• Рекомендовано к печати учебно-методическим советом УрАГС
  • Введение
  • ТЕМА 1. Введение в психологию управления



  • страница1/9
    Дата15.10.2017
    Размер1.65 Mb.
    ТипПрактикум

    В работе менеджера особую роль играет рациональность мышления


      1   2   3   4   5   6   7   8   9

    Уральская академия государственной службы

    Психология управления


    Часть 1
    Упражнения, тренинговые
    и деловые игры

    Практикум

    Екатеринбург

    2009


    УДК

    ББК


    Б

    П
    Б
    сихология управления. Часть 1. Упражнения, тренинговые и деловые игры: Практикум / Сост. Т.А. Сергеева, Е.И. Васильева. – Екатеринбург, 2009. – 128 с.


    ISBN

    Для специальностей 080504.65 «Государственное и муниципальное управление», 080507.65 «Менеджмент организации», 080109.65 «Бухгалтерский учет, анализ и аудит»

    Рекомендовано к печати
    учебно-методическим советом УрАГС


    ISBN


    © Сергеева Т.А., Васильева Е.И., сост., 2009

    © Уральская академия государственной службы, 2009

    Введение

    Настоящий практикум предназначен для студентов, изучающих психологию управления, и является необходимым дополнением для усвоения теоретического материала. Практикум состоит из двух частей. Первая включает систему практических заданий, тренингов, деловых игр, которые воспроизводят основные теоретические вопросы учебной дисциплины. Поэтому без предварительной проработки теории выполнение практических заданий бессмысленно.

    Во второй части представлены диагностические методы и методики, использование которых позволяют наиболее полно и систематизировано исследовать социально-психологические характеристики личности и коллектива. Изучение и применение психодиагностических методов в курсе психологии управления позволит студентам не только освоить процедуру диагностики, но и обоснованно осуществлять отбор методик в соответствии с задачами управления.

    Практические задания, тренинговые и деловые игры практикума могут быть использованы в курсе «Управление персоналом», «Организационное поведение», а также для более глубокого изучения процессов делового общения и командообразования.



    ТЕМА 1. Введение в психологию управления




    Задание 1. Психология управления взаимодействует с другими отраслями знаний. Какие их них, на ваш взгляд, значимы для деятельности руководителя? Представьте информацию в виде таблицы:


    Название отрасли знаний

    Значимые аспекты других отраслей знания для практики руководителя

    1.




    2.




    3.




    4.




    5.




    6.




    7.





    Задание 2. В следующих пунктах выберите один или несколько правильных ответов:

    1. Психология управления – это… а) отрасль прикладной психологии, изучающая разные психологические аспекты поведения и деятельности человека, группы и организации в целом, оказывающие влияние на организационные процессы и «эффективность»; б) отрасль психологии, которая изучает психические процессы и явления, обусловленные принадлежностью человека к конкретному коллективу, а также психологические характеристики этих коллективов; в) отрасль психологической науки, изучающая психологические аспекты процесса управления; г) все ответы верны; д) все ответы неверны.

    2. К психологии управления более всего близки: а) социология; б) менеджмент; в) психология; г) социальная психология; д) философия; е) все ответы верны; ж) все ответы неверны.

    3. Идея морального стимулирования труда в XIX веке принадлежит: а) К. Марксу; б) Р. Оуэну; в) А. Сен-Cимону; г) Ф. Энгельсу; д) Ш. Фу­рье.

    4. Основными современными научными школами в психологии управления являются: а) американская школа; б) западно-европейская школа; в) японская школа; г) советская школа; д) российская школа; е) все ответы верны; ж) все ответы неверны.

    5. Какие направления современной психологии оказывают влияние на психологию управления: а) классический бихевиоризм; б) когнитивная психология; в) психоанализ; г) гуманистическая психология; д) необихевиоризм; е) все ответы верны; ж) все ответы неверны.

    6. Объектом психологии управления является: а) организация, б) личность руководителя; в) коллектив; г) управленческая деятельность; д) все ответы верны; е) все ответы неверны.

    7. Предметом психологии управления являются: а) организации; б) производственные коллективы; в) взаимоотношения людей в организации; г) процесс руководства различными видами совместной деятельности; д) межличностное общение в организациях; е) все ответы верны; ж) все ответы неверны.

    8. Для американской модели управления характерно: а) жесткий формализованный контроль; б) человек воспринимается только как исполнитель; в) люди знают, ради чего они работают; г) ответственность коллективная; д) ответственность индивидуальная; е) принятие решения на основе консенсуса; ж) все ответы верны; з) все ответы неверны.

    9. Для японской модели управления характерно: а) жесткий формализованный контроль; б) человек воспринимается только как исполнитель; в) люди знают, ради чего они работают; г) ответственность коллективная; д) ответственность индивидуальная; е) принятие решения на основе консенсуса; ж) все ответы верны; з) все ответы неверны.


    Задание 3. Существуют три основных подхода к управлению: системный; ситуационный и процессный. Перед вами краткое описание концепции каждого из подходов. Определите, какому подходу соответствует каждая характеристика.


    Подходы
    к управлению


    Характеристика

    1. Системный

    Управление есть непрерывная цепь функций управления, осуществляемая в результате выполнения связанных между собой действий.

    2. Ситуационный

    Организация является единым целым со всеми сложнейшими ее связями и отношениями, поэтому необходимо согласование деятельности всех ее подсистем.

    3. Процессный

    Оптимальное решение есть функция факторов среды в самой организации и в окружающей среде. При этом наиболее эффективным считается то, которое в большей степени соответствует данной управленческой ситуации.


    Задание 4. Прочитайте фрагменты, определите автора и концепцию управления.

    1. «… Кроме того, в добавление к этому улучшению, относящемуся к рабочим, администрация предприятия также должна взять на себя новые тяготы, новые обязанности и новую ответственность, которые ей и не снились прежде. Так, например, администрация должна взять на себя заботу по собиранию всей совокупности традиционных знаний и навыков, которыми обладают ее рабочие, а затем задачу классификации, табличной обработки и сведения всех этих знаний в правила, законы и формулы, оказывающие рабочим огромную помощь в выполнении их ежедневной работы. В дополнение к развитию этим путем новой специальной науки. Администрация предприятия берет на себя еще три новых рода обязанностей, являющихся дополнительным и тяжким бременем для ее агентов».

    2. «… Различие между функциями и принципами в следующем. Функции – обязательные элементы управленческого процесса. Выпадение одного из таких элементов ведет к нарушению всей технологии управления. Они четко выверены, структурированы и являются частью «науки администрирования». Напротив, принципы воплощают субъективный опыт руководителя, его философию, они не жестко связаны между собой, поэтому могут заменяться в зависимости от конкретной ситуации. Привязка к ситуации также не является жестко детерминированной. В противоположность закрытой системе функций, совокупность принципов всегда открыта, она обогащается за счет нового управленческого опыта».
    3. «… Необходимо учитывать:


    • уникальность каждого работника;

    • социально-психологическая ситуация, особенно в малых группах, имеет большее значение, чем технологический процесс;

    • иерархизация и формализация несовместимы с природой человека как самоценной индивидуальности, следовательно, необходим учет неформальных аспектов управления;

    • рядовой исполнитель должен осознавать социальную миссию фирмы, гордиться своей ролью;

    • участие работников в процессе принятия решений предполагает учет мнений и пожеланий работников;

    • сотрудничество, а не конфронтация – основа деловых отношений;

    • важнейшим ориентиром для налаживания неформальной коммуникации служат не личные, а групповые ценности;

    • конфликты в служебных отношениях могут быть урегулированы путем поиска решений, выгодных и для предприятия, и для работника, учитывающих его социальные и психологические потребности;

    • деньги – не единственный и не главный мотивационный стимул».

    4. «…Руководитель должен быть знаком со средствами профессионального управления, которые доказали свою эффективность. Это подразумевает понимание процесса управления, индивидуального и группового поведения, системного анализа, методов планирования и контроля и количественных методов принятия решений».

    5. «Руководитель должен уметь правильно интерпретировать ситуацию. Необходимо правильно определить, какие факторы являются наиболее важными в данной ситуации и какой вероятный эффект может повлечь за собой изменение одной или нескольких переменных».

    6. «Руководитель должен уметь увязывать конкретные приемы, которые вызывали бы наименьший отрицательный эффект, с конкретными ситуациями, тем самым обеспечивая достижение целей организации самым эффективным путем в существующих условиях внешней и внутренней среды организации».


    Задание 5. Прочтите отрывок из книги В. Цветова «Пятнадцатый камень сада реандзи», в котором описывается учеба в «Школе дьяволов» (специальном учебном заведении для подготовки работников среднего звена для японских фирм). Определите, какие профессионально-личностные качества и с какой целью формируются у работников в процессе обучения. Каково ваше отношение к методам, используемым в «Школе дьяволов»?
    Уже не ночь. Но еще и не утро… И прежде чем проснулись птицы, пологий горный склон, на котором расположились два длинных здания с галереями на обоих этажах и похожая на армейский плац площадка с флагштоком, вдруг огласился песней, заставившей меня вздрогнуть, – так внезапно и грубо вторглась она в предрассветный покой. Из мощных динамиков грянуло:

    Дьявол-фельдфебель требует петь

    В четыре тридцать утра.

    Мы споем его любимый марш,

    И голос наш, подобно клятве однополчан,

    Пронзит ад до самого дна –

    Дна, где ползаем мы.
    Мужчины в одежде, покроем напоминавшей солдатскую форму, стремглав выбежали из зданий и построились на площадке в шеренги. Но дьяволу-фельдфебелю показалось, что построение выполнено недостаточно быстро. «Отставить! Назад!! – прогремел приказ, и мужчины побежали обратно в общежития-казармы. «Становись!» Опять толпа понеслась к флагштоку. Снова «Отставить! Назад!» – и чуть погодя: «Становись!» Вспомнился документальный фильм о муштре в старой императорской армии: «Лечь! Встать! Бегом! Лечь! Встать! Бегом! Лечь! Встать! Лечь! Встать!»

    Потом, в интервью, инструктор «Школы дьяволов» Акио Ивата скажет мне: «Вы правы, обучение у нас похоже на армейскую муштру. Но бизнес есть война». А директор школы Ясуо Мотохаси растолкует: «Общинные условия, воссозданные на предприятиях и фирмах, заставляют, конечно, персонал добросовестно трудиться. Но этого мало. Надо, чтобы персонал действовал стремительно и безошибочно. Как автоматы».

    На верхушку флагштока пополз флаг – на голубом поле распластавший крылья орел. Застывшие в шеренгах люди хором запели гимн: «Мы, учащиеся «Школы дьяволов», славим пот, который выдубил нашу кожу и кровь, что впитала опыт, добытый потом. Мы славим тебя, наша школа!»

    На плацу – 220 человек, очередной поток учащихся. Все – служащие среднего звена промышленных и торговых фирм со стажем работы один-два года. Все, как того требуют правила приема в школу, физически здоровы и имеют спортивную подготовку. Фирмы платят 1000 долларов за 13-дневное пребывание сотрудников в школе. За год курс одолевают 5000 человек.

    У каждого, кто замер в шеренгах, на куртке – 17 так называемых «лент позора». По числу дисциплин, изучаемых в школе. Сдал зачет – ленточку разрешат снять. Первая дисциплина, какой учащиеся занялись после утреннего построения, зарядки и завтрака, – «Составление отчета». Отчеты пишутся ежедневно – о прошедших сутках учебы. Отчеты вкладываются в конверты и посылаются в фирмы, направившие в школу сотрудников. День ото дня на составление отчета отводится все меньше времени, для его написания выдается листок бумаги меньшего размера, но требования к содержанию повышаются – отчет должен быть лаконичным, четким и полным, а главное – точным.

    Другое занятие – разговор по телефону. «Впечатление о фирме создается у клиента по первому телефонному звонку в нее, – услышал я от инструктора. – Кроме того, абонентная плата за пользование телефоном зависит в Японии от продолжительности разговоров». В школе обучают говорить по телефону вежливо, как в храме, информативно, как при закладке данных в компьютер, коротко, как при отдаче команды идти в атаку. За две минуты – ответ на любой поставленный вопрос. Такова цель тренировки по этой дисциплине.

    «Позитивное мышление» – так называется одна из 17 дисциплин. Совершенно бессмысленный текст в 600 слов надо выпалить наизусть без единой ошибки. Получается на сотый раз. Слова вылетают изо рта помимо сознания, но громко, четко и уверенно. Для этого отрабатывается дикция. Дисциплина далека от мышления, тем более позитивного, как философский словарь далек от устава гарнизонной службы. «Подобным образом и требуется передавать подчиненным приказы, поступающие от начальства», – сказал инструктор.

    – Трудно ли здесь учиться?

    Человек, долбивший текст из 600 бессвязных слов, прервал свое занятие и ответил:

    – Очень трудно.

    – Что самое трудное?

    – Научиться быстро и правильно принимать решение на основе полученного приказа.

    – Почему же этому трудно научиться?

    – Потому что надо быстро совершать действия. Раньше я этого не умел.

    Другого учащегося я отвлек от повторения согласных звуков – он старался избавиться от картавости.

    – Для чего вы поступили в школу?

    – Я тоже опаздывал с действиями. Поступил сюда, чтобы убыстрить реакцию.

    – Нравится ли здесь учиться?

    – Да. В школе учат добиваться цели, собрав воедино все душевные и физические силы.

    Насчет физических сил сказано верно, но что касается сил душевных, то, сдается, выпускникам школы они без надобности.

    «Ситуация номер пять!» – командует инструктор. И учащийся на память декламирует перечень мер, которые необходимо предпринять, если фирма столкнется с трудностями, смоделированными в «ситуации номер пять». Таких ситуаций сорок. Учащиеся обязаны вызубрить рецепты на все сорок случаев. Разразился ли трудовой конфликт или банк отказал фирме в кредите, сократилась ли сумма продаж или продукция перестала пользоваться спросом, выпускник школы должен поступать в любом из сорока случаев так же автоматически, как заученно надувают стюардессы спасательные пояса, когда самолет падает в море.

    В первый день учебы главный инструктор «Школы дьяволов» напутствует новобранцев: «В школе вы должны вытравить в себе чувство собственного достоинства». Ясуо Мотохаси об этом же сказал мне так: «Наиболее частая причина невыполнения приказов – чувство стыда за поступки, которые требует выполнить начальство. Я придумал, – не без самодовольства сказал Мотохаси, – как изживать подобное чувство у учащихся школы».

    В час пик перед вокзалом – в самом людном месте города – на середину площади выходят учащиеся, громко, чтобы слышали прохожие, называют свое имя и место жительства и во все горло принимаются петь. Находящийся в пятидесяти метрах инструктор не позволит «солисту» уйти с площади, пока песня не станет перекрывать уличный шум.

    Истинный мужчина не опускает глаз! – надрываются «самураи бизнеса», как нарек Ясуо Мотохаси питомцев школы. – Истинный бизнесмен готов, не смущаясь, работать до испарины, чтобы произвести товар и торговать им до обильного пота. Не падать духом никогда!» Текст «вокзальной песни» написал сам Мотохаси.

    Последняя дисциплина – ночной марш. Сорок километров по горам надо преодолеть втроем или впятером, имея на руках весьма условную схему местности, в рюкзаке – сухой паек и немного воды, а в кармане – 30 иен на группу: денег хватало только на вызов по телефону-автомату машины «скорой помощи» или полиции. Задача – пройти весь маршрут, отметившись в контрольных пунктах, и в полном составе вернуться назад. Кто придет раньше, дольше отдохнет, ведь в 4.30 утра начнется новый учебный день.

    – Ночной марш преследует две цели, – сказал мне Мотохаси. – Во-первых, он воспитывает спаянность, умение действовать сообща, и, во-вторых, решительность. Успешно проделать ночной марш можно, лишь точно выполняя приказы старшего группы, которому инструктор доверяет схему маршрута.

    Мотохаси взял в руки пачку свидетельств об окончании школы, приготовленную для выпускной церемонии, потасовал их, словно игральные карты, разложил на столе веером и гордо произнес:

    – Выбирайте любого. Качество гарантирую.

    – На чем же основана ваша уверенность в качестве?

    – Если к концу курса инструкторы не снимут с куртки учащегося все 17 «лент позора», такого учащегося фирма уволит, – ответил Мотохаси.


    Задание 6. В современном российском менеджменте особое значение приобретают психологические аспекты управления. Высказы­вается мнение, что для большинства наших менеджеров в этой сфере характерны следующие аспекты:

    1. Неопределенность, неконкретность самооценки. Оце­нивая себя как личность, большинство менеджеров склонно к переоценке своего потенциала, собственных возможностей в силу эмоционального защитного компонента самооценки. Иными словами, собственная объективная оценка практически становится невозможной.

    2. Искажение, утрачивание смысла управляющей информации при ее движении по уровням управления (фильтрация информации с определенными целями или в силу особенностей менталитета участников коммуникаций);

    3. Психологическое самосохранение. Опыт убеждает, что абсолютное большинство людей не способно к творчеству, инициативе в условиях недоброжелатель­ной критики или ее угрозы. Учитывая это, менеджер должен обсуждать любую проблему в режиме разделения времени: сначала собирать предложения без их критического разбора и только потом делать их анализ. Критиковать подчиненных можно только с глазу на глаз. При этом всегда начинайте с по­хвалы и признания достоинств человека. Обращая внимание на ошибки, делайте это в косвенной форме. Прежде чем критико­вать других, упомяните о своих собственных ошибках.

    4. Наличие прямой зависимости достижений в работе менеджера от уровня его способностей. Существует прямая пропорциональная зависимость успе­хов в предпринимательской деятельности менеджера и его ре­ального потенциала. Отсюда вывод: необходим тщательный профессиональный отбор. Существует ряд методик измерения интеллектуально-психологических и этических качеств чело­века, которые позволяют достоверно делать выво­ды о соответствии должности.

    На основе анализа приведенного материала подготовь­те ответы на следующие вопросы:

    1. Все ли важнейшие аспекты психологии менеджмента здесь указаны?

    2. Что вы считаете целесообразным к этому добавить?

    3. Какие психологические подходы в менеджменте наибо­лее характерны для современных российских менеджеров?


    Задание 7. Дополните перечень острых проблем современного управления в России теми аспектами, которые по ваше­му мнению тормозят развитие гуманных методов управления. Проанализируйте указанные проблемы.

    В современных методах управления персоналом в России выявляются проблемы:



    • кризис мотивации;

    • негативная трансформация представления руководителей о современной трудовой деятельности и возникновение «имитационной деятельности;

    • необходимость развития у современных работников, и пре­жде всего у руководителей, новых групп способностей;

    • применение манипулирования и других жестких методов психологического воздействия на работника в противовес психологическому управлению;

    • склонность фирм к корпоративному разрастанию.



      1   2   3   4   5   6   7   8   9

    Коьрта
    Контакты

        Главная страница


    В работе менеджера особую роль играет рациональность мышления