• Восстановление прав ранее депортированных болгар
  • Соблюдение властью равенства народов: украинские и российские реалии
  • Права на свободу передвижения и информацию
  • Деятельность Региональной болгарской национально-культурной автономии им. Паисия Хилендарского
  • Трифон Зарезан. 14 февраля
  • День славянской письменности и культуры. 24 мая
  • Международный фестиваль «Болгарские встречи»
  • Крымским этнографическим музеем
  • Министерством культуры Республики Крым

  • Скачать 137.32 Kb.


    Дата09.05.2018
    Размер137.32 Kb.
    ТипДоклад

    Скачать 137.32 Kb.

    В многонациональном Крыму живут представители более 100 народов



    Крымское республиканское общество болгар
    имени Паисия Хилендарского

    Очерк к рассмотрению доклада Российской Федерации в Комитете по ликвидации расовой дискриминации

    В многонациональном Крыму живут представители более 100 народов. Перечислить их под силу, пожалуй, только специалистам. Если же обратиться с такой просьбой к обычным крымчанам, каждый в числе первых наряду с русскими, украинцами, крымскими татарами, армянами и греками непременно назовет болгар, что вполне закономерно. Народ наш в современном Крыму хоть и не относится к многочисленным (сказываются трагические последствия пережитой им депортации), но на этнографической и культурной карте полуострова представлен довольно ярко. Немалая заслуга в этом Крымского республиканского общества болгар им. Паисия Хилендарского, которое получило республиканский статус в 1994 году, объединив образованные до этого в городах и районах Крыма национальные организации болгар, и более 20 лет активно пропагандировало культуру и традиции своего народа, проводило интересные мероприятия.

    После воссоединения Крыма с Российской Федерацией организация получила статус Региональной болгарской национально-культурной автономии им. Паисия Хилендарского и продолжает свою работу. Кроме болгарской автономии со статусом региональной нашей организацией созданы две местные автономии на городском уровне в Симферополе и Ялте. В нашу структуру входят и болгарские общины, работавшие более 20 лет в городах Севастополе (община «Изгрев»), Керчь, Евпатория, Бахчисарай, Старый Крым, Саки, а также в Нижнегорском, Советском, Кировском, Черноморском районах и п. Коктебель. Они объединяют как болгар, вернувшихся из мест депортации, так и переехавших в свое время в Крым из Украины (места компактного проживания — в Одесской и Запорожской областях), Молдовы, Приднестровья, а также выходцев из Болгарии (большая часть из них — бывшие сотрудники фирмы «Болгарспецстрой», реализовывавшие в Крыму строительные объекты в рамках договоров между СССР и Народной Республикой Болгарией еще в период 70-80-х годов прошлого столетия).

    Деятельность Региональной болгарской национально-культурной автономии (НКА) им. П. Хилендарского направлена на возрождение культуры, традиций, изучение болгарского языка и помощь в обустройстве бывшим депортированным, возвращающимся в Крым.

    Многие годы основным партнером власти по осуществлению государственной программы обустройства депортированных ранее соотечественников являлась именно республиканская организация болгар им. П. Хилендарского.


    Восстановление прав ранее депортированных болгар

    Из более 200 лет присутствия на Крымском полуострове болгарской диаспоры, 50 лет омрачены трагическими событиями, связанными с депортацией. Для болгар Крыма это особенно болезненно, поскольку они в полной мере разделили со всеми народами СССР тяжелейшие испытания Великой Отечественной войны. С первых ее дней включились в борьбу с оккупантами, активно участвовали в антифашистском движении. Одним из наиболее успешных примеров является партизанский отряд, созданный братьями Стояновыми.

    Несмотря на массовое сопротивление болгар Крыма нацизму, всех их (12465 человек) в 1944 году вслед за крымскими татарами, вместе с армянами и греками сталинский режим обвинил в пособничестве оккупационному режиму и подверг высылке с полуострова. В отличие от крымских татар, расселенных в основном в Средней Азии компактно, болгар раскидали по разным частям СССР: на Урал, в Сибирь, Башкирию, Северный Казахстан, Таджикистан, Узбекистан… Это усугубило процессы ассимиляции. Вследствие этих событий тысячи болгар Крыма, разбросанных по огромной территории бывшего Советского Союза, почти утратили свой язык, обычаи, традиции.

    В 1956 году Указом Президиума Верховного Совета СССР эти ограничения были сняты. С этого момента болгарам разрешалось перемещаться по всему СССР, селиться где угодно, но только не в Крыму. Их права были восстановлены в полной мере только в 1989 году, когда ранее депортированным крымским народам разрешили возвращаться в родные места. Тогда приняли и соответствующую государственную программу, призванную сделать этот процесс организованным. Законопослушные болгары становились в Крыму на учет как желающие приехать сюда на постоянное место жительства и ожидали вызов от крымских властей, чтобы реализовать это желание.

    Однако крымские татары не придерживались этого порядка и стали возвращаться в Крым массово. Власть вынуждена была решать в первую очередь связанные с этим проблемы, и фактически «программа возвращения депортированных» превратилась в «программу обустройства возвратившихся». Плановое переселение на полуостров болгар (как и армян, греков, немцев) было сорвано. Этим объясняется малочисленность данных народов на этнической карте современного Крыма, а также относительно доминирующее положение крымских татар среди репатриантов.

    Возможно, ситуация измениться в новых условиях российского Крыма. Большая часть ранее депортированных болгар, не имея возможности вернуться на полуостров, селилась в 50-80-х годах по соседству с ним — в Краснодарском крае. Они, так же как и те, кто остался в местах высылки (Пермский край, Башкирия и др.), — граждане России, и их переезд в Крым становится не так затруднителен, поскольку теперь будет осуществляться в пределах одного государства. Способствовать этому могли бы и шаги навстречу со стороны республиканских властей в виде облегченных процедур выделения земли под индивидуальное строительство, создания рабочих мест и др.

    Национальная палитра Крыма станет гораздо богаче, если нашей общине при содействии власти удастся вернуть болгарский колорит Коктебелю (болгары в 19 веке основали поселок на месте средневекового поселения и составляли большинство его населения вплоть до депортации из Крыма в 1944 г.), Кишлаву (с. Курское Белогорского района), старокрымской Болгарщине (район в черте города г. Старый Крым, Кировский район) и др.
    Соблюдение властью равенства народов: украинские и российские реалии

    Украинская власть показала в свое время низкую способность к сотрудничеству с национальными общинами. В период вхождения Крыма в состав независимой Украины во всех государственных документах, касающихся мер по обустройству ранее депортированных, как правило, использовалась такая формулировка: «крымские татары и другие». В 1999 году президент Украины Леонид Кучма создал при своей администрации так называемый Совет представителей крымско-татарского народа, открыто проигнорировав интересы таких же депортированных армян, болгар, греков и немцев. Многократные обращения руководителей этих национальных организаций с просьбой расширить состав Совета и включить в него их представителей так и остались без внимания.

    Постепенно была свернута и программа обустройства ранее депортированных армян, болгар, греков и немцев. Объединенную дирекцию заказчика-застройщика, занимавшуюся строительством жилья и обустройством мест компактного проживания этой категории репатриантов, ликвидировали, так же как и отдельную очередь на жилье. После ее слияния с очередью нуждающихся в жилье крымских татар, армяне, болгары, греки и немцы оказались в «хвосте» списков и перспективы на решение их жилищной проблемы значительно отодвинулись.

    Безнадежно выглядел в бытность Украины и процесс политической реабилитации ранее депортированных народов. Обвинения в пособничестве фашистам и ярлык «врагов народа» продолжали на них висеть, а украинское государство так и не решило вопрос их снятия.

    Документ, который народы Крыма ждали 70 лет (из них 23 года в составе независимой Украины), появился спустя месяц после возвращения Крыма в состав России. Президент Владимир Путин 21 апреля 2014 года издал Указ «О реабилитации армянского, болгарского, греческого, крымско-татарского и немецкого народов и государственной поддержке их возрождения и развития».

    Заметим, в нем впервые народы-репатрианты перечислены в алфавитном порядке, чем подчеркивается их равенство перед Российским государством, в отличие от украинского, где отдавалось предпочтение более многочисленному крымско-татарскому народу, и таким образом государством фактически проводилась политика косвенного противопоставления различных этносов и самой властью создавались предпосылки для их столкновения, возникновения межнациональных распрей и раздора.

    В указе Президента В. Путина названы имена всех ранее депортированных народов Крыма (к ним впервые добавили затем и итальянцев), чем созданы условия для того, чтобы они все вместе решали вопросы, являющиеся для них в равной степени социально важными. Документ определяет и конкретные мероприятия, направленные на развитие культурных, духовных и социальных аспектов каждого из депортированных народов.

    Указ предполагает содействие в создании и развитии национально-культурных автономий, что значительно повышает статус национальных общественных объединений и организаций народов, пострадавших от массовых репрессий 40-х годов ХХ века, и гарантирует им защиту и поддержку со стороны государства. Определение «национально-культурная автономия», признававшееся на Украине неприемлемым и даже крамольным, стало в российском Крыму реальностью.

    Однако следует отметить сложность бюрократической процедуры при регистрации национально-культурной автономии и отчетности о её деятельности, предусматривающую жесткую систему штрафов за незначительные нарушения. Этим объясняется то, что на местном уровне активисты многих национальных организаций не стали оформлять документы для получения этого статуса, чтобы не обременять себя излишними обязательствами, выполнение которых довольно затруднительно, поскольку все они работают на общественных началах.

    В связи с этим есть пожелание о смягчении условий регистрации национально-культурных автономий и особенно ведения ими отчетности. В уставах этих организаций обычно не предусмотрена коммерческая деятельность, но и в таком случае они обязаны регулярно предоставлять в налоговые службы документы об ее отсутствии.

    Практика показывает, что в российском Крыму национальные меньшинства получили реальную возможность вести диалог с властью, а гарантом того, что они будут услышаны, стал лично Президент РФ Владимир Путин. Впервые глава государства встретился с представителями всех национальных и религиозных организаций Крыма в августе 2015 года в формате «круглого стола», чтобы узнать от них самих о волнующих их проблемах, обсудить пути их решения. К такому прямому общению не был готов ни один из четырех украинских президентов. Государственную программу по возвращению и обустройству депортированных Киев реализовывал непоследовательно, не имея ни четкого плана действий, ни стабильного финансирования. Эти ошибки приходится исправлять сейчас. План мероприятий по возрождению крымских народов, подвергавшихся репрессиям по национальному признаку, расписан вплоть до 2020 года, и сомневаться в том, что к этому времени процесс обустройства репатриантов будет завершен, не приходится. Для этого в Республике Крым формируется и соответствующая законодательная база.

    В Российской Федерации проблемы подвергавшихся репрессиям народов успешно решены, что обнадеживает и крымских репатриантов. К примеру, компенсации за утраченное при депортации имущество в регионах материковой России выплачены согласно принятому еще в 1993 году федеральному закону. Чтобы его положениями могли воспользоваться и имеющие на это право крымчане, в него должны быть внесены поправки, поскольку предусмотренная в нем компенсационная сумма в размере 10 тыс. руб., на которую в 90-е гг. можно было приобрести трехкомнатную квартиру, к настоящему времени обесценилась.


    Права на свободу передвижения и информацию

    Как уже упоминалось, одна из основополагающих свобод – свобода передвижения, нарушалась по отношению к болгарам и другим депортированным народам сталинским режимом. Немыслимо то, что в ХХІ веке вновь приходится говорить о нарушениях в этой сфере, но уже со стороны Украины, декларирующей свою приверженность к демократическим и европейским ценностям. Организованная украинскими властями транспортная блокада ограничивает возможность жителей Крыма приезжать на Украину, где у многих болгар, выходцев из Одесской, Запорожской и других областей, проживают или похоронены родные, друзья. Политические репрессии, проводимые украинской стороной, стали причиной разрыва связей между болгарскими общественными организациями, научными и культурными учреждениями Крыма и Украины. Приглашение Региональной болгарской национально-культурной автономии им. П. Хилендарского об участии в VI Международном фестивале «Болгарские встречи», проводившемся в 2015 году в Севастополе и Ялте, не смогли принять ни в Ассоциации болгар Украины (г. Одесса), ни в Харьковском государственном университете. Так этническому болгарину, профессору Михаилу Станчеву, презентация книги которого «Болгары в Российской империи, СССР, странах СНГ и Прибалтики» была включена в программу фестиваля, украинские власти пригрозили увольнением, если он примет участие в этом мероприятии.

    Нарушение права на свободу передвижения допускается и Европейским Союзом, отказывающим в визах болгарам Крыма, желающим посетить свою историческую Родину Болгарию. По этой причине наша организация не может осуществлять и практиковавшееся прежде ежегодно квалификационное обучение болгарскому языку при Софийском университете, которое проводилось для целых групп.

    Болгарская сторона перестала оказывать также методическую и финансовую помощь воскресной школе при Культурном центре «Извор» (г. Симферополь), включенную было Министерством образования и науки Республики Болгарии в специальную программу поддержки.

    Столкнулись мы и с проявлениями со стороны Запада информационной блокады. Презентация экономического, культурного и туристического потенциала Республики Крым, которую наша организация провела в Софии (май, 2016 года) совместно с Культурным и деловым центром РК в Москве, была проигнорирована почти всеми официальными болгарскими СМИ.

    В этих условиях информационной и транспортной блокады не терять связь с исторической родиной нам помогает народная дипломатия и современные коммуникативные возможности Интернета и социальных сетей.

    Голос болгар Крыма звучит на крымском радио в еженедельной передаче «Болгарские встречи». К сожалению, одноименная передача на Первом крымском телевизионном канале не так давно была закрыта. Вместо нее появился проект «ЭтноКрым», рассказывающий обо всех народах Крыма. Это расценено нами как неполноценная замена и неразумный шаг, не способствующий прорыву информационной блокады. Ведь «Болгарские встречи» за более 20 лет существования смотрели не только в Крыму, но и на Украине, в Болгарии. Вместо того, чтобы и дальше использовать популярную передачу как инструмент, способствующий не только возрождению болгарской культуры, языка и традиций (как это предусмотрено в том числе Указом Президента РФ от 21 апреля 2014 года), но и позволяющий «достучаться» до своих сонародников на Украине и в Болгарии, сделан шаг, который может быть признан там ограничением права на национальные СМИ по отношению к болгарам Крыма. Мы же его расцениваем как неудачный пример менеджмента в условиях реорганизации бюджетного вещания, недальновидное и непродуманное решение, граничащее с недоразумением, и надеемся на исправление этой досадной ошибки.

    Нет никаких оснований говорить о дискриминационных действиях по отношению к болгарам Крыма по национальным признакам или о нарушении каких бы то ни было прав нашей общины.

    Болгары Крыма – полноценные граждане Российской Федерации; свободно исповедуют Православие, находясь в лоне Русской православной церкви; пользуются правом на свободу мысли и совести; получают предусмотренную законом медицинскую и социальную помощь; проводят собрания и другие мероприятия, как на местном, так и на республиканском уровнях; болгарские дети учатся в школах и вузах не только Крыма, но и всей Российской Федерации; трудятся на равных во всех сферах экономики; занимают ответственные посты в органах государственной власти и общественных организациях всех уровней. Наиболее ярким примером является, пожалуй, тот факт, что председателю Совета правления Региональной болгарской национально-культурной автономии им. П. Хилендарского, члену Общественной палаты Республики Крым Ивану Абажеру доверено представлять Республику Крым в Общественной палате Российской Федерации.
    Деятельность Региональной болгарской национально-культурной автономии им. Паисия Хилендарского

    Можно долго перечислять то, что сделано обществом им. Паисия Хилендарского. Но главным нашим достижением, пожалуй, можно считать то, что болгарские слово, традиции, культура вошли в менталитет всех крымчан, стали неотъемлемой частью общекрымской культуры. В наших праздниках активное участие принимают другие национальные общины. Большую популярность среди наших соседей по крымскому дому получили следующие болгарские народные праздники:

    - Бабинден. 21 января (день, когда женщины в старое время чествовали повитух, помогавших им родить и вырастить детей. Обряды, характерные для этого праздника, «оживают» обычно в стенах Крымского этнографического музея, где мы его проводим совместно);

    - Трифон Зарезан. 14 февраля (святой Трифон почитается болгарами как покровитель виноградарей и виноделов, а праздник первой ритуальной обрезки винограда в его честь проводится 14 февраля нашей общиной совместно с агрофирмой «Золотая балка» и обрел черты фестиваля, привлекающего в Крым туристов);

    - Баба Марта. 1-9 марта (с приходом весны болгары дарят друг другу и друзьям из других общин на счастье амулеты из сплетенных красных и белых нитей, сжигают скопившийся за зиму «мусор» и т.д. Этот и другие ритуалы праздника воспроизводятся в сценарии праздника, );

    - День славянской письменности и культуры. 24 мая. (Проводится болгарским обществом вместе с другими славянскими народами, использующими кириллицу. В 2017 году центром праздника стала Республиканская универсальная библиотека им. И. Франко, где впервые по нашей инициативе представители славянских народов посадили аллею роз им. Кирилла и Мефодия. В программе были также научная конференция, выставки, концерт и др.).

    Самым масштабным и знаковым для Региональной болгарской НКА им. П. Хилендарского, а также значительным событием для культурной жизни Крыма и заметным в болгарской диаспоре событием стал Международный фестиваль «Болгарские встречи», проводимый в таком статусе с 2004 года. Несмотря на санкции, среди его участников была и делегация из Болгарии. В нынешнем 2017-м году «Болгарские встречи» вновь планируют собрать болгар не только из Кубани и Крыма, но и Молдовы, Украины, Болгарии.

    Наши партнеры

    Проведению активной деятельности по сохранению, развитию и популяризации болгарской культуры Региональной болгарской НКА им. П. Хилендасркого способствует тесное сотрудничество с Крымским этнографическим музеем. Общими усилиями там собрана болгарская коллекция и постоянно действует болгарская экспозиция, издан первый в Крыму каталог болгарских экспонатов, а также регулярно проводятся совместные праздники и другие мероприятия. Наша организация содействовала налаживанию связей между Крымским этнографическим музеем и кафедрой этнологии и этнографии Софийского университета им. Климента Охридского.

    Конструктивные отношения сложились у нашей общины с Министерством культуры Республики Крым. Один из самых ярких и знаковых совместных мероприятий стали Дни Республики Крым в Болгарии. При содействии Минкультуры РК у нас развивается взаимодействие с Крымским университетом культуры, искусств и туризма (КУКИиТ), с которым нами подписан договор о сотрудничестве.

    В российском Крыму у нас появился еще один надежный партнер и союзник – Дом дружбы, о котором хотелось бы сказать особо. О таком этноцентре в столице республики представители разных народов мечтали давно, но многочисленные обращения к украинским властям с просьбой создать его оставались без внимания. Бюджетное учреждение Дом дружбы появился уже в российском Крыму, и все общины успели оценить его эффективность. Наша общественная организация взаимодействует со специалистами Дома дружбы и не раз получала квалифицированную методическую помощь при подготовке мероприятий, звуковую аппаратуру, транспорт.

    Конечно, депортация нанесла болгарам Крыма невосполнимый урон (многие села, которые прежде были болгарскими, сейчас носят другие названия и населены в основном людьми других национальностей), но все же представить Крым без болгар сегодня уже просто немыслимо. Нашему народу удалось вновь занять достойное место среди других этносов полуострова. И болгарская община действительно пользуется авторитетом. Наши представители есть в Совете национальностей при Совете министров Крыма, мы тесно работаем с профильным комитетом Государственного Совета РК.

    Наша организация хорошо известна в Болгарии. Нас связывает многолетнее сотрудничество с Государственным агентством по делам болгар, живущих за рубежом (Държавна агенция за българите в чужбина); Софийским университетом, Музеем этнографии Болгарии, Болгарским телеграфным агентством (БТА) и болгарскими СМИ по всему миру. Все это позволяет нам, используя накопленный опыт и связи, содействовать налаживанию сотрудничества между Болгарией и Россией, противостоять информационной блокаде и доносить до своих соотечественников по всему миру правду о Крыме.




    Коьрта
    Контакты

        Главная страница


    В многонациональном Крыму живут представители более 100 народов

    Скачать 137.32 Kb.