• Интегрированное занятие в подготовительной к школе группе Тема: «В мире музыкальных инструментов» Цель
  • Ход занятия Этапы занятия
  • Логопед
  • Логопед: - Изобразите дудочку губами (Артикуляционное упражнение «Дудочка») Логопед
  • II . Основная часть
  • Дети
  • Звучат бубенцы Дети
  • Звучит балалайка Дети: - Балалайка Муз.руководитель
  • Звучит гармонь Дети: - Гармонь Муз.руководитель
  • Звучит дудка Дети: - Дудочка Муз.руководитель
  • III . Заключительная часть 1. Итог занятия Дети

  • Скачать 79.58 Kb.


    Дата15.09.2018
    Размер79.58 Kb.
    ТипЗанятие

    Скачать 79.58 Kb.

    «В мире музыкальных инструментов»



    Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

    «Центр развития ребёнка – детский сад №5»





    Старцева Ирина Александровна,

    учитель-логопед, первой квалификационной категории

    Комягина Наталья Александровна, музыкальный руководитель
    Интегрированное занятие в подготовительной к школе группе

    Тема: «В мире музыкальных инструментов»

    Цель: обогащение представлений детей о русских народных музыкальных

    инструментах, расширение активного словаря



    Задачи:

    1. Познакомить с историей русских народных музыкальных инструментов, учить вслушиваться в музыкальные звуки, различать регистры: высокие, средние и низкие.

    2. Закреплять умение подбирать слова, обозначающие признаки, действия, эмоциональные состояния.

    3. Отрабатывать произношение звука «Л» с использованием малых фольклорных форм.

    4. Совершенствовать навыки формулирования вопросов.

    5. Развивать слуховое и зрительное внимание, память, мышление, мелкую и общую моторику.

    6. Воспитывать интерес детей к песенному творчеству посредством детского фольклора.

    Оборудование:

    • серия карточек «Гномики»;

    • компьютерная презентация «Русские народные музыкальные инструменты»;

    • музыкальные инструменты: ложки, бубенцы, дудочка, гармошка, балалайки («Прима», «Альт», «Бас»);

    • заготовки страничек в форме музыкальных инструментов;

    • иллюстрации с русскими народными музыкальными инструментами

    • цветные карандаши;

    • ширма;


    Ход занятия

    Этапы занятия

    Содержание

    I. Вводная часть

    1. Психогимнастика


    Логопед:

    - Здравствуйте, дети! Посмотрите, у нас в гостях наши любимые гномы.

    Логопед выясняет, какие гномики изображены на картинках (веселый, радостный, смеющийся; грустный, печальный; удивленный; злой, сердитый; испуганный; спокойный, уверенный) и просит детей изобразить их. (игра «Гномики»)


    2. Артикуляционная

    и пальчиковая гимнастика



    Логопед:

    - Ребята, я приготовила для вас загадки,

    попробуем отгадать?

    И в оркестре хороша,

    Зазвучит – поет душа!

    Просит: «Поиграй-ка!» - озорная …

    (балалайка)

    (изображение балалайки появляется на экране компьютера)

    Логопед:

    - Мы с вами научились говорить звук «Л» правильно. Давайте еще раз произнесем слово «балалайка» так, чтобы у всех получился звук «Л» красиво. (проговаривание слоговой цепочки: ла-ла-ла – балалайка)



    Логопед:

    - Сколько балалаек вы видите? (две балалайки, пять балалаек) Игра «1-2-5»



    Логопед:

    - Можно язычком изобразить как играть на балалайке? (Артикуляционное упражнение «Балалайка»)



    Логопед:

    - Послушайте следующую загадку



    По бокам коробочки, костяные кнопочки.

    Растянул ее меха – стал похож на жениха.

    (гармонь)

    Логопед:

    - Есть игра для пальчиков, она называется «Гармошка». Поиграем? Постарайтесь также услышать слова со звуком «Л»

    (Пальчиковая гимнастика «Гармошка»)

    Посмотри: моя ладошка

    Как веселая гармошка

    Пальчики я раздвигаю,

    А потом опять сдвигаю

    Раз, два, три – раз, два, три

    Я играю, посмотри

    Я ладошки раздвигаю

    И на кнопки нажимаю!

    Раз, два, три – раз, два, три

    Я играю, посмотри

    Логопед:

    - Какие слова вы услышали со звуком «Л» (ладошка, веселая) игра «Запомни, повтори» детям нужно назвать слова со звуком «Л», определить место звука в слове



    Логопед:

    - А кто умеет выполнять упражнение для язычка «Гармошка», покажите нам. (Арт. упр. «Гармошка»)



    Логопед:

    - Следующая загадка



    Блестящая и медная так здорово дудит –

    Что наша кошка бедная

    Под тумбочкой сидит.

    (дудка)

    Логопед:

    - Изобразите дудочку губами

    (Артикуляционное упражнение «Дудочка»)



    Логопед:

    - Вспомните, о чем я загадывала загадки? (о балалайке, о гармошке, о дудочке)

    - Как можно назвать одним словом эти предметы? (музыкальные инструменты) Упражнение в классификации «музыкальных инструментов»


    II. Основная часть

    1. Постановка проблемы

    (Рассматривание иллюстраций «Русские народные ансамбли Пермского края»)

    Логопед:

    - Ребята, а в нашей библиотеке нет книги о русских народных музыкальных инструментах, вы поможете мне оформить книжку-малышку о музыкальных инструментах?



    - Где мы можем узнать о музыкальных инструментах (прочитать в энциклопедии, посмотреть по телевизору, спросить у взрослого)

    - В нашем детском саду кто может рассказать нам о музыкальных инструментах (музыкальный руководитель Наталья Александровна)

    - Я предлагаю вам пройти в музыкальный зал.


    2. Знакомство с историей русских народных музыкальных инструментов

    Дети:

    - Здравствуйте, Наталья Александровна, расскажите нам, пожалуйста, о русских народных музыкальных инструментах



    Муз.руководитель:

    - Я вам расскажу о музыкальных инструментах, но сначала попробуйте угадать, какой инструмент звучит? (Игра «Угадай, на чем играю» муз. руководитель играет на инструментах за ширмой, дети отгадывают)



    Звучат бубенцы

    Дети:

    - Бубенцы



    Муз.руководитель:

    - Где русский народ применял бубенцы? (в упряжках лошадей). Бубенчики навешивают на ремешок, звук извлекается путем легкого, ритмичного встряхивания. Используются бубенцы в ансамблях народных инструментов. В старину использовались в народных костюмах, в упряжках лошадей.



    Звучит балалайка

    Дети:

    - Балалайка

    Муз.руководитель:

    - Балалайка считается символом русского народа. У нее треугольный корпус, часто его ассоциируют с фигурой человека. Различного вида щипки и удары пальцев (бряцание) по трем натянутым струнам не спутаешь ни с каким другим инструментом. Под балалайку плясали во время праздников, пели песни, складывали сказки.
    Звучит гармонь

    Дети:

    - Гармонь

    Муз.руководитель:

    -Гармошки бывают губные и ручные. Источником звука служат металлические пластинки-язычки, колеблющиеся под воздействием струи воздуха. Гармонь полюбили люди во многих странах. Потому что на этом инструменте можно играть и мелодию, и аккомпанемент. Со второй половины 19 века в Тульской Вятской губерниях наладилось производство этого инструмента. Гармонь становиться незаменимым инструментом на деревенских посиделках, городских вечерах, под нее поют песни, частушки, пляшут. Она прочно вошла в жизнь русского народа.



    Звучит дудка

    Дети:

    - Дудочка

    Муз.руководитель:

    - Это духовой инструмент, потому что в него дуют. А еще потому, что когда музыкант играет на любом духовом инструменте, то он вкладывает всю свою душу, и инструмент поет, рождается удивительная гармония. Данный инструмент также использовали на русских гуляниях. Пастухи собирали стадо коров, коз с помощью дудки - самогудки.



    Динамическая пауза

    (Хороводная игра «Колокольцы - бубенцы»)

    Колокольцы – бубенцы, молодые удальцы,

    Диги – диги – диги – дон!

    Угадай откуда звон.

    3. Организация продуктивного диалога

    (Игра «Отгадай, какой инструмент»)

    Ведущий – ребенок за ширмой берет или загадывает какой-то музыкальный инструмент, остальные дети, задавая вопросы уточняющего характера, должны угадать. Если угадали правильно, ведущий играет на данном инструменте. Педагоги обращают внимание детей на умение правильно задавать вопросы и отвечать на них, с употреблением имени того, к кому они обращаются.

    4. Разучивание потешек о музыкальных инструментах

    Муз.руководитель:

    - Я знаю потешки о русских народных музыкальных инструментах, хотите их послушать?



    А барашки – круты рожки

    В дудочку играют,

    Ай-люли, ай-люли,

    В дудочку играют.

    Возьму гармонь-двухрядочку,

    Пойду плясать вприсядочку,

    Разбегутся курицы,

    Все с колхозной улицы.

    Цынцы-брынцы балалайка,

    Цынцы-брынцы заиграй-ка,

    Цынцы-брынцы не хочу,

    Цынцы-брынцы спать хочу.

    - Ребята, я хочу вам показать три разных по размеру балалайки, у каждой из них есть свое название и свое звучание.

    Балалайка – «Прима» (высокий)

    Балалайка – «Альт» (средний)

    Балалайка – «Бас» (низкий)

    - А чтобы вы не забыли потешки, я вам их приготовила на листочках. Какой формы эти листочки? (в форме музыкальных инструментов). Они могут пригодиться вам при оформлении книжки - малышки




    5. Оформление страничек книжки-малышки

    Дети оформляют странички в форме музыкальных инструментов, используя для примера иллюстрации. Логопед закрепляет в речи детей произношение слов со звуком «Л», повторяют потешки.

    III. Заключительная часть

    1. Итог занятия

    Дети скрепляют странички книг тесьмой. Решают, где будут храниться книжки.

    Логопед:

    - Ребята, вам интересно было познакомиться с русскими народными инструментами. Что нового вы узнали о них? Что вы хотите еще узнать о русских народных музыкальных инструментах? (узнать, кто еще умеет играть на балалайке, гармошке в нашем селе, посмотреть в энциклопедии, показать родителям книжечку, прочитать потешки)



    2. Рефлексия

    (Игра «Гномики»)

    Логопед: прикрепите листочки к тому Гномику, какое настроение у вас было на занятии


    Список литературы:

    1. Бусаргина Е.Л., Масленникова З.А. Музыкальная библиотека.// Музыкальный руководитель №6.2008

    2. Комисарова Л.Н., Костина Э.П. Наглядные средства в музыкальном воспитании дошкольников.- М.: Просвещение, 1986

    3. Лопухина И.С. Логопедия – речь, ритм, движение.- СПб.: Дельта, 1997

    4. Радынова О.П. Музыкальные инструменты и игрушки.- М.: «Издательство ГНОМ и Д», 2001

    5. Рытов Д.А. У нашего двора нет веселья конца! - СПб.: Изд-во «Музыкальная палитра», 2006

    6. Фурсо О.В. Интегрированное занятие логопеда и психолога для детей с ФФН.// Логопед в детском саду №6.2009

    Коьрта
    Контакты

        Главная страница


    «В мире музыкальных инструментов»

    Скачать 79.58 Kb.