• Жилое (или для учреждения) здание. Каменный д. Дойти до дома. Вышел из дома. Флаг на доме. Сбежался весь д. (все живущие в доме).
  • Династия, род. Царствующий д. Д. Романовых.
  • 16. Расставьте знаки препинания
  • 17. Расставьте знаки препинания
  • Расставьте знаки препинания
  • Прочитайте текст и выполните задания 20-25.
  • Владимир Федорочи Тендряков
  • Ответы к варианту 29 (ЕГЭ – 2015)
  • Примерный круг проблем Авторская позиция

  • Скачать 146.43 Kb.


    Дата28.08.2018
    Размер146.43 Kb.

    Скачать 146.43 Kb.

    Вариант 29 (егэ-2015)



    Вариант 29 (ЕГЭ-2015)

    Часть 1

    Прочитайте текст и выполните задания 1-3.



    (1)В старину русские люди считали, что у жилого дома есть свой покровитель, хранитель дома — домовой, который живёт за печью. (2)Если домового рассер­дить, у хозяев начинались неприятности: пропадали вещи, дымила печь, возника­ли ссоры. (3) <...> при переезде в новый дом первым делом хозяин приглашал туда домового.

    1. В каких из приведённых ниже предложений верно передана ГЛАВНАЯ информация, со­держащаяся в тексте?

      1. В старину от поведения домового, жившего за печью, зависело благополучие хозяев дома.

      2. В старину русские люди считали, что у жилого дома есть свой покровитель — домовой, который мог причинять неприятности.

      3. При переезде в новый дом хозяин, стараясь избежать семейных неприятностей, при­глашал домового первым войти в избу.

      4. Чтобы не случалось у хозяев дома неприятностей, нужно не сердить домового.

      5. Чтобы в новом доме жизнь складывалась удачно, хозяин, опасаясь неприятностей, в первую очередь приглашал в него домового, издавна считавшегося хранителем очага.




    1. Какое из приведённых ниже слов (сочетание слов) должно стоять на месте пропуска в третьем (3) предложении текста? Выпишите это слово (сочетание слов).

    наоборот во-первых таким образом поэтому итак


    3. Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приведены значения слова ДОМ. Определите значение, в котором это слово использовано в предложении 3. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи

    ДОМ, -а, м.

      1. Жилое (или для учреждения) здание. Каменный д. Дойти до дома. Вышел из дома. Флаг на доме. Сбежался весь д. (все живущие в доме).

      2. Свое жильё, а также семья, люди, живущие вместе, их хозяйство. Дойти до дому. Выйти из дому. Родной д. Принять в д. кого-н. Мы знакомы домами (наши семьи бы­вают друг у друга). Хлопотать по дому. У матери на руках весь д.

      3. (мн. нет). Место, где живут люди, объединённые общими интересами, условиями су­ществования. Общеевропейский д. Родина — наш общий д.

      4. чего или какой. Учреждение, заведение, обслуживающее какие-н. общественные нуж­ды. Д. отдыха. Д. творчества. Д. учёных. Д. ветеранов сцены. Торговый д. (название нек-рых торговых фирм). Д. моделей. Д. мебели. Д. обуви. Д. торговли (названия боль­ших магазинов).

      5. Династия, род. Царствующий д. Д. Романовых.




        1. В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Выпишите это слово.

    рвалА квАртал тамОжня жалюзИ дОнизу


        1. В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

    КОРНЕВАЯ система берёзы отличается большой мощью. Хочу РАЗМЕСТИТЬ вашу статью в очередном номере журнала. Дьяк прочитал ЦАРСКИЙ указ.

    В Ипатьевской летописи 4 апреля 1147 года является датой первого УПОМИНАНИЯ о Москве.

    Мехмед II Фатих был одним из самых выдающихся правителей государства османов, со­четавших непреклонную волю и проницательный ум с коварством, ЖЕСТОКОСТЬЮ и необузданным властолюбием.


        1. В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

    грамотные БУХГАЛТЕРЫ ПЯТИДЕСЯТЬЮ рублями менее ДОСТУПНЫЙ ЯРЧАЙШИЙ пример ЧЕТВЕРО медвежат
    7. Установите соответствие между предложениями и допущенными в них грамматическими

    ошибками: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца




    ПРЕДЛОЖЕНИЯ

    ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ

    1. Гринёв сказал, что я подарил Пугачёву заячий тулуп.

    Б) Вера Игнатьевна Мухина, известный советский скульптор, создал мону­мент «Рабочий и колхозница».

    1. Вернувшийся отряд Давыдова в лагерь привел с собой пленных францу­зов.

    Г) Читателю интересны не только чувства героев романа, а также их по­ступки.

    Д) Находясь в эмиграции, у писателя родилась дочь.




    1) неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом

    2) нарушение связи между подлежащим и сказуемым

    3) нарушение в построении предложения с несогласованным приложением

    4) ошибка в построении предложения с однородными членами

    5) неправильное построение предложения с косвенной речью

    6) нарушение в построении предложения с причастным оборотом

    7) неправильное построение предложения с деепричастным оборотом





          1. Определите слово, в котором пропущена безударная проверяемая гласная корня. Выпи­шите это слово, вставив пропущенную букву.

    заж...гает забл...стал р...внина машиностр…ение кат...лог


          1. Определите ряд, в котором в обоих словах в приставке пропущена одна и та же буква. Вы­пишите эти слова, вставив пропущенную букву.

    ра..дарить, и…кушение пр…чудливый, пр…хотливый пр..небрегать, пр...кусить пр...медление, з...стрелил от...брать, н...дпилить


          1. Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква И.

    гор...вать никел…вый топл… вный кра…вой ноч…вать
    11. Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква И.

    сберега...мый удивля…шься наруш…нный увид…тесь опиш…шь


    12. Найдите предложение, в котором НЕ со словом пишется СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите это слово.

    Ты моя песня, пока ещё (не)спетая.

    Щуря (не)привыкшие к солнцу глаза, люди выходили из подвала. Степан (не)приучен был слушать женские советы. Громкие речи отнюдь (не)всегда признак ума.

    (Не)побеждённые ленинградцы стали символом стойкости и стремлениям жизни.


    13. Найдите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся РАЗДЕЛЬНО. Раскройте скобки и выпишите эти два слова.

    (В)ПЕРВЫЕ дни зимы (В)СЛЕД за сильными ветрами начались мощные снегопады. (В)СЛЕДСТВИЕ того что тело змеи необычайно гибко, она может легко проникнуть в лю­бую нору, а ТАК(ЖЕ) легко взобраться на дерево.

    ЧТО(БЫ) наши гости не заблудились в темноте, мы пошли им (НА)ВСТРЕЧУ. (В)ТЕЧЕНИЕ часа клоуны развлекали публику, и* (ВО)ВРЕМЯ представления то и дело звучали аплодисменты.

    (В)ПЕРЕДИ Челкашу улыбался солидный заработок, и он мечтал, как загуляет завтра (ПО)УТРУ.


    14. Укажите цифры, на месте которых пишется Н.

    Бывшая партизанка, Ольга Григорьевна, хрупкая женщина с точё(1)ым профилем, была дважды контуже(2)а, ране(3)а, но никогда не покидала её убеждё(4)ость в том, что невозможно отсиживаться в тылу, пока фашисты топчут русскую землю.
    15. Расставьте знаки препинания. Укажите номера предложений, в которых нужно поста­вить ОДНУ запятую?

            1. Чайковский без остатка отдал своё сердце лесам и деревушкам России околицам тро­пинкам и песням.

            2. Творения художников-северян простонародны и бесхитростны по композиции голоси­сты и одновременно скромны по своим краскам.

            3. Празднование Покрова стало на Руси одним из торжественных и любимых крестьян­ских праздников.

            4. Дни и ночи месяцы и годы столетия и тысячелетия безвозвратно уносит река жизни.

            5. Светало и первые петушиные крики всё уверенней и звонче раздавались в разных мес­тах деревни.


    16. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые. Поэты (1) пытаясь передать непостижимую красоту храма Покрова на Hepли (2) сравнивают его с парусом (3) уносящимся вдаль по безбрежным волнам времени (4) упо­добляют (5) уплывающей в бесконечность мироздания (6) лучистой безмолвной звезде.
    17. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые. Сила воли (1) как известно (2) одна из главных черт характера человека. Нередко да­же (3) говорят (4) «характер» вместо «сила воли», и это не случайно. Ведь (5) от того, на­сколько в человеке развита сила воли, зависит то, как он сможет реализовать другие свои качества.
    18. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые. Возвратившись из победоносного похода против волжских булгар, Андрей Боголюбский (1) скорбел об убитом врагами сыне (2) в память (3) о котором (4) он и построил храм Покрова на Нерли.
    19. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые. Шведы постоянно опустошали озёрный русский север (1) и (2) когда в Северной войне боевое счастье улыбнулось войскам Петра Первого (3) то (4) в ознаменование избавления от всегдашней угрозы (5) была выстроена Преображенская церковь.


    Прочитайте текст и выполните задания 20-25.

    (1)То была первая тихая ночь в разбитом Сталинграде. (2)Поднялась тихая луна над руи­нами, над заснеженными пепелищами. (3)И никак не верилось, что уже нет нужды пугаться тишины, затопившей до краёв многострадальный город. (4)Это не затишье, здесь наступил мир — глубокий, глубокий тыл, пушки гремят где-то за сотни километров отсюда.

    (5)И в эту-то ночь неподалеку от подвала, где размещался их штаб полка, занялся пожар. (6)Вчера никто бы не обратил на него внимания — бои идут, земля горит, — но сейчас пожар нарушал мир, все кинулись к нему.

    (7)Горел немецкий госпиталь, четырёхэтажное деревянное здание. (8)Горел вместе с ра­неными. (9)Ослепительно золотые, трепещущие стены обжигали на расстоянии, теснили толпу. (Ю)Она, обмершая, заворожённая, подавленно наблюдала, как внутри, за окнами, в раскалён­ных недрах, время от времени что-то обваливается — тёмные куски. (11)И каждый раз, как это случалось, по толпе из конца в конец проносился вздох горестный и сдавленный — то падали вместе с койками немецкие раненые из лежачих, что не могли подняться и выбраться.

    (12)А многие успели выбраться. (13)Сейчас они затерялись среди русских солдат, вместе с ними, обмерев, наблюдали, вместе испускали единый вздох.

    (14)Вплотную, плечо в плечо с Аркадием Кирилловичем стоял немец, голова и половина лица скрыты бинтом, торчит лишь острый нос и тихо тлеет обречённым ужасом единственный глаз. (15)Он в болотного цвета тесном хлопчатобумажном мундирчике с узкими погончиками, мелко дрожит от страха и холода. (16)Его дрожь невольно передается Аркадию Кирилловичу, упрятанному в тёплый полушубок.

    (17)Он оторвался от сияющего пожарища, стал оглядываться — кирпично раскалённые лица, русские и немецкие вперемешку. (18)У всех одинаково тлеющие глаза, как глаз соседа, одинаковое выражение боли и покорной беспомощности. (19)Свершающаяся на виду трагедия ни для кого не была чужой.

    (20)В эти секунды Аркадий Кириллович понял простое: ни вывихи истории, ни ожесто­чённые идеи сбесившихся маньяков, ни эпидемические безумия — ничто не вытравит в людях человеческое. (21)Его можно подавить, но не уничтожить. (22)Под спудом в каждом нерастра­ченные запасы доброты — открыть их, дать им вырваться наружу! (23)И тогда... (24)Вывихи истории — народы, убивающие друг друга, реки крови, сметённые с лица земли города, растоп­танные поля... (25)Но историю-то творит не господь бог— её делают люди! (26)Выпустить на свободу из человека человеческое — не значит ли обуздать беспощадную историю?

    (27)Жарко золотились стены дома, багровый дым нёс искры к холодной луне, окутывал её. (28)Толпа в бессилье наблюдала. (29)И дрожал возле плеча немец с обмотанной головой, с тлеющим из-под бинтов единственным глазом. (ЗО)Аркадий Кириллович стянул в тесноте с се­бя полушубок, накинул на плечи дрожащего немца.

    (31)Аркадий Кириллович не доглядел трагедию до конца, позже узнал — какой-то немец на костылях с криком кинулся из толпы в огонь, его бросился спасать солдат-татарин. (32)Горящие стены обрушились, похоронили обоих.



    1. В каждом нерастраченные запасы человечности.

    2. Бывший гвардии капитан стал учителем. (35)Аркадий Кириллович ни на минуту не забывал перемешанную толпу бывших врагов перед горящим госпиталем, толпу, охваченную общим страданием. (36)И безызвестного солдата, кинувшегося спасать недавнего врага, тоже помнил. (37)Он верил — каждый из его учеников станет запалом, взрывающим вокруг себя лёд недоброжелательства и равнодушия, освобождающим нравственные силы. (38)Историю делают люди.

    (По В. Тендрякову)

    Владимир Федорочи Тендряков (1923-1984) — русский советский писатель, автор остроконфликтных повестей о духовно-нравтвенных проблемах современной ему жизни.
    20. Какие из высказываний не соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.

      1. Во время сражений с фашистами, особенно таких кровопролитных, как Сталинград­ская битва, ни о какой человечности не могло быть и речи.

      2. Ожесточённые идеи сбесившихся маньяков способны вытравить в людях всё человече­ское, сделать их непримиримыми врагами.

      3. Ничто не может в людях вытравить, подавить милосердие, сострадание.

      4. Никакие силы не способны уничтожить в людях запасы человечности, сострадания.

      5. Русские солдаты были безучастными зрителями разыгравшейся трагедии — пожара в немецком госпитале.




        1. Какие из перечисленных утверждений являются верными? Укажите номера ответов.

          1. 14-15 предложения текста содержат описательный фрагмент.

          2. Предложение 31 содержит обоснование к суждению, высказанному в предложении 19.

          3. В предложениях 20-26 содержится повествование.

          4. Предложения 1-4 содержат описание с элементами рассуждения.

          5. В предложениях 27-29 содержатся примеры, поясняющие утверждение, сформулиро­ванное в предложении 4.




        1. Из предложений 17-19 выпишите контекстные антонимы.

        2. Среди предложений 12-16 найдите такое, которое соединяется с предыдущим при помо­щи притяжательного местоимения и однокоренного слова. Напишите номер этого пред­ложения.




        1. «Описывая трагедию, разыгравшуюся в немецком госпитале, В. Тендряков использует такой синтаксический приём, как (А) _______ (предложения 7—8), а троп (Б)______ослепительно золотые, трепещущие стены» в предложении 9) помогают читателю представить картину происходящего. В синтаксисе (В) _______ («она, обмершая, заворожённая» в предложении 10, «вздох горе­стный и сдавленный» в предложении 11) передаёт состояние и чувства людей, ставших свидетелями страшного зрелища. В этот момент они перестали быть врагами, и такой троп, как (Г) _____ (предложение 20), помогает автору подчеркнуть главное: ничем нельзя уничтожить в человеке человеческое».

    Список терминов:

    1) контекстные антонимы 2) эпифора 3) фразеологизм 4) инверсия

    5) развёрнутая метафора 6) эпитет 7) риторическое обращение

    8) парцелляция 9) сравнительный оборот



    Ответы к варианту 29 (ЕГЭ – 2015)




    35



    поэтому



    2



    квартал



    поместить



    пятьюдесятью



    52647



    машиностроение



    причудливыйприхотливый



    топливный



    увидитесь



    непобеждённые



    втечениевовремя



    123<или> любая другая по­следователь­ность этих цифр



    25



    1234<или> лю­бая другая по­следователь­ность этих цифр



    12<или> любая другая последо­вательность этих цифр



    2



    13<или> любая другая последо­вательность этих цифр



    125<или> любая другая последо­вательность этих цифр



    124<или> любая другая последо­вательность этих цифр



    русскиенемецкие



    16



    8645



    Примерный круг проблем

    Авторская позиция

    1. Проблема сострадательного отношения к пленному врагу. (Кто способен сострадать (со­чувствовать) пленному врагу?)

    1. Война, жестокая и беспощадная, не только уничтожает в человеке доброту и сострада­ние, но и в отдельных ситуациях позволяет открыть лучшие качества человеческой нату­ры. И тот, кто осознаёт ценность своей и чу­жой жизни, способен на сострадательное от­ношение даже к пленному врагу, вне зависимости от обстоятельств.

    2. Проблема объединения враждующих лю­дей. (Что может объединить враждующих людей?)

    2. Общая беда, трагедия могут объединить враждующих, потому что ничто не может уничтожить в людях человеческое — состра­дание и доброту.

    3. Проблема влияния человечества на ход ис­тории. (Может ли человечество влиять на ход истории?)

    3. Человечество может обуздать беспощадную историю только единением и милосердием друг к другу.

    Коьрта
    Контакты

        Главная страница


    Вариант 29 (егэ-2015)

    Скачать 146.43 Kb.