• Оглавление
  • Введение
  • Глава 1. Из истории донаучной и научной психологии



  • страница1/6
    Дата24.08.2018
    Размер4.61 Mb.
    ТипУчебно-методическое пособие

    Военной академии материально-технического обеспечения ретроспективный обзор


      1   2   3   4   5   6

    ВОЕННЫЙ ИНСТИТУТ (ИНЖЕНЕРНО-ТЕХНИЧЕСКИЙ)

    ВОЕННОЙ АКАДЕМИИ МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОГО

    ОБЕСПЕЧЕНИЯ

    РЕТРОСПЕКТИВНЫЙ ОБЗОР

    ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ НАУКИ И ЕЕ

    ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЕННОЙ КОМПОНЕНТЫ

    Санкт-Петербург

    2013

    ВОЕННЫЙ ИНСТИТУТ (ИНЖЕНЕРНО-ТЕХНИЧЕСКИЙ)

    ВОЕННОЙ АКАДЕМИИ МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОГО

    ОБЕСПЕЧЕНИЯ
    РЕТРОСПЕКТИВНЫЙ ОБЗОР

    ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ НАУКИ И ЕЕ

    ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЕННОЙ КОМПОНЕНТЫ
    Утверждено Ученым советом института

    в качестве учебно-методического пособия

    Санкт-Петербург

    2013


    Ретроспективный обзор психологической науки и ее отечественной военной компоненты /Авторы-составители Пашкин С.Б., Минко Н.И. - СПб: ВИ(ИТ) ВАМТО, 2013.– 95 с.
    Учебно-методическое пособие рекомендовано для курсантов и студентов всех специальностей, изучающих курс «Психология и педагогика», и офицеров системы переподготовки по направлению «Психолог-педагог».

    В пособии рассмотрены в конспективной форме положения из донаучной и научной психологии (от античной психологии и до нашего времени). Наряду с историографией проблемы авторы-составители во второй части пособия в сжатом виде излагают историю развития военной психологии как отрасли психологической науки от ее зарождения до начала XXI в.

    Материал, изложенный в учебно-методическом пособии, может быть полезен также офицерам, занимающимся организацией воспитательной работы в курсантских подразделениях.
    Рецензенты:

    Заслуженный деятель науки РФ, доктор психологических наук, профессор В.А. Якунин (СПбГУ);

    кандидат психологических наук, доцент Ю.В. Макаров (РГПУ им. А.И. Герцена)
    Авторы благодарят Поддубного Е.П. за техническую помощь в оформлении данного учебно-методического пособия.

    © ВИ(ИТ), 2013


    Оглавление




    Введение 5

    Глава 1. Из истории донаучной и научной психологии 6

    Д. Толанд (1670-1722) 22

    Дж. Пристли (1733-1804) 23

    Д. Дидро (1713-1784) 24

    П. Гольбах (1723-1789) 25

    К. Гельвеций (1715-1771) 25

    О. Конт(1798-1857) 25

    Э. Дюркгейм (1858-1917) 25

    Г. Лебон (1841-1931) 25

    Л. Леви-Брюль (1857-1939) 26

    РУССКАЯ ПСИХОЛОГИЯ В XVIII-XIX ВЕКАХ 26

    М.В. Ломоносов (1711—1765) 26

    А.Н. Радищев (1749-1802) 26

    А.И. Герцен (1812-1870) 27

    Н.Г. Чернышевский (1828-1889) 27

    НЕМЕЦКАЯ ПСИХОЛОГИЯ В XVIII-XIX ВЕКАХ 28

    X. Вольф (1679-1754) 28

    И. Кант (1776-1804) 28

    И. Гербарт (1776-1841) 28

    В. Вундт (1832-1920) 28

    РАЗВИТИЕ ПСИХОЛОГИИ ВНУТРИ ЕСТЕСТВОЗНАНИЯ 29

    Ч. Дарвин (1809-1882) 29

    З. Экснер (1846-1926), Ф. Дондерс (1818-1889) 30

    И.М. Сеченов (1829-1905) 30

    ПСИХИАТРИЯ 30

    ЗАРУБЕЖНАЯ ПСИХОЛОГИЯ XX ВЕКА 31

    К. Роджерс (1902-1990) 33

    ОТЕЧЕСТВЕНННАЯ ПСИХОЛОГИЯ В XX СТОЛЕТИИ 34

    В.М. Бехтерев (1857-1927) 34

    И.П. Павлов (1849-1936) 34

    Глава 2. Краткий экскурс в историю военной психологии 55

    Заключение 72

    Приложение 1 73

    Список работ по истории психологии, рекомендуемых в качестве учебной литературы 73

    Приложение 2 77

    Краткий словарь терминов 77

    Литература 102




    Введение

    Вооруженные силы Российской Федерации переживают сложный период реформирования. Развитие армии и флота всегда обусловлено тенденциями развития самого общества.

    Проводя огромную работу по реформированию Вооруженных сил России, высшее политическое и военное руководство страны уделяет огромное внимание обеспечению надежной защиты сухопутных, морских и воздушных рубежей государства.

    Значительно возросла роль офицеров. Наряду со многими направлениями деятельности офицера как специалиста, руководителя центральным направлением деятельности военного инженера является работа с людьми, поскольку на поле боя побеждает не техника, а люди, которые управляют ею. Данное направление деятельности офицера весьма разнопланово. Оно включает в себя: руководство воинскими коллективами в дни мирной учёбы и в боевой обстановке, обучение и воспитание личного состава, подбор и расстановку кадров и многое другое. Однако для того, чтобы успешно решать эти задачи, офицер должен владеть определенной суммой психологических знаний. Путь к этому – глубокое и творческое овладение военной психологией.

    Интерес к «солдатской душе» выказывали многие видные полководцы, начиная с античных времен. О необходимости закалять дух воина говорил еще Александр Македонский. Большое внимание психологической готовности солдата к бою уделяли и русские полководцы А.В. Суворов и др.

    Исследования в области истории психологии показывают, что процесс развития военно-психологической мысли непосредственно связан со становлением военного дела, организацией войск, стратегией и тактикой боевых сражений.

    Знание исторических аспектов развития военной психологии является составной частью общепсихологической и теоретической подготовки военного инженера. Связь теории и истории психологии взаимная.

    При подготовке данного учебно-методического пособия авторами-составителями заимствованы подходы и материалы из опубликованных работ Барабанщикова А.В., Феденко Н.Ф., Платонова К.К., Караяни А.Г., Крысько В.Г.. Морозова А.В., Маклакова А.Г., Якунина В.А.


    Глава 1. Из истории донаучной и научной психологии

    Интерес к знаниям, которые мы сегодня относим к области психологии, возник давно. Поэтому мы с полным основанием можем заявить, что психология – древняя и совсем молодая наука. Ее существование как самостоятельной научной дисциплины насчитывает немногим более столетия, но можно с уверенностью сказать, что основная проблематика занимает человеческую мысль с тех самых пор, когда человек начал задумываться о тайнах окружающего его мира и познавать их.

    Давно стало очевидным фактом, что психология долгое время развивалась в рамках философии и ответ на вопрос о том, какая же из этих наук древнее, на самом деле не так однозначен, как это может показаться на первый взгляд. В свою очередь, выделение психологии в самостоятельную науку не могло означать полной автономии. Проблемы душевной жизни человека не могут разрабатываться вне представлений об отношениях материального и идеального, духовного и телесного, биологического и социального, субъективного и объективного, а это проблемы философского плана.

    На протяжении многих столетий психология оставалась областью описательных знаний. Объяснение природы психических явлений всегда было предметом острой борьбы между материализмом и идеализмом. Представители идеалистической философии рассматривали психику как нечто первичное, существующее самостоятельно, независимо от материи.

    В последние десятилетия наблюдается сближение и взаимодействие научных и религиозных подходов в области психологии и психотерапевтической практики – и это не случайно. Эти проблемы обсуждались на многих конференциях, в том числе и на последнем III психологическом съезде. В конце XX века в отечественной психологии появилось множество работ психологов, ориентированных на христианское мировоззрение (Т.А. Флоренской, Б.С. Братуся, И.В. Слободчикова, Е.И. Исаева, Б. Нечипорова, Ф.Е. Василюка и др.), а в начале XXI века их стало еще больше. Это работы Е.К. Веселовой, Е.Т. Смирновой, С.А. Черняевой, М.Н. Мироновой, В.Х. Манерова, М.Я. Дворецкой и многих других. В особом ряду стоит монография «Элементы православной психологии» Шеховцовой Л.Ф., Зенько Ю.М. – М.: Изд-во Московского Подворья Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, 2012. – 252 с. Ценность этой работы для всех, кто интересуется историей психологии, связана не только с ее содержательной стороной, но и с тем, что авторы дают широкую библиографию по психологии религии и религиозной психологии.

    Станет ли христианская психология полноправным новым направлением в психологии, покажет время. Тем не менее, налицо попытка психологов, ориентированных на христианское, православное мировоззрение, разработать и оформить психологию, не противоречащую богословским концепциям возникновения и назначения человека на земле как творения Бога.

    Конечно, в былые времена в СССР, когда господствовала коммунистическая идеология, официально это было не только невозможно, но и чревато судебным и политическим преследованием, тюремными сроками, а то и лишением жизни. Отметив тот факт, что идеалистический подход в объяснении природы психических явлений стал в современной России (ее православной части) активно развиваться, мы, тем не менее, утверждаем, что психику следует рассматривать как явление вторичное, производное от материи (диалектико-материалистический взгляд).

    Согласно теории отражения:

    1) психика – свойство мозга, его специфическая функция;

    2) психика – отражение объективной действительности;

    3) правильность отражения подтверждается практикой.

    Психическое отражение:

    - дает возможность правильно отражать окружающую действительность;

    - совершается в процессе активной деятельности личности;

    - углубляется и совершенствуется;

    - преломляется через индивидуальность;

    - носит опережающий характер.

    Психическое отражение обеспечивает целесообразность поведения и деятельности. В то же время сам психический образ формируется в процессе предметной деятельности.

    В любом случае на важнейшие вопросы «что такое душа?» или «что такое психика?» окончательного ответа нет. Мы тоже в пособии не пытаемся дать ответ на эти вопросы, но постараемся наиболее важные моменты в развитии ведущих психологических подходов в донаучной и научной психологии отметить и назвать.

    Этапы развития психологии

    Комментарии
    1-й этап. Первые представления о психике носили анимистический характер, наделявший каждый предмет душой. В одушевленности видели причину развития явлений и движения. Аристотель распространил понятие психического на все органические процессы, выделяя растительную, животную и разумную души.

    Позже сложились две противоположные точки зрения на психику – материалистическая (Демокрита) и идеалистическая (Платона). Демокрит считал, что психика, как и вся природа, материальна. Душа состоит из атомов, только более тонких, чем атомы, составляющие физические тела. Познание мира происходит через органы чувств. По мнению Платона, душа не имеет ничего общего с материей и в отличие от последней идеальна. Познание мира – это не взаимодействие психики с внешним миром, а воспоминание души о том, что она видела в идеальном мире до того, как попала в тело человека.



    2-й этап.
    В XVII в. были заложены методологические предпосылки научного понимания психики и сознания. Р. Декарт считал, что животные не обладают душой, и их поведение является рефлексом на воздействия извне. По его мнению, человек обладает сознанием и в процессе мышления устанавливает наличие у себя внутренней жизни. Д. Локк утверждал, что в разуме нет ничего, что не прошло бы через органы чувств, выдвинул принцип атомистического анализа сознания, согласно которому психические явления могут быть доведены до первичных, далее неразложимых элементов (ощущений) и на их основе сформированы через ассоциации более сложные образования.

    В XVII в. английские ученые Т. Гоббс, Д. Гартли развили детерми­нистское представление об ассоциациях, лежащих в основе функциони­рования психики, а французские исследователи П. Гольбах и К. Гельвеций разработали чрезвычайно важную идею о социальном опосредовании психики человека.



    3-й этап.
    Большую роль в выделении психологии как самостоятельной отрасли знаний сыграли разработка метода условных рефлексов в физиологии и практика лечения психических заболеваний, а также проведение экспериментальных исследований психики. В начале XX в. основатель бихевиоризма американский психолог Д. Уотсон указал на несостоятельность декарто-локковской концепции сознания и заявил, что психология должна отказаться от изучения сознания и должна со­средоточить свое внимание только на том, что доступно наблюдению, т.е. на поведении человека.

    4-й этап
    (современный). Для него характерно многообразие подходов к сущности психики, превращение психологии в многоотраслевую, прикладную область знаний, обслуживающую интересы практической деятельности человека.

    Российская психологическая наука придерживается диалектико-ма­териалистического взгляда на происхождение психики.



    АНТИЧНАЯ ПСИХОЛОГИЯ
    Милетская школа
    Первооснова мироздания


    • Фалес – вода.

    • Анаксимандр – апейрон.

    • Анаксимен — воздух.


    Гераклит Эфесский (530-470 гг. до н.э.)


    1. Огонь – первооснова мироздания.

    2. Путь огня вверх и вниз.

    3. Психея (душа) – влажно-воздушная форма огня.

    4. Психеям смерть – стать водою.

    5. Проявления души (чувства, разум, потребности).

    6. Всякое желание покупается ценою психеи.

    7. Принцип умеренности.


    Алкмеон (VI-V вв. до н.э.)


    1. Принцип нервизма.

    2. Нейропсихизм.

    3. Мозгоцентризм.

    4. Чувства (зрение, слух) и правило подобия.

    5. Динамика крови и активность организма.

    6. Здоровье — гармоничное сочетание элементов четырех стихий.

    7. Внешняя зависимость равновесия стихий в организме.


    Эмпедокл (490-430 гг. до н.э.)


    1. Пассивное и активное начала мироздания.

    2. Четыре стадии развития мира и живых существ.

    3. Соки (растений) и кровь – идеальные смеси четырех стихий.

    4. Биопсихизм.

    5. Сердцецентризм и роль крови в работе разных частей организма.

    6. Правило подобия и механизм истечения в чувственном восприятии.

    7. Теория цветового зрения.


    Гиппократ (460-377 гг. до н.э.)


    1. Четыре первоосновы мироздания.

    2. Организм человека – сочетание четырех стихий.

    3. Здоровье как результат гармонии четырех стихий в организме.

    4. Внешние причины различного сочетания четырех стихий в организме.

    5. Внутрителесные факторы активности человека.

    6. Четыре типа темперамента.


    Анаксагор (500-428 гг. до н.э.)


    1. Гомеомерии (семена) – пассивное первоначало мира.

    2. Нус – активное и упорядочивающее начало.

    3. Гилозоизм.

    4. Отличия человека от животных (наличие руки и разума).

    5. Принцип противоположности в чувственном восприятии.

    6. Производный характер разума от чувств.

    7. Возможность познания первооснов только разумом.


    Сократ (469-399 гг. до н.э.)


    1. Божественное происхождение мира и человека.

    2. Невозможность вмешательства человека в божественные дела.

    3. Принцип «Познай самого себя».

    4. Понимание как пробуждение (припоминание) врожденных идей.

    5. Приобретенные знания как основа управления собой (потребностями и др.).

    6. Принцип умеренности в удовлетворении потребностей.

    7. Основные отличия человека от животных.


    Демокрит (460-370 гг. до н.э.)


    1. Атомарное строение мира (атомы и пустота).

    2. Душа – воздухо-огненные атомы.

    3. Гилозоизм.

    4. Полицентризм в локализации души.

    5. Объективно-субъективная природа ощущений и теория истечения.

    6. Соотношение чувств и разума.

    7. Соотношение потребностей и познавательных способностей.

    8. Механизм подражания.


    Платон (427-347 гг. до н.э.)


    1. Мир идей как первичная реальность.

    2. Идея как нечто общее в вещах.

    3. Первичность и независимость идей относительно вещей.

    4. Иерархия идей. Мировые души Добра и Зла.

    5. Независимость души от тела и ее бессмертие.

    6. Погружение души в тело и ее трехуровневая локализация.

    7. Различие в преобладании какой-либо части души у отдельных людей, сословий и народов.

    8. Психологическая теория идеального государства.

    9. Акт припоминания душой врожденных идей как основная форма активности и познания.

    10. Теория перерождения душ.


    Аристотель (384-324 до н.э.)
    Вводная часть

    1. Аристотель-энциклопедист: «Александр Македонский древнегреческой науки».

    2. Изучение души есть дело естествоиспытателя.

    3. Важность изучения души для познания природы.

    4. Трактат «О душе» – первая в мире работа по психологии.

    5. Включение трактата «О душе» в сборник «Физика».


    Основы мироздания

    1. Учение о материи и форме.

    2. Душа как форма живого.

    3. Неотделимость материи от формы и души от тела.

    4. Несводимость души к веществу.

    5. Душа есть форма тела, но не есть оно само.


    Внешняя детерминация психики

    1. Механизм восприятия как процесс снятия формы с предмета без его вещественности.

    2. Выделение пяти видов чувств.

    3. Учение об общем чувствилище как переходном мостике от чувств к разуму.

    4. Ассоциации – механизм работы общего чувствилища.

    5. Мышление есть форма чувственных форм – форма форм.

    6. Существование мирового надиндивидуального разума – Нуса.


    Внутрителесная детерминация психики

    1. Природа воли (стремлений) — единство потребностей – образа вещей и действия.

    2. Эмоции (удовольствие-неудовольствие) как оценка полезности или вредности вещей, телесные проявления эмоций.

    3. Кровь и ее состояния как фактор общей активности организма и гуморальная основа темперамента:

    • легкая кровь – сангвиник,

    • теплая кровь – холерик,

    • жидкая кровь – холерик,

    • тяжелая кровь – меланхолик.

    1. Локализация души в сердце.

    2. Мозг как охлаждающий резервуар для крови.

    Способности души

    1. Учение о трех способностях души:

    • разумные,

    • животные,

    • растительные.

    1. Развитие психики в филогенезе и онтогенезе как процесс преобразования низших способностей души в высшие.


    Стоицизм (4-3 в. до н.э. – 5-6 в. н.э.)
    Общие представления стоиков

    1. Эволюция взглядов стоиков.

    2. Фатализм как общая идея стоиков.

    3. Идея приспособления человека к познанным законам природы.

    4. Материя (земля, вода) и пневма (воздухо-огненная смесь) как основы мироздания.

    5. Развитие пневмы и мира.

    6. Душа – это пневма («творческий огонь») в разных ее состояниях и проявлениях.

    7. Гилозоизм стоиков.


    Строение души

    1. Восемь способностей души:

    • гегемоникон как чистая доска,

    • речь,

    • 5 видов чувств как отдельные способности,

    • вегетативные способности.

    1. Каталептические представления и фантазмы.

    2. Ассоциации как механизм работы гегемоникона.

    3. Природа аффектов – результат неадекватных представлений о мире, о своем прошлом, настоящем и будущем.

    4. Идеал стоиков – преодоление страхов, тревог и страданий.

    5. Мораль стоиков: покорность, смирение, послушание, отказ от борьбы и преобразования мира.


    Александрийские врачи Эразистрат, Герофилл

    (III—II вв. до н.э.)
    Эмпирическая база открытий

    1. Анатомирование трупов животных и людей с целью изучения строения нервной системы и головного мозга.

    2. Изучение черепно-мозговых травм у воинов.

    3. Наблюдение за душевнобольными людьми с явными нарушениями психики.

    4. Проведение опытов по удалению различных участков головного мозга у преступников, приговоренных к смертной казни.

    Основные достижения

    1. Опытное обоснование принципа нервизма.

    2. Открытие внутримозговой локализации психических функций.

    3. Обнаружение чувствительных и двигательных нервов.

    4. Описание физиологического механизма протекания психических процессов – движение эфироподобной пневмы по нервам и головному мозгу.


    Эпикур (IV—III в. до н.э.)
    Атомизм Эпикура

    1. Основа мироздания – атомы и пустота.

    2. Душа — это воздухо-огненные атомы, приводящие тела в движение, а то, что приводит в движение, само не может быть пустотой.

    3. Активность души определяется соотношением воздушно-огненных атомов.

    4. Сужение границ психического: душа начинается с ощущений и восприятий, вызываемых внешними телами.

    5. Теория истечений: качество ощущений определяется свойствами атомов – их формой, величиной, весом и движением.

    6. Врожденных идей нет, все они вырастают из чувств и производных от них частных и общих представлений.

    7. Неотделимость души от тела: без атомов души тело разрушается, а душа без тела рассеивается.

    8. Естественное происхождение языка.

    9. Природа сновидений.


    Этика Эпикура

    1. Природа эмоций – результат связи свойств атомов и удовлетворения (наслаждения) или неудовлетворения (страдания) потребностей.

    2. Человек в жизни должен стремиться к избавлению от страданий и получению удовольствия и наслаждения.

    3. Наслаждение – это состояние душевного покоя и равновесия, психологического комфорта, отсутствие страхов и тревог.

    4. Состояние наслаждения и удовольствия обеспечивается адекватным обозрением своего прошлого, настоящего и будущего.

    5. Человек живет в системе событий трех форм – необходимых, случайных и ему подвластных.

    6. Подвластной человеку областью является его собственный внутренний мир и поведение, которыми он и должен управлять.

    7. Управление собою состоит в преодолении страхов и тревог и в обретении счастья, покоя и наслаждений.

    8. Философия и ее назначение состоит в указании путей обретения счастья, покоя и наслаждения.



    Тит Лукреций Кар (99-45 гг. до н.э.)
    О душе и ее проявлениях

    1. Душа – воздухо-огненные атомы.

    2. Разделение души на «аниму» и «анимус»:

    • анима – атомы, рассеянные по всему телу и отвечающие за растительные функции,

    • анимус – атомы, сосредоточенные в груди и отвечающие за чувства и разум.

    1. Теория истечений и догадка о порогах чувствительности.

    2. Мышление – перестройка чувственных впечатлений.

    3. Эмоции определяются свойствами атомов и удовлетворением или неудовлетворением потребностей.

    4. Естественное происхождение языка.

    5. Природа сновидений.

    6. Стремление к счастью и наслаждению путем устранения причин страхов и тревог.

    7. Страх заставил людей создать себе богов.

      1   2   3   4   5   6

    Коьрта
    Контакты

        Главная страница


    Военной академии материально-технического обеспечения ретроспективный обзор