Верхний Мел
- Навигация по данной странице:
- Геологический памятник природы «Верхний Мел»
- Цель работы
- Объект исследования
- 2. «Верхний мел» 2.1. Географическое положение
- 2.3. Запрещенные виды деятельности и природопользования
- 2.4. Разрешенные виды деятельности и природопользования
- 3. Опрос учащихся Подгоренского лицея.
- Библиографический список Источники
- Статьи периодических изданий. Газета Россошь автор статьи Л. Плотникова. Другая литература.
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Подгоренский лицей имени Н.А. Белозорова» Россошанского муниципального района Воронежской области
Выполнила: Галкина Марина Александровна, ученица 7 класса. Руководитель: Калюжная Людмила Андреевна, учитель географии с. Подгорное 2017 год
Введение…………………………………………………………………..…. 2 1.История села ………………………………………………………………. 3 2.«Верхний мел ………………………………………………………….….. 4 2.1.Географическое положение ………………………………………..…... 4 2.2.Описание границ …………………………………………………........... 4 2.3.Запрещенные виды деятельности и природопользования ……….…... 5 2.4.Разрешенные виды деятельности и природопользования …………… 7 3.Опрос учащихся Подгоренского лицея ………………………..………… 8 Заключение …………………………………………………………….…… 9 Библиографический список ………………………………………………. 10 Приложение ……………………………………………………………….. 11 Введение На уроке географии я узнала, что наша «Мамонская» гора является геологическим памятником природы-это очень заинтересовало меня и подтолкнуло к исследованию этого объекта. В Подгорное моя семья переехала не очень давно, мы с друзьями часто ходим на гору гулять, зимой кататься на санках. Я узнала из статьи в местной газеты «Россошь» № 11, 2017 года, что на нашей горе есть отложения сантонского и кампанского мела - это место является геологическим памятником природы. Как выяснилось, об этом мало кто знает.
найти и изучить литературу по данной теме; провести опрос учащихся Подгоренского лицея; создать информационный буклет, презентацию; провести классный час, с приглашением жителей села Подгорное; обратиться в СМИ с целью просвещения населения Россошанского района. Объект исследования: меловой холм села Подгорное Россошанского района. Актуальность данной работы заключается в привлечении внимания к сложившейся экологической ситуации окрестностей села Подгорное, мелового карьера, расположенного в полукилометре южнее лицея. Мы от школы ходим на уборку берега реки Черная Калитва, а в это время несознательные жители нашего села упорно засыпают рукотворный карьер крупногабаритным мусором. На месте геологического памятника природы образуется стихийная свалка, которая с каждым годом растет. Иногда этот мусор поджигают, что также не безопасно. 1. История села. У слияния рек Сухая Россошь и черная Калитва вольно раскинулось село Подгорное. Река Черная Калитва отделяет его от города Россошь. Село Подгорное в простонародье называется чаще Мамон – по имени возвышающейся над речной долиной горы. Слово «мамон» с древности означает «богатство земли, сокровища, блага». Образовалось село из хутора, который был основан в начале 19 века- не позже 1827 года, переселенцами из Украины. Первым обосновался на заречной «крымской» стороне Степан Евстафьевич Подгорный (1785-1840). От его фамилии и произошло официальное название селения. Возможно, крестьянин, поселившийся «под горой», стал носить фамилию Подгорный одновременно с именем хутора. На территории Россошанского района 4 памятника природы: опытная плодово – ягодная станция (приложение 1), «Калитвянские ворота» - меловые холмы на въезде в Новую Калитву, меловой бор у села Нижний Карабут и «Верхний мел» у села Подгорное (приложение 2). Мы очень гордимся , что два из них находится в родном селе. 2. «Верхний мел» 2.1. Географическое положение: Памятник природы находится в центральной части Подгоренского сельского поселения Россошанского муниципального района Воронежской области, в 0,6 км к югу от с. Подгорное. [http://oopt.aari.ru/oopt/Верхний-мел] (Прил.3) 2.2. Описание границ: Северная граница памятника природы начинается в северо-западной точке, расположенной в 650 м на юго-восток от юго-восточной точки границы садоводческого товарищества "Спутник", и проходит в восточном направлении по контуру пахотного массива до пересечения грунтовых дорог, затем граница памятника природы поворачивает на юг, и далее восточная граница памятника природы идет в юго-восточном и южном направлениях по обочине грунтовой дороги, не включая ее, затем граница памятника природы поворачивает на юго-запад, и далее южная граница памятника природы проходит в юго-западном и западном направлениях по обочине грунтовой дороги, не включая ее, затем граница памятника природы поворачивает на север, и далее западная граница памятника природы идет в северном направлении по контуру пахотного массива, до начальной точки северной границы памятника природы. [Постановление правительства Воронежской области от 09.12.2015 № 938] (Прил. 4) С южной стороны холма в советский период длительное время работал известковый завод и велась добыча и переработка мела. Добыча полезного ископаемого не ведется здесь с 60-х годов XX века. Борта карьера являются геологическим обнажениями. Площадь памятника составляет 6,7 га, периметр – 1060 м.
Кампанские отложения сформировались преимущественно в мелководно-морских условиях. В палеогеновое время территория испытала многократные поднятия и опускания, вследствие чего здесь суша сменялась морем, а море то углублялось, то мелело. Все это обусловило накопление в палеогеновое время пород самого разнообразного состава. В составе палеогена выделяются все три отдела: палеоцен, эоцен, олигоцен. Сантонский ярус (сантон) — один из ярусов отложений верхнего мела Сантонский ярус имеет «губковый слой» с остатками морских губок— гексатинеплид, за ним следует «полосатая серия» — чередование опок и кремнистых серых глин. [https://ru.wikipedia.org/wiki/Сантонский_ярус] Растительность представлена в основном кустарниковыми и травянистыми разновидностями. Наиболее распространен здесь полевой клен. Разнотравье представлено злаковой растительностью с большой примесью шалфея лугового, таволги шестилепестковой, синяка красного, или румянки, эспарцета песчаного, ковыля перистого, ковыля узколистного, костра безостого, мятлика лугового, тимофеевки луговой и других. Животный мир данной территории в основном представлен полевками — степной, пашенной, серой; встречаются хомяки, зайцы, суслики. Из степных птиц: стрепет, степной орел, стриж. 2.3. Запрещенные виды деятельности и природопользования: На территории памятника природы запрещается: деятельность, влекущая за собой нарушение сохранности памятника природы, за исключением случаев предупреждения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций; рекреационная деятельность; строительство (размещение) объектов, не связанных с обеспечением функционирования памятника природы и населенных пунктов, расположенных в его границах; предоставление земельных участков для индивидуального жилищного строительства, а также для коллективного садоводства и огородничества; сбор и заготовка пищевых лесных ресурсов, лекарственных растений, за исключением сбора и заготовки, осуществляемых гражданами для собственных нужд; проезд транспортных средств вне дорог, за исключением проезда специальных транспортных средств, транспортных средств, используемых для обеспечения функционирования памятника природы, а также проезд транспортных средств к земельным участкам правообладателей, расположенным на территории памятника природы (в случае отсутствия существующих подъездных дорог); стоянка транспортных средств, за исключением временной стоянки транспортных средств на дорогах или в специально отведенных местах; уничтожение или повреждение шлагбаумов, информационных знаков и указателей (аншлагов), ограждения территории памятника природы; разжигание костров, пускание палов, выжигание лесной подстилки и растительности; проведение биотехнических мероприятий, способствующих концентрации диких копытных животных и (или) способствующих разрушению и ухудшению природной среды; выращивание лесных плодовых, ягодных, декоративных растений, лекарственных растений, посадочного материала лесных растений; создание лесных плантаций и их эксплуатация; проведение гидромелиоративных и ирригационных работ; выполнение работ по геологическому изучению недр и разработке месторождений полезных ископаемых (за исключением запасов мела, утвержденных протоколами ВКЗ от 06.12.1947 N 4755 и ТКЗ от 25.03.1960 N 29 в качестве сырья для производства цемента, находящихся в пределах участка территории Россошанского месторождения мела, в случае установления факта вхождения данного участка в границы памятника природы); применение ядохимикатов, минеральных удобрений, химических средств защиты растений и стимуляторов роста; создание объектов размещения отходов производства и потребления, радиоактивных, химических, взрывчатых, токсичных, отравляющих и ядовитых веществ; захламление территории отходами производства и потребления; размещение кладбищ, скотомогильников; интродукция животных и растений; распашка земель; взрывные работы; выпас и транзитный прогон скота. 2.4. Разрешенные виды деятельности и природопользования: Использование памятника природы допускается в следующих целях: сохранение в естественном состоянии природных комплексов, восстановление и предотвращение изменений природных комплексов и их компонентов в результате антропогенного воздействия; поддержание условий, обеспечивающих санитарную и противопожарную безопасность; предотвращение условий, способных вызвать стихийные бедствия, угрожающие жизни людей и населенным пунктам; осуществление научной деятельности; осуществление эколого-просветительской деятельности; реализация природоохранных мероприятий. [http://oopt.aari.ru/oopt/Верхний-мел] 3. Опрос учащихся Подгоренского лицея. С целью подтверждения актуальности данного проекта я решила провести опрос среди учащихся 5-11 классов Подгоренского лицея. Опрос состоял из следующих вопросов: Знаете ли вы, что в с. Подгорное есть геологический памятник природы? Как называется это место? Где расположен данный памятник природы? Загрязняете ли вы, это место? Считаете ли вы, что нужно сохранять и очищать этот объект? Стали бы вы, участником инициативной группы по очистке геологического памятника природы? Проанализировав ответы учащихся, я пришла к следующим выводам: Многие из опрошенных знают, что в нашем селе есть геологический памятник природы. Большая часть опрошенных не знают, как он называется и где расположен. Большинство опрошенных считает, что это место нужно сохранить. Многие из опрошенных готовы стать участниками инициативной группы по очистке данного объекта. В завершении работы над проектом я провела классный час, на котором показала презентацию, зачитала статью из газеты и рассказала о данном геологическом памятнике природы. (Прил.9) Я думаю, что достигла цели проекта Библиографический список Источники (документы, нормативные акты и т.п.) Постановление правительства Воронежской области от 09.12.2015 № 938 (https://www.lawmix.ru/zakonodatelstvo/260321) Особо охраняемые природные территории (http://oopt.aari.ru/oopt/Верхний-мел) Библиография (монографии, коллективные труды, сборники и т.п.) Слобожанская тетрадь. Альманах. Выпуск первый . составитель П.Д. Чалый; под редакцией В.Н. Климова. Воронеж-Россошь 2006 год. Стр.160. Статьи периодических изданий. Газета Россошь автор статьи Л. Плотникова. Другая литература. https://ru.wikipedia.org/wiki/Сантонский_ярус Россошанский муниципальный район- вчера, сегодня, завтра 85 лет. Ю.Л. Полевой; В.В. Стрех; Н. Алексеевская; С. Асламов; С. Паршикова; Н. Котляров; А.Я. Морозов; Е.Ф. Акаткина. Воронеж. 2013год стр. 196-197. Приложения Приложение 1 Плодово – ягодная станция Приложение 2 |