• Ход занятия. 1.Организационный момент. Сообщение темы мероприятия.
  • 2. Беседа о районе.
  • 3.Путешествие начинается. Первая остановка в с.Корткерос.
  • Слайд №7 Знак заезда в Корткерос.
  • Слайд№8. Справка о Корткеросе. Слайд№9-11. Кöрт Айка.
  • Фрагмент фильма «На земле Корт Айки» из серии «Коми инкогнито» Слайд №12. Знаменитые люди. Слайд №13. Агния Суханова.
  • Слайд №17.Райбольница. Слайд №18.Молочный завод.
  • Слайд №19.МЧС. Слайд №20.Пожарная часть. 4.Работа в маршрутных листах.
  • А) (Небольшое выступление
  • Слайд №27-32. 9.
  • Слайд №35-41.Объекты.
  • 1898 году
  • 1919года
  • Сёркни.( Мойд). М.Н.Лебедев.

  • Скачать 102.98 Kb.


    Дата06.06.2017
    Размер102.98 Kb.

    Скачать 102.98 Kb.

    Воспитательное мероприятие в 3 классе «Путешествие по Корткеросскому району»



    Мой университет – www.moi-mummi.ru

    _____________________________________________________________________________________________________



    Воспитательное мероприятие в 3 классе

    «Путешествие по Корткеросскому району».
    Цель мероприятия: Сформировать устойчивый интерес к месту своего проживания, к своей малой родине..

    Задачи: 1.Познакомить учащихся с некоторыми населёнными пунктами района, в первую очередь, с местом, где сами живут (Пезмег, Аджером, Маджа), во вторую, с райцентром.

    2.Познакомить с историей появления названия своего села, с интересными фактами из жизни села, его объектами, интересными людьми, легендами и преданиями.

    3.Воспитывать интерес к месту, где ты живёшь, знать его историю.

    4.Воспитывать патриотизм на примерах других людей, гражданственность.

    5.Учить восприятию самого себя как неотъемлемую часть не только России, но и Коми Республики.
    Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, экран, маршрутные листы, карта РК и Корткеросского района. На доске некоторые цифры: население п.Аджером - 1100 человек, Пезмега - 450 человек, Корткероса -4700 человек, Маджи -500 человек, района- 26000ч., портреты А.Сухановой, М.Лебедева, Павла Покровского, Степана Покровского.

    На доске стихотворение:

    «И с гордостью скажу родному краю:

    Люблю и знаю,

    Знаю и люблю.

    И тем полней люблю,

    Чем больше знаю»

    (Ю.К.Ефремов).
    Ход занятия.
    1.Организационный момент. Сообщение темы мероприятия.

    - Ребята, сегодня я вам предлагаю отправиться в путешествие. Прокатимся на нашем школьном автобусе по району, в котором мы живём. Назовите его.

    - Назовите населённые пункты нашего района.

    - Где бы вы хотели побывать? Почему?

    - Когда мы путешествуем в другие страны или ездим в большие города нашей страны, то обычно туристы садятся в автобусы, на переднем сиденье усаживается экскурсовод с микрофоном. Автобус трогается, туристы смотрят в окна, а экскурсовод рассказывает о том, что туристы видят ( «посмотрите налево, посмотрите направо»). Если едут по загородной дороге и смотреть нечего, то рассказывает интересные факты на тему экскурсии. Многие туристы берут записную книжечку и делают заметки, чтобы не забыть услышанное и увиденное , чтобы дома можно было припомнить, освежить в памяти.

    ( можно показать свою записную книжку с заметками с экскурсии).

    - Мы тоже будем делать заметки, чтобы лучше запомнить всё услышанное и увиденное. На партах у вам так называемые маршрутные листы. Они понадобятся нам немного попозже.

    -Цель нашего путешествия: познакомиться с близлежащими населёнными пунктами, теми, в которых мы проживаем, узнать поближе своих соседей, чем интересно соседнее село, его самобытность, чем оно отличается от других и т.д.


    (слайд №1 «Путешествие по Корткеросскому району»)

    Мой университет – www.moi-mummi.ru

    _____________________________________________________________________________________________________
    2. Беседа о районе.

    - Прежде чем сядем в автобус, немного поговорим о нашем районе.

    Беседа о районе: слайд №2 Карта РК;

    слайд №3 Карта Корткеросского района;

    слайд №4 Герб района;

    слайд №5 Историческая справка ( когда, территория, население)
    3.Путешествие начинается. Первая остановка в с.Корткерос.

    - Как вы думаете, с какого населённого пункта начнём знакомство с районом?

    -Итак, садимся в автобус. Пристегните ремни.

    - Как себя вести в автобусе все помнят?



    Слайд №6 фото автобуса.

    -Чтобы ехать спокойно, сначала заправимся на АЗС в Корткеросе, это всегда делаем, вы об этом знаете, т. к. ездили в театр, и в г.Сыктывкар на ДП.



    Слайд №7 Знак заезда в Корткерос.

    - Корткерос, это районный центр, главный населённый пункт района, он осуществляет руководство всем районом, здесь находятся необходимые учреждения для жизнедеятельности всего района, а не только корткеросцев.

    - Какие учреждения вы знаете, возможно сами пользовались или слышали от родителей, зачем они едут в Корткерос, по каким делам?

    Слайд№8. Справка о Корткеросе.

    Слайд№9-11. Кöрт Айка.

    -Как вы думаете, что является главным богатством страны, республики, района, населённого пункта? Кто? (люди).

    - Вот и Корткерос интересен своими людьми, ныне живущими, и уже покинувшими нас. Поэтому сначала познакомимся не с учреждениями, а с людьми.

    Фрагмент фильма «На земле Корт Айки» из серии «Коми инкогнито»

    Слайд №12. Знаменитые люди.

    Слайд №13. Агния Суханова.
    -А.Суханова – одна из первых создателей коми детской литературы. Родилась в селе Вомын Корткеросского района. 17 лет проработала в сельских школах. Обучала грамоте и детей и взрослых. В 1918 году учительствовала в Корткеросе. Писать начала, когда работала учительницей. Переводила русские пьесы на коми язык. В 1920 году в Усть – Сысольске открылось Коми книжное издательство. Одной из первых в его штат была принята А.Суханова. Здесь она принимает самое активное участие в подготовке учебников для коми школ, книг для чтения, сборников сказок для детей. В этих сборниках есть страницы, написанные Сухановой. (с.43)
    Слайд №14-15М.Лебедев

    -М.Лебедев писал басни. В стихах воспевал природу. Переводил русские сказки на коми язык. (с.65. «Сёркни», «Бом, бом, бом, бом…, «Зарни чери» Пушкин серти.»

    (отрывок из сказки «Сёркни» на коми языке читает Нестерова Кристина)
    -Проедем по Корткеросу и посмотрим на достопримечательности.

    Слайд №16.Скорбящая мать.

    -Памятник жителям Корткероса, погибшим в годы ВОВ был открыт 9 мая 1975года. Стоит на высоком берегу Вычегды. Скульптор БорисовЮ.Г. памятник из бетона, фигура коми женщины в длинном платье с накинутым на плечи платком. Взгляд женщины обращён на запад, на реку. Она ждёт ушедшего на войну сына, мужа, брата. Рядом на стеле высечены 173 фамилии погибших односельчан.

    Мой университет – www.moi-mummi.ru

    _____________________________________________________________________________________________________


    Слайд №17.Райбольница.

    Слайд №18.Молочный завод.

    (Из районной газеты «Звезда» за 28.02.2012год: « ООО «Корткеросский молочный завод» - единственное молокоперерабатывающее предприятие в нашем районе. Его продукция – масло, сыр, творог, сметана – издавна известна покупателям и пользуется заслуженным спросом. Кто хоть раз побывал на сельхозярмарках райцентра, наверное, заметили, сколько покупателей стоят возле автолавки молзавода. Продукция идёт нарасхват, порой даже не хватает. Масло вырабатывают из свежих сливок»)



    Слайд №19.МЧС.

    Слайд №20.Пожарная часть.
    4.Работа в маршрутных листах. Каждый населённый пункт будем отмечать своим цветом. Корткерос – красным.

    (Закрашивают прямоугольники, на которых напечатаны прозвучавшие и просмотренные объекты. На карте подчёркиваем название села. Всё выполняем красным цветом.)


    5.А теперь поедем в нашу сторону. По сторонам смотреть нечего. Часто люди во время передвижения поют. Пока едем давайте тоже споём. (Песня «Öшка-мöшка»)
    6. с.Маджа.

    -Пока пели и не заметили, как подъехали к родному селу некоторых наших учащихся.



    А) (Небольшое выступление учащегося из села Маджа Нестерова Кирилла о своём селе, озере Юркаты).

    Б)Слайд №21. Топонимическая справка о названии.
    ЛЕГЕНДА ГЛАСИТ:

    • МАДЖИНСКИЙ ИВАН – ЮРКА.

    • Звали Шешуков Иван, а Юрка – это значит грозный, здоровенный.

    • Он был знатным силачом. И люди его очень боялись. У него пестерь был с метр высотой. И он стал воровать. У жителей села стали постоянно исчезать овцы, и потому они догадывались, что это он крадёт.

    • Невмоготу стало людям терпеть издевательства Юрки. Они решили его извести. Однажды они напоили его разными винами, потом усадили на лодку, привязали к нему жернова и утопили Юрку.

    • После смерти Юрки все маджинцы хлебнули по ложке каши. Чтобы, дескать, грех на всех поровну разделить. С тех пор и стали обзывать маджинцев: маджинский кашеед.

    •  


    Слайд №22-23. Юрка.
    7.Работа в маршрутном листе по с.Мажда. (Например синим цветом)
    8. п. Аджером.

    Слайд №24.Поворот на Аджером.

    Слайд №25. Камень.

    -Ребята, история рождения нашего посёлка не радостная. Посёлок появился как место ссылки сюда заключённых людей. Но это были не преступники, не воры, не убийцы, а люди, имеющие своё мнение на порядки в нашей стране. Потому что

    Мой университет – www.moi-mummi.ru

    _____________________________________________________________________________________________________


    руководители страны тоже могут ошибаться, и не все любят критику в свой адрес. Вот сюда и ссылали людей за свои убеждения, за то, что они могли сказать правду начальникам, руководителям разного ранга. Их судили как врагов народа и многие из них оказывались здесь. Это место называлось сначала Локчимлаг. Многие не дождались своего освобождения, здесь и умерли. Вот им то и поставили памятный знак у дороги, примерно в том месте, где находилась контора (комендатура) Локчимлага.

    Слайд №26. «Узникам»
    *Адрес: РОССИЯ. Республика Коми

    * пос. Аджером Корткеросского р-на, на территории комендатуры управления Локчимского ИТЛ

    *Памятный знак - гранитный валун на насыпном земляном постаменте. Металлическая табличка с надписью: "Узникам лесных лагерей.

    1930 - 1956"



    •  ДАТА ОТКРЫТИЯ: 2001 г.

    •  УСТАНОВЛЕН(А) ПО ИНИЦИАТИВЕ: поисково-краеведческой экспедиции под руководством А.А. Смилингиса

    •  УСТАНОВЛЕН(А) НА СРЕДСТВА: Фонда "Покаяние", Коми республиканской программы по увековечению памяти жертв политических репрессий

     

    -А теперь проедем по посёлку Аджером.



    Слайд №27-32.
    9.Работа в маршрутном листе по п.Аджером.
    10. с.Пезмег.

    Слайд №33. Въезд.

    Слайд №34. История названия.

    Слайд №35-41.Объекты.

    (Выступление учащейся из Пезмега Изъюровой Виктории о братьях Покровских)


    11.Работа в маршрутном листе.

    12.Возвращение к девизу. Осмысление его.

    13.Рефлексия. Смайлики.
    СПРАВОЧНЫЙ МАТЕРИАЛ.
    Семья Покровских жила в Усть-Сысольском уезде, в селе Пезмог. Отец был попом, рано умер. У матери осталось шестеро детей. Павел и Степан, когда подросли, начали учиться в Вологодской духовной семинарии на священнослужителей.

    Павел Иванович родился 24 июня 1895 г. Учился в Вологодской духовной семинарии .В 1915 году поступил в Юрьевский университет(Эстония). В 1917 году вступил в партию большевиков. Активно проводил работу по укреплению Советской власти в Яренском уезде. В 1919 году ушел на фронт. Погиб 21 мая 1920 году. За боевые заслуги был награжден орденом боевого Красного Знамени.
    Мой университет – www.moi-mummi.ru

    _____________________________________________________________________________________________________


    Степан Иванович родился в 1898 году в селе Пезмег. Учился в Вологодской духовной семинарии. В 1917году поступил в Юрьевский университет (Эстония). Он имел незаурядные способности, отличался большой трудоспособностью и усердием в работе, много читал. Вместе с братом активно строил Советскую власть в Яренском уезде. Погиб в декабре 1919года во время боев с белогвардейцами за город Яренск. Похоронен в братской могиле.
    ДЛЯ ВЫСТУПЛЕНИЯ из ПЕЗМЕГА:

    Два брата Покровских: Степан и Павел родились в селе Пезмог в конце 19 века. Отец был попом, рано умер, матери пришлось растить шестерых детей одной. Братья подросли и стали учиться в Вологодской духовной семинарии. Потом оба поступили в университет. После Октябрьской революции вели активную работу по установлению Советской власти. Оба ушли воевать в Гражданскую войну. Оба погибли. Павел был награждён за боевые заслуги орденом боевого Красного Знамени.

    Их именами названа:


    • Центральная улица села Пезмог

    • Площадь в городе Яренск, где был похоронен Степан и Центральная улица также носит название Степана Покровского.

    • В городе Великий Устюг одна из центральных улиц носит имя Павла Покровского.

    • В музее Великого Устюга имеется стенд, посвященный герою гражданской войны Павлу Покровскому



    Сёркни.( Мойд).

    М.Н.Лебедев.

    Кöдзис пöльö сёркни, быдмис сёркни ыджыд,

    Сэтшöм ыджыд сёркни, кутшöм эз на вöвлы,

    Сёркни пöльö кыскö - кыскыны оз вермы!


    Пöрысь пöчöс пöльö отсöг вылö корö.

    Воис пöрысь пöчö отсöг вылö пöльлы.

    Кыскöны нин кыкöн- сёркни оз и вöрзьи.
    Корис сэки пöчö нывлысь ичöт нывсö.

    Тiльсьöны зэв зiля ыджыд сёркни гöгöр,

    Оз и вöрзьы сёркни, куимлы оз сетчы!
    Скорбящая мать.

    На родине, на Вычегде – реке,

    Стоит свой взор на запад устремив,

    Седая мать платочек сжав в руке,

    Но голову и в горе не склонив.

    Она стоит из камня, над рекой,

    Гамзатовских встречая журавлей.

    Стоит, а слёзы талою водой…

    Мать ждёт своих погибших сыновей.
    Над головой её – то дождь, то снег,

    То вьюги неутешные метут.

    Она нужна, чтоб выжил человек,

    Мой университет – www.moi-mummi.ru

    _____________________________________________________________________________________________________

    И знали все: вот так погибших ждут.

    Ей День победы каждою весной

    Приносит утром майский свежий ветер.

    Мать – воплощенье памяти людской-

    Встречает день…



    А сыновей не встретит. (Андрей Канев).

    Коьрта
    Контакты

        Главная страница


    Воспитательное мероприятие в 3 классе «Путешествие по Корткеросскому району»

    Скачать 102.98 Kb.