• БОЛЬШИЕ МЕМИ 95. АЛЕКСАНДРА НЕВСКОГО ЦЕРКОВЬ
  • ВВЕДЕНСКАЯ СЛОБОДА (Басурманская Слобода) 96. ВВЕДЕНСКАЯ ЦЕРКОВЬ
  • ЕГИДЕРЕВО (Вознесенское) 97. БОГОРОДИЦЕ-СКОРБЯЩЕНСКАЯ ЦЕРКОВЬ
  • ИВАНОВСКОЕ 97а. ИОАННА ЗЛАТОУСТА ЦЕРКОВЬ
  • КАИНКИ 98. КРЕСТВОЗДВИЖЕНСКАЯ ЦЕРКОВЬ



  • страница1/2
    Дата01.07.2018
    Размер1.82 Mb.

    Верхнеуслонский район


      1   2

    ВЕРХНЕУСЛОНСКИЙ РАЙОН

    ВЕРХНИЙ УСЛОН

    94. НИКОЛЬСКАЯ ЦЕРКОВЬ

    Двухпрестольный каменный храм построен в 1831-1838 гг. Придел был освящен во имя Святого Пророка Илии. Приход существовал с конца XVII в. В 1892 г. на южной стороне храма (на месте Никольской церкви начала XVIII в.) был выстроен придел, в нем был размещен Ильинский престол, а в основном здании остался Никольский престол.

    Средних размеров храм с трехъярусной колокольней, выстроенный в традициях раннего классицизма. Симметрия нарушена южным приделом. Храм построен на средства прихожан - государственных крестьян с. Верхний Услон и д. Печищи. В 80-е гг. MX в. большую помощь храму оказал казанский купец Павел Алексеевич Прибытков, что и позволило расширить здание церкви.

    Самой чтимой в храме была икона Божьей Матери "Отрада" (Ватопедская), из Пантелеймоновского монастыря на Афоне, пожертвованная свияжской купчихой Е.И. Локотухиной в середине XIX в. Почитался также большой деревянный крест с изображением Распятого Христа, обретен­ный на берегу Волги (в 1878 г. казанский купец Степан Алексеевич Макашин выстроил на месте обретения большую каменную часовню, сейчас это место затоплено).

    В 1891-1917 гг. настоятелем храма был священник Николай Ефимов (1865-1917), выпускник Казанской духовной семинарии. Назначенный пос­ле смерти Ефимова священник Даниил Степанович Дымов (1884-1918) был расстрелян по приговору трибунала II ноября 1918г.



    Как и в других приволжских селах, значительную часть населения в Верхнем Услоне составляли старообрядцы, но здесь было много и актив­ных сторонников господствующей церкви. В 1990 г. храм возвращен общине верующих.
    БОЛЬШИЕ МЕМИ

    95. АЛЕКСАНДРА НЕВСКОГО ЦЕРКОВЬ

    Трехпрестольный деревянный храм построен в 1892-1894 гг. на сред­ства прихожан, а приход открыт в 1899 г. Приделы освящены во имя Равноапостольной Марии Магдалины и во имя Великомученика Дмитрия Солунского Чудотворца.



    Храм построен на средства прихожан жителей с. Большие Меми, половину которых составляли русские, половину-чуваши. Инициаторами строительства храма выступили воспитанники открытой в селе в 1883г. школы Братства Святого Гурия.

    Средних размеров храм с шатровым завершением и трехъярусной колокольней. В декоре присутствуют элементы классицизма.


    ВВЕДЕНСКАЯ СЛОБОДА (Басурманская Слобода)

    96. ВВЕДЕНСКАЯ ЦЕРКОВЬ

    Двухпрестольный каменный храм построен в 1782-1789 гг. (приход суще­ствовал уже в 1647 г.). Левый придел освящен в 1789г. в честь Нерукотворного Образа Христа Спасителя. В 188& 1890гг. построен правый придел, освящен­ный в честь чудотворной иконы Иверской Божьей Матери.

    Храм построен на средства местной помещицы Елизаветы Кашпировны Назимовой. Иверский придел построен на средства, пожертвованные свияжским мещанином Федором Тихоновичем Каменевым. Наблюдал за строительством придела архитектор П.Е. Аникин.



    Крупный храм с трехъярусной колокольней, выстроенный в традициях раннего классицизма. Симметрия композиции нарушена правым приделом.

    Приход состоял из деревень, принадлежавших множеству мелких помещиков, значительную часть населения составляли старообрядцы Белокриницкой иерархии.




    ЕГИДЕРЕВО (Вознесенское)

    97. БОГОРОДИЦЕ-СКОРБЯЩЕНСКАЯ ЦЕРКОВЬ

    Однопрестольный каменный храм построен в 1906-1916 гг. по про­екту архитектора П.М. Тюфилина, утвержденному в 1902 г. (приход существовал с 1740г.). Старая деревянная церковь Вознесения Господня с приделом Святителя и Чудотворца Николая была разобрана после освящения нового храма.

    Довольно крупная, очень массивная церковь нетрадиционной компо­зиции и декора. Декор фасадов и высокой шатровой колокольни - в псевдорусском стиле. Храм построен на средства прихожан. Из-за нехват­ки средств в 1908-1913 гг. строительство приостанавливалось.



    Храм был освящен в честь чудотворной иконы Божьей Матери "Всех Скорбящих Радость" - в честь старинной иконы, издавна находившейся в Егидереве и почитавшейся жителями значительной части Свияжского уезда чудотворной. В новой церкви эта икона стала храмовой.



    ИВАНОВСКОЕ

    97а. ИОАННА ЗЛАТОУСТА ЦЕРКОВЬ

    Двухпрестольный каменный храм построен в 1732 г. на средства местных помещиков. Придел освящен во имя Великомученицы Екатери­ны. В конце XIX в. (проект 1896г.) построена колокольня.

    Небольшой храм с высокой трехъярусной колокольней, композиция и декор-в духе русского барокко. Колокольня выстроена в стиле эклектики.
    КАИНКИ

    98. КРЕСТВОЗДВИЖЕНСКАЯ ЦЕРКОВЬ

    Однопрестольный каменный храм построен в 1890-1903 гг. (приход существовал с 1861 г., деревянный храм постройки 1861 г. разобран в 1903 г.).



    С 1890г. по притвору сельского схода на постройку нового храма ежегодно собиралось по одному рублю с души. Крупные денежные пожер­твования сделали свияжский купец Федор Тихонович Каменев (100 тыс. рублей) и елабужский купец Иван Иванович Стахеев. Крестьянин Фаддей Емельянов безвозмездно изготовил 30 тыс. кирпичей для храма. Каинковский приход был невелик и состоял из одного села. Консистория пошла на создание нового прихода лишь потому, что помещица, владевшая Каинками в 1861 г., Мария Константиновна Шишелова обеспечила содержание причта ценными бумагами. В конце XIX в. местным помещиком был известный ученый-китаевед, профессор Казанского университета Василий Павлович Васильев (1818-1900). В 1904г. в храме венчались Александр Федорович Керенский и внучка В.П. Васильева Ольга Барановская.

    Довольно крупный храм с трехъярусной колокольней, отделанный в псевдорусском стиле.