• (с презентацией) Задачи
  • Оборудование
  • Слова, которые одинаково пишутся и одинаково слышатся, но имеют разные значения

  • Скачать 82.24 Kb.


    Дата20.04.2018
    Размер82.24 Kb.
    ТипВнеклассное мероприятие

    Скачать 82.24 Kb.

    Внеклассное мероприятие по русскому языку




    ВНЕКЛАССНОЕ МЕРОПРИЯТИЕ

    ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ


    (с презентацией)

    Задачи:

    • познакомить детей с группой существительных-омонимов, научить находить их и объяснять значение каждого слова-омонима;

    • развивать устную речь, логическое мышление, слух, внимание;

    • воспитывать любовь к родному языку.


    Оборудование: презентация.
    Ход внеклассного мероприятия.


    1. Вступление. Слайд №1.


    К доске выходят 2 ученика, у каждого на груди табличка «НОРКА».

    Учитель. День вступил в свои права,

    В гости к нам пришли слова.

    Посмотрите: что за чудо?

    Перед нами близнецы.

    Я спросила: «Вы откуда

    Появились, молодцы?»

    Отвечали мне слова:

    Ученик 1. Заверяем, голова,

    Что и раньше с нами встречи

    Ты имел наверняка.

    Мы – слова из русской речи,

    Из родного языка!

    Одинаково нас слышат,

    Одинаково нас пишут.

    Ученик 2. Но важна не только внешность,

    Потому не торопись,

    Не всегда нужна поспешность –

    Ты до смысла доберись.

    Наподобие начинки,

    Смысл запрятан в серединке.

    Схожим лицам вопреки –

    Мы по смыслу далеки.
    Давайте прочитаем хором первое слово, второе слово. Что вы заметили? (Ответы детей).

    Правильно, эти слова одинаково пишутся и одинаково слышатся, но по смыслу совершенно различны. Давайте проверим это.

    Что означает первое слово «норка»? (хищный зверек с ценным мехом) Слайд №2.

    Что означает второе слово «норка»? (углубление в земле, жилище животных). Слайд №3.



    Слова, которые одинаково пишутся и одинаково слышатся, но имеют разные значения, называются словами-близнецами, а по-научному – омонимами. Слайд №4.

    Давайте прочитаем хором.

    Внешне они похожи друг на друга, как две капли воды, потому-то они и называются близнецами. Кто знает, кто такие близнецы? (дети, родившиеся одновременно от одной матери). Слайд №5.

    Сегодня мы с вами научимся находить такие слова и объяснять их значение.




    1. Основная часть.

    Ребята, часто говорят: «На быках мосты стоят». Может, вот на таких хвостатых да рогатых быках стоят мосты? Слайд №6. Бывает так? Конечно нет! А почему же так говорят?

    Ученик 3. Что за шутки? Говорят:

    На быках мосты стоят.

    Вот он мост, под ним река,

    Ни единого быка!

    Не пойму я ничего – утонули что ли?

    Или все до одного убежали в поле

    От нелегкого труда?

    Ну а мост на чем тогда?

    Ребята, мост действительно стоит на быках, но только на каменных. Быки – это промежуточная опора моста. Слайд №7. Сколько река ни беснуется, сколько ни старается – мост на крутолобых бетонных быках ей не сдвинуть.

    Значит, это тоже слова-близнецы. Что означает слово «быки» в первом случае? (Домашние животные). Слайд №8. Во втором случае? (Каменные опоры моста). Слайд №9.

    Послушайте еще одно стихотворение.



    Ученик 4. Кто вы?

    Мы лисички, дружные сестрички! Ну а вы-то кто же?

    Мы лисички тоже!

    Как, с одной-то лапкой?

    Нет, еще со шляпкой!

    Кто подскажет, где здесь слова-близнецы? (Лисички)

    О каких лисичках идет речь? Какие два значения имеет это слово?

    Лисичка – это хищный зверь в рыжей шубке. Слайд №10. Лисичка – съедобный гриб, имеющий такую же окраску, как мех лисы. Слайд №11.
    Отгадайте загадку:

    Овсом не кормят,

    Кнутом не гонят.

    А как пашет –

    Семь плугов тащит.
    Правильно, это трактор. Слайд №12. Кто знает, как называется ходовая часть трактора? (Гусеницы)

    О каких гусеницах идет речь? О тех, из которых впоследствии получается бабочка? (Нет) Слайд №13.

    У трактора гусеницы хоть и стальные, но они словно живые, состоят из многих отдельных частей. Каждая такая часть называется «трак». Слайд №14. Отсюда и название – ТРАКтор.

    Стальная гусеница – это как бы дорожка без начала и без конца, на таких гусеницах трактор едет, как на колесах. С двумя такими дорожками, справа и слева, трактор не увязнет ни в снегу, ни в песке, ни в болоте.

    Итак, ребята, мы выяснили, что слово «гусеница» тоже имеет два значения.

    Гусеница – личинка бабочки, червяк. Слайд №15. Гусеница – стальная дорожка трактора. Слайд №16.

    Ребята, как вы думаете, для чего нам нужно знать значения слов-близнецов?

    Во-первых, таких слов в русском языке не очень много, а, следовательно, запомнить их не составит труда. Во-вторых, знать значение таких слов нам необходимо для того, чтобы не попасть в смешную ситуацию, как это случилось с двумя вашими одноклассниками. Встретились как-то раз два друга…

    Выходят два ученика. Сценка «Овсянка».

    - А у меня дома овсянка!

    - Подумаешь, у меня дома тоже есть овсянка…

    - Люблю я овсянку!

    - И я люблю!

    - Она желтая, красивая такая…

    - И вкусная. Особенно с молоком.

    - Как это – вкусная? Как это – с молоком?

    - Да так! А еще хороша с маслом и с сахаром!

    - Да ты про что говоришь?

    - Как это про что? Про овсянку!

    - Про какую овсянку?

    - Про обыкновенную овсянку! А ты про какую?

    - И я про обыкновенную. Про ту, что в нашем саду жила и песни пела.

    - Каша песни пела?!

    - Какая каша? Не каша, а птица! Птица! ОВ-СЯН-КА! Не слыхал про такую, что ли? Пойдем ко мне, мою овсянку слушать!

    - Пойдем! А потом ко мне – мою овсянку кушать!
    Ребята, почему мальчики не поняли друг друга?

    Слово «овсянка» имеет два значения. Какие?



    Овсянка – маленькая перелетная птичка из отряда воробьиных. Слайд №17. Овсянка – овсяная крупа, овсяная каша (из овса). Слайд №18.

    Вот, ребята, для чего нам нужно знать значение слов-омонимов, - чтобы не попасть в нелепую ситуацию.




    1. Закрепление.

    Давайте повторим, какие слова называются близнецами? А как их называют по-научному?

    Сейчас я буду читать стихи, ваша задача – найти в них слова-омонимы и объяснить их значение. Будьте внимательны!



    1. В море суши полоса

    Называется коса.

    И у девушки коса

    Цвета спелого овса.

    На траве лежит роса,

    Косит травушку коса,

    У меня один вопрос:

    Сколько есть на свете кос? Слайд №19.


    1. Шел я с сумкой за плечом,

    Вижу – бьет в овраге ключ.

    Наклонившись над ключом,

    Уронил я в воду ключ.

    Шарю я в ключе по дну,

    Над водою спину гну.

    Если ключ я не найду –

    Как домой я попаду? Слайд №20.
    - Какие еще ключи вы знаете?

    Ученик 5. Много разных есть ключей –

    Ключ - родник среди камней,

    Ключ скрипичный, завитой,

    И обычный ключ дверной.


    1. Мы сражаться стали,

    В ход пустили шашки,

    Шашки не из стали –

    Мы играем в шашки. Слайд №21.


    1. Встав на цыпочки, лисица

    За плетень во двор косится:

    - Петя, Петя, Петушок,

    Дай на время гребешок,

    Причешу я только хвост!

    А петух не так уж прост –

    Знает – что возьмет лисица,

    То назад не воротится! Слайд №22.
    А сейчас мы проверим, кто из вас самый смекалистый!

    Вопросы на смекалку:


    1. Каким ключом нельзя открыть дверь? (Скрипичным, гаечным, родниковым)

    2. Какую ноту кладут в суп? (Соль)

    3. Из каких ноготков нельзя собрать букет? (На пальцах)

    4. Из какого крана нельзя брать воду? (Из подъемного крана)

    5. Какой лук не кладут в суп? (Лук – оружие для стрельбы)

    6. Какой иглой не сошьешь рубашку? (Сосновой иглой, иглой ежа)

    7. На каких полях не пашут и не сеют? (На тетрадных полях)

    8. Каким гребнем не расчешешь волосы? (Гребнем петуха)



    1. Итог занятия.

    - О каких словах мы сегодня говорили?

    - Как они называются?

    - Чем они похожи? Чем отличаются?

    - Ребята, есть слова-омонимы, значение которых установить легко, но встречаются и такие слова, которые сложно объяснить. Например, «банка» - это стеклянный сосуд, посуда, и «банка» - скамья в лодке. Слайд №23.

    - В этом случае вам поможет толковый словарь русского языка. Слайд №24. При чтении книг вы можете воспользоваться толковым словарем, он вам подскажет, какое значение имеет то или иное слово.
    5. Рефлексия.

    Источники:



    1. Н.Н. Ушаков «Внеклассные занятия по русскому языку в начальной школе», Москва, Просвещение.

    2. Яндекс-картинки.

    Коьрта
    Контакты

        Главная страница


    Внеклассное мероприятие по русскому языку

    Скачать 82.24 Kb.