страница1/2
Дата14.03.2019
Размер1.18 Mb.

Владимир Наушкин, историк-краевед крестовский льнозавод


  1   2

Владимир Наушкин,

историк-краевед

КРЕСТОВСКИЙ ЛЬНОЗАВОД
История возникновения Крестовского льнозавода уходит в глубину XX века. И прежде чем поведать о вехах его развития необходимо заглянуть в колыбель псковского льноводства. Ведь выращивание и обработка льна – традиционный в нашей местности промысел, который имеет многовековую историю. На заре коллективизации этому направлению было придано большое значение. Только благодаря «северному шелку» можно было поднять экономику молодой советской страны и зарождающихся сельскохозяйственных артелей. В послевоенный период льноводство в Псковской области получило дальнейшее развитие, что позволило селу встать на ноги и обрести уверенность в жизни.

До 1917 года (отчетный 1916) земледельцы Псковской губернии занимали льном около 145 тыс. га, что составляло 13,3 % общей посевной площади всех культур. В 1910-1913 годах в среднем с каждого гектара льноводы получали по 1,8 центнера льносемян и 2,2 центнера льноволокна. В 1914-1917 годах – соответственно по 1,4 и 1,9 центнера с гектара. Результаты сами по себе не высокие, что объясняется низкой культурой земледелия и слабым плодородием полей.

Начиная с 1925 года стали создаваться льноводческие товарищества системы Росльносоюза. В это время осуществлялся переход от 3-х польного к многопольному севообороту с обязательным посевом многолетних трав. Как известно, лучшим предшественником для льна являются клевера. Льноводная форма объединяла около 32 тысяч крестьян Псковского округа, а в 1929 году – уже более 85 тысяч человек. Возделывание льна было сосредоточено в колхозах. К началу 1941 года в Псковском крае имелось 3057 колхозов, 24 совхоза, 45 машинно-тракторных станций (МТС).

В Великолукском округе1, принятые исполнительными органами власти решения по развитию льноводства и переработке сырья, позволили создать рассадник долгунцовых льнов из 7-и районов: Куньинского, Локнянского, Насвинского, Торопецкого и других. В них преимущественно засевали псковский лён-долгунец. Посевная площадь льна-долгунца в Великолукском округе в 1930 году составляла 62 тыс. гектаров. Возделывание льна было сосредоточено в колхозах. В июле 1930 года округа были ликвидированы, а все районы объявлялись зоной сплошной коллективизации. К концу 1934 года 74 процента всего производства льна приходилось на общественный сектор.

В Псковском округе2 в 1929 году в 11-и районах был создан льняной семенной рассадник общереспубликанского значения, на строительство которого было выделено около 75 млн. рублей. Красногородский, Островский, Опочецкий, Палкинский, Псковский и другие районы специализировались на льноводстве и обеспечивали улучшенными семенами сельскохозяйственные артели. На Ленинградской опытной зональной станции, которая находилась в д. Стремутка Псковского района, в 30-е годы были выведены высокоурожайные сорта льна: «Победитель», «Текстильщик», «1908», «Ударник», «Псковский улучшенный», распространяемые в различных областях и республиках.

В 1940 году под посевы льна в Псковском округе было занято более 90 тыс. гектаров, 54 колхоза и 72 льновода представляли льноводную отрасль Псковщины на ВСХВ в Москве.3 Для изучения машинной переработки льна и обучению льноводному делу из Псковской области в Москву и регионы традиционного выращивания сырья направлялись лучшие мастера сельхозартелей, специалисты заводов.

По решению Совета Народных комиссаров в 1929-1931 годах в районах естественной селекции льна различных округов, в том числе Великолукском округе Западной области и Псковском округе Ленинградской области начали строить механизированные семяочистительные станции, хранилища семян, специальные семеносушилки, льнообделочные заводы. Первый льнозавод по первичной переработке льна появился в Псковской губернии в мае 1925 года в Порхове, следом, в 1929 году, в Дедовичском районе. В 1935 году уже действовало 15 предприятий на промышленной основе. Для разработки технологии возделывания и глубокой переработки сырья открыли институт льна в Торжке Тверской области. Стратегическая задача заключалась в том, чтобы всё оборудование, связанное с переработкой льна, начиная с поля и кончая волокном, изготавливалась комплексно с наименьшими потерями для производителя.

С этой целью в 1931 году на заводе «Металлист» в Пскове освоили производство льночесальных машин (машина Гельштейна). До этого они привозились из Германии. Выпускались также машины для обмолота семян льна, сортировки тресты. В послевоенный период вновь был запущен завод по производству льнообрабатывающих машин в Пскове (в дальнейшем «Псковхимлегмаш», объединение «Псковмаш»), где выпускались машины для льноперерабатывающей промышленности, по многим из них предприятие было монополистом в России. Здесь трудилось более 6 тысяч человек. В 2002 году образовалось ЗАО «ПСКОВМАШ-М», а в 2006 году машиностроительное предприятие было ликвидировано.



Для организации переработки льно-тресты на юго-востоке Усмынского района Великолукского округа в живописном месте в деревне Боровка Крестовской волости (образована Постановлением Президиума ВЦИК от 15.02.1923 года из Крестовской и Маклоковской волостей Велижского уезда) был построен в 1930 году типовой завод 4. Основное здание было деревянной конструкции в два этажа. Имелась котельная, работающая на дровах и костре. Территория предприятия (5 тыс. кв. м) включала механический и сортировочный цеха, приемный пункт сырья, весовой пункт, места для хранения тресты. Считалось, что наиболее эффективный способ сбережения льняного сырья в шохах (крытые, проветриваемые навесы). При недостатке таких сооружений тресту укладывали в стога или скирды5, на подскирдники — деревянные настилы (использовался сосновый подтоварник), чтобы сырьё не касалось земли. Рядом с местом складирования сырья для предотвращения возгораний от ударов молнии устанавливались мачты с контурным заземлением. Деревянное здание льнозавода в общей сложности просуществовало до 1963 года.6

Фото № 1. Общий вид Крестовского льнозавода. 1962 год.

Впервые и последующие десятилетия Крестовский завод выпускал длинное и короткое волокно7, которое отправляли на дальнейшую переработку на баржах по реке Западная Двина (протекала рядом в сотне метров), а зимой на грузовых телегах с конной тягой в город Витебск Смоленской области. Занятие это было сложное, отнимало не мало времени и трудовых затрат как у переработчиков так и у производителей сырья. Автомобильная техника из-за трудностей послевоенного периода практически отсутствовала или выделялась в ограниченном количестве. В более позднее время (с 1959 г.) сельскохозяйственные предприятия начали приобретать из МТС тракторную и другую технику, а на льнозавод стали поступать грузовые полуторки. В связи с изменениями в административно-территориальном устройстве Куньинского района пути доставки льноволокна стали осуществляться в г.г. Великие Луки и Торопец. Отсюда по железной дороге стратегическое сырье поступало на предприятия отечественной текстильной промышленности.

До Великой Отечественной войны (1941-1945) Крестовский льнозавод занимал первые места в социалистическом соревновании среди родственных промышленных предприятий. Трудовой коллектив добивался высокой производительности труда. На каждом рабочем месте царило ответственное отношение к порученному делу. За одну смену получали 1,3 тонны волокна в непростых условиях (большая запылённость в цехах) преимущественно с использованием ручного труда. Тем не менее, качество товарной продукции оставалось высоким и редко подвергалось сомнению контролирующими органами. Наверное, поэтому о заводе был снят документальный фильм, а в газетах того времени можно было прочитать об достигнутых успехах трудящихся. Лозунг «Государству — лён высокого качества!» стал нормой жизни многих колхозников, всех работников льнозавода.

На предприятиях местной промышленности в минувшее время была строгая трудовая дисциплина. По воспоминаниям старожилов, если рабочий опаздывал, хотя бы на несколько минут, он увольнялся с рабочего места. Следовательно, прогулов и опозданий на работу практически не было. Так почти отсутствовали случаи появления на территории льнозавода в нетрезвом состоянии. Указ Президиума Верховного Совета СССР от 2 июня 1948 года об укреплении трудовой дисциплины в колхозах сыграл большую роль в наведении порядка. Усилилась борьба с пьянством на работе и в общественных местах, по месту жительства рабочих. К примеру, если имели место случаи общения с зелёным змием, то они предавались гласности в стенной печати. За подобные злоупотребления работников обсуждали на партийных собраниях, отстраняли от работы или передавали дело в товарищеский суд. В составе суда в 1959 году состояли: И.Ф.Нилов, начальник ПСО, И.Ивашнева и А.Леонтьева, Н.Д.Наушкин – рабочие завода.8 Большую роль в воспитательной и культурно-бытовой работе занимал заводской профсоюзный комитет (Завком). В разное время председателями были (в алфавитном порядке) В.М.Арчаков, А.В.Галанин, Н.Т.Карпов, Н.Д.Наушкин и другие.

Следует заметить, что на начальном этапе развития завода централизованная поставка электроэнергии отсутствовала. Её вырабатывали на самом заводе за счёт использования паровой турбины и генератора тока. Со временем электрический свет от возведенной дизельной электростанции стал поступать во все жилые дома инженерно-технического персонала и рядовых работников предприятия. В рядом расположенных деревнях Ехалово, Морачёво, Паньково и других яркий свет появился значительно позже. Многие колхозники, занятые на доставке тресты на льнозавод, дивились лампочке Ильича в рабочем посёлке и между собой рассуждали, примерно, так: «Отродясь, не видел такого чуда, умру — не застану свет в своей деревеньке». В этой связи замечу, электрификация Куньинского района была завершена, как и Псковской области, лишь в 1970 году. Электрическая лампочка в деревне стала не роскошью, а жизненной повседневной необходимостью.

Теперь расскажем о тех, кто возглавлял инженерную службу и непосредственно управлял трудовым коллективом Крестовского льнозавода в течение всего срока существования (51 год).

Руководителем (директором) послевоенного льнозавода на основании приказа Главка от 20 марта 1942 года стала А.А.Алексеева, которая на высокий пост была выдвинута из самой массы рабочих. Образование имела низшее. Тем не менее, волевые и деловые качества женщины способствовали преодолению выпавших послевоенных трудностей в период становления завода. В приказах того времени, издаваемых на простых тетрадных листах, можно обнаружить распоряжения по вопросам инвентаризации материальных ценностей, оставшихся после освобождения от фашистской оккупации, формирования штатного персонала и кадрового состава (составлял 30 человек) и вопросам жизнеобеспечения. В числе первых были приняты на работу И.Д.Никитёнок, завхозом, И.М.Чернышёв, пожарником, А.Ф.Артюхов, А.М.Курмелёв и И.М.Семёнов, кочегарами-костроносами. Согласно заявлениям приступили к обязанностям технорука А.С.Голубева (прибыла по направлению Вяземского льнотреста), сменного мастера Т.Д.Демидова, механика М.В.Козичев и С.Ф.Командиров (вначале был слесарем), старшего бухгалтера Н.В.Виноградов, бухгалтера И.Я.Лазовский, начальника пожарной охраны Ф.Г.Макеев. После окончания курсов сортировщиков были назначены с 1 октября 1942 года на должность старшей сортировщицы длинного волокна А.М.Михайлова и сортировщика В.И.Курмелёва.9

В заводских помещениях выросло и постарело несколько поколений людей из деревни Боровка и ближайшей округи. Немало трудилось рабочих и с левого берега р. Западная Двина, выходцев д.д.Марфелево, Новки и Уссодица Калининской области. В поисках заработка нанимались на сезонную работу выходцы из Ереминского, Комасинского сельского совета Усмынского района. Можно сказать, что Крестовский льнозавод и Крестецкая машинно-тракторная станция стали для юго-восточной части района и села Кресты своего рода градообразующими предприятиями на многие годы вперед.

Заготовительный сезон на заводе начинался с заключения контрактационных договоров, погектарного обследования посевов льна. Со временем колхозы ликвидировали устаревшие мяльно-трепальные пункты и учились работать по новым технологиям. Постепенно налаживалась схема поле-льнозавод, которая позволяла выстраивать между сторонами деловые отношения. Осенне-зимний период был наполнен не только заботами по доставке и переработке льно-тресты на волокно, но и изготовлению каболки, верёвок. Заводчане твердо помнили народную мудрость: «Как поработаешь, так и полопаешь». Заработная плата выплачивалась в зависимости от занимаемой должности инженерно-технического персонала, специальности и выработки на рабочем месте. Согласно ведомости на выплату зарплаты рабочим и служащим в 1943 году месячный оклад у директора был 500 рублей, механика и старшего бухгалтера — 400 рублей, заработок у рабочих — от 75 до 225 рублей. Работникам завода, с учётом иждивенцев, дополнительно выдавался сухой паёк в виде наборов, состоящих из крупы, муки и хлеба, конфет и сахара, мыла и спичек, водки и табака.

За исключительные успехи в труде, достигнутые коллективом перерабатывающего предприятия, личный вклад в социальное и экономическое развитие директор Крестовского льнозавода Акулина Алексеевна Алексеева удостоилась высокой награды Родины – ордена Ленина.10 Можно отметить, что столь высокую награду, как и другие государственные награды ни один из директоров льнозавода в дальнейшем не получал. К сожалению, найти какие либо подробные сведения о заслуженном управленце мне не удалось.

После Великой Отечественной войны директором льнозавода был назначен Герой Советского Союза Мирон Андреевич Коробешко, 1917 года рождения, родом из д.Марфелево Тверской области. Трудовая биография сложилась следующим образом: работал до войны на льнозаводе кочегаром, мастером цеха; после демобилизации из РККА с марта 1946 года в должности технорука11, а с июня 1946 года - главного инженера. Затем с июля 1947 года по февраль 1953 года работал директором, сменив на этом посту А.А.Алексееву. Был некоторое время директором льнозавода в д. Пожня Калининской области. Отсюда он вернулся в д. Боровка Крестовского сельсовета с партийным взысканием, наложенным Торопецким райкомом КПСС. Коммунисты Крестовского льнозавода взыскание с него сняли и избрали в 1962 году заместителем секретаря партийной организации. Свой жизненный путь закончил трагически в 1964 году.

В период правления М.А.Коробешко предприятие добилось значительных успехов в производстве льноволокна. В сентябре 1949 года завод начал работать в две смены. К концу 1950 года было получено готовой продукции на 220 процентов больше, чем в предыдущем году. Развивалось социалистическое соревнование смена со сменой, бригада с бригадой. Возросло количество стахановцев на рабочих местах. Отдельные смены выполняли свои задания на 200-230 процентов. Многие работницы за достигнутые успехи в труде получали значки «Почётная текстильщица», государственные знаки отличия, другие ведомственные и заводские поощрения. Например, награждение почётными грамотами, занесение на Доску почёта и в Книгу почёта завода, объявление благодарности с отметкой в личном деле. Почётными грамотами Министерства текстильной промышленности РСФСР были награждены в 1947 году М.А.Командирова, В.С.Маркианов, Е.М.Москалёв, М.Д.Пучков. Замечу, что всё это стоило того тяжкого труда и востребованности сырья на рынке. Ведь Советский Союз и Бельгия были головными поставщиками на экспорт льноволокна, за что в казну государства поступало чистое золото. Крестовский льнозавод в свою очередь был крупным поставщиком волокна на экспорт в Венгрию, Чехословакию, Францию.

Одновременно с развитием производства шло становление партийной, комсомольской и профсоюзной организаций. В первой состояло на учёте в 1948 году 4 члена ВКП (б), потом в 1953 году — 9, из них 2 кандидата в члены ВКП (б). Секретарем парторганизации был Андрей Васильевич Бардов, а его заместителем Игнат Андреевич Козлов. Предметом рассмотрения на собраниях коммунистов были вопросы укрепления трудовой дисциплины, кадровой работы, организации труда, культурной и массово-политической деятельности. Публичная трибуна использовалась для взыскательного разговора о делах на заводе, а принимаемые решения определяли конкретные задачи и сроки. Комсомольская организация насчитывала в своих рядах в разные годы от 9 до 15 членов ВЛКСМ. Вожаком молодёжи была Мария Антоновна Командирова, 1926 года рождения, машинист турбины. Многие инициативы комсомольцев были связаны с налаживанием культурно-массовой работы в заводском клубе, организации субботников по уборке территории завода, озеленении рабочего посёлка. Безусловно, главной задачей комсомола являлась созидательная деятельность на разных участках производства. Вместе с заводом взрослели юноши и девушки, обзаводились своими семьями и оставались на долгие годы по месту жительства и работы.

В порядке помощи в уборке, обмолоте и расстиле льна коммунисты и комсомольско-профсоюзный актив завода закреплялся за колхозами на территориях Ерёминского, Комасинского, Крестовского и Фоминского сельских Советов депутатов трудящихся.12 Больше всего приходилось работать на полях колхозов имени Калинина, Красная Заря, имени Будённого Крестовского сельсовета. Совместно с Крестецкой МТС внедрялась система сельхозмашин на возделывании льна-долгунца. После войны на полях появились более совершенные льнотеребилки и льнокомбайны ЛТВ-4, ТЛН-1,5. Развивалась звеньевая система выращивания северного шёлка. Большой подъем вызвало постановление Совета Министров СССР от 19 августа 1948 года о дальнейшем развитии льноводства, предоставившее коллективным хозяйствам определённые льготы.

В 60-е годы XX века на льнозаводе стали осуществлять замену семян льна на более высокоурожайные районированные сорта. С этой целью была построена сушилка и установлена льносемяочистительная установка. В дальнейшем этим делом стали заниматься специальные льносемстанции в районных центрах. А НИИ сельского хозяйства в посёлке «Родина» Псковского района занимался селекцией новых перспективных сортов льна Л-1120, «Псковский» и другие. В недалёком прошлом эти сорта занимали 60 процентов посевов в Советском Союзе.

В феврале 1953 года предприятие в Боровке возглавил В.А.Болдырев. К этому времени объёмы производства льноволокна снизились, упала производительность труда. Теперь за смену выпускалось не более 0,2 тонны готовой продукции. На качество волокна стали поступать рекламации потребителей. Появились прогулы и нарушения трудовой дисциплины. Были вскрыты нарушения финансовой дисциплины, допущенные главным бухгалтером завода А.К.Филатовым.13 Дирекция и партийная организация завода в целях улучшения укомплектования руководящих кадров обратилась с письмом в Усмынский райком КПСС, в Великолукскую областную контору «Главхлопколёнпром» с предложениями об отстранении главного бухгалтера А.К.Филатова, главного механика завода И.С. Пучкова от занимаемой должности. Ставился вопрос о переводе главного инженера А.П.Мамоновой и заместителя директора завода по заготовкам Карандашёва на другие профильные предприятия.

Причины расхлябанности среди инженерно-технического персонала кроются в подборе и расстановке кадров. Бывали случаи, когда морально не устойчивые люди допускались к управлению крупным предприятием вышестоящими хозяйственными органами. Имела место большая текучесть главных инженеров завода. За весь период существования до ликвидации предприятия их сменилось около 10 человек. В разное время работали: Т.М.Баранова, С.Б.Журавлёва, Н.А.Клюев, Латкочева, А.П.Мамонова, Н.П.Ольховская, П.Б.Осит, А.П.Филатова и другие. За плечами отдельных технологов производства был большой практический опыт, например, у Антонины Петровны Мамоновой многолетний стаж работы в качестве сменного мастера, технического руководителя завода.

В этот промежуток времени (60-70 годы) сложилось менторское (наставническое) отношение власть предержащих к производству сырья в колхозах и совхозах района. Повсеместно существовала практика расширения посевных площадей льна без учёта состояния земельных и возможностей трудовых ресурсов. Вместе взятые обстоятельства приводили к утрате заинтересованности в конечном результате работы. Например, уже в 1954 году по Усмынскому району посеяли лишь 60 процентов льна-долгунца от плана-задания (1800 га).14 Плановые посевы в колхозах постепенно (местами резко) сокращались, терялась былая прочность соломки и тресты и, соответственно, выход волокна (больше стало короткого).

В свою очередь дирекция льнозавода, находясь под спудом собственных проблем, неохотно участвовала на уборочных работах, на тереблении (вручную) и с помощью льнотеребильных машин льняных полей. В конечном итоге это сказалось на объемах заготавливаемого местного сырья. Приходилось завозить дополнительно до 1000 тонн сырья из Селезнёвского льнозавода Велижского района, Суражского Заготльна Смоленской области.15 Пути доставки использовались традиционные: по воде и на технике. Река Западная Двина потрудилась на славу и исправно несла баржи к месту разгрузки. Затем на гужевом транспорте тресту подвозили к месту складирования, а потом и на переработку. Поэтому заводоуправлению приходилось содержать несколько единиц лошадиных сил, которые с успехом использовались рабочими завода на собственных огородах, для доставки хлеба в магазин с хлебопекарни в Крестах. Согласно приказу по льнозаводу от 10 августа 1942 года № 24, одним из первых конюхов был назначен Г.М. Михаилов с окладом 130 рублей в месяц.

Внеплановые затраты на транспортировку льнопродукции влияли на увеличение себестоимости выработки волокна. Частично это компенсировалось во время заготовительного сезона. При приёмке сырья на льнозаводе существовали зазоры в оценке его качества, которые давали повод злоупотреблениям, не смотря на лабораторные анализы. Подобные случаи имели место на сырьевом дворе и приёмном пункте. В порядке вещей были разногласия сторон: колхоза — поставщика тресты и завода — переработчика сырья. Вместе с тем, производителям ничего не оставалось, как чаще соглашаться с сортономерами, чем препираться и тем самым попадать в зависимость от завода. Ведь «быстрые» деньги можно было получить именно от реализации тресты, в которых нуждались все труженики села. Поэтому сеннее-зимний период для работников льноводства был наполнен заботами по уборке, сортировке и доставке продукции с одной стороны и с другой — своевременной заготовке сырья и переработке.

В это время на заводе постепенно налаживалась дисциплина, совершенствовалась техническая оснащённость и организация труда. Коллективы смен перевели на круглосуточную работу. Росла материальная заинтересованность работников, вселявшая уверенность перехода от спада к подъёму производства и наращиванию выпуска качественного волокна. Обсудив письмо участников областного совещания работников промышленности и торговли ко всем рабочим, инженерно-техническим работникам и служащим профильных предприятий Великолукской области, Крестовский завод по переработке льна взял на 1954 год повышенные обязательства:

- обеспечить выполнение плана по выпуску валовой продукции и в ассортименте к 25 декабря;


  • увеличить выход длинного волокна сверх плана на 1 процент;

  • улучшить качество продажи длинного и короткого волокна на 0,5 номера;

  • повысить производительность мяльно-трепального агрегата от 5 до 5,5 тонн;

  • уменьшить себестоимость готовой продукции в сравнении с плановой на 0,3 процента;

  • добиться экономии денежных средств на 125 тысяч рублей.16

Первичная партийная организация (А.В.Бардов) и завком (А.В.Галанин) поддержали начинания нового директора (К.В.Горбанева) и активизировали массово-политическую работу среди работников завода. За каждым участком работы по сменам и бригадам закрепили агитаторов из числа членов ВКП (б), членов ВЛКСМ и беспартийных. Важно было перейти от «грызни» между дирекцией предприятия и общественными организациями к конструктивной работе. Больше стало открытости в их деятельности, что и находило отражение в стенгазетах, редактируемых на общественных началах Евгенией Малькевич, Марком Москалёвым, Евгенией Николаевой, Иваном Пучковым, а позднее — И.Ф.Ниловым, Н.Ф. Павленко, Д.Н. Худоешко.

Несмотря на переживаемые трудности, низкую заработанную плату коллектив завода проявлял политическую активность. С подъёмом проходили всенародные выборы в Верховный Совет СССР, депутатов областного и районного и местного уровней. Во время размещения Государственного займа сельского хозяйства СССР выпуска 1955 и 1957 годов, со сроком погашения на 20 лет, охват подпиской на каждый из них был 100 процентный. Практически все советские праздники отмечались при большом стечении народа в красном уголке или заводском клубе. Особенным, знаковым событием был 9 мая – День Победы. В Боровке перед воинским захоронением проходил многочисленный митинг, ветераны Великой Отечественной войны были в первых рядах почётных гостей. По окончанию вокруг скульптуры солдата с автоматом (устоявшийся символ деревни) накрывали зелёную поляну и по-братски, по-семейному гуляли от души.

В разные годы директорами льнозавода работали В.А.Болдырев (1954-1959), А.Н.Смирнов (1959-1960), К.В.Горбанёв (1960-1969), Г.Ф.Самулевич (1969-1970), А.Ф.Карпов (1970-1971), А.И.Денисов (1971-1979) и С.Б.Журавлёва с 1979 года до ликвидации предприятия. В период деятельности большинства из них проходила модернизация производства, оборудование сменялось на более производительное и безопасное. Все больше внимания на заводе уделялось охране труда и учёбе. Работала школа технического минимума для рабочих с расчётом обеспечения взаимозаменяемости на рабочих местах. Вместе с тем регулярные капитальные ремонты завода проходили не без проблем, которые влияли на неплановые остановки работы. Заявки в областную контору «Госснаб» и Облсельхозснаб по большому перечню запасных частей, как правило, не удовлетворялись в полном объеме. Приходилось обращаться с челобитными в Министерство промышленности РСФСР.

Положительным фактором жизни являлось развитие социальной сферы в посёлке завода. За счёт сверхплановых накоплений появились баня, клуб, магазин. Деятельное участие в обеспечении продуктами первой необходимости жителей деревни Боровка принимала заведующая магазином Валентина Брандаусова. Усмынское сельпо срывало нужное поступление товаров, приходилось много времени тратить на «выбивание» продовольственных и промтоварных запасов. С апреля 1952 по декабрь 1958 года заведующим ларьком Крестовского льнозавода Усмынского районного потребительского общества работал Николай Наушкин. Располагался ларёк на первом этаже заводской конторы. С ним (ларьком) у меня связаны воспоминания о духмяном формовочном белом хлебе из местной пекарни, а также вкусной на прилавке халве. Конфеты в ту пору были пределом мечты и детских грез о сладкой и счастливой жизни.

В заводском посёлке в плановом порядке строилось жильё для ИТР и рабочих. Многие рубленые добротные многоквартирные дома располагались по обе стороны дороги Вырвино-Жигули за ручьем напротив воинского захоронения. Организованно развивались физкультура и спорт. Волейбольная команда завода была одной из сильнейших в районе. По вечерам в клубе проходили репетиции художественной самодеятельности с участием рабочих завода, демонстрировались новые кинофильмы, любители и завсегдатаи до полуночи играли в домино и на бильярде. Заведующей клубом на освобождённой основе работала Евгения Ивановна Николаева, а затем, сменяя друг друга, Д.И.Худоешко и Н.И.Столярова.

В 1956 году по решению Ленинградского Совнархоза было начато строительство нового завода по переработке «северного шёлка» на правом берегу реки Западная Двина. На эти цели направлялись государственные капитальные вложения и средства, оставшиеся от капитального ремонта старого Крестовского льнозавода. Возникла необходимость ведения планового строительства со стороны Псковского треста льноперерабатывающих предприятий, а также других хозяйственных, партийных и советских органов. Не один раз стройка прекращалась из-за отсутствия строительных материалов (кирпича, металла, цемента), технологического оборудования и квалифицированной рабочей силы. Заводоуправление и общественные организации били тревогу. Например, в повестке дня собрания коммунистов завода от 6 января 1962 года стоял вопрос «О прекращении строительства нового льнозавода ввиду отсутствия денежных средств».17



На вышеупомянутом партийном собрании было принято Обращение в адрес Куньинского РК КПСС с предложением выступить с ходатайством перед Псковским обкомом КПСС, облисполкомом и другими ведомственными организациями о выделении средств для ведения строительства льнозавода. Высказывались требования расширять новые рабочие места на заводе ввиду большого поступления сырья из Калининской и Смоленской областей. В протоколах других партийных собраний приводятся аргументы коммунистов в пользу скорейшего завершения всего перечня строительно-монтажных работ. Фактически пуск нового завода состоялся в декабре 1966 года с большими недоделками. Более того, в решении партийной конференции Куньинского района от 14 декабря 1967 года был поставлен вопрос перед И.С.Густовым, первым секретарём Псковского областного комитета КПСС об оказании помощи в обеспечении оборудованием Крестовского льнозавода.18 В дальнейшем возникла необходимость в приобретении дизеля, новой трансформаторной подстанции, возведении мощной водонапорной башни.

Фото № 2. Общий вид Крестовского льнозавода. 1970 год.

  1   2

Коьрта
Контакты

    Главная страница


Владимир Наушкин, историк-краевед крестовский льнозавод