• Возраст
  • Глава I . Введение «Никто не забыт, и ничто не забыто»
  • Гипотеза исследовательской работы
  • Глава II . Литературный обзор 2.1. Зенитные артиллерийские дивизионы
  • 2.2. «Я к Берлину иду с берегов Енисея…». Участие в боевых операциях.
  • Глава III . «Теперь, солдат, ты снова дома…» 3.1 . Биография моей прабабушки
  • IV . Заключение Обязаны помнить
  • Источники и использованная литература: Источники
  • Использованная литература
  • Уголок боевой славы «Мир отстояли - мир защитим»
  • Приложение № 2 Памятник погибшим воинам в центре села Большой Хабык



  • страница1/3
    Дата28.08.2018
    Размер1.5 Mb.
    ТипИсследовательская работа

    Великая Отечественная война в истории моей семьи


      1   2   3

    Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

    Большехабыкская средняя общеобразовательная школа

    Красноярский край, Идринский район, с. Большой Хабык, Ленина 13


    70-летие Великой Победы

    Тема «Великая Отечественная война в истории моей семьи».

    Тема работы: «Зенитчица»


    Автор работы: Можаева Елена Владимировна

    Класс: 7 класс.

    Возраст: 12 лет.

    Руководитель: Ланчакова Людмила Александровна

    г. Большой Хабык, 2014 г




    Оглавление
    Аннотация………………………………………………………………………..3
    Глава I. Введение «Никто не забыт, и ничто не забыто» ………………… 4 -5

    Глава II. Литературный обзор……………………………………………… 6 -8



      1. Зенитные артиллерийские дивизионы

    2.2.«Я к Берлину иду с берегов Енисея…». Участие в боевых операциях.

    Глава III . «Теперь, солдат, ты снова дома»………………………………… 9 -10

    3.1. Биография Рысевой Екатерины Никитичны

    IV. Заключение «Обязаны помнить»…………………………………………… 11

    V. Источники и использованная литература…………………………………12

    VI. Приложение № 1,2,3,4,5………………………………………………..13-17



    Аннотация.

    Автор работы: Можаева Елена Александровна, класс 7.

    Школа: МКОУ Большехабыкская средняя общеобразовательная школа

    Адрес: 662686 Красноярский край, Идринский район, с. Большой Хабык

    Тема «Зенитчица»

    Руководитель: Ланчакова Людмила Александровна руководитель школьного музея «История малой Родины, учитель истории и обществознания»

    Исследовательская работа направлена на изучение биографии Рысевой Екатерины Никитичны, уроженки села Лопатино, Горьковской области, участницы Великой Отечественной войны, связавшей свою жизнь с сибирским селом Большой Хабык.

    В данной работе изучается довоенная жизнь Екатерины Никитичны, ее участие в войне, приводятся примеры из воспоминаний свидетелей и родственников.

    Для подтверждения важности данного исследования было проведено анкетирование среди учащихся 5-9 классов, в содержании которой были вопросы, касающиеся большехабыкцев участников Великой Отечественной войны. Результаты анкетирования позволили выявить следующее: тема участия земляков в Великой Отечественной войне изучена недостаточно, многое забыто, а о некоторых воинах почти нет никаких сведений.

    «Они защищали Родину», - так называется стенд в школьном уголке боевой славы «Мир отстояли – мир защитим». На стенде размещены фотографии фронтовиков-сельчан.(Приложение 1) Смотрю на этих людей и понимаю, что мы должны помнить о каждом, кто защищал Родину, кто отдал свою жизнь ради нас, ради тех, кто стоит сейчас на этой русской земле.

    В данной работе использованы следующие методы исследования: сбор информации, интервью, анкетирование, беседы.




    Глава I. Введение

    «Никто не забыт, и ничто не забыто»

    У времени есть своя память – история, и поэтому мир никогда не забудет о великих трагедиях, потрясших планету в разные эпохи.

    Прошло много лет, как закончилась Великая Отечественная война, но отголоски ее до сих пор отзываются в человеческих сердцах. Мы не имеем права забыть о тех, кто подарил нам мир и весну, кто подарил нам будущее, ведь человек, не знающий прошлого своей страны, не достоин будущего.

    Из села Большой Хабык, Идринского района Красноярского края в первый год ушло на фронт более 120 человек1. Сражались наши односельчане на разных фронтах: под Москвой и Сталинградом, на Курской дуге, освобождали Украину, Эстонию, некоторые дошли до Берлина. На кого-то пришло извещение о гибели – «похоронка», на кого-то извещение о том, что солдат пропал без вести.

    В память о погибших на фронтах Великой Отечественной войны в селе поставлен памятник. (Приложение 2) И каждый год 9 мая у памятника проходит митинг, где вспоминают о погибших, о ветеранах, о солдатских вдовах. Со словами благодарности к ним обращаются школьники, жители села. На 2013 год в селе проживает только один ветеран — Красиков Егор Сидорович, который 13 марта 1943 года получив тяжелое ранение, в июле 1944 был демобилизован. (Приложение 3)

    О судьбе некоторых моих земляков до сих пор нет никаких известий. О своей прабабушке я тоже практически ничего не знаю. И вот как-то в музее я открыла альбом «Эти незабываемые годы» и в нем я увидела знакомую фотографию - это была моя прабабушка Рысева Екатерина Никитична. Рядом с фотографией была помещена и статья «Зенитчица» 2 из газеты «Идринский вестник»(Приложение 4)

    Я внимательно прочитала эту статью и меня до глубины души затронула эта история, и я решила как можно больше узнать о своей прабабушке, ведь тема участия моих земляков в Великой Отечественной войне изучена недостаточно, и я думаю, что смогу пополнить своей работой архив моего села, района. Ведь моя прабабушка в числе миллионов внесла неоценимый вклад в Победу над фашизмом, поэтому я решила по данному вопросу начать исследовательскую работу.


    1 - газета «По ленинскому пути» № 35 19 марта 1987г статья В. Емельянова «Поднимал порыв единый»

    2 — Фонды школьного музея МКОУ Большехабыкская средняя общеобразовательная школа. Газета «Идринский вестник». 12.04. 2002г
    Гипотеза исследовательской работы: может ли история жизни Рысевой Екатерины Никитичны иметь воспитательное значение для подрастающего поколения?
    Цель исследовательской работы: исследование судьбы одного героя, участника Великой Отечественной войны.

    Задачи:


    • Изучить биографию Рысевой Екатерины Никитичны участницы Великой Отечественной войны;

    • Изучить архивные данные школьного музея об участниках Великой Отечественной войны;

    • Изучить исторические материалы об великолукской операции и освобождении Прибалтики

    • Провести беседы с родственниками моей прабабушки;

    • Проинтервьюировать свидетелей, знавших Рысеву Екатерину Никитичну.


    Глава II. Литературный обзор
    2.1. Зенитные артиллерийские дивизионы

    Любовь к Родине, патриотизм русских людей явились основным оружием в борьбе с иноземным захватчиком. Мне очень повезло, что я смогла узнать о некоторых фактах самого кровопролитного периода истории Советского Союза не из страниц учебника, а из воспоминаний моей прабабушки, участницы Великой Отечественной войны. Ее воспоминания помогают мне представить те страшные годы, почувствовать тот дух самоотверженности, который был присущ бойцам.

    Прежде чем приступить к исследованию жизни прабабушки, я изучила материалы о зенитных артиллерийских дивизионах, потому что Екатерина Никитична служила в 13-ом зенитном артиллерийском дивизионе с апреля 1942 года по май 1945 года. Эту информацию я получила из Идринского райвоенкомата. 1

    Но до этого она добровольно пошла в райвоенкомат и попросилась на фронт. Это был апрель 1942 года. В зенитной артиллерии девушки заменили связистов, прибористов, разведчиков, дальномерщиков.

    «...Не отказали, на медкомиссии дали добро, и собрав сотню девушек, отправили в Дзержинск. Здесь мы прошли военную подготовку и нас отвезли в зенитный батальон. Нас разместили на четыре батареи: прибористами, дальномерщиками, связистами и воздушными разведчиками. Я служила в разведке.»1

    Дивизио́н — подразделение в полках, бригадах, дивизиях РВСН, ракетных войск и артиллерии России (исторически также — в кавалерии, железнодорожных войсках, авиации, ВМФ, жандармерии) или самостоятельная воинская часть (отдельный дивизион). Соответствует батальону в пехоте (мотострелковых войсках). Как и батальон, дивизион является наименьшим подразделением, у которого есть штаб. В артиллерии дивизион, как правило, состоит из 3-х батарей (огневых) , взвода управления дивизиона, взвода обеспечения и медицинского пункта. Взвод управления является вспомогательным подразделением при штабе дивизиона.

    На зенитных батареях обязательно должно быть непрерывное дежурство-днем, ночью, в дождь, в туман, в солнечную погоду. И обязательно те, кто в наряде, кто стоит на посту или сидит у своего агрегата, должны поглядывать на небо. Кроме этого , нужно было проводить интенсивные тренировки по слаживанию расчетов при ведении огня. А еще оборудовать позиции – орудийные ровики, склады для снарядов, окопы, землянки.

    Моя прабабушка была разведчиком. «...Мне, как воздушному разведчику, не раз приходилось первой встречать немецкие самолеты и подавать сигналы тревоги. Бывало, что попадала под бомбежку, и под обстрел, но везло, оставалась жива».
    1 — архив Идринского военкомата «Удостоверение № Г 572337»
    Екатерина Никитична несла дежурство с биноклем в руках на командном пункте, и должна была пристально вглядываться в глубину небес и, если она вдруг заметит там объект, то быстро докладывала начальству: такой-то самолет или, к примеру, воздушный шар, сигнальная ракета - красная или зеленая - летит таким-то курсом. Ну, а если вражеский самолет- дежурный разведчик , то бьет жезлом по висячей рельсе, это значит ТРЕВОГА, "положение № 1". И тогда, весь личный состав сломя голову бежит к орудиям и приборам, расчеты занимают свои номера, а командиры отделений докладывают: "Первое орудие готово!", "Второе...", "Третье...", "Прибористы...". "Дальномер готов!" - кричит сержант. И тут же приказ комбата: "Дальномер, высоту!"

    Девушки впиваются глазами в окуляры, разворачивают трубу дальномера, ловят цель, совмещают с ней риску и кричат: "Высота такая-то! Дальность такая-то!" Прибористы вращают маховички ПУАЗО, вводят в свой прибор управления зенитно-артиллерийским огнем нашу информацию и направляют орудия на цель.


    - По самолету! Огонь!
    Все это девушки выучили до первого настоящего боя, во время учебных занятий.

    «...За период моей службы на зенитных батареях мы сбили тринадцать самолетов противников» - вспоминает прабабушка.

    Во время боя раздавался страшный грохот, в ушах стоял сильный звон, пахло порохом. Но чувство долга, стремление выполнить задание, не допустить самолеты гитлеровской авиации к объектам – все это пересиливало страх.

    Вот так и несли боевое дежурство зенитчицы.

    Храбрость Екатерины Никитичны отмечена правительственными наградами. Она так и рассказывает: «... За заслуги перед Отечеством я получила боевые награды».




    1 — Фонды школьного музея МКОУ Большехабыкская средняя общеобразовательная школа. Газета «Идринский вестник». 12.04. 2002г
    2.2. «Я к Берлину иду с берегов Енисея…». Участие в боевых операциях.
    Сибиряки сражались на всех фронтах Великой Отечественной войны, во многих партизанских отрядах, действовавших в тылу врага. Прославленные сибирские дивизии перемалывали врага на всех фронтах Великой Отечественной войны.

    Прабабушка вспоминает: «...Затем нас отправили на Белорусский фронт под город Великие Луки. Побывали мы со своим дивизионом зенитных орудий и в Латвии под городом Лиепая». «...Наши зенитки побывали под городами Можекляй и Поневежес.»

    К сожалению, не удалось точно установить, в каких сражениях участвовала моя прабабушка.

    Если их дивизион был под Великими Луками, то это была знаменитая операция по освобождению этого города.



    «Операция проводилась силами 3-й ударной армии, частью сил 43-й армии, других соединений и частей из состава Калининского фронта, командующим которым был генерал-полковник М.А.Пуркаев, и резерва Ставки» 1.

    Борьба за Великие Луки стала одним из первых примеров боев советских войск за сильно укрепленный город. Позже эти бои получили название «Сталинградской битвы в миниатюре» и вошли в советскую летопись Великой Отечественной войны как одна из успешных операций.

    Также можно предположить, что 13-й зенитный артиллерийский дивизион участвовал в боевых операциях по освобождению Прибалтики.

    «Освобождение советской Прибалтики от немецко-фашистских захватчиков было одним из этапов осуществления грандиозного стратегического плана по разгрому врага, выработанного и блестяще осуществленного командованием Советской Армии. Удар по врагу был нанесен в сентябре — октябре 1944 г.» 2

    В боях за освобождение Прибалтики советские воины своими беспримерными подвигами, отвагой и мастерством вписали новые славные страницы в летопись Великой Отечественной войны.

      Не пересчитать городов, больших и малых, освобождая которые зенитчицы не жалели себя, приближая День Победы.

     


    1 - http://www.nazireich.net

    2- wikipedia.org


    Глава III. «Теперь, солдат, ты снова дома…»
    3.1 . Биография моей прабабушки
    Какой же была моя прабабушка?

    Об этом я узнала из статьи, когда с прабабушкой беседовал председатель Совета ветеранов Идринского района М.Гуров и этот материал был опубликован в газете «Идринской вестник».

    Моя прабабушка, Екатерина Никитична Рысева родилась в 1922 году в селе Лопатино , Лукьяновского района, Горьковской области. Когда ей исполнилось 4 года, она вместе с семьей переезжает в село Большой Хабык . Отец ее воевал еще в гражданскую войну за советскую власть. А когда Екатерине исполнилось 14 лет, умерли родители, и она воспитывалась в семье старшего брата отца. Окончив пять классов, она стала работать в колхозе на разных работах. В 41-м пришла похоронка на дядю, и, Екатерина уехала в город Горький в автозаводской поселок.

    «...Это было в 1941 году,- рассказывает Екатерина Никитична. - Только я приехала, на другой день началась война. Ехать обратно не представилось возможности, все поезда были загружены, страна была на военном положении. Один выход — оставаться здесь, и я пошла работать на военный завод.

    Мне, деревенской девчонке было страшно, когда на город каждую ночь налетали фашистские самолеты бомбить. Они прорывались на автозавод, там уже выпускали военную продукцию. И ночью поднималась такая оглушительная стрельба зениток, разрывались бомбы, прожекторы освещали небо, и видно было немецкие самолеты, а люди из поселка убегали и прятались в землянках.

    Менее занятых рабочих отправляли копать противотанковые рвы на подступах к городу и к автозаводу. Два месяца мы изо дня в день копали землю, а над нами пролетали бомбардировщики на автозавод со смертоносным грузом. В одну из ночей от разрывов бомб пострадали заводские ребята, а мой сродный брат Николай был убит.

    Зиму я проработала на заводе, а в апреле 1942 года пошла в райвоенкомат и добровольно попросилась на фронт.

    Победный конец, 9 мая встретила в Литве. Конец войны мы отмечали всей батареей. Обнимались, плакали и смеялись. Вспоминали погибших девчат. Но радость была большая.

    Война уже закончилась, а мы все ещё несли воинскую службу, потому что началась война с Японией. Только в декабре 1945 года нас демобилизовали. Домой я приехала к брату в Большой Хабык. Но побыв в Большом Хабыке один месяц, уехала в Ленинград. Там устроилась работать на авиационный завод».

    Прожила Екатерина Никитична в Ленинграде 3,5 года. Но сильно тянуло домой, поэтому и вернулась.

    Работала в колхозе, а в 1949 году вышла замуж за фронтовика. С мужем воспитали троих детей: дочери — Наталья, Тамара(моя бабушка — прим. автора), сын — Виктор.

    «...Вспоминая фронтовые суровые годы, своих подруг, пришедших и не пришедших с войны, взгрустну, поплачу. Но жизнь берет свое. Радуюсь подрастающим внучатам и думаю, что мы оставили после себя, после такого развала в нашей необъятной стране? Ну, а в наш святой праздник — День 9 мая мне хочется пожелать всем ветеранам войны и тыла доброго здоровья и благополучия».1



    Прабабушка Катя, - по словам соседей - чудесный человек. Пройдя тяжелые годы войны, она не растратила своей доброты, любви, чуткости, юмора.

    Моя прабабушка умерла 10 июля 2004 года. 16 лет она прожила с бабушкой Томой и дедом Владимиром, т. к. в 1988 году прабабушка похоронила своего мужа (моего прадедушку), помогала им воспитывать внучат: моего папу — Александра и его сестру(мою тетю) — Наташу.



    IV. Заключение

    Обязаны помнить
    Путь к Победе был долгим и трудным. Она досталась ценой огромных жертв и потерь. Мы не имеем права забыть тех солдат, которые погибли ради того, чтобы мы сейчас жили. Ведь благодаря им, защитникам Родины, взвилось над рейхстагом алое знамя Победы! Исследовав биографию своей прабабушки и познакомив с материалами исследования учащихся нашей школы, я поняла, что жизнь этого человека поучительна для подрастающего поколения и будет содействовать воспитанию патриотизма и гражданственности, а материалы пополнят архив села и района новыми данными о земляках-воинах.

    К великому сожалению, нынешнее поколение стало забывать историческое прошлое своей страны, поменялись некоторые ценности и идеалы. Я думаю, прочитав материалы данного исследования, многие из них задумаются над тем, чему посвятить свою жизнь, каким надо быть человеком, чтобы о тебе помнили благодарные потомки. Нетрудно сказать, что ты любишь Родину, а вот доказать это на деле гораздо труднее. Мне есть с кого брать пример в жизни. Я постараюсь поступать так, чтобы мне не было стыдно смотреть на вас, хотя бы на этих фотографиях.

    Когда – то маршал Советского Союза С.М. Буденный сказал: «Сибиряк! С этим гордым и красивым словом у меня в памяти, как у человека военного …возникает образ мужественного, бесстрашного, сказочно выносливого солдата, беззаветно преданного своей Отчизне. В годы Великой Отечественной войны они показали чудеса храбрости и железной стойкости».

    Я внимательно смотрю на фотографию моей прабабушки, пытаюсь представить ее живой, молодой в окружении родных и близких. И мне хочется сказать: «Спасибо Вам за то, что Вы были, за то, что сумели сделать. Спасибо фронтовикам за мир, за каждый день, за дарованную нам прекрасную жизнь»!



    Источники и использованная литература:

    Источники:

    1. Фотография Рысевой Е.Н. из семейного архива семьи Можаевых.

    1. Архивные материалы школьного музея. Альбом воспоминаний « Эти незабываемые годы»

    2. Интервью с родственниками Рысевой Екатерины Никитичны.

    3. Интервью со старожилами села Большой Хабык.

    4. Статья М. Гурова «Зенитчица», газета «Идринский вестник». от 12.04.02.

    5. Интернет: http://www.nazireich.net; wikipedia.org



    Использованная литература:

    1.Сборник «Шла война народная. Ратные и трудовые дела красноярцев в воспоминаниях, документах, письмах.» Красноярское книжное издательство, 1985 г.

    2.«Произведения о Великой Отечественной войне». Сборник статей. Москва, «Просвещение», 1985 г.

    3.Исаковский. М. «О Родине», Москва, «Просвещение», 1985.

    4.Н. Доризо «День нынешний и день вчерашний». Москва, «Военное издательство»,1984.

    5.Р. Рождественский «Стихотворения и поэмы»,Кемерово, 1981.

    6. Стихотворения советских авторов о Великой Отечественной войне.М., 1984.

    Приложение № 1


    Уголок боевой славы «Мир отстояли - мир защитим»

    Моя прабабушка — Рысева Екатерина Никитична



    Приложение № 2


    Памятник погибшим воинам в центре села Большой Хабык


      1   2   3

    Коьрта
    Контакты

        Главная страница


    Великая Отечественная война в истории моей семьи