• Геологический памятник природы «Верхний Мел»
  • Цель работы
  • Объект исследования
  • 2. «Верхний мел» 2.1. Географическое положение
  • 2.3. Запрещенные виды деятельности и природопользования
  • 2.4. Разрешенные виды деятельности и природопользования
  • 3. Опрос учащихся Подгоренского лицея.
  • Библиографический список Источники
  • Статьи периодических изданий. Газета Россошь автор статьи Л. Плотникова. Другая литература.



  • страница1/4
    Дата28.11.2018
    Размер1.22 Mb.
    ТипРеферат

    Верхний Мел


      1   2   3   4

    Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Подгоренский лицей имени Н.А. Белозорова»

    Россошанского муниципального района

    Воронежской области

    Геологический памятник природы

    «Верхний Мел»

    Выполнила: Галкина Марина Александровна,

    ученица 7 класса.

    Руководитель: Калюжная Людмила Андреевна,

    учитель географии

    с. Подгорное

    2017 год

    Содержание

    Введение…………………………………………………………………..…. 2

    1.История села ………………………………………………………………. 3

    2.«Верхний мел ………………………………………………………….….. 4

    2.1.Географическое положение ………………………………………..…... 4

    2.2.Описание границ …………………………………………………........... 4

    2.3.Запрещенные виды деятельности и природопользования ……….…... 5

    2.4.Разрешенные виды деятельности и природопользования …………… 7

    3.Опрос учащихся Подгоренского лицея ………………………..………… 8

    Заключение …………………………………………………………….…… 9

    Библиографический список ………………………………………………. 10

    Приложение ……………………………………………………………….. 11




    Введение

    На уроке географии я узнала, что наша «Мамонская» гора является геологическим памятником природы-это очень заинтересовало меня и подтолкнуло к исследованию этого объекта.

    В Подгорное моя семья переехала не очень давно, мы с друзьями часто ходим на гору гулять, зимой кататься на санках. Я узнала из статьи в местной газеты «Россошь» № 11, 2017 года, что на нашей горе есть отложения сантонского и кампанского мела - это место является геологическим памятником природы. Как выяснилось, об этом мало кто знает.

    Цель работы: Просвещение населения моей малой родины, развитие бережного, созидательного отношения к природе, а в будущем, развития туристического маршрута.

    Задачи:


    • найти и изучить литературу по данной теме;

    • провести опрос учащихся Подгоренского лицея;

    • создать информационный буклет, презентацию;

    • провести классный час, с приглашением жителей села Подгорное;

    • обратиться в СМИ с целью просвещения населения Россошанского района.

    Объект исследования: меловой холм села Подгорное Россошанского района.

    Актуальность данной работы заключается в привлечении внимания к сложившейся экологической ситуации окрестностей села Подгорное, мелового карьера, расположенного в полукилометре южнее лицея. Мы от школы ходим на уборку берега реки Черная Калитва, а в это время несознательные жители нашего села упорно засыпают рукотворный карьер крупногабаритным мусором. На месте геологического памятника природы образуется стихийная свалка, которая с каждым годом растет. Иногда этот мусор поджигают, что также не безопасно.

    1. История села.

    У слияния рек Сухая Россошь и черная Калитва вольно раскинулось село Подгорное. Река Черная Калитва отделяет его от города Россошь. Село Подгорное в простонародье называется чаще Мамон – по имени возвышающейся над речной долиной горы. Слово «мамон» с древности означает «богатство земли, сокровища, блага». Образовалось село из хутора, который был основан в начале 19 века- не позже 1827 года, переселенцами из Украины. Первым обосновался на заречной «крымской» стороне Степан Евстафьевич Подгорный (1785-1840). От его фамилии и произошло официальное название селения. Возможно, крестьянин, поселившийся «под горой», стал носить фамилию Подгорный одновременно с именем хутора.

    На территории Россошанского района 4 памятника природы: опытная плодово – ягодная станция (приложение 1), «Калитвянские ворота» - меловые холмы на въезде в Новую Калитву, меловой бор у села Нижний Карабут и «Верхний мел» у села Подгорное (приложение 2).

    Мы очень гордимся , что два из них находится в родном селе.



    2. «Верхний мел»

    2.1. Географическое положение: 

    Памятник природы находится в центральной части Подгоренского сельского поселения Россошанского муниципального района Воронежской области, в 0,6 км к югу от с. Подгорное. [http://oopt.aari.ru/oopt/Верхний-мел] (Прил.3)



    2.2. Описание границ: 

    Северная граница памятника природы начинается в северо-западной точке, расположенной в 650 м на юго-восток от юго-восточной точки границы садоводческого товарищества "Спутник", и проходит в восточном направлении по контуру пахотного массива до пересечения грунтовых дорог, затем граница памятника природы поворачивает на юг, и далее восточная граница памятника природы идет в юго-восточном и южном направлениях по обочине грунтовой дороги, не включая ее, затем граница памятника природы поворачивает на юго-запад, и далее южная граница памятника природы проходит в юго-западном и западном направлениях по обочине грунтовой дороги, не включая ее, затем граница памятника природы поворачивает на север, и далее западная граница памятника природы идет в северном направлении по контуру пахотного массива, до начальной точки северной границы памятника природы. [Постановление правительства Воронежской области от 09.12.2015 № 938] (Прил. 4)

    С южной стороны холма в советский период длительное время работал известковый завод и велась добыча и переработка мела. Добыча полезного ископаемого не ведется здесь с 60-х годов XX века. Борта карьера являются геологическим обнажениями. Площадь памятника составляет 6,7 га, периметр – 1060 м.
    В стенке карьера открываются отложения сантонского и кампанского ярусов. (Прил.5)

    Кампанские отложения сформировались преимущественно в мелководно-морских условиях.


    В палеогеновое время территория испытала многократные поднятия и опускания, вследствие чего здесь суша сменялась морем, а море то углублялось, то мелело. Все это обусловило накопление в палеогеновое время пород самого разнообразного состава. В составе палеогена выделяются все три отдела: палеоцен, эоцен, олигоцен.

    Сантонский ярус (сантон) — один из ярусов отложений верхнего мела Сантонский ярус имеет «губковый слой» с остатками морских губок— гексатинеплид, за ним следует «полосатая серия» — чередование опок и кремнистых серых глин.  [https://ru.wikipedia.org/wiki/Сантонский_ярус]


    Растительность представлена в основном кустарниковыми и травянистыми разновидностями. Наиболее распространен здесь полевой клен. Разнотравье представлено злаковой растительностью с большой примесью шалфея лугового, таволги шестилепестковой, синяка красного, или румянки, эспарцета песчаного, ковыля перистого, ковыля узколистного, костра безостого, мятлика лугового, тимофеевки луговой и других.
    Животный мир данной территории в основном представлен полевками — степной, пашенной, серой; встречаются хомяки, зайцы, суслики. Из степных птиц: стрепет, степной орел, стриж.

    2.3. Запрещенные виды деятельности и природопользования: 

    На территории памятника природы запрещается:



    • деятельность, влекущая за собой нарушение сохранности памятника природы, за исключением случаев предупреждения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций;

    • рекреационная деятельность;

    • строительство (размещение) объектов, не связанных с обеспечением функционирования памятника природы и населенных пунктов, расположенных в его границах;

    • предоставление земельных участков для индивидуального жилищного строительства, а также для коллективного садоводства и огородничества;

    • сбор и заготовка пищевых лесных ресурсов, лекарственных растений, за исключением сбора и заготовки, осуществляемых гражданами для собственных нужд;

    • проезд транспортных средств вне дорог, за исключением проезда специальных транспортных средств, транспортных средств, используемых для обеспечения функционирования памятника природы, а также проезд транспортных средств к земельным участкам правообладателей, расположенным на территории памятника природы (в случае отсутствия существующих подъездных дорог);

    • стоянка транспортных средств, за исключением временной стоянки транспортных средств на дорогах или в специально отведенных местах;

    • уничтожение или повреждение шлагбаумов, информационных знаков и указателей (аншлагов), ограждения территории памятника природы;

    • разжигание костров, пускание палов, выжигание лесной подстилки и растительности;

    • проведение биотехнических мероприятий, способствующих концентрации диких копытных животных и (или) способствующих разрушению и ухудшению природной среды;

    • выращивание лесных плодовых, ягодных, декоративных растений, лекарственных растений, посадочного материала лесных растений;

    • создание лесных плантаций и их эксплуатация;

    • проведение гидромелиоративных и ирригационных работ;

    • выполнение работ по геологическому изучению недр и разработке месторождений полезных ископаемых (за исключением запасов мела, утвержденных протоколами ВКЗ от 06.12.1947 N 4755 и ТКЗ от 25.03.1960 N 29 в качестве сырья для производства цемента, находящихся в пределах участка территории Россошанского месторождения мела, в случае установления факта вхождения данного участка в границы памятника природы);

    • применение ядохимикатов, минеральных удобрений, химических средств защиты растений и стимуляторов роста;

    • создание объектов размещения отходов производства и потребления, радиоактивных, химических, взрывчатых, токсичных, отравляющих и ядовитых веществ;

    • захламление территории отходами производства и потребления;

    • размещение кладбищ, скотомогильников;

    • интродукция животных и растений;

    • распашка земель;

    • взрывные работы;

    • выпас и транзитный прогон скота.


    2.4. Разрешенные виды деятельности и природопользования: 

    Использование памятника природы допускается в следующих целях:



    • сохранение в естественном состоянии природных комплексов, восстановление и предотвращение изменений природных комплексов и их компонентов в результате антропогенного воздействия;

    • поддержание условий, обеспечивающих санитарную и противопожарную безопасность;

    • предотвращение условий, способных вызвать стихийные бедствия, угрожающие жизни людей и населенным пунктам;

    • осуществление научной деятельности;

    • осуществление эколого-просветительской деятельности;

    • реализация природоохранных мероприятий.

    [http://oopt.aari.ru/oopt/Верхний-мел]

    3. Опрос учащихся Подгоренского лицея.

    С целью подтверждения актуальности данного проекта я решила провести опрос среди учащихся 5-11 классов Подгоренского лицея. Опрос состоял из следующих вопросов:



    1. Знаете ли вы, что в с. Подгорное есть геологический памятник природы?

    2. Как называется это место?

    3. Где расположен данный памятник природы?

    4. Загрязняете ли вы, это место?

    5. Считаете ли вы, что нужно сохранять и очищать этот объект?

    6. Стали бы вы, участником инициативной группы по очистке геологического памятника природы?

    Проанализировав ответы учащихся, я пришла к следующим выводам:

    1. Многие из опрошенных знают, что в нашем селе есть геологический памятник природы.

    2. Большая часть опрошенных не знают, как он называется и где расположен.

    3. Большинство опрошенных считает, что это место нужно сохранить.

    4. Многие из опрошенных готовы стать участниками инициативной группы по очистке данного объекта.

    В завершении работы над проектом я провела классный час, на котором показала презентацию, зачитала статью из газеты и рассказала о данном геологическом памятнике природы. (Прил.9)
    Я думаю, что достигла цели проекта

    Библиографический список

    Источники (документы, нормативные акты и т.п.)

    1. Постановление правительства Воронежской области от 09.12.2015 № 938 (https://www.lawmix.ru/zakonodatelstvo/260321)

    2. Особо охраняемые природные территории (http://oopt.aari.ru/oopt/Верхний-мел)

    Библиография (монографии, коллективные труды, сборники и т.п.)

    1. Слобожанская тетрадь. Альманах. Выпуск первый . составитель П.Д. Чалый; под редакцией В.Н. Климова. Воронеж-Россошь 2006 год. Стр.160.

    Статьи периодических изданий.

    1. Газета Россошь автор статьи Л. Плотникова.

    Другая литература.

    1. https://ru.wikipedia.org/wiki/Сантонский_ярус

    2. Россошанский муниципальный район- вчера, сегодня, завтра 85 лет. Ю.Л. Полевой; В.В. Стрех; Н. Алексеевская; С. Асламов; С. Паршикова; Н. Котляров; А.Я. Морозов; Е.Ф. Акаткина. Воронеж. 2013год стр. 196-197.


    Приложения

    Приложение 1



    Плодово – ягодная станция

    Приложение 2

      1   2   3   4