• Проблема сохранения биоразнообразия: от знаний - к действиям Автор
  • Анализ ресурсного обеспечения педагогического процесса изучения биоразнообразия
  • Инвариантное экологическое образование, связанное с изучением биоразнообразия, реализуется на учебных занятиях федерального и регионального компонента образования
  • Вариативное экологическое образование



  • страница1/2
    Дата27.10.2018
    Размер0.72 Mb.

    Вологодская область мбук «Череповецкое музейное объединение»


      1   2

    Вологодская область МБУК «Череповецкое музейное объединение»

    Музей истории и природы края (сектор природы)

    Региональная научно-практическая конференция

    «Краеведческие исследования на Европейском Севере»,

    посвященная 70-летию Дарвинского государственного природного биосферного

    заповедника и 95-летию музея природы г. Череповца

    Секция «Взаимодействие и сотрудничество экологических организаций, школ и вузов в экологическом просвещении и воспитании. Образовательные программы экологической направленности»

    Проблема сохранения биоразнообразия:

    от знаний - к действиям

    Автор: Жукова Надежда Николаевна,

    учитель химии и биологии

    МБОУ «Нижнекулойская средняя школа»

    Верховажского района Вологодской области

    e-mail: Nadezda-58@bk.ru

    Адрес школы: 162321 Вологодская область

    Верховажский район д. Урусовская ул. Школьная, д.10.

    Телефон: 817 (59)33183


    г. Череповец

    2015 год

    Термин «биоразнообразие» является сокращением словосочетания «биологическое разнообразие», обычно используется для описания числа, разновидностей и изменчивости живых организмов. В широком смысле этот термин охватывает множество различных параметров и является синонимом понятия «жизнь на Земле».

    В биологической науке понятие разнообразия может быть отнесено к таким фундаментальным понятиям, как гены, виды и экосистемы, которые соответствуют трем фундаментальным, иерархически зависимым уровням организации жизни на нашей планете.

    Биологическое разнообразие - непременное условие динамической стабильности биосферы, и его сохранение является одной из актуальных проблем человечества на Земле. Об этом свидетельствует принятие Конвенции о биоразнообразии (Рио-де-Жанейро, 1992). 191 страна, в том числе и Россия, дали согласие работать для достижения общих целей Конвенции и реализации конкретных задач по сохранению биоразнообразия на планете.

    Среди задач Конвенции выделяются такие, как включение в содержание образования понятия «биоразнообразие», создание новых программ, учебников, методических пособий, способствующих не только усвоению учащимися основ изучения «биоразнообразия», но и развитию навыков практической деятельности по сохранению разнообразия растительного и животного мира в каждом из регионов Земли. [1]

    Анализ современного состояния биологического образования в школе показывает недостаточность знаний о биоразнообразии в курсе биологии в 5-7 классах, что создает серьезные проблемы при изучении общебиологических закономерностей в старших классах.

    Анализ проблемы сохранения биоразнообразия на планете и представленности биоразнообразия в школьном курсе биологии позволили прийти к выводу о том, что осознание учащимися роли биоразнообразия для сохранения жизни на Земле - веление времени. Знания о биологическом разнообразии организмов являются основополагающими в экологическом образовании.

    Необходимо разрешить образовавшееся противоречие между глобальной ролью биоразнообразия и несформированностью понятия «биологическое разнообразие» у школьников.

    Гипотеза: Понятие «биоразнообразие» будет способствовать экологизации основного и среднего общего образования и становлению экологической культуры учащихся.

    Цель данной работы:

    Проанализировать ресурсное обеспечение педагогического процесса и возможности окружающей социо-природной среды для изучения биоразнообразия учащимися МБОУ «Нижнекулойская средняя школа».

    Для ее реализации предстояло решить следующие задачи:

    1. Проанализировать ресурсное обеспечение педагогического процесса изучения биоразнообразия – инвариантного и вариативного экологического образования учащихся;

    2. Проанализировать возможности окружающей социо-природной среды для изучения учащимися биоразнообразия.

    3. Обобщить материал и сделать выводы о состоянии и перспективах изучения биоразнообразия в сельской школе.


    Анализ ресурсного обеспечения педагогического процесса изучения биоразнообразия

    Модель современного экологического образования школьников и возможности нового ФГОС по ее реализации системно представлены в Концепции современного общего экологического образования для устойчивого развития (РАО, 2010 г.).

    Выделяют следующие содержательные линии экологического образования:


    • «Учусь экологическому мышлению» (основы экологии социо-природных систем);

    • «Учусь управлять собой» (основы экологии человека);

    • «Учусь действовать» (основы социальной экологии и эколого-проектной деятельности).

    Педагогическим средством формирования у учащихся экологического мышления является экосистемная познавательная модель, как вариант системного анализа, особая методика познания систем разной природы во взаимосвязи с окружающей их социо-природной средой.

    Экосистемная познавательная модель выступает основой для формирования «модели экологически ориентированной созидательной деятельности» - способа организации экологически ориентированной предметно-преобразующей деятельности человека.

    Обе модели (познавательная и созидательная) выступают средством формирования экологически ориентированных рефлексивно-оценочных умений.

    Рефлексивно-оценочные действия в экологическом образовании имеют самостоятельное значение, поскольку выбор варианта действия, его оценка, принятие решения, готовность нести за него ответственность - все это составляет специфику экологически ориентированной деятельности.

    Рефлексивно-оценочная деятельность реализуется в трех направлениях:


    • внешнем - в отношении последствий своих действий для окружающей среды;

    • внутреннем - в отношении самосознания, своего внутреннего мира и ценностных ориентаций;

    • деятельностном - в отношении организации и управления своей деятельностью, в т. ч. сотрудничеством, коммуникациями. [2]

    Самообразовательная работа учителя по теме «Экологический подход к изучению биологии» (1994 г.), проблемные курсы «Исследование биогеоценоза леса» в 1994 г., участие в работе областной школы практической экологии (ШПЭ) под руководством профессора Л. А. Коробейниковой в 1995, 1996, 2000 гг. способствовали тому, что в течение всей дальнейшей работы учитель уделяет внимание формированию и развитию экологической культуры учащихся на уроках и во внеурочной деятельности.

    Экологическое образование складывается из урочной и внеурочной деятельности.

    На уроке учащимся предлагается спрогнозировать будущее неустойчивой водно-болотной экосистемы Гагарьего озера, ставшей частной собственностью или ООПТ или оказавшейся в забвении.

    Во время похода на Гагарье озера учащиеся проводят мониторинговые исследования и убирают бытовой мусор, оставленный туристами. Это один из многих примеров перехода от знаний к действиям.



    Инвариантное экологическое образование, связанное с изучением биоразнообразия, реализуется на учебных занятиях федерального и регионального компонента образования

    • В условиях усиления негативного воздействия антропогенного фактора в каждом регионе решение проблемы сохранения биоразнообразия приобретает фундаментальное значение, поэтому очень важно отразить эту проблему в школьном курсе биологии.

    Ценность изучения биологии в средней школе заключается в приобретении знаний об объектах живой природы, окружающих нас постоянно и повсеместно, в умении различать их, понимать и видеть динамику их развития, механизмы приспособленности к совместному сосуществованию. Именно это и уходит из школьной биологии.

    Центральными понятиями являются вопросы о внешнем и внутреннем строении организмов, в меньшей степени рассматриваются вопросы о жизнедеятельности организмов. Многообразие организмов рассматривается обзорно.

    За последние годы в базисных учебных планах количество часов, отведенных на изучение раздела «Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники», сократилось со 102 часов до 68 часов, раздела «Животные» - со 102 до 68 часов. Сокращение произошло в основном за счет уменьшения времени, отведенного на изучение видового разнообразия отделов и семейств растений, классов и отрядов животных.

    Задачей общей биологии является объяснение с позиций генетики, молекулярной биологии, цитологии, эволюционного учения, экологии возникновения и существования биологического разнообразия во всех его проявлениях. По мнению И. Т. Суравегиной, «понятие «биоразнообразие» - пограничное между учебными курсами биологии и экологии, так как оно связано, прежде всего, с систематикой, которая является фундаментом и венцом биологии; каталог биоразнообразия создаёт реальную основу для ответа на вопросы эволюции и экологии».[3]

    В курсе биологии 9 класса биоразнообразие изучается на различных уровнях жизни, в 11 классе - в учебных темах: «Размножение и индивидуальное развитие организмов», «Основы генетики и селекции», «Эволюционное учение», «Основы экологии», «Биосфера: её состояние и эволюция» и др., т. е. является сквозным биологическим понятием, но отсутствие знаний о видовом разнообразии лишает этот материал практической значимости и становится сугубо теоретическим.

    При изучении ботаники используется гербарий местных видов растений и лишайников, содержащий более 300 гербарных листов, в том числе гербарий интродуцированных растений Парка Дудорова; при изучении зоологии - коллекция гнезд, следов жизнедеятельности животных; огромный фотографический материал.



    • Во время учебных экскурсий происходит знакомство с представителями флоры и фауны своей местности: видами лишайников, грибов, Красной книги, разных отделов, классов, семейств растений, классов, отрядов животных. Называются причины снижения биоразнообразия.

    Темы экскурсий следующие:

    В 5-6 классе - «Осенние (зимние, весенние) явления в природе», «Растительные сообщества в микрорайоне школы. Влияние деятельности человека на сообщества. Охраняемые растения»;

    В 7 классе - «Скрытая жизнь членистоногих», «Многообразие птиц нашей местности», «Средообразующая деятельность бобров»;

    В 9 классе - «Антропогенное воздействие человека на окружающую среду», «Гидробионты (Экскурсия на стоячий пресноводный водоем)»;

    В 11 классе – «Экскурсия на верховое болото Ольховское», «Сукцессии экосистем».

    Реализация программы внеурочной деятельности «Экология и мы» в 1-2 классе начинается со знакомства с разнообразием древесно-кустарниковой растительности в Парке Дудорова.



    • В школе существует практика виртуальных экскурсий. Так виртуальные экскурсии «Лесные миниатюры» (пни), «Средообразующая деятельность бобров», «Вояж лягушки-путешественницы» (оседлые, кочующие и мигрирующие животные), «ТАмчудеса, там леший бродит…» (экскурсия на болото), размещенные на портале «Сеть творческих учителей», получили свидетельства о регистрации электронного ресурса образовательного назначения ИНИМ РАО (Институт научной информации и мониторинга Российской академии образования).

    • Экологизация учебных естественнонаучных предметов: биологии, химии, географии и др. заключается в интегрированном рассмотрении глобальных экологических проблем, в использовании краеведческого материала экологической направленности на уроках, в том числе интегрированных. Экологическая составляющая уроков биологии и английского языка: в 7 классе «Верблюжья птица» и в 11 классе «Красная книга», урока биологии и литературы «Животные – герои басен?!..» и др. способствует изучению биоразнообразия и на других уроках.

    • Проблема сохранения биоразнообразия давно переросла из региональной в глобальную проблему, но она требует непрерывного наблюдения, учета и охраны именно на региональном уровне. Как правило, начало воспитания экологической культуры детей закладывается в процессе изучения природы своей местности, знакомства с охраняемыми территориями, видами, занесенными в Красную книгу.

    В обязательный минимум школьного образования в настоящее время введён региональный компонент, который служит средством конкретизации общего содержания и дает сведения о частном; знания, раскрывающиеся в органической связи с федеральным компонентом, усваиваются учащимися осознаннее.

    Краеведческий материал, материалы полевых исследований экологических лагерей легли в основу параграфов авторского учебника «Краеведение Верховажского района». Учебник представлен в электронном варианте, в том числе на сайте ВИРО в Единой базе данных об инновационном опыте и его распространении в системе образования Вологодской области

    http://viro.edu.ru/innov/index.php/materialy-polzovatelej/74-zhukova-n-n

    Учебник содержит следующие параграфы:



    • Общие сведения о Верховажском районе;

    • Гидрография Верховажского района;

    • Особо охраняемые природные территории Верховажского района;

    • Лесной тип растительности Верховажского района;

    • Животный мир тайги Верховажского района;

    • Споровые растения Верховажского района;

    • Нелесные типы растительности Верховажского района;

    • Кулойские чудеса и диковинки и др.;

    Проект данного учебника был представлен на областной конкурс методических разработок проектов на основе краеведческого материала «Знаем Вологодчину - любим Россию» (2012 г.). Учителя-соавторы получили сертификаты участников.

    В 2015 году часть материала учебника попала в сборник верховажских краеведов «Путеводитель по Верховажскому району «Время. Человек. Память».

    Для учебного предмета регионального компонента основного общего образования «Экология Вологодской области» в 7 классе (17 часов) учителем созданы авторские методико-образовательные ресурсы: «Экологические проблемы создания Рыбинского водохранилища», «Гагарье озеро – неустойчивый ветланд», «Памятник природы «Парк Дудорова», «Особо охраняемые природные территории Верховажского района», «Русский попугай», «Турухтаны», «Подснежники» и др.

    В кабинете биологии в фотогалерее размещены 60 «портретов» растений, грибов и животных Вологодчины, из них - 29 видов - краснокнижников. Первый урок экологии Вологодской области начинается с вопросов: «Какие организмы, представленные в фотогалерее, Вам знакомы? Какие из них является краснокнижниками?» и предлагается выбрать виды, которые нужно будет в дальнейшем представить на занятиях.

    К урокам экологии учащиеся готовят сообщения, делают рисунки, приносят свои фотографии и создают презентации. В 2015 -2016 учебном году учащимися созданы следующие ресурсы: «Снегирь обыкновенный», «Гольян речной», «Щука», «Жаба серая», «Лось», «Дятел белоспинный», «Рысь», «Лебедь-кликун», «Гадюка обыкновенная», «Кряква речная», «Китайский мохнаторукий краб», «Лягушки нашей местности», «Кувшинка снежно-белая», «Еж европейский», «Волк», «Белка обыкновенная», «Тетерев», «Белый гриб сосновый» и др.

    При подготовке к урокам экологии Вологодской области учащиеся используют материалы сайта методического сопровождения курса «Экология Вологодской области» Эковол.рф, подготовленные авторами рабочей тетради. Возможно, в будущем учителя школ, ведущие этот предмет, смогут обмениваться на нем своими методическими разработками экологической тематики, методиками, используемыми для исследований, интересными фотоматериалами.



    Вариативное экологическое образование

    • В кабинете биологии создан банк заданий, тестов для проведения школьного этапа, подготовки учащихся к теоретическому и реферативному турам муниципального и регионального этапов Всероссийской олимпиады школьников по экологии. В том числе оказывается востребованным краеведческий материал о биоразнообразии: видах ООПТ, видах Красной книги Вологодской области, видах и экосистемах таежной зоны.

    Количество учащихся, участвующих в школьном этапе Всероссийской олимпиады школьников по экологии, от 16,5% до 55,6%.

    Победители школьного этапа олимпиады по экологии участвуют в муниципальном этапе, ежегодно являются победителями и призерами:

    2010 - 2011 учебный год - Киселева Марина (10 класс), Шутова Ксения (11 класс) - победители;

    2011 - 2012 учебный год - Сафоновская Анна (10 класс), Киселева Марина (11 класс) - победители;

    2012 - 2013 учебный год - Киселева Светлана (10 класс), Сафоновская Анна (11 класс) - победители;

    2013 - 20134 учебный год – Шутова Марина (11 класс), Петухова Татьяна (10 класс), Киселева Надежда (9 класс) - победители; Шутова Екатерина (11 класс), Сафоновская Наталья (9 класс) - призеры;

    2014 - 2015 учебный год - Сафоновская Наталья (10 класс), Киселева Надежда (10 класс) – призеры.

    2015 – 2016 учебный год – Сердюк Анна (10 класс), Сафоновская Наталья (11 класс) – победители, Сердюк Дмитрий (10 класс), Киселева Надежда (11 класс) – призеры.

    Для реферативного тура участники экологической олимпиады исследуют экосистемы и виды как объекты биоразнообразия.



    В ноябре 2015 г. учащиеся 5-9 классов школы принимали участие в экологической олимпиаде «Семь чудес Кологривского леса», организованной ФГБУ «Государственный заповедник «Кологривский лес» Костромской области. Нужно заметить, что учащиеся уже «устали» от многочисленных тестовых олимпиад по всем предметам, поэтому с удовольствием находили материал о росянке, пихте, гериции коралловидном, осоеде и других таежных обитателях. Жаль, что в нашей области пока нет такой олимпиады, последним пунктом которой является задание: «Составьте рассказ-загадку о представителе живой природы, встречающемся в заповеднике, которого вы считаете «седьмым чудом».[6]

    • Ежегодно, начиная с 1995 г., учащиеся выполняют работы научно - исследовательского характера по краеведению, экологии. Уровень предъявления данных работ: от школьного до федерального.



      1   2

    Коьрта
    Контакты

        Главная страница


    Вологодская область мбук «Череповецкое музейное объединение»