• «Вилегодские уледи»
  • Введение .
  • Обувь на Виледи.
  • Технология изготовления уледей.
  • Библиографический список.
  • Приложения Фото №1



  • страница1/6
    Дата22.01.2019
    Размер1.17 Mb.

    «Вилегодские уледи»


      1   2   3   4   5   6

    Муниципальное образовательное учреждение

    «Ильинская средняя общеобразовательная школа»

    структурное подразделение «Центр дополнительного образования»

    Вилегодский район Архангельская область






    «Вилегодские уледи»

    Автор: Яворская Валентина Эдуардовна, 9 лет, обучающаяся творческого объединения

    «Мир игрушек».

    Руководитель: Захарова Светлана Валентиновна,

    педагог дополнительного образования.

    Ильинско-Подомское 2015 год

    Оглавление:


    1. Введение.

    2. Обувь на Виледи.

    3. Технология изготовления уледей.

    4. Заключение.

    5. Библиографический список.

    6. Приложения.


    Введение.


    Здесь у нас на Виледи

    Много, много лет

    В кожаные уледи

    Был народ одет.

    Обувь неказистая

    Видом не взяла,

    Но незаменимою

    У людей была.

    В будни, да и в праздники

    Все ходили в ней,

    Не было обуточек

    Лучше у людей.

    Лёгкие и мягкие,

    Как пуховички.

    Очень уж приметные

    Были уледки.

    Их давно отправили

    На показ в музей,

    Только обойдемся ли

    Нынь без уледей.

    (С. Фокин)



    Вилегодский район образован в июле 1924 года. С 1937 года территория района входит в состав Архангельской области. Наш район раскинулся на юго-востоке Архангельской области на территории равной 470 тысячам гектаров.

    По середине района, разделяя его на правобережную и левобережную стороны, протекает река Виледь, от которой и произошло название района. Первопроходцами в далёкие времена было замечено, что русло реки имеет большую извилистость, поэтому назвали её словом «Вилять». Из поколения в поколение передавалось это название. Потом вместо буквы «Т» появилась буква «Д». Река получила название Виледь.

    Коренное население района отличается особенностями говора, характера. Здесь живы вековые традиции, народные ремёсла: ткачество, плетение из ивового прута, бересты, дранки (корня сосны). Целью моей работы считаю изучение материала по уледям, существовавшим на территории Вилегодского района в 19 - 20 веках. Подборка материала в ходе исследовательской деятельности: посещение МБУ « Краеведческий музей», центральной библиотеки, обзор районных газет «Знамя труда», «Вести Виледи», беседы с Байбородиной Екатериной Григорьевной ( заведующая отделом народного творчества краеведческого музея), Захаровой Марией Васильевной (жительница д. Теринской).

    При работе я получила знания об истории Вилегодского района, познакомилась с существовавшей в прошлом обувью (валенки, лапти, уледи), с технологией изготовления сувенирных уледей.



    Обувь на Виледи.

    В 19 - 20 веках на Виледи носили валенки, лапти и уледи.

    Уледи и лапти носили в теплый период года, а валенки – зимой. Валенки в нашем районе носили всегда: и дети, и взрослые. У нас на Виледи раньше их называли катанками, от слов «катать валенки» (шерсть скатывали в процессе изготовления валенок). В рубрике «Забытое ремесло» в районной газете «Знамя труда» напечатана статья «Как самому изготовить валенки». Во время посещения музея мне показали шерстобитный станок. Его использовали для взбивания и очищения шерсти, из которой потом валяли валенки. Для того, чтобы иметь свою шерсть, держали овец. Эта обувь считалась самой теплой в зимнее время. И даже в наше время в 30-ти градусный мороз – это самая удобная и практичная обувь.

    Лапти считались в Вилегодском районе рабочей обувью, зачастую их носили в бедных семьях. Эта обувь носилась во время работы на сенокосе, в поле, в лесу. Когда начинался сезон работ, лапти изнашивались очень быстро. Поэтому их нередко плели не только дома, но и в лесу, на покосе. Благо в это время отлично снималась береста. Человек, который хорошо плел лапти, назывался плетухан. Сейчас эта обувь считается сувенирной, но уже повышается спрос на большие размеры, так как их носят в качестве лечебной обуви при заболевании суставов. Ремесло плетения лаптей сохранено в нашем районе.

    А также в музее рассказали и о праздничной обуви, которую носили раньше. Это женские ботиночки с длинной голяшкой на пуговках, и мужские кожаные сапоги с длинными голяшками, а также сапоги, которые носили солдаты в Великую Отечественную Войну.

    Одной из особенностей нашего района считается существование на Виледи (Вилегодском районе) такой обуви как уледи.

    На вопрос: «Какую обувь раньше носили?» моя собеседница - Захарова Мария Васильевна (1940 г. р. жительница д. Теринская) ответила: «Конечно, уледи. Первые ботиночки мне купили в восьмом классе, а до этого носила уледочки. Шили их сами из коровьей кожи. Кожу сильно распаривали, чтобы она могла растягиваться и уледи получались с защипчиками. Вот и наряжались. Очень удобная тогда была обувь. Всё детство в них выходила».

    На Виледи много сложено частушек про уледи:



    Посмотрите–ка на нас,

    Как мы жили в Виледи.

    Сами ткали, сами пряли,

    Сами шили уледи.

    Я на Виледи родилась

    И живу на Виледи.

    Одевала я фуфайку

    И кожаные уледи.


    Сшила дочка удедочки

    Думала, будет носить.

    - В них теперь уже не ходят,

    Можешь их сама носить.




    Искусствовед из Архангельска Н.А. Филева в своей брошюре «На земле Вилегодской» пишет: «Уледи - вид обуви из свиной кожи в форме галош. Её носили только в Вилегодском районе». Вот как написано про обутки (очень похожие на уледи) в книге «Русские крестьяне жизнь, быт, нравы» (том 5, часть 3, стр.610). « Самая обыкновенная будничная обувь - так называемые «обутки». Это низкая обувь вершка два высотою из кожи, ко краям её пришивается мягкая кожа шириною с поларшина, к ней прикрепляются завязки, когда завязки затягиваются, то кожа плотно обтягивает ногу и заменяет собою портянку. Обутки очень легки, они бывают без каблуков и поэтому на работе крестьяне всегда бывают в обутках.»

    Уледи по мнению краеведов считаются исконно вилегодской обувью. В нашем краеведческом музее есть три вида уледей. Это мужские с длинными голяшками, женские и детские 32 размера (приложение фото № 1,2,3).

    Уледи состоят из трёх основных частей: уледницы (подошва), личико, ушка (приложение фото № 4). Чтобы придать форму сшитым уледям, вставляли в них деревянные колодки, соответствующего размера, а сзади впихивали запятник, тоже из дерева. Потом пришивались опушки (иногда их называли каёмками, гасничками), к женским уледям их холста (ниточки заплетались в косичку), к мужским - из кожи. Чтобы уледи после просушки не околевали, да и меньше пропускали влагу, их смазывали дёгтем. Уледи шили постегонницей (несколько льняных нитей скручивали между собой и получалась прочная нить). Уледи шили двумя иглами с того и другого конца, шов шел с обеих сторон. Чтобы не было узлов, постеганница должна быть длинной. Уледи надевались на ногу, обёрнутую онучами. Онуча - это кусок холста (материи) длиной до 1 метра, для того, чтобы обернуть ногу вместо носка. Уледи шили из выделанной кожи домашних животных. Использовали не только свиную кожу, но и телячью (низ живота), чтобы была мягче. У каждого была своя рецептура выделки кожи: выделанную кожу замачивали в раствор из ивового дуба или ольховой коры.

    Существовали на Виледи артели по заготовке, выделке и раскрою уледей. Каждая пара имела свой номер, артикул и деревянную колодку определённого размера (приложение фото №5,6).

    В наши дни уледи уходят в прошлое и остаются сувениром. Я решила сшить такие сувенирные уледи, используя знания, полученные во время исследовательской работы.



    Технология изготовления уледей.

    1. Для изготовления уледей мне потребуются следующие материалы и инструменты (приложение, фото № 7):

    - кожа (мягкий дерматин);

    - ткань для опушки;

    - шаблоны (выкройки);

    - нитки для ручного шитья;

    - иголка для ручного шитья;

    - нитки мулине для завязок;

    -ножницы.

    2) Переносим выкройки на кожу (приложение фото № 8,9).

    3) Сшиваем уледницу (подошву) и личико петельным швом (приложение фото №10).

    4) Сплетаем из ниток мулине косичку и вставляем её в опушку (приложение фото №11).

    5) Пришиваем опушку к уледям швом «вперёд иголка» (приложение фото №12,13).

    6) Пришиваем задник, продёргивая в него завязки (приложение фото №14).

    7) По такой же технологии изготавливаем второй уледок.

    8)Уледочки готовы (приложение фото №15).



    Заключение.

    Изучив традиционную обувь нашего района - уледи, пришла к выводу, что она имеет отличительные признаки. Её шили, потому что держали много домашнего скота, из шкур которых изготавливалась эта обувь. Конечно, сейчас уледи носить уж вряд ли кто будет. Они могут быть дорогим подарком, для всех гостей, а также визитной карточкой нашего района. Следующим этапом моей работы я планирую изготовление сувенирных уледей и участие в традиционной Ильинской ярмарке.



    Библиографический список.

    1. Байбородина Е.Г.

    - статья «Уледочки-уледи…», газета «Знамя труда», от 24.03.2007г.

    - статья «В пир, и в мир, и в добрые люди», газета «Знамя труда», от 17.11. 2007г.

    - статья «Сами ткали, сами пряли, сами шили уледи…», газета «Вести Виледи», от 31.03.2007 г.

    2. «Русские крестьяне жизнь, быт, нравы», материалы «Этнического бюро князя В. Н. Тенищева», том 5 «Вологодская губерния», часть 3 « Никольский и Сольвычегодский уезды», стр. 610.

    3. Ногтев И. В. Реферат «Традиционная Вилегодская обувь», 2006 г.

    4. Фокин С. «Судьбы», сборник стихов, 1996 г.



    4. Филёва Н.А. «На земле Вилегодской», Северо-западное книжное издательство ,1974 г.

    Приложения

    Фото №1


      1   2   3   4   5   6

    Коьрта
    Контакты

        Главная страница


    «Вилегодские уледи»