• «ДЕТСКАЯ ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ШКОЛА «БАБЕНСКАЯ ИГРУШКА »
  • Авторская программа «Бабенская токарная игрушка» преподавателя дополнительного образования декоративно- прикладного отделения
  • Виданова Сергея Валентиновича 2014г. Краткая историческая справка
  • Актуальность программы
  • Цели художественно-эстетического образования авторской программы «Бабенская токарная игрушка»
  • Реализация поставленных целей
  • УЧЕБНЫЙ ПЛАН ОТДЕЛЕНИЯ ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОГО ИСКУССТВА « Бабенская токарная игрушка»
  • ПРЕДПОЛАГАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
  • Пояснительная записка Творческая мастерская «Точение Бабенских игрушек»



  • страница1/4
    Дата11.10.2018
    Размер0.64 Mb.
    ТипПротокол

    «Вышивка», «Декоративно-прикладное творчество»


      1   2   3   4


    ДЕПАРТАМЕНТ КУЛЬТУРЫ ГОРОДА МОСКВЫ

    ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ ГОРОДА МОСКВЫ

    «ДЕТСКАЯ ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ШКОЛА «БАБЕНСКАЯ ИГРУШКА»

    Рекомендована

    Педагогическим советом «Утверждаю»

    ДХШ «Бабенская игрушка» Директор ГБОУДОД

    Протокол №1 от 28.08.14г. «ДХШ «Бабенская игрушка» ________Н.В.Виданова
    Авторская программа

    «Бабенская токарная игрушка»

    преподавателя дополнительного образования

    декоративно- прикладного отделения

    Виданова Сергея Валентиновича

    2014г.

    Краткая историческая справка
    Промысел токарной игрушки в Подольском районе известен со второй половины 19 века. До нас дошли имена и фамилии токарей из далекого 1878 года: Моторновы, Булычевы, Смирновы, Булатовы, Борисовы из деревень Бабенки и Голохвастово.

    В конце 19, начале 20 века подольские игрушечники были в России законодателями мод на токарные игрушки, а по вкладным (шарам, яйцам, чашкам, бочонкам и т.п) им не было равных. Не случайно и первую матрешку выточил подольский токарь Василий Петрович Звездочкин. В Бабенках в 1911 году родилась и первая в России игрушечная артель по производству токарных игрушек. С начала 1900 годов бабенские игрушки прочно завоёвывают заграничные рынки, особенно германские. В это время успехом пользуются многоместные шары, яйца, чашки, песочные приборы, бирюльки, грибы, бочата и многое другое. Именно в Бабенках была впервые налажена промысловая выточка матрёшек. Накануне 1914 года число токарей занимающихся игрушкой дошло до 855. После событий 1917 года подольские токари одними из первых зарабатывали для молодой Советской республики валюту, поставляя свои игрушки за границу. В 1930 годы на территории бытования промысла действовало 4 артели и ФЗУ по подготовке токарей, полировщиков, расписчиков. Количество игрушек в год измерялось уже миллионами. Кегли, бильбоке, крокет, волчки, матрешки, неваляшки, шашки, шахматы, бирюльки, блошки, серсо, детский бильярд, качели, бочата, яйца, грибы, шары, полу шары, кольца, погремки, чашки, банки, многообразие пирамид и многое другое что производилось в те годы. В стране не было, наверное, ни одного детского дошкольного учреждения, где не было бы бабенских игрушек, о достоинствах которых говорили и педагоги-ученые (Флёрина, Платонова).

    После 1945 года производство сильно сократилось. В 1950 годы на смену дереву пришла пластмасса. И все же в 1958 году на Всемирной выставке в Брюсселе бабенским игрушкам была присуждена золотая медаль. После укрупнений, передач, переименований, смены министерств и других преобразований в 1968 году Бабенская фабрика лишилась самостоятельности, являясь лишь цехом более крупного производства, находящегося в другом районе. А годы перестройки нанесли самый разрушительный удар. В 2000 году на фабрике работало лишь три сторожа.
    Бабенские игрушки – это культурное достояние России и нам очень повезло, что этот феномен местного происхождения. Помимо культурно-исторического, наши игрушки имеют и большое прикладное значение. Пока есть дети все эти волчки, бирюльки, пирамиды, яйца и многое другое будут всегда востребованы. Работая с историческими материалами видишь какой глубокий след оставили бабенские игрушки и мастера их создавшие в истории игрушечного промысла России. И наша задача состоит в том, чтобы ни один известный факт или событие не были забыты, чтобы не прерывалась связь поколений, чтобы мы не оказались Иванами родства не помнящими. И кое-что нам удаётся. При Центре имеется «Дом токаря», в стенах которого размещена интересная историческая экспозиция, имеется большой ассортимент игрушек, старинные станки и инструменты.
    В 2001 году в поселке Шишкин Лес вступил в строй целый комплекс, Муниципальный учреждение «Центр дополнительного образования детей «Бабенская игрушка» , в котором дети учатся точить и расписывать деревянные игрушки. Центр расположен в 3 километрах от деревни Бабенки и примыкает к деревне Исаково, жители которых до войны вытачивали шахматы. В мастерских Центра имеются 4 токарные бабки, набор инструментов к ним, около 2 кубометров липы, топоры, пилы и многое другое для вытачивания игрушек. Для росписи используется отдельное помещение со столами, где одновременно могут работать 8 -10 человек.


    Актуальность программы

    В соответствии с Законом «Об образовании», воспитание нами должно рассматривается как целенаправленная деятельность, осуществляемая в системе дополнительного образования, ориентированная на создание условий для развития духовности обучающихся на основе общечеловеческих и отечественных ценностей; оказание им помощи в жизненном самоопределении, нравственном, гражданском и профессиональном становлении; создание условий для самореализации личности.

    Цель дополнительного образования детей - выявление и развитие способностей каждого ребенка, формирование духовно богатой, свободной, физически здоровой, творчески мыслящей, социально активной личности, обладающей прочными знаниями, ориентированной на высокие нравственные ценности, способной впоследствии на участие в социальном и духовном развитии общества.

    Эта цель может быть реализована на основе введения в образовательный процесс учебных программ, имеющих социальную, культурологическую, профориентационную, оздоровительную и досуговую направленность.



    Цели художественно-эстетического образования авторской программы «Бабенская токарная игрушка»:
    1.Формирование и развитие эстетических потребностей и вкусов подрастающего поколения;

    2.Повышения уровня значимости национальной культуры и искусства в современной жизни;

    3.Сохранение и передача новому поколению локальной традиции промысла токарной Бабенской игрушки;

    4.Приобщения местного населения к лучшим образцам народного творчества, к ценностям отечественной художественной культуры;

    5. Подготовка творческих кадров к профессиональной художественной деятельности;

    6.Выявление художественно одарённых детей и обеспечение соответствующих условий для их творческого развития.


    Реализация поставленных целей

    1.Разработана программа подготовительного отделения для выявления художественных способностей детей дошкольного возраста и их обучения, обеспечив непрерывность и преемственность различных уровней художественного образования.

    2.Разработана рабочие программы для всех отделений, уделяя особое внимания изучениюхудожественных промыслов Московского региона.

    3.Издан историко-статистический сборник «Промыслы крестьян Подольского уезда, Московской губернии».

    4.Изготовлены бабенские игры и игрушки для дошкольных учреждений Подольского района.

    5.Атрибутированы экспонаты музея «Дом токаря».

    6.Создан учебный фильм к программе «Точение игрушек».


    УЧЕБНЫЙ ПЛАН

    ОТДЕЛЕНИЯ ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОГО ИСКУССТВА

    « Бабенская токарная игрушка»

    (Срок обучения 4 года)




    № п/п

    Наименование предмета

    Количество уроков в неделю

    Количество

    часов в год



    Итоговая аттестация проводится в классах***







    I

    II

    III

    IV







    1.

    Рисунок

    2

    2

    2

    2

    68

    I II III IV

    2.

    Роспись

    2

    2

    2

    2

    68

    I II III IV

    3.

    Декоративно- прикладная композиция и работа в материале

    (Точение игрушек)



    7

    7

    7

    7

    238

    I II III IV

    4.

    Беседы об изобразительном искусстве

    1

    1

    1

    1

    34




    5.

    Предмет по выбору

    1

    1

    1

    1

    34







    ВСЕГО:

    13

    13

    13

    13

    442




    ПРЕДПОЛАГАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ







    ЗНАНИЯ


    УМЕНИЯ


    1.

    Общие сведения о Бабенских игрушках





    2


    Оборудование и инструменты. Т\б при работе на токарном станке.

    Уметь пользоваться токарным инструментом, топором, пилой


    3


    Материалы для изготовления игрушек

    Умение правильно выбирать и раскроить древесину.


    4


    Технология изготовления игрушек

    Умение поэтапно выточить (если нужно и собрать) игрушку, расписать ее

    5


    Основной ассортимент игрушек и правила их применения

    Умение играть в бирюльки, блошки, бильбоке, волчки

    Пояснительная записка

    Творческая мастерская «Точение Бабенских игрушек»
    Процессы глобализации поставили в качестве важнейшей государственной задачи сохранение нематериального культурного наследия. В этом контексте развитие народного творчества и трансляция лучших образцов духовной культуры подрастающим поколениям, как основы идентификации нации, является обязанностью всех заинтересованных лиц.

    Подольскй промысел токарной игрушки был одним из лучших в России, а по изготовлению многоместных яиц, шаров, матрешек и др. не имела аналогов. Именно Подольская школа дала России токарей-виртуозов Василия Петровича Звездочкина (одного из авторов знаменитой на весь мир матрешки), Федора Егоровича Ромахина (автора уникального 100-местного полированного яйца), И.Сазонова (автора изумительных бирюлек), Ивана Павловича Другина (одного из авторов винтовых игрушек) и многих других, поднявших производство токарных игрушек на новый более, высокий уровень. Влияние местной токарной игрушечной школы было распространено практически на всю Россию

    Для местной токарной школы характерны чистота линии, удивительное чувство пропорции, тщательная отделка игрушек цветными политурами.

    Настоящая программа ставит своей целью познакомить учащихся с многообразием местных токарных игрушек, навыков их изготовления. Особое внимание уделено производству мелких токарных изделий – бирюлек, блошек, грибков, волчков, ёлочек и др.

    В результате изучения предмета «Токарная игрушка» учащиеся должны получить профессиональные навыки в изготовлении игрушек, иметь представление об искусстве народного художественного промысла.

    Игрушки, придуманные более века назад не потеряли свою актуальность и в наши дни. До сих пор в обязательном «игрушечном наборе» малыша должны присутствовать погремушки, пирамидки, разборные мисочки, матрёшки, волчки, бирюльки. С помощью бабенских игрушек дети познают разнообразие форм, цвета, величины. Наши игрушки хороши для изучения счёта, понятий «большой-маленький», «целое-половина». Играя, дети развивают мелкую мускулатуру рук, ловкость, глазомер, терпение. Благодаря этим качествам у Бабенской токарной игрушки в будущем могли бы быть неплохие перспективы.

    При разработке данной программы автор пользовался советами и указаниями старых токарей И.В.Кулькова (1915-1998), И.М.Лысикова (г.р.1938). Частично привлечены архивы по Вороновской школе кустарного ученичества, где в 1930-е годы готовили кадры для игрушечных производств. Из литературы были привлечены труды В.Чеснокова «Токарное производство по дереву», КОИЗ 1937, Погорелкова А.И. Токарно-полированные игрушки. М., КОИЗ, 1952, Песоцкого Н.А.. Обработка дерева. Ленинград, 1925.

    Поскольку школа находится на территории бытования промысла разумно использовать в данной программе географический, исторический и игровой компоненты. В обязательном порядке (в тёплое время) мы с учащимися совершаем пешие, велосипедные или автобусные прогулки в лес (о заготовке древесины), ближайшие деревни (осмотр мест, где выделывали игрушки), посещение деревни Бабенки (где до сих пор сохранился артельный дом). На «Дне посёлка», фольклорных праздниках мы участвуем со своими игрушками в импровизированных ярмарках, показываем мастер-класс. Рядом с нашей школой находится храм Новомученников Подольских и стало доброй традицией проведение «Ярмарки пасхальный яиц и игрушек» на которой демонстрируют свои изделия преподаватели и учащиеся школы. Эти мероприятия дополняют и уточняют обучение.

    Сам учебный курс рассчитан на 4 года с еженедельной нагрузкой 12 часов в детской художественной школе. Он включает непосредственно точение, рисунок, роспись и беседы по истории искусств. Задачей курса является формирование у учащихся практических знаний, умений и навыков. Особенностью обучения является работа на старых токарных бабках, которая требует от всех участников педагогического процесса повышенного внимания и ответственности. Хотя занятия и групповые, работа на токарном станке практически ведётся индивидуально с каждым учащимся. Изготовление токарных игрушек требует очень большой подготовительной работы. Частично учащиеся вместе с педагогами участвуют в окорении древесины, её распиловке, колке, укладывание в штабеля. Перед тем как заготовка попадёт на токарный станок, её нужно отпилить от ствола, расколоть при помощи нехитрого инструмента, обтесать топором. Все эти приготовления требуют от учащегося дополнительного времени, навыков работы с топором и пилой, неукоснительного соблюдения правил техники безопасности. Обучение работы на станке такой же, как и сто лет назад – путём многократных повторений от мелких изделий к более крупным и комбинированным, с постепенным введением в процесс разнообразного токарного инструмента и навыка использования его.

    Предмет «Роспись» является логическим продолжением «Точения» и позволяет придавать игрушкам законченный вид. В росписи очень важно для учащихся овладеть мазком, тычком, контурной линией, научиться работать аккуратно. Достигается это путём многократных повторений.

    Предмет «Рисунок» также связан и с точением и росписью. Для изготовления матрёшек, банок, плакеток и др. учащиеся копируют готовые образцы, делают собственные эскизы.

    Предмет «Беседы об изобразительном искусстве» даёт учащимся базовые знания.


      1   2   3   4

    Коьрта
    Контакты

        Главная страница


    «Вышивка», «Декоративно-прикладное творчество»