Скачать 306.71 Kb.


Дата01.09.2018
Размер306.71 Kb.
ТипПояснительная записка

Скачать 306.71 Kb.

В последнее десятилетие усиливается интерес к истории родного края, активно разрабатываются и реализуются региональные и местные краеведческие программы



МКОУ «Борщенская средняя общеобразовательная школа»

Рабочая программа

кружок «Поиск»

Пояснительная записка

В последнее десятилетие усиливается интерес к истории родного края, активно разрабатываются и реализуются региональные и местные краеведческие программы. Это находит свое отражение в организации различных видов краеведческой образовательной деятельности: работе факультативов, кружков, поисковых отрядов, групп, клубов и других объединений в учреждениях образования.

Закономерным итогом краеведческой деятельности учащихся нередко становится создание музеев, выставок, экспозиций по истории, культуре и природе родного края, своего учреждения образования. Организация школьного музея - одна из лучших форм общественно-полезной работы юных краеведов-историков, объединяющая не только членов кружка, но и широкие массы учащихся, их родителей.

Минобразование России рассматривает музеи образовательных учреждений как эффективное средство духовно-нравственного, патриотического и гражданского воспитания детей и молодежи, рекомендует образовательным учреждениям, органам управления образованием всех уровней уделять внимание педагогическим и памятникоохранительным аспектам организации и функционирования музеев в образовательных учреждениях, осуществлять необходимое взаимодействие с органами и учреждениями культуры, местными и государственными архивами, отделениями Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры.



Цель программы: создание условий для гражданского и патриотического воспитания учащихся посредством музейной деятельности, формирования социальной активности учащихся, интеллектуального развития путем их вовлечения в поисково-исследовательскую краеведческую деятельность.

Задачи:

  • Организация поиска материалов для пополнения музейного фонда.

  • Поиск, исследование, систематизация и обобщение материалов, связанных с историей семьи, школы, района, города, края;

  • Учет и хранение собранных документов, предметов, материалов, их научная проверка, систематизация и методическая обработка;

  • Оформление и экспонирование материалов;

  • Организация экскурсий для детей, как обзорных для группового посещения, так и индивидуальных. Проведение экскурсий для взрослых, посещающих школьный музей.

  • Организация научно-исследовательской работы

  • Развитие дополнительного образования детей средствами музейной педагогики.

Концепция данной образовательной программы заключается в изменении содержания образовательного курса на основе изучения истории родного края через методическую систему занятий, позволяющих создавать музейные экспозиции различных типов и форм, которые впоследствии служат ассоциативным рядом для создания итоговой композиции частнопредметной итоговой технологии — музейной педагогики.

Музейная педагогика дает возможность:

- осуществлять нетрадиционный подход к образованию, основанный на интересе детей к исследовательской деятельности и компьютерному обучению;

- сочетать эмоциональные и интеллектуальные воздействия на учеников;

- раскрыть значимость и практический смысл изучаемого материала;

- попробовать собственные силы и самореализоваться каждому ребенку;

- объяснить сложный материал на простых и наглядных примерах;

-организовать интересные уроки и внеклассные занятия, исследовательскую работу в школьном музее и школе.




Практическая культурно-образовательная

деятельность музея

Осуществляемый в музее процесс передачи культурных значений и смыслов, целью которого является восприятие информации учащимися, в ходе которой раскрывается информационный потенциал музейных экспонатов, реализуется образовательно-воспитательная и другие функции музея.

Интеграция музейной педагогики, основного и дополнительного образования через основные направления работы:


  • Информирование. Первичное получение сведений о музее, составе и содержании его коллекций или об отдельных экспонатах. Создание электронных презентаций, электронных архивов-описей документов, информационных справок об отдельных экспонатах на уроках истории, литературы, географии, создание информационного киоска на страничке сайта школы.

  • Обучение, Передача и усвоение знаний, приобретенных умений и навыков. Обязательный фактор – неформальность и добровольность. Обучение осуществляется в форме экскурсий, уроков, занятий кружка, проектных работ. Возможно привлечение уроков истории, литературы, географии, технологии.

  • Творчество. Создание условий для стимулирования творческого процесса. Это направление реализуется с помощью проектной деятельности, викторин, исторических и географических игр, фестивалей и встреч.

  • Общение. Встречи с целью знакомства и общения с интересными людьми, ветеранами, жителями села.

  • Отдых. Организация свободного времени учащихся и взрослых. Дни открытых дверей, концерты, чаепития для ветеранов и гостей школы.

По основной направленности программа является:

развивающей (построена на выявлении и развитии научно-исследовательских способностей учащихся, освоение ими методов и способов познания мира средствами музейной культуры)



социально-адаптивной (помогает приобрести ребенку социальный опыт в познании материальных, духовных культурных ценностей, направлена на формирование ценностных ориентиров в сохранении, развитии и возрождении культурных традиций и воспитании нравственных качеств личности). Обучение строится на основе наблюдения, поиска и освоения окружающей действительности. Это помогает учащимся построить целостную картину мира, позволяющую принимать решения в широком спектре жизненных ситуаций

По сложности программа является интегрированной, т.е. объединяет знания из областей: истории, краеведения, литературы, географии с высокой степенью межпредметных обобщений.

Программа переработана с упором на систему личностно-ориентированного обучения с использованием трех базовых методик:

- технологии задачного подхода (изучение любой темы представлено как цепочка задач, которые необходимо решить);

- технологии диалога (при работе над содержательной стороной необходимо представить материал в форме конфликтно-проблемных вопросов и найти оптимальное решение, способное не подавить учащихся, а обогатить педагога и ребенка);

- технологии имитационной деловой игры (используется при организации деятельности музея, при распределении обязанностей).

Последовательное изучение различных проблем проводится в соответствии с основными педагогическими принципами.



Технологическую основу программы образуем система организационных форм и методов занятий по алгоритму творческой деятельности с учетом возрастных особенностей школьников, которой присуще стимулирование и развитие познавательного интереса у учащихся к истории и традициям родного края. Это обеспечивается системой учебных занятий.

Направления деятельности:

  • Работа с музейной аудиторией, направленная на формирование ценностного отношения к культурному наследию и привитие вкуса к общению с музейными ценностями.

  • Развитие способности воспринимать музейную информацию, понимать язык музейной экспозиции.

  • Воспитание эмоций, развитие воображения и фантазии, творческой активности.

  • Создание в музее условий, при которых работа с аудиторией протекала бы более эффективно.

  • Использование и популяризация новых технологий музейного образования в форме отдельных проектов, на разных площадках, с привлечением учителей предметников и педагогов дополнительного образования.

Формы организации работы с музейной аудиторией:

  • лекции;

  • экскурсии;

  • консультации;

  • литературные и исторические гостиные;

  • встречи с интересными людьми;

  • исторические и географические игры, викторины;

  • проектная и исследовательская деятельность;

  • использование интернет – технологий;

  • создание видеопрезентаций;

  • оформление выставок, обновление экспозиций;

  • встречи с ветеранами войны.

Прогнозируемые результаты:

1) В обучающей сфере – приобретение учащимися глубоких знаний по истории села Борщень, Большесолдатского района, Курской области и страны, умений свободно ориентироваться в исторических событиях и фактах, связывать эти факты с историей России в целом, видеть неразрывную связь истории родного края с историей России.

2) В воспитательной сфере – воспитание у учащихся чувства уважения к истории родного края, гордости за его славное прошлое, уважения и преклонения перед людьми, защищавшими ее свободу и независимость, достижение учащимися высокого уровня патриотического сознания, основанного на знании и понимании истории края.

3) В развивающей сфере – достижения учащимися высокого уровня умений и навыков по самостоятельной работе по профилю музея:

выработка этих умений в процессе поиска, научно-музейной обработки, учету, описанию, классификации предметов музейного значения, учений по организации и проведению экскурсий по экспозициям музея, по проведению мероприятий по профилю музея на внутришкольном (выставки, конкурсы, тематические часы);

развитие творческих способностей учащихся в процессе создания и презентации творческих работ по профилю музея;

развитие у учащихся навыков самостоятельного мышления в сфере исторического знания, и вообще – в сфере развития высокого уровня гражданского и патриотического сознания школьников.


Организация

поисково-исследовательской деятельности учащихся
Работу по привлечению учащихся к краеведческой работе можно разделить на несколько этапов (блоков). К работе в школьном музее учащиеся привлекаются только на добровольной основе.

Первый этап – информационный или ознакомительный. Информация о работе музея должна быть предоставлена учащимся в доступной, увлекательной форме. Это могут быть экскурсии в музей, встречи с Советом и активом музея, презентации, короткие фильмы.
Блок №1 «Музей и история родного края»



Тема

Форма проведения

Основные цели и задачи

1

Школьный краеведческий музей.

Экскурсия.

Знакомство с работой музея, правилами поведения в музее. Воспитание бережного отношения к культурному и историческому наследию своего народа.

2

История основания села Борщень.

Беседа.

Воспитание патриотизма, интереса к истории родного края.

3

Быт жителей Курской области.

Экскурсия.

Воспитание интереса к жизни, быту и культуре своих предков. Знакомство с орудиями труда, предметами быта местных жителей.

4

Обычаи и обряды, сохранившиеся до нашего времени.

Театрализованное представление.

Приобщение учащихся к ценностям и традициям народов, населяющих наш край, воспитание уважения и бережного отношения к ним.

5

Легенды о нашем крае.

Литературная гостиная.

Знакомство с народным творчеством, расширение представления о народных традициях.

6

Старинные ремесла и современные мастера.

Экскурсия

Знакомство с предметным миром, историей вещей.

7

Моя родословная.

Беседа, практическое занятие.

Знакомство с правилами составления генеалогического древа, умение составлять родословную.

7

Моя родословная.

Беседа, практическое занятие.

Знакомство с правилами составления генеалогического древа, умение составлять родословную.

8

История родной школы.

Экскурсия.

Знакомство с историей школы, воспитание уважения к ее традициям.

Перечень тем может быть изменен или дополнен по желанию учащихся.

Целесообразно на этом этапе привлечение детей к выполнению несложных видов работ. Это может быть участие в театрализованных представлениях, экспедициях по сбору памятников истории и культуры, оформление альбомов, встречи с интересными людьми.

Диагностика интересов и склонностей учащихся проводится в процессе знакомства с направлениями, методами работы музея. Ученики выбирают направление по интересам. Наш школьный музей работает по нескольким направлениям. Это «История родной школы», «Наши земляки – участники войн», «Этнография», «Топонимика».


Второй этап - обучение методам и технологии учета и хранения основного и вспомогательного фондов музея. Это наши «архивариусы». Ребята работают с архивом музея, создают и пополняют базу данных, составляют картотеки и каталоги. Данная работа требует привлечения дополнительных знаний. Каждый экспонат музея сопровождается краткой аннотацией, включающей историю создания, назначение экспоната, имя его владельца, оценку состояния и т.д.

У школьников формируются начальные навыки исследовательской деятельности, работы с архивами, справочниками, энциклопедиями.

Ребята знакомятся с правилами оформления документации, хранения экспонатов.
Блок №2 «Документоведение»




Тема

Форма проведения

Основные цели и задачи.

1

Фонды музея.

Лекция.

Воспитание бережного отношения к музейным ценностям. Знакомство с основным и вспомогательным фондами музея.

2

Учет и обеспечение сохранности фондов музея.

Лекция.


Знакомство с правилами учета

и хранения документов, ведения учетной документации.




3

Классификация и систематизация музейных экспонатов.

Практическое занятие.

Формирование навыков составления картотек и каталогов.

4

Правила хранения вещественных исторических источников.

Лекция.

Воспитание бережного отношения к памятникам истории и культуры. Знакомство с правилами светового и теплового режима музея

5

Исторический документ.

Практическое занятие.

Вооружение учащихся методикой самостоятельной работы с документами. Знакомство с правилами учета и хранения документов.


Третий этап - привитие навыков коммуникативной деятельности. Учащиеся становятся экскурсоводами. Экскурсоводы, выбирая тему, разрабатывают планы и методику проведения экскурсии, учатся составлению тематико-экспозиционных планов. Широко приветствуются новые формы деятельности. Экскурсии могут проводиться в форме устных журналов, исторических гостиных, презентаций проектов. Одновременно с навыками частично-поисковой деятельности учащиеся приобретают опыт общения с аудиторией. Исчезает скованность, неуверенность, каждый вырабатывает свой стиль общения.
Блок №3 «Методика подготовки и проведения экскурсий»



Тема

Форма проведения

Основные цели и задачи

1

Роль экскурсовода в работе музея.

Беседа.

Знакомство учащихся с работой экскурсовода. Привитие интереса к экскурсионной работе.

2

Методика подготовки экскурсий.

Лекция.

Практическое занятие.



Развитие творческих способностей учащихся. Формирование умения составлять план экскурсии, отбирать и систематизировать значимый материал.

Формирование навыков составления плана экскурсии, подбора материала.



3

Как провести экскурсию.

Практическое занятие.

Обучение правилам проведения экскурсии с учетом возрастных особенностей экскурсантов.

4

Я – экскурсовод.

Психологические тренинги.

Помочь учащимся преодолеть неуверенность в своих силах, развитие коммуникативных способностей.

Пройдя курс обучения, учащиеся включаются в работу по проведению экскурсий.


Четвертый этап – организация поисково-исследовательской деятельности. При организации творческой деятельности учащихся ставятся следующие задачи:

- выявление детей, предрасположенных к исследовательской деятельности;

- создание условий для плодотворного общения и получения интересующей информации;

- развитие познавательной активности и интереса учащихся;

- развитие творческих задатков и коммуникативных способностей учащихся;

- развитие умений и навыков самопрезентации и публичных выступлений.



Большую помощь в выявлении учащихся, имеющих склонность к исследовательской деятельности, оказывают учителя-предметники. Интересы детей помогают выявить родители.
Блок №4 «Введение в поисково-исследовательскую деятельность»



Тема

Форма проведения

Основные цели и задачи

1

Введение.

Лекция.

Формирование основ научного мышления. Знакомство с основными понятиями и терминологией: актуальность темы, гипотеза, цели и задачи исследования, методы исследования.

2

Источниковедение и его роль в изучении истории.

Лекция.

Сформировать целостное представление об историческом знании, о роли работы с источниками в поисково-исследовательской работе.

3

Основные этапы работы с источниками.

Лекция и практическое занятие.

Вооружить учащихся методикой самостоятельной и творческой работы с источниками, познакомить с требованиями к работе с источниками.

4

Интервью, опросы, беседы и другие формы исследовательской деятельности.

Лекция и практическое занятие.

Формирование коммуникативных навыков. Знакомство с правилами проведения интервью, составления вопросников.

5

Оформление творческой работы.

Лекция.

Знакомство с видами оформления результатов поисково-исследовательской работы, библиографией, критериями оценки проекта.

6

Учимся строить выступление.

Психологический тренинг.

Освоение приемов публичных выступлений и способов снятия эмоционального напряжения перед выступлением.

7

Представление результатов поисково-исследовательской деятельности.

Презентация или защита проекта.

Закрепление навыков публичных выступлений.


Содержание программы кружка «Поиск»


  1. Вводное занятие.

Теория: Постановка целей и задач музея. Изучение и анализ имеющегося краеведческого материала. Организация учета экспонатов. Распределение по основным темам. Совет музея. Экскурсовод.

Практика: Ведение музейной документации.


  1. «Я — житель Курской области».

Теория: История села Борщень. «Село прежде», «Село сегодня».

Практика: Акция «Серия фотографий», «Виды родного города и села». Выставка по итогам акции «Виды родного города и села». Экспозиция «Город и село прежде», «Город и село сегодня». Подготовка экскурсий по экспозициям музея.


  1. Музейный работник.

Теория: Музейный экспонат. Хранилище музея. Создание исследовательских групп. Создание редакционного совета из активистов музея с целью увековечивания тех свидетельств и памяти, которые сохранились в народных массах, подготовка различных сменных экспозиций, экскурсионных уроков мужества.

Практика: Правила ведения музейной документации. Оформление музейных экспозиций.


  1. Экспозиция «Листая школьные страницы».

Теория: Летопись школы. Изучение истории школы. Ознакомление с Уставом школы и ее традициями.

Практика: Пополнение экспозиции.


  1. Экспозиция «Гордость школы».

Теория: Поисково-исследовательская деятельность. Встречи с бывшими учителями и выпускниками школы. Беседы и интервью с ними.

Практика: Пополнение экспозиции.
6. Символика района и области.

Теория: История символики. История создания герба Большесолдатского района, Курской области и города Курска.

Практика: Выставка рисунков на тему символики. Пополнение экспозиции «Наш Курск».


  1. История моей семьи в истории области.

Теория: Акция-конкурс «Самая интересная фотография нашей семьи».

Практика: Экскурсия-лекция «Из семейного альбома».


  1. Военная история края.

Теория: Изучение военной истории края

Практика: Пополнение экспозиции. Тематическая выставка.


  1. Встреча с участниками и ветеранами войны.

Теория: Акция «Мы против войны». Литературно-историческая композиция «Дети войны». Встречи и беседы с ветеранами. Подготовка экскурсий.

Практика: Фотосессия «Портрет ветерана, труженика тыла, детей войны» Пополнение экспозиций – «Ваш подвиг бессмертен» и «Победа деда – моя победа».


  1. «Чтобы помнили».

Теория: Ознакомление с экспозицией Большесолдатский район в годы Вов.

Практика: Проведение экскурсии для учащихся.


  1. «Культура края».

Теория: Изучение материальной культуры края. Предметы быта, костюмы народов населяющих наш край.

Практика: Пополнение экспозиции «Культура края». Проведение экскурсии для учащихся.


  1. Растительный и животный мир Курской области.

Теория: Знакомство с флорой и фауной нашего края. Красная книга Курской области.

Практика: Творческие проекты по разнообразию растительного и природного мира Большесолдатского района..


  1. «Экология края».

Теория: Экологические проблемы нашей малой Родины. Пути их решения.

Практика: Фото-акция «Экологические проблемы». Научно-исследовательская проблема. Защита проектов.


  1. Музейное сотрудничество.

Теория: Посещение музеев района и образовательных учреждений. Знакомство с их экспозициями.

Практика: Обзорная лекция-экскурсия для гостей из других музеев.


  1. «История техники».

Теория: Знакомство с развитием технической мысли. Внедрение инноваций в ходе исторического развития. Развитие технической мысли в современном крае. Достижения науки и техники.

Практика: Пополнение экспозиции.


  1. Защита творческих проектов учащихся.




  1. Итоговое занятие.

Теория: Итоги работы школьного музея.

Практика: Учет экспонатов и документального фонда.

Учебно-тематический план


№ занятия

Тема

К-во часов

ИКТ

Дата

1

Вводное занятие. Постановка целей и задач музея.

3







2-9

Ведение музейной документации. Организация учёта экспонатов

24







10-13

История села, района, города.

12

Видеофильм «Курск»




14-21

Практическое занятие. Подготовка к проведению акции: «Виды родного села, района, города»

24







22-29

Музейный экспонат.

24







30-37

Оформление музейных экспозиций

24







38-41

Летопись школы. Изучение истории школы.

12

Презентация «История школы»




42-49

Ознакомление с Уставом школы и её традициями. Пополнение экспозиции

24







50-65

Поисково-исследовательская деятельность. Поиск бывших учителей и выпускников школы

48







66-69

Создание экспозиции «Гордость школы»

12







70-77

История символики. История создания герба Большесолдатского района, Курской области и города Курска.

24







78-80

Создание экспозиции «Наш Курск»

9







81-84

Подготовка работ к конкурсу «Самая интересная фотография нашей семьи»

12







85-88

Экскурсия-лекция «Из семейного альбома»

12







89-104

Изучение военной истории нашего края

48







105-108

Изучение военной истории нашего края. Оформление тематической выставки.

12







109-112

Проведение акции: «Мы против войны».

12







113-116

Встреча и беседа с ветеранами

12

Презентация «След войны в моей семье»




117-132

Проектная деятельность. Работа над проектом «Большесолдатский район в годы ВОв»

48







133-148

Проектная деятельность. Работа над проектом «Курская область в годы ВОв»

48







149-156

Изучение культуры края

24







157-164

Предметы быта, костюмы народов населяющих наш край.

24

Презентация «Народы Курской области»




165-168

Знакомство с флорой и фауной нашего края. Красная книга Курской области.

12

Презентация «Редкие растения Курской области»




169-172

Защита проектов по разнообразию растительного и природного мира Большесолдатского района и Курской области.

12







173-176

Экологические проблемы нашей малой Родины. Пути их решения.

12







177-180

Защита проектов по экологическим проблемам

12







181-184

Посещения музеев района и образовательных учреждений.

12







185-188

Обзорная лекция-экскурсия для учащихся школы.

12







189-190

Знакомство с развитием технической мысли в крае.

6







191

Достижения науки и техники.

3







192

Защита творческих проектов учащихся

3







193

Защита творческих проектов учащихся

3







194

Защита творческих проектов учащихся

3







195

Итоги работы школьного музея

3







196-204

Учёт экспонатов и документального фонда

27








Разделы экспозиций школьного музея:
1. «Листая школьные страницы»;

2. «Гордость школы»;

3. «Чтобы помнили»;

4. «Культура края»;

5. «Растительный и животный мир Курской области»;

6. «Военная история края».

7. «Символика района и области»
Использование музея

в учебно-воспитательном процессе МКОУ «Борщенская средняя общеобразовательная школа »
Каким бы содержательным и современным по оформлению ни был музей, он только тогда станет неотъемлемой частью общешкольного организма, если учителя будут широко использовать его экспозицию и фонды в учебно-воспитательном процессе.

Эффективность использования школьного музея в обучении во многом определяется разнообразием форм и методов классной и внеклассной работы, включающей музейный материал в учебный процесс. В практике нашей школы сложились следующие её виды:

- учебная экскурсия в музее;

- урок-экскурсия в музее;

- использование музейных предметов учащимися в качестве учебных пособий на уроке;

- подготовка докладов и сообщений учащимися для уроков по заданию учителя на основе их самостоятельной работы в музее.

Работа в музее проводится по ряду предметов: краеведению, истории, литературе, ИЗО, и на классных часах. Учителя, используя возможности музея, в процессе преподавания сочетают приемы обучения с методами познания: они не только сообщают информацию, но и демонстрируют учащимся сложные пути ее получения.

Школьный музей помогает воспитывать в учащихся исследовательскую активность, развивает творческое мышление, прививает навыки самостоятельного приобретения знаний.

Музей является базой и для серьёзной воспитательной работы. Он хранит память о традициях жизни наших прадедов и поддерживает те (традиции), на которых воспитываются нынешние поколения.


Литература для учителя:

1.Данилюк А.Я., Кондаков А.М., Тишков В.А. Концепция духовно – нравственного развития и воспитания личности гражданина России. Стандарты второго поколения. Издательство. «Просвещение». 2009.

2.Горелик Ф.Б Воспитывая ребенка, формируем мировоззрение /Ф.Б.Горелик-Москва :Просвещение,2003.-201с.

3. Рожков М.И., Байбородова Л.В., Ковальчук М.А. Воспитание толерантности у школьников: учебно - методическое пособие/М.И.Рожков - Ярославль: Академия развития, 2003.



Литература, рекомендованная для учащихся.
1.Безруков А.М., Пивоварова Г.П. Занимательная география для учащихся, учителей и родителей. – М.: АСТ – Пресс, 2001.

2.Вагнер Б.Б. Сто великих чудес природы. – М.: Вече, 2002.

3.Земля: Универсальная энциклопедия для юношества. – М.: Педагогика – Пресс, 2001.

4.Энциклопедия для детей. – Т.13: Страны. Народы. Цивилизации. – М.: Аванта, 2000.

5. Поспелов Е.М. Школьный словарь географических названий.- М.: Профиздат, 2000
Образовательные диски
1.http://mega.km.ru/ (Библиотека Кирилла и Мефодия).

2.http://www.kulichki.com/travel (Виртуальные путешествия. Рассказы о достопримечательностях, истории и современном развитии стран, городов, регионов.

3.http://www.geo2000.nm.ru/index 1.htm.

сайты:


--Всемирный фонд дикой природы в России – www.wwf.ru

--Природа России priroda.ru

Коьрта
Контакты

    Главная страница


В последнее десятилетие усиливается интерес к истории родного края, активно разрабатываются и реализуются региональные и местные краеведческие программы

Скачать 306.71 Kb.