• Тема урока: Балет « Петрушка» И.Ф. Стравинского. Цель урока
  • Задачи урока
  • Музыкальное приветствие.

  • Скачать 67.96 Kb.


    Дата13.11.2017
    Размер67.96 Kb.
    ТипУрок

    Скачать 67.96 Kb.

    «В музыкальном театре»



    План урока по музыке . 4 класс по программе Г.П. Сергеевой и Е.Д. Критской.

    учителя музыки МБОУ СОШ №11 Карловой Ирины Викторовны



    Тема: « В музыкальном театре»

    Тема урока: Балет « Петрушка» И.Ф. Стравинского.

    Цель урока: Познакомить с балетом « Петрушка» И.Ф. Стравинского и выяснить в чём особенность его музыки в балете.

    Задачи урока: Образовательные:

    -учить детей анализировать и размышлять о музыке; -расширить и углубить представление учащихся о народных традициях;

    Развивающие:

    -развивать интерес к музыке и творческое самовыражение;

    -развивать эмоционально-образное восприятие музыки;

    Развивать музыкальные способности ( мелодический слух, чувства ритма)

    Воспитательные:



    -воспитывать в детях эстетический вкус, стремление к творчеству, к прекрасному;

    -воспитывать любовь к народным традициям;

    -воспитывать умение работать в коллективе.

    Ход урока.

    1. Музыкальное приветствие.

    2. Распевка. Разучивание песенки И. Брамса « Петрушка»

    3. Рассказ о Петрушке. Картина Б. Кустодиева « Балаганы»

    4. Исполнение песни « Масленица»

    5. Тема « В музыкальном театре» Повторение пройденного материала по теме на предыдущих уроках. Выяснение темы и цели урока.

    6. Балет И.Ф. Стравинского « Петрушка». Знакомство с главными героями балета. Слушание и характеристика отрывков из балета. Просмотр видео. Обсуждение увиденного отрывка из балета.

    7. Вывод урока. Итоговый кроссворд

    8. Оценки, задание на дом, рефлексия.



    Музыкальное приветствие.

    -Ребята, сегодня мы начнём наш урок с распевки. Распевкой у нас будет лёгкая детская песенка « Петрушка»


    Разучивание песни « Петрушка»
    -Ребята, а кто такой Петрушка?

    -Кукла балаганного театра.


    Учитель показывает куклу Петрушку со словами:
    -Я, Петрушка, колпак на макушке,

    Шёл, шёл и к Вам пришёл.

    Зазываю на весёлое представление!

    Подходите! Спешите, люди добрые!

    От мала до велика!

    Потеха пришла, смех, веселье принесла!

    Слайд. Картина Б. Кустодиева « Балаганы»
    Балаган – временное деревянное здание для театральных представлений на народных гуляниях.

    Петрушка был любимцем публики на таких представлениях. Петрушка - грубоватый насмешник, высмеивал господ, их надменность и пренебрежение к простому народу. Дубинкой поколачивал и разгонял врагов. Но когда приходил на праздник, особенно к детям, там он был смешным и забавным.

    -Давайте, ребята, устроим представление для поднятия настроения!

    -Ребята, какой праздник с народными гуляниями скоро наступит?

    - Давайте споём песню « Масленица»
    Исполнение песни « Масленица»
    - Ну а сейчас, ребята, я подошла к импровизированному занавесу. Как называется наша тема?

    -В музыкальном театре.

    -На предыдущих уроках с какими произведениями мы знакомились?

    - С операми. Оперой М.И. Глинки « Иван Сусанин», Н.А. Римского-Корсакова « Золотой петушок», « Снегурочка»

    -А кто вспомнит эпиграф к теме « В музыкальном театре»?

    -« Театр уж полон; ложи блещут»

    -Откуда эта строчка?

    -Из романа А.С. Пушкина « Евгений Онегин» Я сейчас прочитаю продолжение этого отрывка.


    Театр уж полон; ложи блещут;

    Партер и кресла-всё кипит;

    В райке нетерпеливо плещут,

    И, взвившись, занавес шумит.

    Блистательна, полувоздушна,

    Смычку волшебному послушна,

    Толпою нимф окружена,

    Стоит Истомина; она,

    Одной ногой касаясь пола,

    Другою медленно кружит,

    И вдруг прыжок, и вдруг летит,

    Летит, как пух от уст Эола;

    То стан совьёт, то разовьёт

    И быстро ножкой ножку бьёт.


    -О каком музыкальном спектакле поведал в романе А.С. Пушкин?

    -О балете.

    -А что такое балет?

    -Балет-это музыкальный спектакль, где основным средством выразительности является танец.

    -Сегодня мы познакомимся с балетом русского композитора ХХ века И.Ф. Стравинского. Он автор 3-х замечательных балетов: « Весна-священная», «Жар- птица»

    -Ребята, наш занавес закрыт. Давайте представим, что всё то, что происходило на уроке – это была увертюра к нашей главной теме урока.

    - Что такое увертюра?

    -Увертюра-это вступление к опере или балету.

    -Подумайте, как называется балет И.Ф. Стравинского?

    -Балет « Петрушка» ( открывается занавес)

    -Этот балет Стравинский сочинил в 1911 году для « Русских сезонов» ( гастролей) в Париже. Успех был оглушительным. Критики, публика восторженно отзывались о балете и о молодом, талантливом композиторе И.Ф. Стравинском.

    -Ребята, а вам интересно узнать, почему балет имел такой успех?

    Значит в музыке есть какая – то особенность?

    -Что нам надо выяснить после прослушивания музыки?

    -В чём особенность музыки И.Ф. Стравинского.

    Когда вы приходите в театр, в фойе можно приобрести программку, в которой написано всё о создателях и исполнителях балета. Зачитаем краткое содержание 1 картины балета.

    Народное гуляние на масленой неделе в старом Петербурге. В центре сцены - балаганный театрик Фокусника. Рядом карусели, качели, ледяные горки, лавки со сладостями. Появляются шарманщик с танцовщицами. Выходит фокусник с флейтой. Занавес театрика раздвигается, толпа видит 3-х кукол: Петрушку, Арапа , Балерину. Фокусник оживляет кукол.

    Слушание отрывка из 1 картины балета.

    Все внимательно слушали, скажите вы услышали одну или несколько мелодий?

    -Что Стравинский описывает музыкой в этом эпизоде?

    -Народное гуляние на Масленице.

    -А можно ли одной мелодией описать картину масляного гуляния?

    - Конечно, нет. Кругом песни, перезвон бубенцов, голоса артистов. Поэтому одна мелодия сменяет другую.

    -А с помощью чего передаёт композитор народное гуляние?

    -С помощью характера музыки – праздничного, весёлого, задорного.

    - Ребята, мы с вами ещё не послушали один из главных отрывков 1 картины балета. В программке мы прочитали, что Фокусник оживляет кукол. А теперь подумайте, а что произойдёт дальше, по замыслу режиссёра, что куклы будут делать?

    -А какой танец будут танцевать?

    Видео из балета. « Русская»

    - Это была русская пляска. Так в чём особенность музыки И.Ф. Стравинского?

    -Композитор использовал мелодии похожие на русские народные песни, танцы, наигрыши.

    - Почему балет имел такой успех?

    -Стравинский сочинил яркую музыку в народном стиле.

    -А как итог нашей темы можно зачитать слова русского композитора Н. Мясковского: « «Петрушка» - это сама жизнь. Вся музыка его полна такой бодрости, свежести, доступности, такого здорового и неподкупного веселья, такой несдержанной удали…»

    - Чтобы закрепить и проверить ваши знания давайте все вместе попробуем разгадать кроссворд. Глядя на фото из презентации, дети называют слово в кроссворде и сами формируют вопрос.

    1) Париж ( Город, где состоялась премьера балета « Петрушка»

    2) Масленица ( Действие балета « Петрушка» происходит во время этого праздника.)

    3) Балет. ( Жанр, с которым мы сегодня знакомились)

    4) Стравинский. ( Автор балета « Петрушка»)

    5) Бенуа ( Художник, автор костюмов и декораций к балету « Петрушка»

    6) Большой (Театр оперы и балета в Москве)

    7) Кустодиев ( Художник, автор картин «Масленица» и «Балаганы»

    8) Балаган ( Театр для представлений на народных гуляниях)


    Если прочитать по вертикали, то какое слово у нас получилось?
    - Петрушка.




    п

    а

    р

    и

    ж




    м

    а

    с

    л

    е

    н

    и

    ц

    а




    б

    а

    л

    е

    т







    с

    т

    р

    а

    в

    и

    н

    с

    к

    и

    й




    б

    е

    н

    у

    а







    б

    о

    л

    ь

    ш

    о

    й







    к

    у

    с

    т

    о

    д

    и

    е

    в

    б

    а

    л

    а

    г

    а

    н





    Учитель показывает куклу Петрушку.

    -Ребята, дома нарисуйте главного героя нашего сегодняшнего урока.



    Рефлексия.
    - Мы сегодня побывали в театре, на балете. В конце спектакля публика всегда благодарит артистов аплодисментами. Если вам понравился наш сегодняшний урок, вы довольны своей работой, давайте оценим нашу совместную деятельность аплодисментами!

    Коьрта
    Контакты

        Главная страница


    «В музыкальном театре»

    Скачать 67.96 Kb.