Скачать 61.89 Kb.


Дата09.11.2018
Размер61.89 Kb.

Скачать 61.89 Kb.

Варган происхождение, история и современное использование инструмента



ВАРГАН – ПРОИСХОЖДЕНИЕ, ИСТОРИЯ И СОВРЕМЕННОЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНСТРУМЕНТА
Яцкевич А.В.

Научный руководитель: Томилов С.Ю.

Филиал учреждения образования «Белорусский государственный технологический университет» «Витебский государственный технологический колледж», г. Витебск, Республика Беларусь

Варган - один из самых древних музыкальных инструментов, известных на сегодняшний день. Об этом свидетельствует широкий ареал его распространения: от джунглей Камбоджи до Англии.

По всему миру варган имеет около тысячи разных наименований, при этом строение и способ извлечения из него звука практически не изменяется. Наименование "варган" произошло от латинского organum, что означает музыкальный инструмент. Это название используется наиболее широко.

Звукоподражательный характер звучания названий варгана отражается в некоторых его вариантах, характерных для различных местностей. Эстонцы именуют его пармупилль (овод, шмель) и коннапилль (лягушка), чуваши — варамтуна (комар), киргизы — комыс, (майский жук).

Варганы бывают двух типов: пластинчатые, в которых язычок вырезается из того же куска дерева, бамбука, кости или тонкого плоского металла, что и сама пластина, и дугообразные, где к кованому железному основанию крепится гибкий металлический язычок.

Для игры на варгане требуется три компонента: инструмент, рот исполнителя и средство активации. Ротовая полость служит резонатором и хотя сам варган не производит нот различной высоты, а лишь одну ноту, которая получается от вибрации язычка, остальные ноты можно получить изменением артикуляции – при помощи языка увеличивая или уменьшая размер "резонатора". Для получения низких звуков язык помещается внизу ротовой полости, а высокие получаются, когда язык уходит вверх.

Варган относится к категории щипковых идиофонов – инструментов, производящих звук собственной вибрацией, или аэрофонов – производящих звук тем, что заставляют вибрировать поток воздуха; споры идут до сих пор.

Отслеживание истории инструмента во многом зависит от археологических находок и изучения традиционных типов инструментов, используемых сегодня и в древние времена. Находки пластинчатых варганов крайне редки из-за климата и материала, из которого сделан инструмент, но когда их все же находят, то это очень древние инструменты, им по 2000-2400 лет. Дугообразные варганы находят гораздо чаще, но как правило от них остается лишь дуга.

Возраст находок зачастую горячо обсуждается, точно установить его довольно трудно.

Один из ранних экземпляров был найден в Уппсале в Швеции, он относится к 13 веку. Этот варган имеет характерную форму и сделан в виде заколки без типичной для современных инструментов дуги [Kolltviet 2000, p. 389].

В Европе существуют визуальные свидетельства существования варгана, датированные 14 веком; самый ранний из них изображен на печати семьи Тромпии из Гронингена, под Арбургом в Швейцарии. Он датирован 1353 годом, и нет сомнений, что это варган позднего периода – если воспользоваться системой Коллтвиета [Crane 2003, p. 3].

В Англии есть фантастическая серия миниатюр на эмали с изображениями ангелов, играющих на различных музыкальных инструментах, на епископском посохе Уильяма Викхэмского (William of Wickham), хранящемся в часовне Нью-Колледжа в Оксфорде. На одной из этих миниатюр ясно виден не только варган, но и то, как ангел щелкает по язычку инструмента пальцем (рис.7). Существует также ряд свидетельств конца 14-го века, найденных на большой территории северной Франции и стран Бенилюкса [Crane 2003, p. 4].

Таким образом, четко установлены лишь две даты, относящиеся к находкам в Европе, - 13 век, Швеция и середина 14-го века, рисунки на печати и на посохе.

На Востоке археологические находки дают намеки на инструменты, существовавшие с 4 века до н.э. (рис.8), но таких находок крайне мало и временные разрывы между ними весьма значительны.

Наиболее вероятная теория предполагает азиатское происхождение инструментов, хотя доказательств этой гипотезы нет. На бамбуковых варганах играют по всей Азии и Полинезии, но исходя из самого строения пластинчатого варгана можно предположить, что инструменты развивались в различных направлениях скорее независимо друг от друга, чем исходили из одного источника.

Основной же метод, которым пользуются от Бали до Сибири, от Японии до Непала, - дергание веревочки, привязанной к язычку (рис.9). Варган именно такого типа был обнаружен в Монголии и датирован примерно 4 веком до н.э. (дата не подтверждена).

Теоретически варган мог быть разработан в Европе самостоятельно, но это кажется маловероятным; все свидетельства указывают на то, что инструмент полностью сформировался, оказавшись в Европе. Это значит, что в какой-то момент они проникли с востока на запад, а самыми вероятными способами проникновения стали торговля и миграция. Дэвид Кристиан (David Christian) выделяет четыре культурные зоны, имеющие влияние на регион Шелкового пути. Он отмечает, что «важные пути внутрь Евразии проходили через северные и северо-западные границы Китая; через центрально-азиатские границы с Ираном и Афганистаном и перевалы Кавказа; и по проходу между Черным морем и Карпатами, ведущему с Балкан, связывая определенные влияния внешней Евразии с определенными регионами центральной Евразии» [Christian 1998, p. 18].

К западным регионам относятся Урал и Каспийское море, на которые повлияли средиземноморский регион, Месопотамия и Европа; к южным – Центральная Азия и Казахстан с влияниями Ирана, Афганистана и Индии; к западным – Джунгария, Ганьсу (провинции северо-западного Китая) и Монголия с влиянием Китая и незначительным влиянием с севера – от Скандинавии до Берингова пролива [Ibid.]. Связав все вышеуказанное с варганами, на которых играют в известных регионах, мы получим путь, по которому они могли распространяться, особенно с юга на восток.

В Азии варганы изредка находят на раскопках в Башкортостане, на Алтае, в Ханты-Мансийской области, в Бурятии, Саха (Якутск, Вилюйск), Китае (центральная Монголия) и Монголии.

В древности считалось, что игра на варгане проясняет сознание, укрепляет жизненную силу человека, гармонизирует функции всех органов. Последние научные исследования подтверждают это.

Когда мы играем на варгане, рождаются мощные вибрации. Во рту возникает, если говорить о физике явления, стоячая звуковая волна. Можно подобрать такую звучание инструмента, которое будет вступать в резонанс с основными ритмами вибраций человека. Это достигается как особенностями изготовления инструмента, так и особенностями игры на нём.

В биологии известны так называемые альфа-, бета-, гамма- ритмы, свойственные головному мозгу человека. Звуковая волна, входя в резонанс с этими ритмами, вызывает измененные состояния сознания. Возникает ощущение, что мир магически преображается, и человек начинает видеть, чувствовать, ощущать то, что не замечал до этого. Этот эффект испытывают многие люди, начинающие играть на варгане.

Если для музыканта и для простого человека это всего лишь музыкальный инструмент, то для шамана это основной инструмент, с помощью которого он путешествует по мирам духов, и исполняет свои обязанности посредника между мирами шаманов и миром людей.

Шаманские энергетические техники и практики основываются на том, что кости черепа служат естественным резонатором, а звук может распространяется в нашем теле по самым разным траекториям. Игра на варгане очень похожа на пение мантры.

При всей простоте инструмента и негромком звучании, звуки, извлекаемые шаманом, хорошо входят в резонанс с энергетикой шамана, и настраивают его на нужную область или энергию, находящуюся в потустороннем мире. При этом происходит раскачка сознания, смещение точки сборки (в терминах Кастанеды), и сознание шамана, перемещенное в его астральное тело, начинает свое путешествие по миру духов, принадлежащих к «иньским» мирам. При игре на варгане, помимо знания обращения с инструментом, как источником звука, шаман накладывает на него свое сознание и внутреннее знание карты миров, в которых обитают духи. Благодаря вибрациям, извлеченным при помощи варгана, постепенно происходит перемещение сознания шамана в его астральное тело, и шаман входит в резонанс с тем миром, в котором ему необходимо разрешить свои профессиональные вопросы. Некоторые шаманы не позволяют трогать их варганы что бы не смешивать энергетику вложенную шаманом в варган с энергией какого либо другого человека, и считают что варган это инструмент сугубо индивидуальный, но иногда бывают случаи когда с разрешения позволяли им пользоватся.

Бубен используется, в основном, при камлании, когда шаман с помощью него взаимодействует с аудиторией, варган используется при медитации, когда происходит взаимодействие сознания шамана с его личной энергетикой.



Варган – инструмент, встречающийся у многих народов, зародившийся, скорее всего, в Азии и попавший в Европу примерно в 13 веке. Археологические раскопки могут сместить эту дату в глубь веков, а находка времен Рима с подтвержденной датой была бы фантастическим открытием, как и любой инструмент, обнаруженный в западной части Шелкового пути. Варган появляется в Европе полностью сформированным.

В том, что это древний инструмент, никаких сомнений нет. Новые находки делают картину более ясной, но что могло серьезно продвинуть исследования – это связанная воедино информация об археологических находках и этномузыковедческих коллекциях. Торговля вполне могла быть источником распространения. Мы ожидаем новых открытий, которые, я уверен, обязательно будут. Этот инструмент заслуживает дальнейшего изучения, и очень важно, чтобы все свидетельства собирались, предпочтительно, в одном месте.

Коьрта
Контакты

    Главная страница


Варган происхождение, история и современное использование инструмента

Скачать 61.89 Kb.