспитатель: Вот мы с вами и научились различать клюкву и бруснику. А сейчас я вам предлагаю провести опыты.

    Опыт 1. Дети раскладывают в марлевые салфетки ягоды и стараются их раздавить. В ходе опыта дети устанавливают, что у клюквы появляется сок, а на салфетке осталась кожица от ягод. А у брусники сока почти нет, а на салфетке мякоть – ягоды.

    Вывод: (если дети не смогут сказать, то вывод делает воспитатель).

    «Ягоды клюквы сочные, а брусники менее сочные, они мясистые».



    Опыт 2. Детям предлагается попробовать клюквенный и брусничный морс.

    Дети пробуют и различают по вкусу морсы.



    Вывод: Клюквенный морс кисловатый, а брусничный немного с горчинкой и своеобразным привкусом (немного терпкий).

    Опыт 3. Чай с вареньем.

    Детям предлагается сначала попробовать варенье. Дети пробуют.

    (если дети затрудняются в определении варенья, то воспитатель помогает).

    Попробовав варенье, дети приходят к выводу, что клюквенное варенье кислит, а брусничное горчит.



    Воспитатель: Давайте продолжим опыт дальше. Сейчас я предлагаю вам положить ложечку варенья в чай и попробовать его.

    (Дети выполняют задание. Чай детям понравился).

    В ходе проведения опыта дети пришли к выводу, что чай с вареньем из клюквы, так же как и само варенье из клюквы, немного кислит, а чай вареньем из брусники имеет своеобразный привкус. Но все равно оба чая очень вкусные.

    IV часть. Релаксация:

    Воспитатель: И так, наше путешествие по лесу и знакомству с ягодами закончилось.

    Что нового вы узнали?



    Что было более интересного для вас. В чем затруднялись?

    (Ответы детей).

    Коьрта
    Контакты

        Главная страница


    «В гостях у леса»

    Скачать 72.76 Kb.