• (по материалам фонда Тобольской Духовной Консистории)
  • Икона «Божия Матерь Абалака «Знамение»

  • Скачать 64.75 Kb.


    Дата16.05.2017
    Размер64.75 Kb.
    ТипСеминар

    Скачать 64.75 Kb.

    В период великой отечественной войны (по материалам фонда Тобольской Духовной Консистории)



    Е. И. Мельникова,
    преподаватель Кузбасской православной духовной семинарии

    г. Новокузнецк


    К ВОПРОСУ О СУДЬБЕ СПИСКА С АБАЛАКСКОЙ ЧУДОТВОРНОЙ ИКОНЫ БОЖИЕЙ МАТЕРИ «ЗНАМЕНИЕ»

    В ПЕРИОД ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ

    (по материалам фонда Тобольской Духовной Консистории)
    С православной духовной традицией связано развитие иконописания. Икона рассматривается в качестве связи между миром материальным и духовным, церковью земной и церковью небесной, между христианами и Богом. На иконах изображался образ Христа Спасителя, Троицы, Божией Матери, святых как проявление Первообраза. После освящения икона считалась святыней. Некоторые иконы за проявление особых качеств, например, индивидуальные исцеления, прекращение дождя и т.д., считались чудотворными и особо почитались.

    Влияние православной культуры на духовную жизнь в Сибири в XVII - XX веках аргументированно рассмотрены в научных трудах доктора культурологии, профессора Л. А. Тресвятского [8; 9; 10]. Икона понимается в качестве особого и универсального способа связи между человеческо-материальным и божественно-духовным мирами. Сибирской иконе, как неотъемлемой части, православной культуры за последние годы посвящены работы Т. А. Бычковой, Н. Г. Велижановой, Т. А. Крючковой и многих других. Более сложный уровень исследовательских работ по рассмотрению отношения общества к чудотворным иконам, наиболее почитаемым в народе, носящих в себе проявление божественной благодати, представлен в научном поиске И. А. Евтихеевой, И. В. Киселёвой, В. Я. Темплинг.

    В Сибири рано развилось иконописное дело, и с середины XVII в. потребности в иконах в основном удовлетворялись местными иконописцами. Как отмечено в исследовании Т. С. Ереминой, «на Руси иконопочитание было чрезвычайно развито. Иконы находились везде: в избах, в палатах, в церквях, в маленьких моленных часовнях на дорогах, на полях сражений. Они сопровождали человека в течение всей жизни, начиная с рождения и кончая смертью» [7, с. 463].

    Жемчужиной Сибирской иконописи Тобольской епархии и Всея Сибири, является с 1636 года – Икона Божией Матери «Знамение», именуемая Абалакскою (Абалацкою), находится в селе Абалак в 25 километрах от Тобольска. Отношение сибиряков почитаемой иконе находим в словах И. К. Голубева, православного христианина, жившего в конце XIХ в.: «Дай Бог, чтобы время не налагало своей разрушающей руки на святую обитель Абалакскую и на хранимый в ней источник благодати и чудотворений – святую икону» [6, с. 13].

    С середины XVII в. в Тобольске стала действовать иконописная мастерская при архиерейском доме. Своим мастерством известен протодьякон Тобольского кафедрального собора Матфей Мартынов, написавший Абалакскую Икону Знамения Божией Матери в 1617 г. Иконописец М. Мартынов родился не в Сибири, а прибыл в Тобольск с первым архиепископом Киприяном в возрасте 55 лет. В 1636 г. М. Мартынов пишет образ Абалакской Божьей Матери «Знамение» [1]. В дореволюционное время Абалакская Икона Божьей матери «Знамение» являлась самой почитаемой иконой в Сибири. Её многочисленные списки находились во многих храмах и монастырях. Известно, что находясь в заточении в Тобольске семья царственных мучеников молилась именно у этой иконы.

    Развитие православной культуры в Сибири невозможно рассматривать без развития сибирского иконописного дела, которое укрепило материальную основу духовной культуры православия. Сибирская иконопись Кузбасса, как неотемлемая часть православной культуры, пользуется заслуженной популярностью. Сведения об иконах, в том числе и о Чудотворной Абалакской Иконе Божией Матери «Знамение», в Кузнецком уезде, находящиеся в фонде Тобольской Духовной Консистории Государственного архива в г. Тобольске, к сожалению, имеют отрывочный характер. Приведенная, впервые публикуемая, исследовательская информация находится в фонде Тобольской Духовной Консистории И.156, описи 11, деле 389 «Дело о разделе имущества умершего священника Николаевской церкви села Бачатского Кузнецкого ведомства Василия Синкина», датированное 19.08.1833г. [2]. К делу 389 прилагается опись собственного имущества умершего 09. 03. 1818 г. священника села Бачатского Кузнецкого духовного правления Василия Львовича Синкина, в которой перечисляются следующие Святые Иконы [2; Л.3]:



    1. Икона «Святой Троицы» в позолоченной ризе;

    2. Икона «Вседержителя» в медном окладе;

    3. Икона «Божия Матерь «Неопалимая купина»;

    4. Икона «Божия Матерь Абалака «Знамение»;

    5. Икона «Святителя Николая» на бумаге в ризе;

    6. «Святцы всего года», фаски листов в ризах еловых.

    Синкин Василий Львович, 1775 года рождения [3; Л.1об] (по ревизским сказкам), сын священника Николаевской церкви села Бачатского, Синкина Льва Евсеевич, 1744 года рождения [4; Л. 3об] (по ревизским сказкам).

    Каким образом Жемчужина Сибирской иконописи: Список с Иконы Божией Матери «Знамение», именуемая Абалакскою, могла оказаться в доме Синкина Василия Львовича, священника церкви Святителя и Чудотворца Николая села Бачатского Кузнецкого духовного правления к 1818 году?



    Обозначим, следующие варианты:

    1. Синкин Василий Львович, либо его отец Синкин Лев Евсеевич, приобрели себе и, таким образом, имели в своем доме Список с Иконы Божией Матери «Знамение», именуемой Абалакскою, как особо почитаемую в Тобольской губернии и Всея Сибири.

    2. Синкин Лев Евсеевич, отец Синкина Василия Львовича, получил в подарок Список с Иконы Абалакской Божией Матери «Знамение». Даритель неизвестен.

    3. Синкин Василий Львович, получил в подарок, как сын священника Синкина Льва Евсеевича, Список с Иконы Божией Матери «Знамение», именуемой Абалакскою, от Архиепископа Варлаама I (Петрова), когда тот, по случаю, объезжал, вверенную ему епархию.

    Иконописная традиция в России на многие десятилетия прервалась после революции 1917 года. В годы «красного террора» и последовавшие за ними десятилетия гонений на Церковь тысячи храмов по всей территории СССР, в том числе и в Кемеровской области, были стерты с лица земли. Количество икон, бесследно пропавших в советское время, не поддается исчислению: во всяком случае, исчезло подавляющее большинство икон, имевшихся в России до революции.

    Согласно архивным документам Список с Абалакской Чудотворнаой Иконы Божией Матери «Знамение» был спрятан у одного из потомков Василия Львовича Синкина, служившего на тот момент в Николаевской церкви села Бачатское. В 1930-х годах обновленческий приход был ликвидирован, а сама церковь закрыта. Начало Великой Отечественной войны временно остановило дальнейший разгром Церкви.  В ноябре 1943 г. Совнарком СССР принял постановление «О порядке открытия церквей». Решение — открывать церковь или отказать в этом верующим — принималось на местном уровне облисполкомами. 2 апреля 1942 г. на Пасху, Николаевская церковь села Бачатского Беловского района открыта вновь, в которой богослужение шло вплоть до 1945г.

    С первых дней войны во всех действующих церквях и монастырях в том числе и в Николаевской церкови где находился Список с Абалакской Чудотворной Иконы Божией Матери «Знамение» служились молебны о даровании Победы. Ежедневно за богослужением возносилась молитва: «О еже подати силу неослабну, непреобориму и победительну, крепость же и мужество с храбростью воинству нашему на сокрушение врагов и супостат наших и всех хитрообразных их наветов...». В приходах проводился сбор средств на нужды обороны, на подарки бойцам, на содержание раненых и сирот.

    Возрождение иконописных мастерских начинается в 1970-е годы, когда возникает всеобщий интерес к иконе. Однако только в конце 1980-х годов иконописная традиция в России возродилась. Таким образом, в революционные годы один из Списков с Абалакской Чудотворной Иконы Божией Матери «Знамение», особо почитаемой сибиряками, был спрятан у одного из потомков Василия Львовича Синкина, служившего на тот момент в Николаевской церкви села Бачатского. С началом Великой Отечественной войны, Николаевская церковь открыта вновь, в которой служились молебны, вплоть до 1945 г., с просьбой к Жемчужине сибирской иконописи Списку с Абалакской Чудотворной Иконы Божией Матери «Знамение» о даровании Победы.



    Литература

    1. Абрамов, Н. А. Сказание об иконе Божией Матери и о важнейших копиях с нее с изображением самой чудотворной иконы (Издание Абалакского Знаменского монастфыря). – Тобольск: Типография Епархиального Братства, 1904 г. – 147 с.

    2. Государственное бюджетное учреждение Тюменской области Государственный архив в г. Тобольске (ГБУТО ГАТ), Фонд И.156 (Фонд Тобольской духовной консистории: 1721-1922гг.), Оп. 11, Д. 389, Л. 3, 3об, 5, 5об, 6, 7а, 7а об, 8, 8об, 9, 9об, 10, 10об, 11, 11об.

    3. ГБУТО ГАТ, Ф. И.156, Оп. 4, Д. 288, Л. 1 об.

    4. ГБУТО ГАТ, Ф. И.156, Оп. 4, Д. 1254, Л. 3об

    5. ГБУТО ГАТ, Ф. И.156, Оп. 4, Д. 1476, Л. 5 об.

    6. Голубев, И. К. Абалакский Знаменский третьеклассный мужской монастырь. – СПб.: Типография П.П. Сойкина, 1892. – 13 с.

    7. Еремина, Т. С. Мир русских икон и монастырей: история, предания. – М., МАИК, Наука, 1998. – 463 с.

    8. Тресвятский, Л. А. Влияние православной культуры на духовную жизнь в Сибири в XVII – начале ХХ вв.: диссертация доктора культурологии. – Кемерово, 2006. – 345 с.

    9. Тресвятский, Л. А. Православие на Кузнецкой земле в дореволюционный период. – Новокузнецк: МАОУ ДПО ИПК, 2013. – 267 с.

    10. Тресвятский, Л. А. Шадрина А.С. Очерки по истории православия в Сибири (региональный аспект). – Новокузнецк: Изд-во ИПК, 2004. – 105 с.

    Коьрта
    Контакты

        Главная страница


    В период великой отечественной войны (по материалам фонда Тобольской Духовной Консистории)

    Скачать 64.75 Kb.