• 1.2. Понятие и значение наблюдений в процессе экологического образования дошкольников

  • Скачать 449.61 Kb.


    страница1/3
    Дата10.02.2018
    Размер449.61 Kb.
    ТипРеферат

    Скачать 449.61 Kb.

    Воспитание экологической культуры одно из важных направлений всестороннего развития личности младшего дошкольника


      1   2   3

    ВВЕДЕНИЕ


    В период дошкольного детства в процессе целенаправленного педагогического воздействия у младших дошкольников можно сформировать начала экологической культуры – осознанно-правильного отношения к явлениям, объектам живой и неживой природы, которые составляют их непосредственное окружение в этот период жизни.

    Основы экологической культуры закладываются в раннем возрасте, когда ребенок впервые попадает в мир знаний о природе. Дальнейшее отношение детей к природе во многом будет зависеть от того, осознают ли они ее ценность, насколько глубоко будут воспитаны эстетические и нравственные отношения к природным объектам.

    Воспитание экологической культуры – одно из важных направлений всестороннего развития личности младшего дошкольника.

    И.Д. Зверев отмечает, что «экологическая культура отражает целостное понимание мира, синтез многообразных видов деятельности человека, основанных на знаниях уникальных свойств биосферы, доминирующего положения в ней человека. Более того, экологическая культура становится ведущим компонентом общей культуры, развития материальных и духовных ценностей». [9, с. 19]

    Основным содержанием экологического воспитания является формирование у ребенка правильного отношения к природным явлениям и объектам. Оно строится на восприятии природы, эмоциональном отношении к ней и изучении особенностей жизни, роста и развития отдельных живых существ.

    Соответствующий дошкольному возрасту объем знаний, умений, ценностных отношений в области экологического просвещения ребенок получает в семье, детском саду, через средства массовой информации, наблюдений, чтение художественной литературы.

    Роль детского сада в организации данного вида деятельности определяется личностными и профессиональными качествами педагогов, культурным уровнем педагогического коллектива и оптимальными условиями воспитания, образования, развития и созданием эколого-развивающей среды в детском саду.

    Формирование экологической культуры в условиях детского сада предполагает развитие эстетических и этических чувств ребенка, которые вызывают радостное общение с природой, индивидуальные для каждого ребенка, имеют различные эмоциональные оттенки. [5, c.57]

    Одним из методов экологического воспитания дошкольников является наблюдение. В дошкольном учреждении ребят знакомят с природой, происходящими в ней в разное время года изменениями. На основе приобретенных знаний формируются такие качества, как реалистическое понимание явлений природы, любознательность, умение наблюдать, логически мыслить, эстетически относится ко всему живому. Любовь к природе, навыки бережного отношения к ней, забота о живых существах рождают не только интерес к природе, но и способствуют формированию у детей лучших черт характера, таких, как патриотизм, трудолюбие, гуманность, уважение к труду взрослых, охраняющих и умножающих природные богатства. [21, c.9]

    В дошкольном возрасте процесс познания у ребенка происходит эмоционально-практическим путем. Каждый дошкольник - маленький исследователь, с радостью и удивлением открывающий для себя мир. Ребенок стремится к активной деятельности. Вот почему такие виды деятельности как экспериментирование и наблюдения наиболее близкие и естественные для ребенка-дошкольника

    Потребность в общении детей с природой при формировании начал экологической культуры может быть удовлетворена специально организованным наблюдением в детском саду. Его сущность заключается в чувственном познании природных объектов, через различные формы восприятия - зрительное, слуховое, тактильное.

    С.Л. Рубинштейн рассматривает наблюдение как результат осмысленного восприятия, в процессе которого происходит развитие мыслительной деятельности. С одной стороны, наблюдение является источником знаний, с другой – оно само требует наличия определённых знаний и культуры, как отправных моментов организации продуктивного вида деятельности.[28, с.46]

    При организации наблюдения в природе важно, чтобы в процессе экологического воспитания приобретение знаний, умений, навыков и ценностных отношений детей не являлось самоцелью, а способствовало формированию основ экологической культуры в дошкольном детстве.
    Цель: разработать методический материал по формированию экологической культуры у младших дошкольников, произвести отбор наблюдений для детей младшего дошкольного возраста и доказать их эффективность.

    Задачи:


    1. Провести теоретический анализ по проблеме формирования основ экологической культуры у младших дошкольников в процессе наблюдения в природе;




    1. Разработать подходы и методическое обеспечение формирования основ экологической культуры с использованием метода наблюдения.





    ГЛАВА I. НАУЧНО-ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОБОСНОВАНИЯ ФАРМИРОВАНИЯ ОСНОВ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ МЕТОДА НАБЛЮДЕНИЯ.

      1. Воспитание основ экологической культуры у младших дошкольников.

    Достижением первых семи лет является становление самосознания: ребенок выделяет себя из предметного мира, начинает понимать свое место в кругу близких и знакомых людей, осознанно ориентироваться в окружающем предметно-природном мире, вычленять его ценности. В этот период закладываются основы взаимодействия с природой, при помощи взрослых ребенок начинает осознавать ее как общую ценность для всех людей.

    Большую роль сыграли работы ведущих педагогов и методистов, в центре внимания которых было формирование наблюдения как основного метода ознакомления с окружающим, накопления, уточнения и расширения достоверных сведений о природе.

    Николаевой С.Н. доказано, что становление экологической культуры в период дошкольного детства возможно, если:



    • дети будут включены в целенаправленный, систематический педагогический процесс, называемый экологическим воспитанием, в основу которого положены адаптированные на дошкольный возраст ведущие идеи экологии (биоэкологии, социальной экологии, экологии человека), отражающие закономерные взаимосвязи в природе и связи человека с природой;

    • будет использована система методов и технологий экологического воспитания, построенная на типичных для дошкольного периода видах деятельности (практических, познавательных и творческих), вызывающих у детей эмоциональный отклик и обеспечивающих усвоение экологических знаний, формирование практических

    умений осознанно и бережно взаимодействовать с объектами природы;

    • в пространстве жизнедеятельности детей будет создана эколого-развивающая среда, позволяющая организовать систематический эколого-педагогический процесс - содержательное взаимодействие дошкольников с объектами природы;

    • у воспитателей дошкольников развивается профессиональная экологическая культура, включающая: представления об экологических проблемах планеты, страны, региона проживания, понимание влияния загрязнения окружающей среды на здоровье и

    жизнь людей, гражданскую ответственность и практическую готовность к их разрешению; мотивацию необходимости эколого-педагогической деятельности.

    Азы экологической воспитанности связаны с познавательным интересом к объектам и явлениям природы, систематичностью представлений о природном мире, способностью использовать знания о потребностях живого организма для разумной детской деятельности и осознанного поведения в природной среде. Познавательные задачи решаются детьми в процессе игр, обследования материалов, экспериментов; в процессе наблюдений за явлениями живой и неживой природы; в ходе обсуждения наблюдаемых явлений, а также в продуктивной деятельности, труда и других видов детских занятий.

    Для решения экологических задач воспитатели используют разнообразные методы обучения, методы педагогической диагностики: беседы с детьми, педагогические наблюдения, эксперимент и др.

    Цель экологического воспитания – именно формирование в ребенке отношения ко всему живому, которое должно базировать на его глубинном чувственно - эмоциональном опыте, имеющем биологические и социокультурные источники.

    В раннем возрасте образ мира ребенка эффективен, исполнен эмоциями, отношениями, тесно связан с оценками взрослого.

    Знания дети младшего дошкольного возраста получают при эмоциональном общении с животными и различными объектами живой природы, тактичном контакте, прямом взаимодействии. Их содержание: информация о внешнем виде, особенности строения и поведения, переживания и возможность как партнера для общения и игр.

    Как отметила А. И. Иванова: «Важным является вопрос о содержании наблюдений - что может и должен видеть ребенок, какие особенности объектов природы замечать. Природа - один из источников познания ребенком окружающей среды. Процесс познания основан на чувственном восприятии, на непосредственном созерцании и общении с объектами, явлениями и процессами окружающей действительности». [14, c.56]

    Наблюдение – это целенаправленное восприятие предметов окружающей действительности в природе, в процессе, которого выделяют общие отличительные признаки, устанавливают закономерности и на основе этого делают определенные выводы.

    Наблюдение рассматривается, как результат осмысленного восприятия, в процессе которого происходит развитие мыслительной деятельности. Развитие разных форм восприятия наблюдения он связывает с содержанием наблюдения, что может и должен видеть ребенок, какие особенности объекта в природе должен замечать. [15, с. 240]

    Целью наблюдения может быть усвоение разных знаний - установление свойств и качеств, структуры и внешнего строения предметов, причин изменения и развития объектов (растений, животных) сезонных явлений. Для успешного достижения поставленной цели воспитатель продумывает и использует специальные приемы, организующие, активное восприятие детей: задает вопросы, предлагает обследовать, и сравнивать объекты между собой, устанавливать связи между отдельными объектами и явлениями природы. Метод наблюдения в ознакомлении детей с природой является основным. Необходимость и значение его использования связаны, прежде всего, с характером знаний, доступных детям дошкольного возраста.

    Именно на этапе дошкольного детства у ребенка формируются первоосновы экологического мышления, сознания, закладываются начальные элементы экологической культуры. Но происходит это только при одном условии: если взрослые, воспитывающие ребенка, сами обладают экологической культурой: понимают общие для всех людей проблемы и беспокоятся по их поводу, показывают маленькому человеку прекрасный мир природы, помогают наладить взаимоотношения с ним.

    Приоритет в обучении отдает­ся не простому запоминанию и не механическому воспроизведению зна­ний, а пониманию и оценке происходящего, совместной практической де­ятельности воспитателя и детей.

    Таким образом, с помощью метода наблюдения в младшем дошкольном возрасте можно начать формировать экологическую культуру.

    1.2. Понятие и значение наблюдений в процессе экологического образования дошкольников

    Природа - один из источников познания ребенком окружающей среды. Процесс познания основан на чувственном восприятии, на непосредственном созерцании и общении с объектами, явлениями и процессами окружающей действительности. Правильно организованное циклическое наблюдение за животными и растениями в группе и на участке садика поможет поддержать интерес детей к обитателям природного мира, поселившимся в детском саду.

    Вместе с тем есть общие требования для проведения всех видов наблюдений.

    1. Цель и задача наблюдения должны быть поставлены четко и конкретно. Во всех случаях задача должна иметь познавательный характер, заставлять ребенка думать, вспоминать, искать ответ на поставленный вопрос.

    2. Для каждого наблюдения воспитателю необходимо отбирать небольшой круг знаний. Представления об объектах природы формируются у детей постепенно, в результате многократных встреч с ними.

    3. В организации наблюдений следует предусматривать системность, что обеспечит их взаимосвязь.

    4. Наблюдение должно способствовать развитию умственной и речевой активности детей.

    5. Наблюдение должно возбудить интерес детей к природе, желание как можно больше узнать о ней.

    6. Знания, полученные детьми в процессе наблюдений, должны закрепляться, уточняться, обобщаться и систематизироваться с помощью других методов и форм работы.

    7. В результате каждого наблюдения у детей должно быть сформировано представление или элементарное понятие о том или ином объекте природы.

    Правильная организация наблюдений обеспечивает формирование и развитие у детей отчетливых представлений о животных и растениях, сезонных изменениях в природе.

    Содержание наблюдений за живыми объектами уголка природы и участка детского сада складывается из следующих моментов:

    - рассматривание внешних особенностей строения растений и животных; - наблюдение за их проявлениями (способами функционирования);

    - выявление зависимости состояния живого существа от наличия или отсутствия необходимых условий (в том числе и тех, которые создаются трудом людей).

    Помимо содержания чрезвычайно важно определить организационно-методическую форму проведения наблюдений.

    В нашей практике сложился традиционный тип непосредственно образовательной деятельности, на котором осуществляется рассматривание определенного животного или растения. Цель такой непосредственно образовательной деятельности – познакомить со всеми характерными особенностями живого объекта, сообщить способы ухода за ним.

    Как правило, детям дается исчерпывающая информация и в дальнейшем новых сведений о нем не получают. В плане экологического образования такой способ познания малоэффективен, так как он не обеспечивает постепенного накопления сведений и систематического их углубления, не позволяет в достаточной степени проследить зависимость состояния живого существа от факторов окружающей среды, не приводит детей к пониманию необходимости выполнять трудовые обязанности, в результате которых создаются полноценные условия для существования животного или растения.

    Отдельно взятый цикл - это ряд взаимосвязанных наблюдений за конкретным природным объектом. Каждое из наблюдений цикла имеет свою цель и свое содержание, не повторяет другие наблюдения, но взаимосвязано с ними. Цикл наблюдений позволяет ребенку приобрести систему конкретных знаний о животных или растениях, которые живут по соседству с ним. Многоразовое обращение к одному и тому же объекту на протяжении двух-трех месяцев формирует у детей устойчивый познавательный интерес к нему и стимулирует их к самостоятельным наблюдениям.

    Например, цикл наблюдений за рыбкой, живущей в аквариуме (Приложение 7).

    При организации наблюдений важными являются следующие моменты:

    1. Комплексное проведение цикла.

    2. Преобладание визуального источника знания над словесным.

    3. Охват наблюдениями всех детей.

    4. Опора на биологические особенности, видовую специфику животных и растений.

    Наблюдения и эксперименты можно классифицировать по разным принципам.

    1. По характеру объектов: опыты с растениями; опыты с животными; опыты с объектами неживой природы; опыты, объектом которых является человек.

    2. По месту проведения опытов: в групповой комнате; на участке; в лесу, в поле и т.д.

    3. По количеству детей: индивидуальные (1—4 ребенка); групповые (5—10 детей); коллективные (вся группа).

    4. По причине их проведения: случайные; запланированные; поставленные в ответ на вопрос ребенка.

    5. По характеру включения в педагогический процесс: эпизодические (проводимые от случая к случаю); систематические.

    6. По продолжительности: кратковременные (от 5 до 15 минут); длительные (свыше 15 минут).

    7. По количеству наблюдений за одним и тем же объектом: однократные; многократные, или циклические.

    8. По месту в цикле: первичные; повторные; заключительные и итоговые.

    9. По характеру мыслительных операций: констатирующие; сравнительные; обобщающие.

    10. По характеру познавательной деятельности детей: иллюстративные (детям все известно, и эксперимент только подтверждает знакомые факты); поисковые (дети не знают заранее, каков будет результат); решение экспериментальных задач.

    11. По способу применения в аудитории: демонстрационные; фронтальные.

    Психологическая классификация.

    1. Распознающее наблюдение – используется для формирования у детей представлений о распознавании растений и животных; объектов неживой природы, распознавание особенностей тех или иных объектов, их свойств, признаков и качеств. Оно обеспечивает накоплению у детей ярких, живых знаний о природе. Главная задача этого наблюдения – распознать объект, выделить его свойства, качества на основе сенсорного обследования. В основном применяется в младшем дошкольном возрасте.

    2. Воссоздающее наблюдение – в основном применяется в старшем дошкольном возрасте. Воссоздание картины целого по памяти, по части увиденного.

    3. Длительное наблюдение – его задачей является установление связей и зависимости наблюдения за изменениями в росте и развитии. Здесь происходит взаимодействие двух типов наблюдения: распознающего и воссоздающего. Есть предмет перед нами, мы его ощущаем, но изменения предполагаются.


    Организация наблюдений:

    1. Наблюдаемый объект должен быть доступен для восприятия каждому ребенку, участвующему в наблюдении. В каждом конкретном случае воспитатель продумывает, сколько детей могут одновременно участвовать в работе и как они должны стоять или сидеть, чтобы иметь возможность получить необходимую чувственную информацию об объекте - рассмотреть его, ощутить характер наблюдаемой поверхности, определить его температуру, тяжесть объекта, исходящие от него звуки, запах. Так вдоль длинной грядки можно разместить всю группу, а вокруг аквариума - не более пяти человек.

    2. Словесная информация воспитателя не должна подменять непосредственного восприятия объекта. Воспитатель должен словесно обозначать все то, что видят дети, но слово должно следовать за восприятием: только в этом случае у ребенка формируется полноценное знание.

    3. Восприятие любых объектов должно быть непродолжительным, поскольку наблюдение - это психическая деятельность, требующая сосредоточенного внимания, волевого усилия, умственного напряжения. Во время наблюдений дети не должны разговаривать, играть, манипулировать предметами. Оптимальное время для интенсивной умственной деятельности детей (в зависимости от возраста) - от 3 до 10 минут.

    4. Наблюдение строится по определенной структуре:

    – начало - мотив наблюдения. Здесь может быть использована разная постановка познавательной задачи: прямая, игровая и косвенная;

    - основная часть - обследование предмета (порядок действий, который должны усвоить дети, выделение для данного предмета свойств и качеств);

    - заключительная часть - выявление результата (осмысление отражения в речи и продуктивной деятельности).


    Перед началом наблюдений необходимо собрать детей и сконцентрировать их внимание. Здесь нецелесообразно использовать неожиданные эффекты, вызывающие сильные эмоции: эмоциональное возбуждение не позволит детям включиться в интенсивную умственную работу. Наилучшими являются организационные приемы, которые вызывают легкие положительные эмоции и готовность детей к совместной деятельности с педагогом:

      • призыв вместе посмотреть что-то интересное;

      • ласковая интригующая интонация;

      • загадка-описание, загадка-действие о предмете наблюдения.

    Вторая - основная - часть обеспечивает детям самостоятельное получение чувственной информации. Педагог предлагает малышам посмотреть на объект и задает им вопросы. Между вопросами должны быть паузы в 2-3 секунды. Эти секунды молчания и тишины очень важны: они позволяют детям сосредоточиться и, наблюдая за рыбкой, камнем, растением, найти ответ на вопросы. Основная часть наблюдения должна быть цельной, единой. Ее нельзя прерывать рассказами, пояснениями, стихами, играми, загадками. Но по прошествии нескольких секунд наблюдения можно предложить детям показать, как рыба открывает и закрывает рот, как прикрывает глаза птица. [3, c.9]

    Завершить работу можно игрой или чтением сказки, стихотворения, рисованием.

    Для того чтобы работа по наблюдению за природными объектами была эффективной, педагог должен к ней подготовиться:


      • продумать место и время проведения непосредственно образовательной деятельности, способ оптимального размещения детей вокруг объекта;

      • убрать предметы, которые могли бы отвлечь малышей;




      • настроить правильную подсветку и так далее.

    Итак, правильно организованные наблюдения позволят активизировать исследовательскую деятельность детей, побудят их к самостоятельному экспериментированию, развить у детей отчетливые представления о животных и растениях, сезонных изменениях в природе и будут способствовать формированию бережного отношения ребенка к окружающему миру.





      1   2   3

    Коьрта
    Контакты

        Главная страница


    Воспитание экологической культуры одно из важных направлений всестороннего развития личности младшего дошкольника

    Скачать 449.61 Kb.