• Игра
  • Станция «Речка- невеличка»
  • Вспомним основные правила поведения в лесу.
  • «Каждый кулик хвалит свое болото»
  • «Сбор лекарственных растений»
  • Станция «Правила вежливости»
  • Игра «Правила вежливости»
  • Песня «Просьба» Уч

  • Скачать 120.5 Kb.


    Дата12.02.2018
    Размер120.5 Kb.
    ТипВнеклассное мероприятие

    Скачать 120.5 Kb.

    Внеклассное мероприятие в 4 классе по теме: «Экологическая тропа»



    Муниципальное общеобразовательное учреждение

    «Средняя общеобразовательная школа №4»

    Чистопольского муниципального района РТ

    Внеклассное мероприятие в 4 классе по теме:



    «Экологическая тропа».

    Составитель: учитель первой квалификационной категории
    Андронова Ирина Григорьевна

    2014г


    Цель:Прививать уважительное, бережное отношение к природе.

    Задачи: -На примере произведений «Родничок», «Речка» помочь детям выбрать правильное поведение в природе.

    - Вспомнить пословицы и поговорки о лете и объяснить их.

    -Повторить правила поведения в лесу, на лугу, реке или озере.

    -Повторить правила оказания первой помощи при порезах, ссадинах, тепловом и солнечном ударе.

    -Повторить лекарственные и ядовитые растения.

    - Вспомнить правила поведения при пожаре.

    Оборудование: Презентация «Правила поведения в природе», памятки «Правила поведения в природе» и «Спички детям не игрушка», фонограмма песен «Солнышко смеется», «Аист на крыше» «Совершите чудо»

    Лето. Станция «Еловая аллея»

    Песня «Солнышко смеется»

    1 уч. Экологических знаков много.

    Не надо их забывать.

    Они нам помогут

    Безопасный путь выбирать.


    2уч. Мы любим лес в любое время года,

    Мы слышим речек медленную речь.

    Все это называется природа.

    Давайте же всегда ее беречь!



    Уч:С чем приходит лето?

    Июнь, июль, август- летние месяцы. Небосвод озарен жарким солнцем,душно даже в тени.

    Сухой воздух пахнет разными травами. Сухая земля ждет дождя.

    Летний дождь редко обходится без грома. Но ливни не портят погоду. Пронесутся , холодов не нагонят. Прочно держится ласковая теплынь.

    Конкурс пословиц и поговорок о лете.
    3уч: Худо лето, когда солнца нету.

    Лето собирает, зима поедает.

    Кто лето в холодке просидит, зимой поплачется.

    4 уч: Кто рано встает, тот грибы соберет.

    А сонливый, да ленивый идет после за крапивой.

    Летний день за зимнюю неделю.

    В июле на дворе пусто, а в поле густо.

    Что в августе соберешь, с тем зиму проведешь.

    Игра «Ищем красоту»

    Посмотрите вокруг какая красивая аллея.! Давайте посмотрим на окружающую природу.

    Кто самый внимательный и наблюдательный?

    Дети рассматривают картины и рассказывают о красоте.

    Кто хозяин на этой поляне?

    Конечно - это дуб- великан. На кого он похож? А какие деревья и кустарники растут вокруг полянки.


    5уч: Мощь и величественная красота дуба привлекают всех. Он растет медленно, но живет от1000 и более лет. В наших лесах нет дерева мощнее дуба. Корни его уходят глубоко в землю, поэтому ему не страшны никакие бури. Дуб не гниет в воде. Из древесины дуба делают мебель. Раньше делали корабли.

    Если положить несколько листьев в банку с огурцами, то они будут хрустящими.



    6 уч: Береза – настоящая красавица. Белые одежки, золото, сережки. Полюбилась она русскому народу. Сколько песен , стихов о ней сложено! Древесина березы очень плотная. Из нее делают даже части машин, прекрасную фанеру, мебель, лыжи, сувениры. А береста? Это же готовая природная бумага! И сок березовый полезен для здоровья. Только не спеши его собирать, ведь без сока дерево погибнет!

    7уч: Липа цветет летом, цветы ее медоносны. Липовый мед считается самым лучшим, а липовый чай помогает от простуды. Древесина липы очень мягкая, поэтому она незаменима для изготовления разных изделий. В липовых кадушках хорошо хранятся продукты.

    8 уч: Клен – желанный гость всех парков и улиц. Это дерево сажают в городах, потому что оно энергично усваивает из воздуха вредные вещества. Его резные листья так красивы в осенний листопад! У клена крепкая древесина, ЕЕ широко применяют в токарном и слесарном деле, в машиностроении. Кларнеты и флейты, из которых извлекают нежные мелодии, тоже сделаны из клена.

    9уч: Ель обычно растет на влажных местах. В густых ее ветвях находят жилье многие животные. В еловом лесу прохладно и темно, даже вжаркий, солнечный день.

    Ель называют музыкальным деревом. Из ее древесины изготавливают струнные музыкальные инструменты. Из ели делается бумага.



    10 уч: Сосна – прекрасное витаминное дерево. В сосновом лесу легко дышится. Смолистые вещества, выделяемые сосной, убивают микробов. В сосновых лесах много ягод и грибов.

    Уч: Как называют плоды дуба? Какие ягоды растут на дубовой поляне? Какие из них съедобные, а какие нет? Как называются плоды ели, сосны? Какие грибы растут в хвойных лесах?

    Игра: «Шишки, желуди, орехи.»

    Станция «Родничок»

    Почему люди называют чистую воду богатством земли? Как сберечь чистую воду?

    Уч: Послушайте рассказ «Родничок»

    С давних пор надне оврага жил веселый родничок. Чистой студеной водой он поил корни трав, деревьев и кустов. Большая серебристая ива раскинула над ним тенистый шатер. В погожие дни Артем с дедушкой ходили на родник за водой. Мальчик помогал дедушке спускатся к роднику по узкой тропе и набирать воды. Пока дедушка отдыхал под старой ивой, Артем играл у ручейка, который струился по камешкам на дне оврага.

    Однажды Артем пошел за водой один и встретился у родника с ребятами из соседнего дома Андреем и Петей. Они гонялись друг за другом, гибкими прутьями сшибали головки цветов. Артем тоже сломал ивовый прут и присоединился к мальчишкам. Когда шумная беготня надоела они начали бросать в родник камни иветки.Артему новая забава не понравилась, ему не хотелось обижать веселый родник, но ребята были постарше Артема и ему хотелось сними подружиться.

    В начале родник легко справлялся с камнями, но чем больше их становилось, тем труднее приходилось роднику.Он совсем замирал , засыпанный крупными камнями, то сочился , пытаясь пробиться в щели.

    Когда Андрей и Петя ушли Артем присел на траву и вдруг к нему со всех сторон слетаются стрекозы и яркие бабочки.

    «Что это сними?»- подумал мальчик.

    Бабочки и стрекозы закружились вокруг. Их становилось все больше. У Артема закружилась голова, он закрыл глаза. Акогда, через мгновение открыл их понял, что находится в незнакомом месте. Кругом не было ни кустика.Земля растрескалась. Мальчику захотелось пить и он побрел в поисках воды. Набрел на знакомый овраг, но на дне не журчал веселый родничок.Черемуха и ива поникли, птичьих голосов не было слышно. Не видно бабочек и шмелей.

    Сквозь сон мальчик услышал голос деда. Артем все рассказал деду. Дед внимательно выслушал мальчика и предложил: Если хочешь, чтобы не произошло,что ты видел во сне, пойдем очищать родник от мусора.

    Дедушка и Артем открыли путь роднику, и тот снова весело зажурчал .

    Как вы думаете, будет ли Артем и дальше поступать так же после того, что случилось?

    Что он скажет Андрею и Пете? Какой вывод должны сделать из этого рассказа мы с вами?

    Станция «Речка- невеличка»

    Сколько речек протекает через наш город? Как называются эти речки? Ржавец и Берняжка.

    Какие деревья и кустарники растут по берегам рек?

    Ржавец и Берняжка – это речки- невелички с плавным течением . Они питают нашу большую реку Каму. Без таких речек не было бы полноводных рек. Вода в них студеная. Они небольшие, но очень важные.

    Ст. «Прогулка»

    7уч. Мы приехали на речку

    Воскресенье провести,


    А свободного местечка

    Возле речки не найти!

    Тут сидят и там сидят,

    Загорают и едят

    Отдыхают как хотят

    Сотни взрослых и ребят!


    8уч: Мы по бережку прошли

    И поляночку нашли.

    Но на солнечной полянке

    Тут и т ам пустые банки!



    9уч: Мы по бережку прошли,

    Место новое нашли.

    Но и здесь до нас сидели;

    Тоже пили , тоже ели,

    Жгли костры, бумагу жгли-

    Тоже пили,тоже ели

    Насорили и ушли!
    10 уч: Мы прошли ,конечно мимо…

    -Эй, ребята,- крикнул Дима.

    -Вот местечко, хоть куда!

    Родниковая вода!

    Чудный вид! Прекрасный пляж!

    Распаковывай багаж!


    11уч: Мы купались,

    Загорали, жгли костер,

    В футбол играли

    Веселились, как могли!

    Пили квас,

    Консервы ели

    Хоровые песни пели..

    Отдохнули и ушли!



    12уч: И остались на полянке

    У потухшего костра:

    Две разбитых нами склянки,

    Две размокшие баранки,,

    Словом, мусора гора!

    Хором:

    Мы приехали на речку

    Понедельник провести,

    Только чистого местечка

    Возле речки не найти!

    Станция «Лесная»

    Сейчас мы отправимся на экскурсию в лес.На нашем пути встретятся препятствия, которые нужно будет преодолевать.



    Вспомним основные правила поведения в лесу.

    -Прогулка в лес- это маленькое путешествие. Необходимым предметом в путешествии иногда становится самая обыкновенная палка.

    Как вы думаете в каких случаях она может понадобиться путешественнику?

    Помните сказку «Палочка выручалочка»? Кто ее написал? В.Сутеев.

    Кому помогла палочка- выручалочка в этой сказке?

    (Ежу и Зайцу) Вспомните в каких случаях она им помогла? Как ее назвал еж? (Палочка – выручалочка через все скакалочка, из беды вытягалочка, наверх поднималочка, по врагу ударялочка)

    У нас есть палочки и с ними мы тоже выполним трудное задание.

    Под песню «У дороги Чибис» дети при помощи полки проводят воздушный шарик из одного конца в другой.

    Прозвучала песня Чибиса.Вы знаете кто это- чибис,

    Чибис- небольшая птица с небольшим хохолком на голове. Она селится на сырых лугах и травянистых болотах, покрытых редкими кустами.

    Объясните выражение «Каждый кулик хвалит свое болото»

    Появление кулика на нашем пути говорит о том, что впереди болото.



    Игра «Перейди болото»

    Сначала нам придется идти через болото по мостику, а затем по кочкам.(по ленте, по дощечкам)

    Вот мы а опушке леса. На полянке вы должны показать свою ловкость и смекалку.

    Игра «Яйца кукушки»

    Что вы знаете о кукушке? Кукушка подкидывает свои яйца в чужие гнезда.

    Хотя кукушка и плохая мать, но она приносит большую пользу лесу: уничтожает больших мохнатых гусениц, которыми другие птицы не питаются. ,поедает личинки майского жука, щелкуна, куколок бабочек.

    Надо перенести яйца (теннисные мячи) из одного гнезда в другое. Яйца руками брать нельзя, только ложкой.



    «Сбор лекарственных растений»

    Лекарственные растения- ценнейшее богатство леса. Количество некоторых растений из-за массового сбора резко уменьшилось. Лучше заготавливать только те растения ,которых много в нашей местности.Прежде чем их собирать нужно знать правила.

    Мы с вами соберем лекарственные растения , выполнив задание:

    Разгадай Филворд. Слова в нем могут располагаться в любом направлении и даже ломаться под углом..

    Найти растения помогут загадки.

    1 На зеленой хрупкой ножке

    Вырос шарик у дорожки.

    Ветер пошуршал

    Иразвеял этот шар. Одуванчик.

    2.Тонкий стебель у дорожки

    На конце его сережки

    На земле лежат листочки.-

    Маленькие лопушки.

    Нам он, как хороший друг,

    Лечат ранки ног и рук.(подорожник

    3 Гирлянды маленьких беленьких колокольчиков висят на нем весной. А летом на их месте появляются красные ягоды. Они очень ядовиты.(Ландыш)

    4. Стоят в поле сестрички

    Желтый глазок- белые реснички. (Ромашка)

    5. Это растение Цветет ранней весной. У него много названий: баранчики, ключики, желтуха.(Первоцвет)

    6.Это растение называют «Анютины глазки», «трехцветка».(Фиалка)

    7. Раннецветущее растение. В начале цветы у этого растения розовые, потом фиолетовые, а затем синие. (Медуница)

    Молодцы .Вы научились правильно собирать лекарственные растения, а теперь и на привал. Для

    Этого выбирают на поляне место как можно подальше от деревьев. Собирают для костра только сухие ветки.Ветки деревьев ломать нельзя. Ходить по лесу нужно осторожно,чтобы не потревожить его обитателей. У костра на поляне обычно поют песни, танцуют. Вот и мы сейчас споем



    песню «Большой хоровод»

    Нам пора домой .Что мы скажем лесу? Что мы должны сделать , уходя из леса? (погасить и засыпать костер, собрать мусор)



    Станция «Пожарная»

    Большинство пожаров в лесу происходит по вине людей. Из-за чего может возникнуть пожар? (Из-за костра, стеклянной бутылки)

    От пожаров сильно страдают животные. Они лишаются дома и пищи. Лесной пожар распостраняется очень быстро- со скоростью 25 км в час, уничтожая все живое.

    Уч: От горящей спички летом

    Загораются леса.

    Если ты забыл про это,

    Не спасут и чудеса.

    Уч: Не бросай в лесу окурки

    в разнотравье у дорог.

    Огонек Сыграет в жмурки.
    Но чуть дунет ветерок-
    Тут в открытую, не прячась,

    Перепрыгнет на удачу

    На верхушки елей, сосен.

    Лес погубит, птицу, зверя.


    Уч:Чтоб пожары укротить ,

    Рубят лес и рвы копают.

    Коль пожар не упредить,

    Все живое он сжирает.

    Чтоб несчастья избежать,

    Лучше спички в лес не брать,

    Оставляй-ка спички дома,

    Не дразниогонь- дракона.


    Уч: Но бывает, что пожары

    Возникают без огня.

    Кто-то бросил стеклотару

    Где обедал, возле пня.

    А бутылка, линза таже,

    Сфокусирует лучи,

    И затлеет, вспыхнет даже

    Все сухое, как в печи!

    Вот поэтому бутылки,

    склянки, банки не бросай!

    Уноси в своей корзинке,

    Вон из леса забирай!


    Уч:Коль увидишь на полянке

    непотушенный костер,

    А вокруг бутылки, склянки.

    Загореться может бор.

    Заливай костер водою,

    Засыпай его песком!

    Склянки,что грозят бедою,

    Спрячь отсолнца под кустом!

    Уберешь, что бросил кто-то

    С чистой совестью уйдешь.

    Так полезною работой от пожара лес спасешь!
    Уч: Если вас застанет лесной пожар, помните: нужно немедленно выбежать из леса. Двигаться следует в направлении откуда дует ветер. Как только, окажетесь в безопасности, сообщите о пожаре взрослым.

    Игра «Преодоление задымленной зоны.»

    Двигаться нужно на корточках, гусиным шагом, дышать через марлевую повязку.

    Прибежавший отдает повязку другому.

    Памятка «Чтобы огонь не причинил вреда»

    Станция «Правила вежливости»

    Уч: На одной планете

    Жили были дети

    Не разоряли гнезда птиц

    Ради нескольких яиц,

    Не ловили по дубравам

    Рыжих белок для забавы.

    Травку не топтали


    Рек не загрязняли!

    Все старательно с умом,

    берегли свой общий дом

    Под названием Земля,

    Где живем и ты, и я!
    Уч: Хотелось вам быть такими детьми?

    Уч: Хозяйка белочка в лесу

    Орехи собирала.

    Она в лесу том каждый сук и каждый кустик знала.

    Однажды в лес

    Противный тип

    Пришел с большой котомкой.

    Небрежно сбил ногою гриб

    И выругался громко.

    Уч: Стал гнуть орешину- сломал,

    Зажал под мышкой ветви,

    Нашел один орех, сорвал

    Сорвал, второй и третий..

    Отбросил куст ,

    И, как медведь,

    Пошел себе довольный.

    А бедной белочке смотреть

    На это было больно!

    Давайте вспомним правила поведения в природе, Мы пришли в гости и вести должны себя прилично.

    Игра «Правила вежливости» Если с предложением вы согласны, то встаете, если нет – сидите.

    Ветки не ломайте, деревья не качайте, ни травинку, ни лист зря не рви.

    В лесу можно поиграть: Листьями побросать, венки плести, букеты цветов нарвать. Подумаешь, в лесу много зелени- еще вырастет.

    Наконец-то в лесу можно пошуметь, покричать, главное, никому не помешаешь!ведь людей нет!

    В лесу не шуметь, а то вы не узнаете ни одной его тайны.

    Пучеглазую лягушку, ползучегоужа и противных гусениц можно прогнать, алучше бы их совсем не было.

    Звери всякие нужны, звери всякие важны. Укаждого из них своя роль в природе.

    Не ловите бабочек, они нужны цветущим растениям.

    Не уничтожайте грибы, даже несъедобные. Ими питаются животные.

    Хорошо разжечь в лесу или парке костер.

    Не разоряй муравейник. Муравьи – санитары леса.

    Диких животных нельзя приносить домой. Они не могут жить в неволе.



    Песня «Просьба»

    Уч:Ну вот нам и пора домой. Чей это голос доносится из травы? Крэк-крэк.

    Напоминает скрип деревянной палочки.Если вы правильно решите примеры, то узнаете чей это голос.



    Игра «Чей голос»

    Коростель- небольшая птица с громким и очень резким голосом. Коростель кричит в основном в сумерках и ночью. Так что нам нужно скорее выбираться из леса, пока не стемнело. Не волнуйтесь, коростель селится на влажных лугах у водоемов. В лесу встречается, но гнезд там не строит. Значит мы скоро выйдем из леса.



    У ч: Ну вот мы и дома. Вам понравилось путешествие?Чтобы не навредить природе, надо очень бережно к ней относится.

    Послушайте, как сказал об этом Я. Аким:

    Есть одна планета=сад

    В этом космосе холодном.


    Только здесь леса шумят

    Птиц скликая перелетных.

    Лишь на ней одной увидишь

    ландыши в траве зеленой,

    И стрекозы только тут

    В реку смотрят удивленно.

    Береги свою планету,

    Ведь другой на свете нету!


    Песня «Аист на крыше»

    Коьрта
    Контакты

        Главная страница


    Внеклассное мероприятие в 4 классе по теме: «Экологическая тропа»

    Скачать 120.5 Kb.