• Весёлые диалоги для развития связной (диалогической) речи дошкольников.
  • «Хлеб всему голова»
  • «Золотая рожь»
  • «Осенняя ярмарка» (овощи, фрукты)



  • страница1/6
    Дата29.01.2019
    Размер1.01 Mb.

    Весёлые диалоги для развития связной (диалогической) речи дошкольников


      1   2   3   4   5   6

    муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

    «Детский сад № 255»

    ВЕСЁЛЫЕ ДИАЛОГИ

    для развития связной (диалогической)

    речи детей с 2 до 7 лет

    Разработали: учителя – логопеды

    Семирунная Е.Б.

    Хабарова Е.А.Рудак Е.П.

    Давыдова Н.В.

    Новокузнецкий городской округ, 2015



    Весёлые диалоги для развития связной (диалогической) речи дошкольников.

    Дидактическое пособие предназначено для развития диалогической речи, интонационной выразительности и творческого воображения дошкольников. Может быть использовано как в работе с детьми, имеющими речевую патологию, так и с их нормально развивающимися сверстниками. Взрослым, занимающимся с ребёнком, даны методические рекомендации. Пособие может быть с успехом использовано в театрализованной деятельности.

    Адресовано педагогам ДОУ и учреждений дошкольного образования, а также родителям дошкольников.

    Одно и приоритетных направлений деятельности учреждения - это речевое развитие дошкольников, овладение детьми речью как средством общения и культуры, развитие коммуникативных навыков, позволяющих понимать и строить новые высказывания в соответствии с речевой ситуацией. Коммуникативная деятельность выступает базой для всех специфических возрасту видов деятельности дошкольников (игровой, познавательно-исследовательской и др.), сопровождает их и служит условием успешной реализации.

    Диалог является формой непосредственного общения людей. Это одна из форм связной речи, в которой в отличие от монолога происходит чередование высказываний двух или нескольких говорящих.

    Считается, что участвовать в диалоге иногда бывает труднее, чем строить монологическое высказывание. Обдумывание своих реплик, вопросов происходит одновременно с восприятием чужой речи. Участие в диалоге требует сложных умений: слушать и правильно понимать мысль выражаемую собеседником; формулировать в ответ собственное суждение, правильно выражать его средствами языка; менять вслед за мыслями собеседника тему речевого взаимодействия; поддерживать определённый эмоциональный тон; слушать свою речь, чтобы контролировать её нормативность и, если нужно, вносить соответствующие изменения и поправки.

    Дети с нарушениями речи овладевают лишь самыми простыми формами диалога: речь бедная, нет навыка рассуждения, речевого творчества, фантазии. Они не умеют длительно поддерживать диалог, недостаточно инициативны.

    Очень важно отметить, что для диалога типично использование шаблонов и клише, речевых стереотипов, устойчивых формул общения.

    Разучивание диалогов – это только один из видов работы по развитию диалогической речи, который позволяет сделать речь детей живой и яркой, интонационно выразительной. Именно литературное произведение является тем самым клише, которое позволяет грамматически правильно оформлять

    самостоятельное речевое высказывание в соответствии с нормами языка.

    При заучивании наизусть диалогов, прежде всего, необходимо вызвать у детей эмоциональное отношение к изображаемому, добиться полноценного восприятия художественного текста. Большая роль в этом принадлежит педагогу, его предварительной подготовке к проведению данной работы. Очень важно выразительно преподнести детям художественный текст. Выразительное чтение активно воздействует на детей, вызывает разнообразные ассоциации по сходству или, наоборот, по контрасту в зависимости от того, что дети слушают и на чём делается акцент в чтении взрослого. Далее необходимо выделить сюжетно-логические смысловые части в тексте и определить их задачи. С этой целью поводятся разнообразные беседы, которые дают возможность обратиться к личному опыту ребёнка, вызвать в его памяти соответствующие ассоциации впечатлений и наблюдений.

    Разобрав диалог, проанализировав его в пределах доступного детям, педагог читает повторно (возможно, два раза). После чего предлагает прочитать детям, кто запомнил. Обращает внимание на выразительность чтения, на его осмысленность и логичность.

    Основная цель заучивания должна заключаться не в тренировке памяти детей, а в развитии образного художественного восприятия, осмысленного запоминания и, конечно же, развитии диалогических умений.

    Психологи отмечают, что для заучивания требуется 8-10 повторений, но желательно это делать не на одном и том же занятии, а на нескольких.



    «Хлеб всему голова»


    * * *

    Однажды встретил волк в лесу человека и просит:

    - Дай мне хлеба!

    Человек дал. Волк съел и облизнулся - вкусный хлеб был. Говорит волк человеку:

    - Что мне делать, чтобы и у меня был всегда свой хлеб? Научи меня!

    - Ладно, согласился человек и начал учить волка.

    - Сперва надо вспахать землю…

    - А когда вспашешь, можно уже есть?

    - Еще нет. Надо рожь посеять.

    - А когда посеешь, можно уже есть?

    - Еще нет. Надо подождать, пока она вырастет.

    - А когда вырастет, можно уж есть?

    - Еще нет. Надо ее убрать.

    - А когда уберешь, можно уж есть?

    - Еще нет. Надо ее смолотить.

    - А когда смолотишь, можно уж есть?

    - Еще нет. Надо испечь хлеб.

    - А когда испечешь, можно есть?

    - Можно.

    «Все здесь»

    Надя с бабушкой пошли в поле.

    Колосьев в нём видимо-невидимо.

    И все немного усатые. Надя спросила:

    - Бабушка, а что тут растёт?

    - Хлеб, внученька.

    - Хлеб? А булки где?

    - И булки здесь, внученька.

    - А баранки?

    - И баранки здесь!

    - А пряники?

    - И пряники здесь!

    Надя смотрит на усатые колосья, хочет угадать: где хлеб, где булки, а где пряники.

    Я.Тайц
    * * *

    - Кисонька-мурысонька,

    Где была?

    - На мельнице.

    - Кисонька-мурысонька,

    Что там делала?

    - Муку молола.

    - Кисонька-мурысонька,

    Что из муки пекла?

    - Прянички.

    - Кисонька-мурысонька,

    С кем прянички ела?

    - Одна.

    - Не ешь одна!



    Не ешь одна!

    Не ешь одна!


    «Золотая рожь»

    Ветерок спросил, пролетая:

    - Отчего ты, рожь, золотая?

    А в ответ колоски шелестят:

    - Золотые руки растят.

    Е. Серова






    «Осенняя ярмарка»

    (овощи, фрукты)


    ***

    - Что кряхтите, мышки?

    - О-о-х!

    Тяжело тащить горо-о-ох!

    Как нам быть, не знаем,

    С этим урожаем!

    - Эй, синицы, налетайте!

    Мышкам живо помогайте!

    - Как дела, мышата?

    - Плохо!


    Нет теперь у нас гороха!

    Нам синицы помогали -

    Весь горошек поклевали!
    ***

    Помидор на грядке

    Делает зарядку;

    Как здоровье, помидор?

    - Хорошо! В порядке!

    Весь вспотел ты, не устал?

    - Да, устал, от зарядки красным стал.
    ***

    В огороде помидор

    Взгромоздился на забор.

    Претворяется негодник,

    Будто сам он огородник!

    Ай – ай – ай, помидор!

    Стыд тебе и позор!

    Возмутилась тетя репа:

    - Это глупо и нелепо!

    Ай – ай – ай, помидор!

    Стыд тебе и позор!

    Крикнул дядя огурец:

    - Безобразник ! Сорванец!

    Ай – ай – ай, помидор!

    Стыд тебе и позор!

    Покраснел сорванец,

    Устыдился, наконец,

    И скатился чин по чину

    К огороднику в корзину!

    ***


    - Заболел малютка ежик!

    Доктор, что ему поможет?

    - Ваш поправится сынок.

    А спасет его - чеснок!

    ***

    - Обожаю я свеколку, -



    - Говорит зайчонок волку,

    - Вот, попробуй, угощаю!

    Будет вкусно, обещаю!

    - Свекла мне не по зубам!

    Вот тебя я лучше - ам! -

    - ... Но в зубах злодея волка

    Оказалась лишь свеколка!

    ***


    - Ну-ка, девица редиска,

    Полезай скорее в миску!

    Здесь уже твои сестрички.

    Видишь хвостики - косички?

    - Нет, я в миску не спешу,

    Лучше в грядке посижу!

    ***

    Знаю я, любезный лук,



    Ты - мой добрый, верный друг.

    Что ж глаза мне щиплешь так,

    Будто ты не друг, а враг?

    -Уж такой я, потерпи.

    Если любишь, то прости!
    ***

    Прими, дорогая подружка,

    Зелёный венок из петрушки!

    Ещё приготовил тебе я

    Чудесный букет сельдерея!

    - Спасибо! - корова сказала

    И мигом подарок сжевала!

    ***


    - Ты откуда, баклажан?

    - Прибыл я из тёплых стран

    - Гость наш холода боится.

    - Значит, буду жить в теплице!


    ***


    - На вопрос ответь-ка:

    Слаще хрена редька?

    - Не хочу я отвечать!

    Сам попробуй - будешь знать!

    Перец перцу говорит:

    - У тебя прекрасный вид!

    Ты большой и гладкий!

    - Потому что сладкий!

    Если был бы горький, злой,

    То не вырос бы такой!


    ***

    - Круглый жёлтенький крепыш,

    Ты кого боишься?

    - Мышь!


    Каждый вечер прибегает,

    За бочок меня кусает!

    - Репка, мы тебя спасём!

    Ну - ка, мышка, марш в свой дом!

    - А можно ли нам, вишенка,

    Твоих отведать вишенок?

    - Конечно, можно, детки!

    Но не ломайте ветки!

    ***

    - Нектарин на что похож?

    - На большую сливу.

    - И на персик. Ну, а всё ж,

    Что это за диво?

    - Фрукт особый – кисло-сладкий.

    Он пока для нас – загадка.

    С удовольствием едим

    Сливу-персик-нектарин.





    «Осень на пороге»

    (изменения в природе, приметы осени)
    * * *

    - Солнце, солнце,

    Ты откуда?

    - Я из тучки золотой.

    - Дождик, дождик,

    Ты откуда?

    - Я из тучи грозовой.

    - Ветер, ветер,

    Ты откуда?

    - Я родился за горой.



    Встреча


    Туча тучу повстречала.

    Туча туче прорычала:

    - Что гуляешь на пути?

    Прочь с дороги, дай пройти!

    Отвечала туча туче:

    - Ты меня не трогай лучше!

    Я гуляю, где хочу,

    Если тронешь - проучу!

    Туча тучу - лбом, лбом,

    А по небу - бом, бом!

    Бой над городом грохочет,

    Уступить никто не хочет.

    Бились тучи целый час,

    Искры сыпались из глаз.

    Подрались они всерьез -

    Довели себя до слез.



    В. Орлов

      1   2   3   4   5   6

    Коьрта
    Контакты

        Главная страница


    Весёлые диалоги для развития связной (диалогической) речи дошкольников