страница1/37
Дата04.12.2017
Размер3.7 Mb.

В современную гармонию н. Гуляницкая Янко Слава


  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   37

Н.Гуляницкая

ВВЕДЕНИЕ В СОВРЕМЕННУЮ ГАРМОНИЮ
Допущено Управлением учебных заведений и научных учреждений Министерства культуры СССР в качестве учебного пособия для студентов музыкальных вузов

МОСКВА. «МУЗЫКА». 1984

78

Г94


Светлой памяти Юрия Николаевича Тюлина, учителя моего и наставника, посвящаю

Рецензенты — кандидат искусствоведения,

профессор Т. С. БЕРШАДСКАЯ и доктор искусствоведения, профессор Ю. Н. ХОЛОПОВ

Гуляницкая Н. С.

Г94 Введение в современную гармонию: Учеб. пособие. — М.: Музыка, 1984. — 256 с., нот., схем.

Данная работа — одно из первых в нашей стране учебных пособий по гармонии, рассматривающих ряд важнейших проблем звуковысотной ор­ганизации музыки XX века.

Предназначается для студентов музыкальных вузов.

Издательство «Музыка», 1984 г.

78

 

ПРЕДИСЛОВИЕ.. 6



Глава первая (вводная). 7

§ 1. Искусство XX века как предмет искусствознания. 8

§ 2. Стилевой анализ. 11

§ 3. Понятие гармонии. 14

§ 4. Гармония и музыкальная композиция. 17

§ 5. К вопросу об интерпретации и оценке гармонических явлений. 18

Глава вторая. АККОРДИКА.. 19

§ 1. Вводные замечания. 19

§ 2. Единицы гармонического языка. Общее понятие. 20

Звуки, отдельные тоны, 20

1. Д. Шостакович. Квартет № 15, II ч. 21

Интервалы, 21

2. Д. Шостакович. Квартет № 13. 22

3. С. Прокофьев. Скифская сюита, II ч. 22

Аккорд. 23

§ 3. О классификации аккордов. 23

4. А. Скрябин. Ор. 45, №2. 25

5 а. О. Мессиан. «Техника моего музыкального языка». 25

5 б. 25

6. К. Пендерецкий. "Stabat mater". 26

7. Ч. Айвз. Sohloque, or Study in 7-ths and Other Things 27

8. Б. Тищенко. Соната для ф-п. № 5, I ч. 30

9 а, б. О. Мессиан. «20 взглядов», № 13. 31

§ 4. Моноаккорды.. 32

10. Б. Тищенко. Соната № 5. 34

11. Н. Сидельников. «Романсеро», № 4. 34

12. 35

13. В. Захаров. «Полоса». 35

14. А. Скрябин. Ор. 57, № 1. 36

15. Э. Денисов. Фортепианное трио, Н ч. 37

16. Л. Пригожин. Соната. 37

17. Л. Сидельников. «Русский концерт». 38

18. Я. Ряэтс. Прелюдия. 38

19. Р. Щедрин. Концерт для ф-п. с орк. № 3 Liberamente, ma ritmo da sincoppa sempre. 39

20. А. Петров. «Пушкии». 40

21. Р. Щедрин. «Первый лед». 41

22 В. Гаврилин. «Деревенские эскизы». 41

23. П. Хиндемит. Вокальный цикл на сл. Рильке. 42

24. Р. Щедрин. «Мертвые души», № 14. 43

25. P. Щедрин. Preludio IX.. 43

26. А. Скрябин. Прелюдия, ор. 74, М 3. 44

27. Б. Барток. «Микрокосмос», М 131. 44

28. Б. Барток. «Микрокосмос», № 144. 44

29. Б. Чайковский. Партита. 45

30. А. Шнитке. Реквием, № 4. 46

31. А. Шнитке. Реквием, № 3. 46

§ 5. Полиаккорды.. 47

32 а. А. Скрябин. «К пламени», поэма ор. 72. 47

32 б, в. 48

33. О. Мессиан. «20 взглядов», № 9. 48

1. Однородные полиаккорды.. 49

34. Д. Мийо. «Бразильские танцы». 50

35. Д. Мийо. «Бразильские танцы». 50

36, В. Лютославский. Вариации. 51

37. А. Шнитке. Гимн IV. 52

38. Н. Сидельников. «Славянский триптих». 53

Нетерцовая полигармония. 53

39. Д.Мийо «Sumare». 54

40. Я. Ряэтс. Прелюдия. 54

2. Неоднородные полиаккорды.. 54

41. Н. Пейко. «Былина». 54

42. А. Шнитке. Квинтет, II ч.. 56

Суперполигармония, 56

43. Р. Щедрин. Концерт для ф-п. с орк. № 3. 57

§ 6. Аккордика и стилистика музыкально-поэтического языка. 58

§ 7. Методические рекомендации. 61

Музыкальная литература. 61

Теоретическая литература. 62

Глава третья. МОДАЛЬНОСТЬ.. 62

§ 1. Общие сведения. 62

§ 2. Основные понятия. 64

Модус. 66

§ 3. К проблеме классификации ладов. 66

§ 4. Типология ладообразований. 67

1а. Древнерусский «звукоряд Шайдурова» Он же в объеме дуодецимы. 68

1 б. Полный диатонический звукоряд армянской музыки. 68

1 в. 8-тоновый испанский звукоряд. 68

2 а. Целотонный ряд, 2б. Гамма «тон-полутон, уменьшенный лад. 68

2 в. Увеличенный лад. 68

3. Г. Свиридов. «Любовь святая». 69

4. Б. Чайковский. Камерная симфония, II ч. 70

2. По устойчивости, вернее по принципу изначальной заданности и незaданности, … а) стабильные … б) нестабильные, мобильные формы, 72

5 а. Р. Щедрин. «Страдания». 72

5 б. 73

5 в. 73

6 а. А. Хачатурян. «Подражание народному». 74

6 б. 75

6 в. 75

3. По принципу строения ладовых звеньев и их соотношения можно выделить: симметричные - несимметричные лады   75

7 а, б. 76

8 а. Б. Барток. «Микрокосмос», № 64. 76

8 б. 76

9. 77

10. 78

11а. А. Скрябин. «Загадка». 78

11б. 79

4. По объему звукоряда дифференциация может быть следующей: 79

12 а, б, в, г, д. Б. Барток. «Микрокосмос», № 63 № 78. 79

12 e. 80

12 ж. 80

13 а. И. Стравинский. «Весна священная». 80

13 б. 81

13 в. 81

5. взаимоотношением ладов в двух фактурных координатах — горизонтальной и вертикальной. 81

14. О. Мессиан. «Техника моего музыкального языка». 82

15. Б. Барток. «Микрокосмос». № 148. 82

16 а. О. Мессиан. «Поэмы на Ми», № 1. 83

16 б №2. 83

16 в №4. 84

6. В определенном контексте лады могут быть подразделены на основныe и побочныe. 85

17. Б. Барток. «Игра с двумя пентатоническими звукорядами». 86

§ 5. Диатоника и хроматика. 86

18. А. Шнитке. Фортепианный квинтет. 87

19 а . Т. Хренников. Концерт для ф-п. с орк. № 2. 88

19 б. 88

§ 6. Ладовый профиль произведений. 88

20. Н. Сидельников. «Сокровенны разговоры», М 1. 89

21 а. Д. Шостакович. «Казнь Степана Разина» Moderato non troppo. 91

21 б. 92

21 в. 92

21 г. 92

21 д. 93

3. Проследим действие принципа равнолинейной ладовой драматургии. 94

22. P. Щедрин. «Мертвые души>. 95

§ 7. Модальность и поэтика музыкальных средств. 101

1. Нестилизационное подражание и модальность. 101

2. Стилизационные подражания, 102

§ 8. Методические рекомендации. 103

Музыкальная литература. 104

Теоретическая литература. 104

Глава четвертая. Тональность. 105

§ 1. Общие сведения. 105

§ 2. Определение понятий. 106

Понятие «тональность». 106

§ 3. Типология тональных структур. 108

1. Принципы новой тональности. 108

2. Типология тональности в музыке XX века. 109

§ 4. Тональный центр. 110

l. Б. Барток. «Музыка для струнных, ударных и челесты», l ч. 111

2. А. Шнитке. Реквием, № 12. 112

3. А. Скрябин. Ор. 57 № 1. 114

4. И. Стравинский. «Симфония псалмов», I ч. 115

5. И. Стравинский. «Байка про Лису, Петуха, Кота да Барана». 116

6. И. Стравинский. «Симфония псалмов», III ч. 117

7. Н. Сидельников. «Романсеро», № 10. 119

8. 120

9. А. Скрябин. «Прометей». 120

10. А. Скрябин. Ор. 63 № 1. 121

§ 5. Новая тональность и гармонический синтаксис. 122

11 а. Д. Шостакович. Квартет № 15, II ч. 123

11 б. 124

12. Д. Шостакович. Квартет № 15, II ч. 125

13 а. А. Скрябин. Ор. 67 № 1. 126

13 б, в, г. 127

14. 127

15 а, б. 127

§ 6. Некоторые концепции тональности и индивидуально-авторский стиль. 128

16. 129

17. П. Хиндемит. Концертная музыка для альта и камерного оркестра, II ч. 130

18. И. Стравинский. «Весна священная», «Весенние гадания», «Пляски щеголих». 133

§ 7. Политональность. 135

19. Д. Мийо. «Бразильский танец». 136

20. Б. Барток. Багатель № 1. 136

21. Б. Барток. Багатель № 7. 136

22. И. Стравинский. «Петрушка». 137

23. О. Мессиан. Фантазия-бурлеска. 137

24. Б. Барток. «Микрокосмос», № 101. 138

25. Д. Мийо. «Бразильский танец». 138

26. И. Стравинский. «Петрушка». 138

27. И. Стравинский, «Петрушка». 139

28. Д. Мийо. Концерт. 140

29. 140

30. Д. Шостакович. Соната № 2. 141

§ 8. Методические рекомендации. 142

Музыкальная литература. 143

Методическая рекомендация: при изучении темы «Политональность». 144

Теоретическая литература. 144

Глава пятая. АТОНАЛЬНОСТЬ.. 145

§ 1. Общие сведения. 145

§ 2. Определение понятия «атональность». 148

1. А. Шёнберг. Ор. 16 № 4. 150

2. А. Шёнберг. Ор. 11 № 1. 151

3. 152

4. А. Веберн. Ор. 5 № 4. 152

§ 3. Гармонический материал. 154

5. А. Берг. «Воццек», IV к. 155

6. А. Веберн. Ор. 7 № I 156

7. langsamer А. Шёнберг, Op. 11 №1. 157

8 a. 157

8 б. А. Шёнберг. Ор. 11 М 2. 157

9 a. 158

9 б. А. Берг. Четыре пьесы для кларнета и ф-п. 158

10. А. Шенберг. Ор. 17. 159

11. А. Шёнберг. Ор. 19 № 6. 159

12. 160

13. А. Берг. Ор. 5. 160

14. А. Берг. «Воццек». 161

15. А. Веберн. Op. 4 № 1. 162

16 а, б. А. Веберн. Ор. 12. 162

§ 4. Некоторые стилистические особенности гармонии. 163

17 а. А. Веберн. Соната для виолончели и ф-п. 163

17 б. 164

18. 166

19. 166

20. 167

2l a. А. Шёнберг. Ор. 16 № 3. 167

2l б. 170

22. А. Берг. Ор. 5 № 2. 173

§ 5. Методические рекомендации. 175

Музыкальная литература. 176

Теоретическая литература. 176

Глава шестая. Серийность. 176

§ 1. Предварительные сведения. 176

§ 2. Серия и ее назначение в композиции. 178

1. А. Шёнберг. Ор. 25. 178

2 a. А. Шёнберг. Сюита для ф-п. ор. 25. 179

2 б. Л. Берг. Концерт для скр. с орк. 180

2 в. А. Веберн. Струнный квартет ор. 28. 180

§ 3. Структура и систематизация серий. 180

3. Э. Кршенек. "Studies in Counterpoint". 181

4 а. А. Шёнберг. Сюита для ф-п. ор. 25, «Мюзет». 181

4 б. А. Шёнберг. Сюита для ф-п. ор. 25, «Интермеццо». 182

5 а. Э. Денисов. Вариации для ф-п., Thema. 182

5 б. Э. Денисов. Соната для саксофона. 182

6 а. В. Лютославский. "Musique funèbre". 182

6 б. Б. Шеффер. Вариации. 182

7. 183

8 серия Симфонии ор. 21: 183

9 струнного Квартета ор. 28: 183

10 Кантаты ор. 29: 183

11 Вариаций для оркестра ор. 30: 183

12 a, b, c, d. 183

13. 184

14. 184

15. А. Шнитке. Канон для 2 скр., альта и виолончели. 184

16. К. Караев. Концерт для скр. с орк. 184

17. P. Щедрин. «Звоны». 185

18. P. Леденев. 6 пьес для арфы и струнного квартета, III ч. 185

§ 4. Серийные формы и транспозиции. 185

19. 186

20 a. А. Шёнберг. Пьеса для ф-п. ор. 33я. 187

20 б. 187

20 в. 187

Пермутация - 188

21. 188

22. 188

23. 188

3. Принцип ротации. 188

24. 189

«диатонические» модели. 189

«хроматические» модели. 189

§ 5. Вопросы фактуры и формы.. 189

25. Л. Даллапиккола. «Музыкальная тетрадь Анналиберы», № 3. 190

Гомофония. 190

26. Л. Даллапиккола. «Музыкальная тетрадь Анналиберы», М 2. 190

Гомофонно-полифонический склад. 190

27. И. Стравинский. "Threni". 191

К нетрадиционным фактурам следует прежде всего отнести пуантилизм.. 193

28. А. Веберн. Симфония ор. 21. 193

2. Проблема формы 12-тоновых. 194

§ 6. 12-тоновая гармония. 195

29. А. Шнитке. Квартет, III ч. 196

30. Л. Шёнберг. Струнный квартет № 4. 196

2. В какой мере согласуются понятия «серийное мышление» и «аккорд»?. 197

31 а. А. Шёнберг. Сюита для ф-п. ор. 25, «Жига». 198

31 б. 198

32. А. Веберн. Концерт для 9 инструментов ор. 24, I ч. 199

33. Б. Шеффер. Вариации. 199

34. Л. Даллапиккола. «Музыкальная тетрадь Анналиберы», № 10. 200

35. А. Шёнберг. Фантазия для скр. и ф-п. ор. 47. 201

36 а. А. Веберн. Концерт ор. 24. 202

36 б. 203

36 в. 203

37. А. Веберн. "Das Augenlicht", ор. 26. 204

38. А. Веберн. Кантата ор. 29. 205

39. А. Шёнберг. Фантазия для скр. и ф-п. 205

§ 7. Комбинаторика единиц гармонического языка в серийных композициях. 206

40. К. Ки. Серийные вариации. 207

41. А. Веберн. Вариации ор. 27, I ч. 207

42. А. Веберн. Вариации ор. 27, II ч. 208

43. А. Веберн. Вариации ор. 27, III ч. 209

44. А. Веберн. Концерт для 9 инструментов ор. 24, II ч. 210

45. Л. Веберн. Вариации для орк. ор. 3. 211

46. А. Веберн. Вариации для орк. ор. 30. 212

47. Л. Веберн. Вариации для орк. ор. 30. 216

§ 8. Методические рекомендации. 221

Музыкальная литература. 223

Теоретическая литература. 224

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.. 224

«Алеаторика», «индетерминизм», «импровизационность» — эти термины.. 227

ОГЛАВЛЕНИЕ.. 230

 

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   37

Коьрта
Контакты

    Главная страница


В современную гармонию н. Гуляницкая Янко Слава