Скачать 191.71 Kb.


Дата12.02.2018
Размер191.71 Kb.
ТипУрок

Скачать 191.71 Kb.

Внутренние воды Южной Америки


Тема урока: Южная Америка. Путешествие по внутренним водам материка.



Автор: Смирнова Елена Михайловна

Учебное заведение: Муниципальное общеобразовательное учреждение

Берзихинская основная общеобразовательная школа

Шарьинского муниципального района Костромской области​ д. Берзиха

Предмет: география

Тема: внутренние воды Южной Америки

Класс: 7

Учебно-методическое обеспечение: Коринская В.А., Душина И.В., Щенев В.А. География материков и океанов 7 класс. Издательство: Дрофа 2014 г.

Время реализации занятия: 45 минут

Тип урока: изучение нового материала

Форма урока: урок-путешествие



Цель урока:

  • Формирование представления о внутренних водах Южной Америки.

Задачи урока.

Образовательная:



  • Познакомить учащихся с внутренними водами Южной Америки;

  • раскрыть особенности распределения рек по материку, режима питания, своеобразие течения;

  • раскрыть значение новых терминов и понятий;

  • показать возможности хозяйственного использования рек, озер.

Развивающая:

  • развивать познавательный интерес к предмету;

  • продолжить обучение методами географических исследований;

  • определять причинно-следственные связи на примере выявления

зависимости вод от рельефа и климата;

  • продолжить формирование умения составлять характеристику реки;

Воспитательная:

  • воспитание бережного отношения к природе;

  • формирование у школьников активной жизненной позиции по сохранению и преумножению богатства Земли.

Методы: репродуктивный, частично-поисковый, эвристический.

Форма работы: фронтальная, индивидуальная, работа в парах.

Оборудование: физическая карта Южной Америки, атласы и набор контурных карт для 7 класса, раздаточный материал для организации самостоятельной деятельности учащихся, видеотехника, мультимедийная презентация «Внутренние воды материка».
Ход урока

  1. Организационный момент.(5 мин)

Здравствуйте, ребята! Сегодня мы отправимся с вами в необычное путешествие, где вашим проводником буду я. Чтобы его провести, нам не надо будет выходить из кабинета. Оно будет виртуальным. С собой мы возьмём:

Путеводитель (атласы, контурные карты)

Дневник путешественника (напечатан каждому учащемуся).

Учитель: Чтобы начать наше виртуальное путешествие, мы должны отгадать пароль:

Как называется материк, по своим очертаниям напоминающий гроздь винограда?



Учащиеся: Южная Америка

Учитель: А вот по каким объектам природы пройдет наше путешествие, вы узнаете, прослушав этот текст: « Эти природные объекты играют важнейшую роль в жизни природы и человека. Они дают всему живому влагу.»

Ученики: По водным объектам

Учитель: Сделайте первые заметки в путеводных дневниках, запишите тему урока.

Здесь заканчивается текст первого слайда. Слайд № 2



Цель нашей экскурсии – познакомиться с внутренними водами Южной Америки, их особенностями, характером питания, режимом, значением.

Учитель: А что такое внутренние воды?

Ученик: Это реки, озера, водопады, болота, ледники, подземные воды, находящиеся на материке.

  1. Обьяснение нового материала (30 мин)

Учитель: Южную Америку называют материком рекордов. Здесь находится самая полноводная река, самый высокий водопад, самый красивый водопад, самое высокогорное озеро. А какие, мы узнаем сегодня на уроке.

Откройте ваши путеводители, атласы, пусть они лежат открытыми, чтоб не сбиться в пути. Внутренние воды зависят от многих компонентов природы, которые являются частью природного комплекса и сами влияют на них. Посмотрите внимательно на географическую карту, вспомните пройденный материал и ответьте на вопрос.



Учитель: Что вы можете сказать о внутренних водах материка?

Учащиеся: На материке много рек, есть болота, мало озер.

Учитель: Вот в путешествие по рекам мы сначала и отправимся с вами.

Учитель: Какие крупные реки протекают по материку?

Учитель: К бассейнам каких океанов относятся реки Южной Америки?

Учащиеся: Реки Южной Америки относятся к бассейнам Тихого и Атлантического океанов.
Учитель:  Почему все крупные реки текут в Атлантический океан?

Учащиеся: На западе находятся горы Анды, а на востоке равнины. Это главный водораздел рек и главная причина такого распределения речных  систем, (объяснение причинно-следственных связей).

Учитель: Какой рельеф преобладает на материке?

Ученик: Равнинный восток (Бразильское плоскогорье, Оринокская низменность, Гвианское плоскогорье, Ла-Платская низменность).

Учитель: Все крупные реки стекают с гор и плоскогорий. В верховьях они бурные, стремительные, порожистые. Стекая на равнины, становятся спокойными, с небольшим падением. К какому выводу мы пришли?

Ученик: Рельеф влияет на характер течения, направление течений, образование порогов и водопадов.

Учитель: Да, речная сеть густая, хорошо развита. Почему? Какой компонент природы определяет полноводность рек, режим, питание?

Ученики: На густоту речной сети повлиял влажный климат материка.



Ученики: Характер питания рек, режим определяет климат.

Здесь заканчивается текст второго слайда. Слайд №3

Учитель: Реки материка полноводны, имеют почти исключительно дождевое питание. Уровень воды зависит от сезона выпадения осадков.

Климат влияет на: полноводность, питание, режим, колебание уровня воды. Какую роль играют воды в жизни человека?

Ученики: Воды играют большую роль в жизни природы и человека. Они выравнивают рельеф, переносят частички пород, участвуют в круговороте воды. Человек использует их для рыбной ловли, как пути сообщения, в промышленности и в быту.

Учитель: Найдите на карте крупные реки Юж. Америки и покажите их на карте.

Здесь заканчивается текст третьего слайда. Слайд №4

Амазонка – «Крушитель лодок»

Парана – «Родственница океана».

Ориноко - «Река»

Реки наносим на контурные карты в дневнике путешественника.

У вас на столе в раздаточном материале есть описание рек. Прочитайте характеристики рек и соотнесите их с названиями.

Ученик: Амазонка – самая полноводная река в мире, вторая по длине после Нила (6 437км). Амазонка рождается в Перуанских Андах, вытекая под названием Мараньон. У Амазонки более 500 притоков. Её ширина в месте впадения в Атлантический океан около 350 км, а глубина до 90 метров. Во время океанических приливов волны высотой до 3-4 метров свободно заходят в реку. Страшный шум и грохот идет по реке, переворачиваются лодки, волны бьют о берег. Это явление – поророка. Река имеет исключительно дождевое питание и отличается сложным режимом. С октября по апрель разливаются правые притоки, а с марта по сентябрь левые. В переводе с индейского Амазонка – обозначает «крушитель лодок», что говорит о её характере, особенно в половодье. [3].

Здесь заканчивается текст четвертого слайда. Слайд №5

Ориноко.

Ученик: Эта река берёт начало на Ю-З Гвианского плоскогорья, на высоте более 1000 метров. На карте Ориноко кажется небольшой. Однако её длина 2740 км! А это немало! В переводе с индейского её название так и звучит – «Река», так как она судоходна на расстоянии 1500 км от устья, в тех местах, где равнинный рельеф.
Она имеет ярко выраженную сезонность режима. С приходом влажного экваториального воздуха и сезона дождей река разливается. В сухой период сильно мелеет. [3].

Здесь заканчивается текст пятого слайда. Слайд №6

Парана.  

Ученик: В переводе с индейского эта река – «Родственник океана» - названа так за свои большие размеры. Она берёт начало на южной окраине Бразильского плоскогорья. Река имеет сложный режим, который характеризуется бурным половодьем в период дождей, резким спадом в сухой сезон и паводками. Река судоходна, но только на протяжении 2500 км от устья, опять же из-за рельефа. [2].

Здесь заканчивается текст шестого слайда. Слайд №7

Учитель: Воды этих рек богаты живыми организмами.

Здесь заканчивается текст седьмого слайда. Слайд №8

В реках бассейна Амазонки видится до 2000 видов рыб. На поверхности можно увидеть речных дельфинов – боту, выпрыгивающих из воды и знаменитых рыб Амазонки – пираруку. Это гигантские красные рыбы, которые могут достигать 5-метровой длины и весить до 90 кг. Средняя пираруку весит 25 – 30 кг.



Здесь заканчивается текст восьмого слайда. Слайд №9

Учитель: Как вы думаете, какие самые опасные рыбы Южной Америки?– пираньи.. А почему они опасны?

Ученик: Мощные челюсти и острые зубы позволяют им, как бритвой, срезать кусок мяса. Индейцы Амазонки использовали их челюсти задолго до того, как европейцы привезли им ножницы. Рыбы эти очень опасны, агрессивны и молниеносно двигаются. Они всегда нападают стаей, привлечённые любым всплеском воды или почуяв кровь.

Здесь заканчивается текст девятого слайда. Слайд №10
Учитель: Но в реке есть обитатели, которые не боятся этих рыб. Это кайманы. Кто такие кайманы?

Учащиеся:  Это вид крокодилов.

Здесь заканчивается текст десятого слайда. Слайд №11
Учитель: В этих же водах обитает самая большая змея в мире. Как она называется?

Учащиеся:  Это удав анаконда (10-11 м). Здесь заканчивается текст одиннадцатого слайда. Слайд №12.
Учитель: На побережье пасется водосвинка капибари. Здесь заканчивается текст двенадцатого слайда. Слайд №13.
Много ещё можно рассказывать об обитателях этой необыкновенной реки. Здесь заканчивается текст тринадцатого слайда. Слайд №14. В тихих заводях реки растет удивительная кувшинка Виктория-регия. Здесь заканчивается текст четырнадцатого слайда. Слайд №15.
Учитель: В бассейне реки Ориноко, её притоке Карони, находится самый высокий водопад на Земле – Анхель – 1054м (Сальто Анхель или Прыжок Ангела). Находим водопад на картах.

Здесь заканчивается текст пятнадцатого слайда. Слайд №16.
Учитель: В руках у меня самолет. Это своеобразный символ водопада, Назван он по имени его первооткрывателя – американского лётчика – Джимми Анхель.
Водопад расположен в одном из самых глухих и труднодоступных мест Земли. Подступы к нему перекрыты труднопроходимыми джунглями. Туземцы считают их запретными.
Водопад был открыт случайно в 1935 году. Джимми Анхель отправился на поиски алмазных мест. Так, с высоты он увидел водопад. Алмазов он не нашёл, его самолёт потерпел крушение у подножия этого водопада, но лётчик остался жив.

Со ступенчатых уступов Бразильского плоскогорья низвергаются многочисленные водопады. К одному из них мы подходим. Особой известностью пользуется водопад Игуасу (Пасть дьявола). Игуасу ниспадает двумя главными каскадами (ступенями). Но всего водопадов в его системе 275.



Здесь заканчивается текст шестнадцатого слайда. Слайд №17.

Учитель:  Мы можем продолжить наше путешествие. Оно было бы неполным, если бы мы ничего  не узнали об озёрах этого материка. Посмотрите в путеводные карты, прежде, чем путешествовать дальше. Что вы можете сказать о наличии озёр на территории материка?

Учащиеся:  Озёр на материке мало.

Учитель:  Да, озёр очень мало. На карте дано 2-3 названия, а остальные не подписаны,  настолько они малы. У вас есть таблицы с названьями некоторых озёр. Давайте их рассмотрим. Назовите  самое глубокое озеро.
Учащиеся:  озеро Титикака.

Учитель:  А теперь мы можем посмотреть, как выглядит это озеро. Здесь заканчивается текст семнадцатого слайда. Слайд №18.
Название озера в переводе – «Оловянное поле», так как цвет его воды серебристо - серый. Как вы думаете, кто живет на берегах этого озера? Именно они дали название сначала острову у южного берега озера, а затем самому озеру. По берегам озера живёт племя – Уру. Уру – первые обитатели Анд – появились здесь около 7000 лет до нашей эры. Сейчас их сохранилось 1000 человек. На сушу они почти не выходят. Жизнь им обеспечивает тростник – тотора. Из него индейцы делают лодки, плоты, хижины, домашнюю утварь и ходят на охоту. Отправимся и мы с вами на охоту. Действия повторяйте за мной [4].

Здесь заканчивается текст восемнадцатого слайда. Слайд №19. Физминутка (2 мин) Жила-была семья индейцев. Мама кричала: «А-а-а…!» Папа кричал: «О-о-о…!» Маленький сынок кричал: «А-о, А-о …» Пошел папа на охоту. По дорожке топ-топ. По песочку (трем ладошки). По мосточку (хлопаем по груди) По болоту (по надутым щекам) Увидел папа крокодила и закричал: «О-о-о…. И побежал По болоту (щеки) По мосточку (грудь) По песочку (трем ладошки) По дорожке. Топ-топ.

Учитель: Вернемся к таблице. Найдите самое крупное по площади озеро.

Ученики: Маракайбо.

Здесь заканчивается текст девятнадцатого слайда. Слайд №20

Учитель: Лагунное озеро, похожее, скорее на залив в Карибском море.Оно находится на севере Южной Америки. Найдите и отметьте его на контурной карте.
Учитель: Наша экскурсия по рекам и озёрам Южной Америки заканчивается. Я хочу поблагодарить вас за внимание и помощь во время её проведения. Нам осталось закрыть окно виртуальной экскурсии. Но для этого надо нанести водные объекты на контурную карту (выполняют задание).
3. Проверка усвоения материала( 7 мин)

Здесь заканчивается текст двадцатого слайда. Слайд №21

Учитель: В дневнике находятся задание на «Самое-самое». Закончите предложения, выполните тестовые задания. Взаимопроверка. Оценивание.

Здесь заканчивается текст двадцать первого слайда. Слайд №22. Здесь заканчивается текст двадцать второго слайда Слайд №23. Здесь заканчивается текст двадцать третьего слайда Слайд №24

4. Домашнее задание:  

Используя п.43 учебника, конспекты урока, таблицы, дополнительную литературу и сведения, которые получили на уроках, составить рассказ об одной из рек материка (по выбору). А желающие могут поработать с чайнвордами.

Здесь заканчивается текст двадцать четвертого слайда. Слайд №2

 

Список использованных источников литературы:



1. Коринская В.А., Душина И.В., Щенев В.А. География материков и океанов 7 класс. Издательство: Дрофа 2014 г.

2.Смирнова Н.П., Шибанова А.А. По материкам и океанам. Книга для чтения по географии материков и океанов. М.: Просвещение 1988г.

3.Пивоварова Г.П., По страницам занимательной географии: книга для учащихся 6-8 классов, М.: Просвещение 1990 г.

3. Смирнова Т.А. Хрестоматия по географии материков и океанов. Пособие для учителя М.: Просвещение 1987 г.

ПРИЛОЖЕНИЕ
Чайнворд

«Внутренние воды Южной Америки»

1 вариант




1.
















А



























2.




А






























3.

А
























4.







А















5.
















А
























6.







А





















7.










А





















8.










А





















9.










А















1. Самое большое озеро-лагуна, которое находится на севере материка.

2. Великий, зелёный и ужасный обитатель вод Амазонки.

3. Водопад на Гвианском плоскогорье, высотой 1054 метра.

4. Самая многоводная река мира.

5. Высокогорное озеро.

6. Очень, очень длинный и в воде живёт.

7. Маленькие, но очень прожорливые рыбки, чьим зубам можно позавидовать.

8. Водопад на юге Бразильского плоскогорья.

9. Одна из крупнейших рек Южной Америки.

Чайнворд

«Внутренние воды Южной Америки»

2 вариант











1.










А
















2.
















А






















3.










А




























4.




А































5.

А

























6.







А






















7.










А
















8.
















А

























9.







А















1. Водопад на юге Бразильского плоскогорья.

2 . Самое большое озеро-лагуна, которое находится на севере материка.

3. Одна из крупнейших рек Южной Америки.

4. Великий, зелёный и ужасный обитатель вод Амазонки.

5 . Водопад на реке Ориноко, высотой 1054 метра.

6 . Самая многоводная река мира.

7. Маленькие, но очень прожорливые рыбки, чьим зубам можно позавидовать.

8. Высокогорное озеро.

9. Очень, очень длинный и в воде живёт.



Крупнейшие реки Южной Америки

Название

Длина, км

Площадь бассейна, тыс. км2

Притоки

Амазонка

6437

7180

Мадейра, Журуа, Пурус, Риу-Негру, Токантинс-Арагуал, Какета

Парана

4380

2663

Парагвай, Игуасу

Мадейра

4100

1360

Арипуанан, Маморе

Журуа

3280

224

Тарауака

Пурус

3200

365

Пауни, Акри

Токантинс

2850

770

Арагуая

Ориноко

2730

1086

Апуре

Сан-Франсиску

2800

600

Риу-Гранди

Крупнейшие озёра

Название

Площадь, км2

Глубина, м

Маракайбо

16300

250

Патус

10145

-------------

Титикака

8300

304

Лагоа-Мирим

2965

-------------

Поопо

2530

3

Рекорды Южной Америки:

  1. Самый влажный материк

  2. Самая большая низменность – Амазонская

  3. Самые протяжённые горы - Анды

  4. Самый красивый водопад – Игуасу

  5. Самый высокий водопад – Анхель

  6. Самая многоводная река – Амазонка

  7. Самое высокогорное озеро – Титикака

  8. Самая большая змея – Анаконда

  9. Самый крупный грызун – Капибари

  10. Самая крупная кувшинка – Виктория-Регия

Коьрта
Контакты

    Главная страница


Внутренние воды Южной Америки

Скачать 191.71 Kb.