• Волго-Вятский экономический район Выполнили
  • Волго-Вятский район на карте РФ
  • Природные условия и ресурсы
  • Топливно – энергетический комплекс
  • Машиностроительный комплекс
  • Леснопромышленный комплекс

  • Скачать 210.92 Kb.


    Дата28.08.2018
    Размер210.92 Kb.

    Скачать 210.92 Kb.

    Волго-Вятский экономический район



    Федеральное агентство по образованию

    ТОМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ (ТГУ)

    Геолого-географический факультет

    Кафедра краеведения и туризма



    Волго-Вятский экономический район

    Выполнили:

    студентки 266гр.

    Пастухова Я.И

    Тюркина Д.И


    Томск 2010

    Экономико-географическое положение

    S=265, 4 тыс. км2 или 1,5% территории России.

    Волго-Вятский экономический район расположен в центральной части европейской территории России, в бассейнах рек Волги и Вятки. Район с юго-запада на северо-восток вытянулся почти на 1000 км. Граничит: на востоке с Уральским эк.р. на юго-востоке с Поволжским эк.р. на западе с Центральным эк.р. и на севере с Северным эк. районом.

    В состав района входят: Республика Марий Эл, Республика Мордовия, Чувашская Республика, Кировская и Нижегородская области.





    Волго-Вятский район на карте РФ

    В настоящее время это индустриально-аграрный район. В нем представлены трудоемкие и наукоемкие отрасли машиностроения, обеспеченные квалифицированными кадрами, материалоемкие отрасли лесной промышленности. Важное значение имеет обеспеченность района минерально-сырьевыми ресурсами. Промышленное значение имеют ресурсы фосфоритов.

    Известен Волго-Вятский район и залежами торфа. Из топливных ресурсов район располагает также запасами горючих сланцев, разработка которых в настоящее время не ведется.

    Территория района признана высокоперспективной по запасам нефти, газа и кимберлита.

    Район имеет достаточно крупные ресурсы сырья для производства строительных материалов: гипс, глины, доломиты, цементное сырье, стекольные пески, строительный камень. К важнейшим природным богатствам района относят лесные ресурсы. Также Волго-Вятский экономический район выделяется среди европейских экономических районов обеспеченностью водными ресурсами. Главным источником является Волга с ее притоками. Немаловажное значение имеют запасы подземных вод, которыми богат район.

    Сельское хозяйство здесь типичное для Нечерноземья. Для него характерна многоотраслевая структура при относительно большой доле молочно-мясного животноводства. Издавна этот край знаменит кустарными промыслами – хохломской росписью по дереву, металлическими изделиями Павлова и др.

    Численность населения региона составляет 8,4 млн. чел., или 5,7% численности населения Российской Федерации. Средняя плотность населения 31,7 чел. на 1 км2 , но территория заселена неравномерно: Правобережье почти в 3 раза плотнее, чем Заволжье. Индустриализация региона и высокий отток населения из сельской местности способствовали урбанизации населения.

    Эколого-географическое положение не очень благоприятное, так как на территории района развивается химические, машиностроительные, лесопромышленный и др. комплексы которые загрязняют воздух и воду.

    Волго-Вятский регион располагает всеми видами транспорта — железнодорожным, речным, автомобильным, трубопроводным, воздушным. Бедность Волго-Вятского региона минерально-сырьевыми и топливными ресурсами определяет особенности транспортно-экономических связей. В структуре грузоперевозок значительный удельный вес занимают топливо, особенно уголь, а также черные металлы и сырье для химической промышленности. Географическое положение Волго-Вятского района на Волжской магистрали с ее разветвленными судоходными притоками (Ока, Вятка и др.) создает благоприятные условия для развития речного транспорта.

    Удобное географическое положение, устойчивые транспортные связи, наличие строительных площадок, пригодных для размещения новых промышленных объектов, высококвалифицированных кадров, создают благоприятные предпосылки для наращивания экономического потенциала региона.




    Природные условия и ресурсы

    Рельеф территории района представлен холмисто-увалистой равниной с ярко выраженными ледниковыми формами, территория расчленена многочисленными речками в заволжской части, а на юге балками и оврагами. Сложный рельеф затрудняет развитие сельского хозяйства и строительства.

    Климат района — континентальный. Континентальность нарастает с юго-запада на северо-восток. Средняя температура января колеблется от -11°С до -16°С, а июля — от 17°С до 19,5°С. Годовое количество осадков убывает с запада на восток с 600 мм до 350 мм в год. Продолжительность безморозного периода от 190 до 140 дней. Южная часть района подвержена влиянию засухи, а северная избыточно увлажнена и заболочена.

    Почвы преимущественно подзолистые, а в заболоченных районах представлены торфяниками, поэтому требуют внесения органических и минеральных удобрений и проведения мелиоративных работ. В поймах рек почвы плодородные аллювиальные, занятые разнотравными лугами, которые служат кормовой базой для развития животноводства. Южнее Волги преобладают плодородные серые лесные почвы и деградированные выщелоченные черноземы.

    Район с юго-запада на северо-восток вытянулся почти на 1000 км и находится в различных природных зонах. Большая часть его территории лежит в пределах лесной зоны, а юг — в лесостепной. Леса покрывают почти половину площади района.

    Среди многообразия факторов, влияющих на экономическое развитие региона, немаловажное значение имеет обеспеченность его минерально-сырьевыми ресурсами. По запасам полезных ископаемых и их многообразию Волго-Вятский экономический район значительно уступает большинству экономических районов России. Среди полезных ископаемых промышленное значение имеют ресурсы фосфоритов Вятско-Камского месторождения Кировской области.

    Балансовые запасы их превышают 2 млрд. т, что составляет более 20% общероссийских запасов. Около 60% запасов фосфоритов относится к числу лучших. Неглубокое залегание пластов (от 3 до 30 м) позволяет вести разработку сырья открытым способом с низкой себестоимостью добычи. Однако поскольку рудник расположен в самой холодной, суровой и многоснежной части Кировской области, добыча руд носит сезонный характер.

    Известен Волго-Вятский район и залежами торфа. Геологические запасы его оцениваются почти в 2,0 млрд. (1,3% всех запасов России). Более половины всех запасов составляет торф с повышенной теплотворной способностью, использующийся в качестве топлива. Широкое применение находит торф в сельском хозяйстве. Большая часть запасов торфа приходится на Кировскую область. Его запасы имеются также в Нижегородской области и

    Республике Марий Эл. Из топливных ресурсов район располагает также запасами горючих сланцев, разработка которых в настоящее время не ведется.

    Территория района признана высокоперспективной по запасам нефти, газа и кимберлита.

    Район имеет достаточно крупные ресурсы сырья для производства строительных материалов: гипс, глины, доломиты, цементное сырье, стекольные пески, строительный камень. На долю Волго-Вятского района приходится свыше 9% запасов гипса России.

    Важное значение для развития промышленности строительных материалов имеют значительные ресурсы цементного сырья. Запасы их сконцентрированы в Мордовии и Кировской области. Среди месторождений большими промышленными запасами мергельно-меловых пород выделяется Алексеевское (Республика

    Мордовия). К важнейшим природным богатствам района относят лесные ресурсы с запасами древесины 1,3 млрд. м3, что составляет около 2% всех запасов древесины Российской Федерации. Лес покрывает почти половину территории

    Волго-Вятского экономического района. 80% покрытой лесом площади занимает эксплуатационный лес, 4/5 запасов древесины приходится на Кировскую область и север Нижегородской. В видовом составе лесов преобладают хвойные породы: ель, сосна, пихта; из мелколиственных — береза, осина, ива; на юге района представлены липа и дуб. В процессе длительной эксплуатации лесосырьевые ресурсы района, особенно хвойных пород, значительно истощены и вывозка древесины из района сокращается. Важным резервом являются лиственные породы деревьев, пока еще слабо разрабатываемые в районе. Поэтому одними из главных задач являются рационализация эксплуатации лесных богатств и развитие глубокой переработки древесины.

    Волго-Вятский экономический район выделяется среди европейских экономических районов обеспеченностью водными ресурсами.

    Поверхностных водных источников достаточно для удовлетворения потребности хозяйства и населения. Главным источником является Волга с ее притоками. Немаловажное значение имеют запасы подземных вод, которыми богат район. Несмотря на высокую обеспеченность водными ресурсами в целом по району, условия водоснабжения в нем существенно отличаются даже в пределах небольшой территории. Недостаток воды ощущается в пунктах, расположенных в верховьях малых рек или на водоразделах. В последнее время возрастание водного дефицита обусловливается не только ограниченностью запасов поверхностных вод, но и их загрязнением, а также загрязнением подземных вод промышленными стоками и неочищенными стоками сельскохозяйственных объектов.



    Население

    Численность населения региона составляет 8,4 млн. чел., или 5,7% численности населения Российской Федерации. За период экономических реформ численность населения региона сократилась на 36 тыс. чел., что объясняется отрицательными показателями естественного прироста и миграционными потоками в другие регионы страны. Средняя плотность населения 31,7 чел. на 1 км2, что почти в 4 раза превышает среднюю заселенность России. Однако территория заселена неравномерно. Так, плотность населения Чувашской Республики составляет 74,4 чел. на 1 км2, а в Кировской области — 13,5 чел. на 1 км2.

    Индустриализация региона и высокий отток населения из сельской местности способствовали урбанизации населения. 70,1% населения региона проживает в городах. Наиболее высокий уровень городского населения в Нижегородской (77,9%) и Кировской (70,4%) областях. Менее урбанизированы республики

    Мордовия, Марий Эл, Чувашская; в них на долю городского населения приходится 58,3; 62,6 и 60,6% соответственно. Основная часть городского населения проживает в 8 городах региона. Крупнейшую городскую агломерацию страны представляет Нижегородская, включающая Нижний Новгород и города - спутники, прилегающие к нему: Дзержинск, Бор, Кстово и другие, а также тяготеющие к нему поселки городского типа. Тенденция концентрации населения в немногочисленных точках региона при обезлюдении основной территории получила здесь широкое распространение. Воспроизводство населения в регионе в последние годы осуществлялось замедленными темпами. Многие показатели демографической ситуации (половозрастной состав, брачность, рождаемость, смертность, естественный прирост) свидетельствуют об отрицательных тенденциях в развитии демографических процессов. Отток населения из сельской местности, особенно молодежи, крайне осложнил демографическую ситуацию на селе. Показатели естественной убыли на 1,1%0 пункта превышают средние по стране и составляют —6,4%о в районе против —5,1%0 в стране.

    Отрицательный прирост населения характерен для всех административно- территориальных единиц, однако показатели выше среднерайонного отмечаются в Нижегородской и Кировской областях.

    Население региона многонационально. Большую часть его представляют русские (95% жителей Нижегородской и 90% Кировской областей, 61% в Мордовии, 48 в Марий-Эл и лишь 27% в Чувашии), из других национальностей преобладают чуваши (11%), мордва (4,4%), марийцы (4,5%) а также татары (2,7%), расселившиеся по всей территории района. Пестрота национального состава обусловила существенные различия в быте и навыках жителей отдельных местностей района, особенно сельских.

    К числу важнейших предпосылок развития и размещения производительных сил относится обеспеченность региона трудовыми ресурсами. В течение длительного времени регион относился к районам, имеющим избыток трудовых ресурсов, и служил источником для пополнения трудовыми ресурсами других регионов страны. Однако отнесение Волго-Вятского региона к трудоизбыточным в настоящее время следует пересмотреть. Численность экономически активного населения в районе за 1992— 1996 гг. снизилась на 203,1 тыс. чел., или на 4,6% и составила 4 063,6 тыс. чел., а занятых в экономике уменьшилась на 8,6%, что связано с дальнейшим сокращением работающих в сфере материального производства. Уровень безработных возрос за этот же период с 5,3 до 9,3%.

    Трудоспособное население составляет 4,0 млн. чел., из них в общественном производстве занято 90,7%, в том числе в материальном производстве занято

    69,6%, в непроизводственной сфере — 30,4%. В связи с развитием рыночных отношений, банкротством нерентабельных предприятий, сокращением рабочих мест возрастает удельный вес безработных, особенно в малых и средних городах с моноотраслевой структурой хозяйства. Поэтому в этих городах необходимо широкое развитие малого бизнеса, непроизводственной сферы, что способствовало бы дополнительному привлечению рабочей силы и смягчению уровня безработицы и социальной напряженности в регионе.

    Специализация района.

    Ведущая отрасль хозяйства Волго - Вятского района – промышленность. В ее составе резко выделяется машиностроительный комплекс, в первую очередь определяющий специализацию района в системе территориального разделения труда. Межрайонные функции выполняют также лесопромышленный и химический комплексы. ТЭК, строительный и АПК имеют внутрирайонное значение. Основу межотраслевых комплексов составляют следующие ЭРЦ: машиностроительный, лесохимический, нефтеэнерго - химический, горно - химический, текстильно (кожевенно) – промышленный, индустриально- строительный, индустриально- аграрный.

    В отраслевой структуре промышленности ведущее место занимают машиностроение и металлообработка- 41% от объема промышленной продукции. Далее:

    Электроэнергетика (14%)

    Пищевая (12%)

    Химическая и нефтехимическая(11%)

    Лесная, деревообрабатывающая и ЦБ (6%)

    Черная металлургия (3%)



    Топливно – энергетический комплекс базируется в основном на привозном угле, природном газе, поступающем из других районов, и местном мазуте. Топливно - энергетический баланс района остродефицитен, и это ограничивает развитие в нем энергоемкий производств. Основную часть электроэнергии дают тепловые электростанции сравнительно небольшой мощности (крупнейшая ТЭЦ – «Чебоксарская – 2» мощность – 460МВт)

    На Волге две крупные ГЭС: Горьковская (520МВт) и Чебоксарская (1379МВт) Район не удовлетворяет собственных нужд в электроэнергии поэтому недостающее количество поступает из ОЭС Центра, Поволжья и Северо – Запада.



    Машиностроительный комплекс, формировавший долгое время, отличает сложная структура, высокая концентрация производства, развитые связи по кооперации. Ведущие его отрасли: транспортное машиностроение, электротехника и приборостроение.

    Судостроение - одна из старейших и традиционных отраслей в районе. Его крупнейшее предприятие «Красное Сормово» в Нижнем Новгороде, основанное в середине ХIХ в. В настоящее время он выпускает суда различного класса – от теплоходов типа «река - море», пассажирских лайнеров, судов на подводных крыльях до ледоколов и мощных морских железнодорожных паромов. Судостроительные и судоремонтные заводы сосредоточены в основном в Нижегородской обл. на р. Оке( Навашино) и на Волге ( Чкаловск, Городец) . Развитое судостроение обслуживают смежные производства: нижегородский завод «Двигатель революции»( сейчас АООТ «РУМО) выпускает мощные судовые дизели, завод «Теплоход» в г.Боре – судовое оборудование, портовые краны. Комплекс судостроительных, судоремонтных и обслуживающих их предприятий в районе – один из крупнейших в стране.

    Автомобилестроение возглавляет Горьковский автозавод (ГАЗ), построенный в 1932г. Он выпускает грузовые автомобили малой и средней грузоподъемности, легковые автомобили среднего класса « Волга» и микроавтобусы. На его базе создано несколько автомобильных заводов: в Павловске (автобусы), Заволжье (гусеничные тягачи), Шумерле в Чувашии (автофургоны) Саранске (автосамосвалы).

    Транспортное машиностроение дополняется крупным авиационным заводом «Сокол» в Нижнем Новгороде, на котором производят истребители МиГ – 29 и МиГ – 31, легкие самолеты. Также есть и другие предприятия авиационной промышленности, производящие комплектующие детали в Нижнем Новгороде. Павлове, Кирове, Кирово – Чепецке.

    Важные составные части машиностроительного комплекса района - электротехническая промышленность и приборостроение. Электротехника наиболее развита в Мордовии и Чувашии, где выделяются Чебоксарский электроаппаратный завод, саранский завод «Электровыпрямитель» и электротехнические заводы ОАО «ЛИСМА» в Рузаевке и Ардатовском районе. Здесь же расположены и заводы кабельных изделий. В Мордовии сформировалось мощное электроламповое производство ( ОАО «ЛИСМА» и «Саранский электроламповый завод»). Центрами приборостроениястали также Йошкар – Ола ( завод «Электроавтоматика»), Чебоксары ( заводы электроизмерительных и электроисполнительных приборов и др.) и Саранск (ОАО «Саранский приборостроительный завод»). Промышленность средств связи представлена АО «Лайме» в Саранске.

    Приборостроение и электронная промышленность размещены главным образом в крупнейших городах района: Нижнем Новгороде (выделяются радиопромышленность), Арзамасе, Правдинске, Чебоксарах, Йошкар – Оле. В Нижнем Новгороде на заводе «Зефс» производят фрезерные станки. Также по размерам и значению выделяют завод автоматических линий для листовой штамповки в Рузаевке и группа инструментальных заводов в Павловске. В Нижегородской обл. и Мордовии развита медико- инструментальная отрасль. В районе производят также технологическое оборудование для химической ( Дзержинск, Рузаевка) и пищевой (Нижний Новгород, новый комплекс в Волжске) промышленности, дробильно- размолочное оборудование, а также тракторостроение ( Выкса).

    Машиностроительный комплекс работает в основном на привозном металле. Частично его потребности удовлетворяет собственная металлургия. Постепенно на всех заводах было ликвидировано доменное производство, и они изменили свой профиль. В настоящее время черная металлургия представлена предельными заводами в Выксе, Нижнем Новгороде, Кулебаказ, Омутнинске, Песковским чугунолитейным, Саранским литейным заводам «Центролит» малой металлургией на крупных машиностроительных предприятиях («Красное Сормово», «Красная Этна»), а также трубным заводам в г. Боре.

    Химический комплекс включает совокупность производств нейте – энергохимического и горно - химического ЭПЦ. Его развитию способствует выгодное экономико – географическое положение района, наличие значительных водных ресурсов, местное потребление химической продукции, особенно в машиностроение. Нефтеэнергохимический цикл не имеет начальной стадии: нефть поступает из Сибири и Поволжья. Средняя стадия – нефтепереработка – размещена в Кстово (АО «НОРСИ»). Конечная стадия цикла сосредоточена в Дзержинске (четыре крупных завода). Резинотехническое производство тесно связано с автостроением и представлено Кировским шинным заводом и предприятиями в Саранске и Чебоксарах. Саранск стал также центром химико- фармацевтической отрасли ( АООТ «Биохимик»). В Вурнарах (Чувашия).

    Горно - химический цикл «разорван» технологически и территориально. Добыча верхнекамских фосфоритов (Рудничный) формирует начальную стадию цикла, однако в пределах района их перерабатывают только на фосфоритную муку. Производство продуктов основной химии – мин. удобрений, неорганических кислот, каустической соды – развивается на привозном сырье.



    Леснопромышленный комплекс – один из ведущих в структуре хозяйства района – базируется на собственных лесных ресурсах, имеет квалифицированные кадры. Его основа – лесоэнергетический цикл, представленный достаточно полно. Заготовки леса ведут главным образом в Кировской и Нижегородской областях. Предприятия по механической обработке древесины тяготеют к районам лесозаготовок. Мебельные предприятия имеются в Нижегородской и Кировской областях, а также в республиках, особенно в Чувашии. НА изготовлении лыж специализированны нововятский и ветлужский комбинаты, музыкальные инструменты выпускают предприятия Кирова и Шумерли. Развито производство целлюлозы, бумаги, картона и разнообразных продуктов лесохимии. ПО выпуску бумаги район – третий в стране. В Балахне работает целлюлозно – картонный комбинат, в Волжске и Правдинске – целлюлозно-бумажные комбинаты. Лесохимические предприятия размещены в основном в Нижегородской области. В Кировской области работает моломский завод. Развивается биохимия, использующая в качестве сырья отходы лесной и деревообрабатывающей промышленности. Кировский биохимический завод – одно из ведущих предприятий отрасли – выпускает кормовые дрожжи. Кормовые добавки производит также гидролизно – дрожжевой завод в Волжске.

    Строительный комплекс развит в районе непропорционально, хотя имеющиеся здесь месторождения гипса и другого минерально – строительного сырья создают для него определенную базу. Предприятия по производству стройматериалов размещены в основном в пределах Нижегородской области и Мордовии (АООТ «Мордовцемент» в Чамзинском районе). Стекольный завод в г. Боре, выпускающий техническое и оконное стекло, обеспечивает местные потребности и поставляет свою продукцию другим районам.

    Легкая промышленная. Ее основное центры – Нижний, Киров, Чебоксары, Богородск, Слободской. Текстильно (кожевенно) - промышленный цикл здесь имеет структуру такую, что кожевенный цикл здесь развит более, чем текстильная. Кожевенно-обувное и овчино – шубное производства связаны с давней специализацией сельского хозяйства и развитием в районе деревенских кожевенных промыслов. Сложились два «гнезда» кожевенного производства: в Богородске вблизи Нижнего Новгорода и и Киров – Слободском. Богородск выделяется многочисленными кожевенными заводами. Слободской специализирован на меховом и овчинно- шубном производстве. В Кирове имеется крупный кожевенно – обувной комбинат. В Богородске, Кирове, Йошкар – Оле производят также искусственную кожу, часть которой используют в автомобильной промышленности.

    Текстильная промышленность вначале развивалась на местном сырье – льне и конопле. Здесь действуют пенько- и льнозаводы, вырабатывающие волокнистое сырье, канатно- шпагатные фабрики ( Горбатов, Саранск) имеется производство льняных тканей (Нижегородский льнокомбинат). Хлопок производят на крупнейшем предприятии района – Чебоксарском хлопчатобумажном комбинате. Другой комбинат в Цивильске.

    Особое место занимают трудоемкие художественные деревянные промыслы. Широкой известностью пользуются яркие, расписанные киноварью и золотом деревянные изделия Семеновского ХПО «Хохломская роспись», вятские поделки из капана (наплыв на стволах, ветвях и корнях деревьев), деревянные игрушки, производимые в Кирове, изделия из бересты народного художественного промысла « Полен» в республике Марий Эл.

    Агропромышленный комплекс района по своей специализации типичен для нечерноземной зоны России. Сельскохозяйственные угодия занимают 40% территории района, из них ¾ - пашня, ¼ луга и пастбища. Распаханность земель Правобережья вдвое выше, чем Заволжья. Пахотные массивы, как и во всей Нечерноземной полосе, мозаичны, пестры: в северной части они перемежаются с лесами и болотами, в южной изрезаны оврагами.

    Структуре посевных площадей близка к среднероссийской: на зерновые приходится 50%, на кормовые - 43%, на картофель и овощи - 6%. Незначительна доля технических культур (менее 1%). Земледелие специализируется в основном на производстве фуражного и продовольственного зерна, картофеля, некоторых технических культур. Овощеводство развито в пригородных зонах крупных городов и по долинам рек Волги и Камы. Как и в РФ в целом, более 80% картофеля и овощей выращивают в личных хозяйствах.

    Для выпаса скота используют разнотравные луга на пойменных землях и лесных полянах. На этой базе развивается животноводство. Его доля в валом объеме продукции сельского хозяйства более 55%. Поголовья крупного рогатого скота составляет 2, 2 млн голов, свиней – 1, 2 млн, овец и коз – 660 тыс. В Заволжье вблизи городов организовано животноводство молочно- мясного направления, а в Правобережье – мясо – молочного, сочетающегося со свиноводством. В Мордовии и Чувашии издавна занимаются пчеловодством. Основные сельскохозяйственные территории АПК: 1) сильно распаханная часть Правобережья Волги и Вятки; здесь преобладают посевы зерновых культур, картофеля, конопли, махорки, хмеля, развиты садоводство, пчеловодство; 2) менее распаханное Заволжье с льно – молочной специализацией хозяйства; 3) северная часть района, незначительно распаханная с отдельными очагами сельскохозяйственного производства; 4) пригородные зоны овоще - молочного хозяйства, крупнейшая из них размещена вокруг Нижегородского промышленного узла.

    Пищевая промышленность не имеет в районе крупной сырьевой базы и, следовательно, в какой- то мере зависит от привозного сырья. Большую часть ее продукции вырабатывают предприятия Нижегородской и Кировской областей. Издавна развито мукомольное производство.
    Транспорт Волго – вятского района.

    Волго-Вятский регион располагает всеми видами транспорта — железнодорожным, речным, автомобильным, трубопроводным, воздушным.

    Наибольшее значение имеет железнодорожный транспорт, на долю которого приходится свыше 2/3 всех межрайонных перевозок. Бедность Волго-Вятского региона минерально-сырьевыми и топливными ресурсами определяет особенности транспортно-экономических связей. В структуре грузоперевозок значительный удельный вес занимают топливо, особенно уголь, а также черные металлы и сырье для химической промышленности. На внутрирегиональные связи приходится около 20% всех грузов, перевозимых железнодорожным транспортом. За пределы региона вывозятся: древесина, нефтепродукты, разнообразная продукция машиностроения, цемент. Во внутрирегиональных перевозках преобладают древесина и строительные материалы. Система широтных железнодорожных магистралей, представленная в регионе, обеспечивает интенсивно растущий транспортно-экономический обмен между восточными и западными регионами.

    России. Наиболее тесные связи Волго-Вятский регион имеет с Центральным, Поволжским, Уральским районами России.

    Географическое положение Волго-Вятского района на Волжской магистрали с ее разветвленными судоходными притоками (Ока, Вятка и др.) создает благоприятные условия для развития речного транспорта и тесного его взаимодействия с железнодорожным. Нижегородский водно - транспортный узел является по речному грузообороту крупнейшим в России. С реки на железную дорогу ведется перегрузка угля, соли, металла, хлебных грузов, цемента, строительных материалов, поступающих из Поволжского, Северо - Кавказского, Центрального и других регионов европейской части. С железной дороги на водную магистраль идет перевалка леса, лесопродуктов, разнообразных химических грузов, металлического лома, различных видов машин и оборудования.

    Во внутренних грузоперевозках района широко используется автомобильный транспорт. Однако недостаточная протяженность автомобильных дорог с твердым покрытием, особенно в сельской местности, сдерживает развитие внутрирегиональных перевозок.

    Все большее место в грузообороте региона занимает трубопроводный транспорт. По территории района проходят три нефтепровода, проложенные от Альметьевска (Татарстан) до Нижнего Новгорода, по которым поступает не только поволжская, но и сибирская нефть. Проложенная сеть газопроводов позволяет транспортировать природный газ из Западной Сибири и Поволжья.

    Экономические связи.

    Преобладание продукции отраслей обрабатывающей промышленности определило превышение ввоза продукции над вывозом.



    Волго-Вятский регион имеет недостаточно развитую внешнеэкономическую деятельность. Главным экспортером региона выступает Нижегородская область, на долю которой приходится 58% всех экспортных поставок. Активному выходу района на международные рынки препятствуют такие факторы, как невысокий уровень научно-технического развития производства, несовершенство форм и методов включения хозяйства региона во внешнеэкономические связи. Почти половина экспортных поставок региона приходится на машиностроение, что соответствует структуре его промышленного производства. Вместе с тем выпускаемая продукция машиностроительных предприятий района в большинстве случаев имеет невысокое качество и не отвечает высоким требованиям мировых стандартов. В настоящее время создается новый механизм участия республик, краев и областей в международном разделении труда, более полно учитывающий местные особенности и интересы в увеличении экспорта и рассчитанный на широкое использование местных ресурсов во внешнеторговом обороте России.





    Коьрта
    Контакты

        Главная страница


    Волго-Вятский экономический район

    Скачать 210.92 Kb.