• Игровые задания для формирования лексико-грамматического строя речи («Речевое развитие») «Развесели зонтик»
  • «Построим разноцветный городок»
  • «Разберем зонтик по частям»
  • Игровые задания для автоматизации поставленных звуков «День рождения Жирафа»
  • Упражнения, используемые на занятиях по ФЭМП («Познавательное развитие») «Соседи»
  • Упражнения, используемые на занятиях по ИЗОдеятельности

  • Скачать 60.22 Kb.


    Дата28.11.2017
    Размер60.22 Kb.
    ТипИнструкция

    Скачать 60.22 Kb.

    Вариативное использование нетрадиционного оборудования в работе с детьми с тяжелыми нарушениями речи: коррекционно-развивающие игры с зонтом



    Вариативное использование нетрадиционного оборудования в работе с детьми с тяжелыми нарушениями речи: коррекционно-развивающие игры с зонтом

    Игнатьева Е.В., Платонова О.Н., воспитатели



    Ефремова В.Р., учитель-логопед

    МБДОУ №10 г. Апатиты

    Для игр используется взрослый зонт, разделённый на 16 частей, каждая из которых определенного цвета.http://4.bp.blogspot.com/_cjgiwi38_fw/tll53hb57ki/aaaaaaaackc/e1ds0brjvm0/s1600/semsiye.jpg



    Игровые задания для формирования лексико-грамматического строя речи

    («Речевое развитие»)

    «Развесели зонтик»

    Цель: развитие навыка согласования прилагательных с существительными.

    Инструкция: «Ребята, наш зонтик загрустил, и закрылся. Наверное, это от того, что ничего о себе не знает. Давайте расскажем всё, что знаем о нём. Что это? Какой зонт? (по цвету, по форме, по размеру, по принадлежности, по назначению, по погоде, по возрасту и т.д.) В конце игры зонт перестает грустить и раскрывается.

    «Зайка на машине»

    Цель: совершенствование навыка образования глаголов с помощью приставок.

    Инструкция: «Один, два, три четыре, пять, будем зонтик превращать! Был зонтик, а стал горкой. И с горки едет Зайка Егорка! Смотрите внимательно и говорите, что делает зайка». Взрослый выполняет действия с машинкой, а дети образовывают новые глаголы с помощью приставок: зайка подъехал, заехал, проехал, переехал, съехал, отъехал, уехал, выехал.

    «Поиграем в прятки»

    Цель: закрепление навыка правильного употребления глаголов.

    Инструкция: «Мишка - шалун, он любит играть в прятки. Я буду его прятать, а вы говорите, где он находится». За зонтом, перед зонтом, под зонтом, на зонте; выглядывает из-под зонта, вышел из-за зонта. Малоактивных детей можно активизировать с помощью вопросов: куда спрятался, откуда выглядывает, с чего скатился и т.д.

    «Большой - маленький»

    Цель: образование существительных с помощью суффиксов (увеличительного и уменьшительно-ласкательных).

    Оборудование: 2 зонта разного размера без ручки, игрушки животных и их детенышей или животных разного размера.

    Условия: Взрослый предлагает одному ребёнку побыть в роли медведицы, а всем остальным в роли медвежат. Ребёнок-медведица встаёт к большому зонту, все остальные вокруг маленького. Воспитатель рассказывает такую историю:

    Инструкция: В дремучем лесу жила-была медведица со своими медвежатами. Она была большая и сердитая, а медвежата маленькими и озорными. Играли медвежата целыми днями, а медведица нежилась на солнышке. Надоели они ей своим визгом и прогнала медведица медвежат на соседнюю маленькую полянку. Скучно медведице, стала она приглашать к себе гостей.»

    Ребёнок-медведица выбирает по одному больших зверей из коробки и говорит: «Я приглашу большого енота». Дети-медвежата выбирают маленького енотика и проговаривают свои действия. Игра продолжается, пока не будут разобраны все звери и не поучаствуют все дети.



    «Времена года»

    Цель: закрепление времен года, сезонных изменений; развитие связной речи.

    Предварительная работа: Взрослый вместе с детьми определяют на зонте, где какое время года (лето: красно-бардово-розовое, весна - все оттенки зелёного, осень-жёлто-коричнево-оранжевая, зима-сине-фиолетово-голубая).

    Правила игры: подобрать 4-5 картинок к определённому времени года и разложить их на зонте. Составить рассказ о каждом из времён года, с опорой на картинки.

    «Куда я попал?»

    Цель: развитие монологической и диалогической речи

    Описание игры: Детям предлагается выбрать любое животное и путешествовать по временам года. Во время путешествия дети рассказывают. Что происходит с этими животными в разное время года, ведут диалог животных.

    «Построим разноцветный городок»

    Цель: усвоение грамматических категорий согласования существительных с прилагательным и числительным; закрепление цветов и оттенков.

    Оборудование: Разноцветный зонт, конструктор «Лего» разных оттенков, разноцветные крышки разных размеров.

    Описание игры: Зонт располагается на столе.

    Инструкция: «Это не зонт, а строительная площадка, на которой нужно построить разноцветный город. Цвет постройки должен быть таким же, как дорожки на зонте. Например, на коричневой дорожке построю большой коричневый дом с тремя коричневыми окнами».

    Дети по очереди строят разные дома с крышами, окнами, забором, ступеньками, подбирая цвет конструктора к цвету дорожки, и объясняя свои действия. В конце рассматриваем город, даём название и придумываем, какой он, кто в нём живёт.



    «Разберем зонтик по частям»

    Цель: формирование лексико-грамматического строя речи, знакомство с многозначными словами.

    Описание игры: Детям предлагается назвать части зонта, затем задаются вопросы:

    Какие бывают ручки? (дверные, детские, канцелярская ручка и т.д.), спицы (для вязания, у велосипеда), купол (у храма, цирка, парашюта и т.д.), крыша? (дома, гаража…), зонтик (соцветие растения), защёлка (на окне, шкатулке, двери…) и т. д.



    Игровые задания для автоматизации поставленных звуков

    «День рождения Жирафа»

    Цель: автоматизация [р], [рь] в связной речи, закрепление навыка употребления в связной речи грамматических форм.

    Оборудование: разноцветный зонт, заламинированные силуэтные изображения предметов с прозрачной серединой (герберы, розы, ромашки, подарков), фигурки животных жарких стран.

    Описание игры:

    Взрослый: «Ребята, мы получили приглашение на день рождения Жирафа. Кроме нас приглашены животные, в названиях которых «живут» [р] и [рь]. Выберите животных, получивших приглашения, остальные животные подождут приглашения на соседней поляне. Именинник пожелал, чтобы вечеринка, посвященная дню его рождения, была оформлена в красных тонах. Давайте посмотрим, как он украсил свой дом.

    Дети накладывают силуэтные изображения герберы, розы, ромашки на нужные цвета зонта и проговаривают: «Жираф украсил дом красными герберами, розовыми розами, бордовыми ромашками» и т. д.

    Взрослый: «Кто первым пришел на день рождения жирафа?»

    Дети: «Первым пришел носорог, за носорогом пришел тигр» и т. д.

    Взрослый: «В лапах у гостей были разноцветные коробки. У кого какая?»

    Дети накладывают силуэтные изображения коробок на нужные цвета и оттенки и комментируют: «У носорога была красная коробка. У тигра была оранжевая коробка и» т. д.

    Взрослый: «Что принесли гости Жирафу?»

    Дети придумывают слова с названными звуками.

    Взрослый: «Жираф придумал развлечение для гостей. Он предложил покататься с горки».

    Дети берут животных и «катают» их с горки-зонта, комментируя: «Первым прокатился Жираф, за Жирафом…»

    Взрослый: «Затем Жираф предложил поиграть в мяч».

    Дети выстраивают животных в круг и комментируют: «Жираф отправил мяч носорогу» и т. д.

    Взрослый: А потом был настоящий пир. Жираф приготовил для гостей угощение. И всё, что он предложил, было красное!

    Дети придумываю названия угощений: «Красные макароны, розовый торт, оранжевая жареная картошка» и т. д.

    Упражнения, используемые на занятиях по ФЭМП

    («Познавательное развитие»)

    «Соседи»

    Цель: закрепление предыдущего и последующего числа; понятий «до», «после», «перед», «за», «между»;

    Ход игры: воспитатель раскладывает цифры вразброс на цветовых дорожках зонта и задает вопросы детям. Какая цифра находится после 7, между 2 и 5, за 3, перед 9 и т.д.

    «Трансформер»

    Цель: закрепление понятий «часть», « половина», «целое».

    Ход игры: воспитатель предлагает двум детям растянуть тесьму посередине зонта. Спрашивает, на сколько частей разделили зонт, как называется каждая из частей? Как с помощью ещё одной тесёмочки поделить зонтик на 4,8 частей? Как можно назвать каждую из этих частей?

    Упражнения, используемые на занятиях по ИЗОдеятельности

    («Художественно – эстетическое развитие»)



    «Радуга цветов»

    Цель: закрепление цветов и оттенков; ознакомление с понятиями : светлые и тёмные, холодные и тёплые, грустные и весёлые, добрые и злые.

    Ход игры: Предложить детям поиграть в художников и подобрать цвета для рисования смешной картинки и грустной; замка Снежной Королевы и острова Лимпопо; владений злого волшебника и доброй Феи и т.д.

    Коьрта
    Контакты

        Главная страница


    Вариативное использование нетрадиционного оборудования в работе с детьми с тяжелыми нарушениями речи: коррекционно-развивающие игры с зонтом

    Скачать 60.22 Kb.