• Подумайте, какое прекрасное чтение для молодёжи, которая должна знать свою страну.
  • Ход урока: Сообщение темы, цели и задач урока. (
  • Беседа.
  • В какие районы
  • Арсеньеву-писателю
  • Роль пейзажа в художественном произведении.
  • Совершенный литературно-художественный материал стал основой выдающегося кинофильма
  • Вывод. О чём говорит факт сходства
  • Задание 2.
  • «Писать надо интересно и ясно, чтобы каждый хотел тебя понять и каждый хотел читать. Книга должна иметь ценность научную, писательскую
  • «Без мыслей, чувств, наблюдений не написать правды». «Учи русский язык и учи природу».
  • Волновалась, как море
  • Задание 4.
  • мастер художественного слова

  • Скачать 84.73 Kb.


    Дата11.09.2017
    Размер84.73 Kb.

    Скачать 84.73 Kb.

    В. К. Арсеньев – мастер художественного слова.



    В.К.Арсеньев – мастер художественного слова.

    (В мастерской писателя)


    Цели:

    • показать учащимся сложность и напряжённость писательского труда и отношение Арсеньева к творческому процессу;

    • раскрыть роль языковых средств, пути их отбора для создания художественного образа, детали;

    • ф
      Подумайте, какое прекрасное чтение для молодёжи, которая должна знать свою страну.

      А.М.Горький.


      ормировать читательский вкус, чувство языка, развивать навыки аналитической работы с текстом.

    Оборудование:

      • портрет В.К.Арсеньева;

      • выставка книг писателя;

      • ЦОРы, подготовленные учителем (если на уроке нет

    возможности использовать медиаоборудование, материалы

    могут быть заменены плакатами, распечатанными заранее)

    (приложение 1);

      • к
        Красота – в правде.

        Из дневников В.К.Арсеньева.


        арта Дальнего Востока;

      • дидактические материалы (приложение 2);

      • таблица-хронология жизни Арсеньева;

      • детские иллюстрации к произведениям Арсеньева;

      • хрестоматия по дальневосточной литературе. 7 кл., автор-составитель Г.В.Гузенко. – Хабаровск. – 1997.


    Ход урока:


    1. Сообщение темы, цели и задач урока. (Закрыты слова «мастер художественного слова»).

    Ребята! У вас уже есть представление о жизненном пути и подвижнической деятельности дальневосточного учёного-исследователя и писателя В.К.Арсеньева. Вы уже познакомились с его другом, проводником по Уссурийской тайге и героем одноимённой повести, Дерсу Узала.

    Сегодня мы побываем в рабочем кабинете, своеобразной творческой мастерской писателя, и представим, опираясь на сведения из дневников Арсеньева, знакомясь с отзывами о его творчестве, читая фрагменты художественных произведений, каким был и что значил для писателя процесс создания рукописи, книги и какими особенностями отличаются его произведения от книг других писателей.




    1. Беседа. Вспомним,

      • ч
        Карта

        или слайд


        то предшествовало
        появлению книг Арсеньева? (Длительные экспедиции. «Первое моё путешествие длилось 180 дней, второе – 210 суток и последнее, третье, - 19 месяцев».)




      • В какие районы осуществлялись экспедиции?




      • На какой территории происходит большинство описываемых событий? (В тайге Сихотэ-Алинь).



      • Что давали Арсеньеву-писателю знания и опыт Арсеньева-учёного? (Личные ощущения, знание деталей, тонкостей животного мира, природы).

    Вывод: Как для любого писателя, для Арсеньева важны были личные наблюдения, знание того материала, который он излагал.
    3. Роль пейзажа в художественном произведении.

    И до, и после Владимира Клавдиевича многие писатели обращались к изображению природы, но задачи у всех были разные.



      • Вспомним, какую роль описание природы может играть в художественном произведении. [Делаются записи в тетради и на доске, устно приводятся примеры].




    1. Природа – фон. Природа – одно из главных

    2. Природа – символ, предвестник событий. + действующих лиц. (У Арсеньева)




    1. Природа – средство постижения

    внутреннего мира человека.
    Все книги писателя Арсеньева о природе [выставка книг], и она в них является наравне с людьми активным действующим персонажем.


    1. Беседа.

    а) Какая книга и когда была опубликована первой?

    (В 1921 году писатель-краевед опубликовал книгу «По Уссурийскому краю», через 2 года издал её продолжение – повесть «Дерсу Узала», а в 1925 году, объединив обе части, издал сборник «В дебрях Уссурийского края»).



    б
    Слайд или плакат или
    )
    М. Горький, прочитав эти произведения, писал автору книг о Дальневосточном крае: «Книгу Вашу я читал с великим наслаждением, не говоря о её научной ценности, конечно, несомненной и крупной, я увлечён и очарован её изобразительной силой…»


    Слайд или запись, заранее сделанная на обороте доски


    После этого книги В.К. Арсеньева обошли практически весь мир. Только повесть «Дерсу Узала» выдержала с 1934 по 1984 год 70 переизданий: 27 на русском языке, 5 на немецком, 4 на венгерском и по три переиздания на украинском, чешском, английском, польском и словацком языках.

    В 20-е гг. по повести создан документальный фильм, а в 70-е гг. японский режиссёр Акира Куросава снял художественный фильм, удостоенный самой престижной международной кинематографической премии «Оскар». Совершенный литературно-художественный материал стал основой выдающегося кинофильма.



    в) В произведениях Арсеньева подчёркнуты


    • многообразие и напряжённость жизни в тайге,

    • драматичность событий, происходящих под её покровом,

    и эти картины сопровождаются




    • комментариями автора,

    • описанием его ощущений от пребывания в дебрях Дальневосточного края,

    • изображением реальных людей, сопровождавших В.К. Арсеньева в его путешествиях.


    г) Каждое произведение В.К.Арсеньева (указание на выставку книг) написано языком человека наблюдательного, обладающего научными познаниями, отлично владеющего словом. В этом мы сегодня ещё не раз убедимся.

    Вы знаете, что Арсеньев писателем стал не сразу. Его путь к писательской деятельности лежал от детского желания посетить восток России, Приморье, Приамурье, познакомиться с неизведанной природой далёкого края, через военную службу и исследовательскую деятельность учёного.

    На протяжении всего этого пути спутником Владимира Клавдиевича была литература.

    Он знал и любил русских писателей. Работе над языком он учился у классиков русской литературы. Особенно он присматривался к приемам изображения пейзажей у таких мастеров художественного слова, как И.А.Гончаров, М.М.Пришвин, И.С.Тургенев. В архиве Арсеньева сохранилось много выписок из произведений этих писателей. Описание восхода и захода солнца, грозы, весны, осени, половодья – все привлекало его внимание.


    5. Практическая работа с фрагментами текстов. (См. приложение 2).

    Задание 1.

    Возьмите листы с заданием. Нужно сравнить фрагменты из произведений И.С.Тургенева и В.К.Арсеньева.

    Перед прочтением текстов предложить учащимся задание записать слова, которыми они могут передать впечатления, ощущения, испытываемые во время чтения.

    В результате фронтальной коллективной работы делается вывод об отличительных особенностях текстов Арсеньева.



    Отличия:

    • лаконизм;

    • сдержанное употребление тропов (олицетворение, эпитет);

    • соединение черт художественного и научного описания животного мира;

    • присутствие рассказчика (лиризм).


    Вывод.

    • О чём говорит факт сходства темы и типа речи в текстах, но отличия в средствах создания картин пейзажей? (Арсеньев не подражал классикам, а развивал традиции в изображении пейзажа, дополнял их, совмещая художественность, лиризм и черты научного описания).

    Вдумчивый анализ творческих приемов классиков в сочетании с собственными наблюдениями за многообразными явлениями природы позволили Арсеньеву стать выдающимся мастером дальневосточного пейзажа, резко отличного от пейзажа средней полосы России.

    Соединение художественного описания и научных сведений о предмете можно увидеть в характеристике корня женьшеня.


    Задание 2.

    (Во время проверки зачитать фрагмент художественного описания).





    1. Беседа с использованием выписок из дневников В.К.Арсеньева.

    Ребята! Какими качествами должен обладать человек, чтобы увидеть в корне осьминога, или вообразить под деревом эльфа, или вспомнить легенду о происхождении женьшеня? (Наблюдательность, развитая фантазия, эрудиция, способность ассоциировать, глубоко чувствовать, оригинальность мышления интерес к культуре местных народов, знание их традиций и т.д.).

    Давайте отвлечёмся от заданий. Послушайте мысли Арсеньева о том, как можно создать произведение, достойное внимания читателя. Я процитирую выдержки из дневников писателя. [Фразы проецируются на экран (или вывешивается плакат), зачитываются и комментируются].



    «Писать надо интересно и ясно, чтобы каждый хотел тебя понять и каждый хотел читать. Книга должна иметь ценность научную, писательскую и человеческую».

    «Без мыслей, чувств, наблюдений не написать правды».

    «Учи русский язык и учи природу».

    Обратим внимание на эпиграф к уроку «красота – в правде». (Учащиеся отмечают, что правдивость в литературе – это реализм, а красота – образы, созданные с помощью художественно-изобразительных средств).


    7. Практическая работа с фрагментами текстов. (См. приложение 2).

    Образы, нарисованные Арсеньевым, не только создают живые и реальные картины, но и помогают услышать, увидеть и представить себя участником событий, которые они происходят.

    Посмотрим, какими ещё средствами (лексическими, синтаксическими и другими)создаётся такой эффект.

    Задание 3.

    Прочитать задания.

    Учитель читает текст об орланах, ученик – текст о муравьях.

    Выполнение заданий.

    Каким способом автором создаётся динамическая, подвижная картина в описании поединка орланов? ( Градация – в начале описания. Глаголы совершенного вида). [На обороте доски, или на плакате, или на слайде – определение термина градация].
    Вывод. Из приведённых примеров ясно, какое важное значение писатель придавал языку художественного произведения, и не вызывает сомнения, что работал он над текстом произведения кропотливо, взвешивая каждое слово, выбирая оптимальный вариант возможной фразы.

    Ещё один пример. «Трава колыхалась и волновалась, как море…». [Запись на обороте доски или слайд.]. Почему перед сравнением писатель выбрал именно глагол «волновалась». (На море волны. Волновалась, как море – семантическое единство).


    8. Творческая работа.

    А теперь представим себя на месте писателя, в его рабочем кабинете. (Рассказ ученика о кабинете ученого и писателя; слайд с изображением кабинета или иллюстрация, помещаемая на доске, после описания интерьера).



    Задание 4. (Приложение 2)

    Вам нужно нарисовать словами переменчивый образ неба над горами.



    Проверка. Учебник, стр. 69, 5 строка сверху. (Еще утром на перевале красовалось облако тумана. Теперь вместо него через хребет ползли тяжелые тучи).
    Выводы.
    Итак, подошла к завершению наша очередная встреча с творчеством В.К.Арсеньева. На предыдущих уроках мы познакомились с биографией, научной деятельностью и творческой судьбой писателя. Встретились с участниками его экспедиции по Уссурийской тайге. А сегодня сами побывали в роли исследователей языка художественных произведений писателя, и, наверное, каждый для себя сделал, хотя бы одно, открытие.

    А все вместе мы совершим ещё одно открытие – откроем слова в теме нашего занятия. Давайте озаглавим нашу беседу. Кто же Арсеньев в смысле владения языком?



    Арсеньев – мастер художественного слова. Особенности стиля Арсеньева - писателя:

    • соединение черт художественного и научного описания;

    • изображение природы как полноправного активного действующего лица наряду с людьми;

    • мастерское использование тропов, среди которых приём олицетворения наиболее часто употребляемый;

    • точность описания образов, для чего важную роль играет художественная деталь;

    • неизменность места действия описываемых событий (Уссурийская тайга, Сихотэ-Алинь);

    • психологизм создания художественных образов;

    • лаконизм повествования;

    • лиризм.

    [Слайд или плакат].
    Давайте обратим внимание на эпиграф к уроку и подумаем, почему писатель с мировым именем Максим Горький сказал о книгах своего современника, учёного-исследователя, писателя-путешественника, писателя-краеведа, что они «прекрасное чтение для молодёжи, которая должна знать свою страну». (Делается вывод на основании ответов учащихся:

    • показывают разнообразие и красоту дальневосточного края ,

    • ставят проблемы, связанные с взаимоотношением природы и человека,

    • развивают патриотические чувства, имеют патриотическое значение.)





    Коьрта
    Контакты

        Главная страница


    В. К. Арсеньев – мастер художественного слова.

    Скачать 84.73 Kb.