• Разделить бочки и мед.
  • Во время шторма.

  • Скачать 141.76 Kb.


    страница1/2
    Дата02.09.2018
    Размер141.76 Kb.
    ТипВнеклассное мероприятие

    Скачать 141.76 Kb.

    Внеклассное мероприятие по математике в 7 классе «Математическая мозаика»


      1   2

    Внеклассное мероприятие по математике в 7 классе «Математическая мозаика».

    Цель: развитие интереса к изучаемому предмету.



    1. Организационный этап.

    2. Любопытные свойства чисел. (Приемы устных вычислений).

    Ведущий: Понятие числа зародилось в глубокой древности, гораздо раньше, чем люди научились писать. На очень ранней стадии развития у человека появилась потребность подсчитывать добычу на охоте, собранные плоды, несколько позже, с зарождением земледелия – подсчитывать урожай, измерять земельные участки, вместимость сосудов, вести счет времени.

    Естественным инструментом счета прежде всего стала рука, пальцы рук.

    Знаменитый русский путешественник прошлого века Н.Н.Миклухо-Маклай, живя среди народа Новой Гвинеи, оставшегося на уровне дикости, наблюдал, как считали эти люди. Туземец, пересчитывая предметы, загибал один палец за другим, приговаривая: «бе, бе, бе…». Досчитав до пяти, он говорил «ибон-бе» (рука) и продолжал загибать пальцы другой руки, потом подключал пальцы ног.


    1. Использование «пальцевого счета» продолжалась очень долго. В I веке до н.э. в Древнем Риме в школах заучивали таблицу умножения до пяти, а однозначные числа больше пяти умножали при помощи пальцев. (Показать). Например, чтобы умножить 7х8, на одной руке загнем 2 пальца (7-5), а на другой 3 (8-5). Сумма незагнутых пальцев 5 – десятки произведения, а произведение загнутых пальцев 6 – единицы. Итак 7х8 = 56. Еще пример. Пусть требуется 6х9. Загибаем на одной руке 1 палец (6-5), а на другой 4 (9-5). Сумма незагнутых пальцев 5, а произведение загнутых 4. Итак 6х5 = 54.

    2. Один мальчик никак не мог запомнить таблицу умножения на 9. Тогда папа научил считать своего сына с помощью пальцев. Положив обе руки на стол, по порядку занумеруем пальцы обеих рук следующим образом: первый палец слева обозначим 1, второй за ним обозначим цифрой 2, затем 3,4,… до десятого пальца, который означает 10. Если надо умножить на 9 любое из первых девяти чисел, то для этого, не двигая рук со стола, надо приподнять вверх тот палец, номер которого означает число, на которое умножается девять; тогда число пальцев, лежащих налево от поднятого пальца, определяет число десятков, а число пальцев, лежащих справа от поднятого пальца, означает число единиц полученного произведения.

    3. Следующий прием: возведение двузначного числа, заканчивающегося на 5 в квадрат. 152; 252; 352; 452; … Число десятков умножаем на цифру, которая на единицу больше числа десятков. Это две первые цифры, а две последние – всегда 25. Примеры.

    1. Конкурсы.

    1. Затруднительные ситуации:

    Разделить бочки и мед.

    Три человека должны разделить между собой 21 боченок, среди которых 7 боченков полных медом, 7 полных медом наполовину и 7 пустых. Могут ли они разделить боченки и мед так, чтобы каждый из них имел одинаковое количество меда и одинаковое количество боченков? (Предполагается, что все боченки одинаковые и переливать мед из одного боченка в другой не разрешается.)





    Решения этой задачи.




    Полные боченки

    Полные наполовину

    пустые

    1 человек

    2

    3

    2

    2 человек

    2

    3

    2

    3 человек

    3

    1

    3













    1

    3

    1

    3

    2

    3

    1

    3

    3

    1

    5

    1



    Во время шторма.

    Во время шторма капитан корабля приказал выбросить за борт половину из 30 тюков с товарами, которые везли два купца. Купцы были в нерешительности: каждому было жаль выбрасывать свой груз. Видя это, капитан сказал: «Сделаем так: матросы расставят 30 тюков по кругу, а мы будем ходить по кругу и выбрасывать каждый девятый тюк, пока не выбросим половину тюков». Один из купцов подкупил матросов, и они сумели расставить тюки так, что 15 оставшихся на палубе тюков оказались с товарами этого купца. Как были расставлены тюки?



    Решение :

    Начертим круг и, отметив на нем 30 палочек, поставим у каждой из них номер от 1 до 30. Теперь, начиная счет с цифры 1, перечеркиваем девятую палочку, затем восемнадцатую, затем двадцать седьмую и продолжаем этот процесс, вычеркивая каждую девятую из незачеркнутых ранее палочек. Таким образом будут перечеркнуты палочки с номерами 5, 6, 7, 8, 9, 12, 16, 18, 19, 22, 23, 24, 26, 27, 30. Значит купец просил матросов расставить тюки следующим образом: 4 своих, 5 чужих, 2 своих, 1 чужой, 3 своих, 1 чужой, 1 свой, 2 чужих, 2 своих, 3 чужих, 1 свой, 2 чужих, 2 своих, 1 чужой.

    Свои

    4

    2

    3

    1

    2

    1

    2

    чужие

    5

    1

    1

    2

    3

    2

    1



    1. Житейские истории.


      1   2

    Коьрта
    Контакты

        Главная страница


    Внеклассное мероприятие по математике в 7 классе «Математическая мозаика»

    Скачать 141.76 Kb.