• АГАПОВА Елизавета Семеновна
  • 30-е ГОДЫ
  • БЕРЛИН Наум Яковлевич
  • БЛАГОРОДНЫЙ Георгий Иосифович
  • ДЕМИДОВ Василий
  • 20-е ГОДЫ: ВОССТАНОВИТЕЛЬНЫЙ ПЕРИОД



  • страница1/41
    Дата14.01.2018
    Размер8.37 Mb.

    Восстановительный период е. С агапова


      1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   41

    12

    20 е ГОДЫ: ВОССТАНОВИТЕЛЬНЫЙ ПЕРИОД



    Е. С Агапова

    А. Г. Андреев

    Н. Я. Берлин

    Г. И Благородный





    АГАПОВА Елизавета Семеновна

    (1864—?)

    Работница участка службы' пути Ок­тябрьской (бывшей Николаевской) желез­ной дороги. Родилась в деревне Криулина Тверской губ. в крестьянской семье.

    Трудовая биография Е. С. Агаповой началась в 7 лет В 13 лет она поступила на табачную фабрику Богданова. Когда в 1888 г. рабочие фабрики объявили заба­стовку, в числе активных ее участников была и Елизавета Семеновна. Царский суд приговорил ее к девяти месяцам тюрь­мы. Долгое время Агаповой пришлось ра­ботать прачкой, чернорабочей. Только в 1904 г. она смогла устроиться на работу в одну из типографий Петербурга. Когда грянула первая русская революция 1905— 1907 гг., Е. С. Агапова снова была среди восставших рабочих. Во вр^мя разгона де­монстрации казаками получила ранение. Активное участие в революционном дви­жении Елизавета Семеновна принимала и в 1917 г. В апреле 1919 г. она вступила в ряды партии большевиков.

    С 1917 г. Е. С. Агапова работала на Николаевской железной дороге. 15 апреля 1921 г. газета «Труд» в статье «Героиня революции и труда» писала об Агаповой: «За 3 года ни одного прогула, ни одного отпуска по бюллетеням... Часто выполняет срочные и сверхурочные работы На вос­кресниках она первая. Во время наступле-

    ния войск Юденича была санитаркой на фронте». Участвуя в боях за Детское Се­ло, Елизавета Семеновна вновь была ра­нена.

    1 Мая 1921 г. петроградские газеты опубликовали список первых Героев Труда Красного Питера, в их числе была и ра­бочая Николаевской железной дороги Ели­завета Семеновна Агапова. Почетное зва­ние Героя Труда ей было присвоено реше­нием Петроградского Совета рабочих и красноармейских депутатов и Петроград­ского губернского совета профессиональ­ных союзов. Одновременно ее наградили серебряными часами.

    После установления в 1927 г. всерос­сийского звания Герой Труда профсоюз железнодорожников выдвинул кандидату­ру Е. С. Агаповой на присвоение этого по­четного звания «за исключительные для работницы заслуги», указав при этом, что производственный стаж Елизаветы Семе­новны равняется 50 годам. Наградная ко­миссия ВЦСПС 1 апреля 1929 г. поддер­жала ходатайство Ленинградского област­ного совета профсоюзов.

    Е. С. Агапова принимала активное уча­стие и в общественной работе. В 1931 г. она работала в месткоме пути № 10 Ок­тябрьской железной дороги. В 1933— 1935 гг. трудящиеся города избирали Ели­завету Семеновну Агапову депутатом Ле­нинградского городского Совета.

    30-е ГОДЫ: ВОССТАНОВИТЕЛЬНЫЙ ПЕРИОД

    13



    АНДРЕЕВ Александр Григорьевич

    (1862—1942)



    Слесарь Ижорского завода, потомст­венный рабочий. Как и его отец, как стар­шие братья, начал он в 14 лет трудиться в цехе, где изготавливались паровые ма­шины для отечественного флота. Пять лет ходил в учениках. Перейдя на самостоя­тельную работу, показал отличную выуч­ку и высокую квалификацию. Вместе с производственной пришла к нему и поли­тическая зрелость. И когда в 1890 г. за­вод бастовал, Александр был вместе с ба­стующими.

    Выражение «цех стал его вторым до­мом» как нельзя лучше подходит к Алек­сандру Григорьевичу: родному цеху он от­дал 64 года. Только один раз разлучался Андреев с цехом — в декабре 1905 г. Пос­ле забастовки рабочих администрация объявила локаут, зачинщиков обратно не принимали. Среди неблагонадежных ока­зался и Андреев. Возвратился он на Ижорский завод только спустя пять лет.



    Талант рабочего расцвел в советское время. Его труд вложен в грозное боевое оружие, защищавшее завоевания Октяб­ря. На всех фронтах можно было встре­тить бронепоезда, бронеавтомобили, тан­ки с маркой Ижорского завода. А. Г. Ан­дреев создал бригаду слесарей, и вскоре о ней говорили как о лучшей на заводе. «Благодаря своей настойчивости, исклю­чительному и добросовестному отношению к выполняемым работам... бригада в ко­личестве 35 человек, руководимая Вами, прекрасно справляется с возложенными на нее заданиями». Эти слова взяты из гра­моты, врученной А. Г. Андрееву в 1921 г. от имени завкома профсоюза в связи с присвоением ему звания Героя Труда.

    Александр Григорьевич присвоение ему такого высокого звания принял как аванс, обязывающий его трудиться еще лучше, еще производительнее. Он внес несколько рационализаторских предложений, внедре­ние которых способствовало повышению производительности труда и снижению се­бестоимости продукции. Ударник, один из первых стахановцев завода. Когда нача­лось стахановское движение за выпуск ма­шин по сокращенному графику и с отлич-

    ным качеством, участок сборки паровых машин, возглавляемый А. Г. Андреевым, решил собрать изделие за 1700 часов вме­сто 3451.

    Александр Григорьевич досконально знал свою специальность, все ее тонкости и секреты. У опытного мастера не было тайн от товарищей. Он воспитал сотни учеников, которые достойно представляли рабочий класс Ижоры во всех уголках на­шей необъятной Родины.

    У Александра Григорьевича было свое особое отношение к заводу, цеху. Когда в годы гражданской войны приходилось останавливать завод из-за отсутствия сырья, топлива и материалов, старый ма­стер каждый день приходил на предприя­тие, сторожил оборудование, инвентарь. В 1938 г. вместе со своими коллегами он выступил с предложением провести обще­ственный смотр состояния оборудования. Это предложение было поддержано пар­тийным комитетом.

    В августе 1934 г. А. Г. Андрееву было подтверждено звание Героя Труда. 21 де­кабря того же года на общезаводском со­брании ижорцы назвали его своим канди­датом в депутаты Ленинградского город­ского Совета.

    В марте 1939 г. Андреев, как один из первых стахановцев, активный рационали­затор, внесший весомый вклад в укрепле­ние могущества страны, был награжден орденом Красной Звезды. Александр Гри­горьевич прожил долгую, интересную жизнь, которая служит добрым примером для ижорцев. И сегодня молодые рабочие объединения «Ижорский завод» равняют­ся на него. В 1982 году для передовиков производства ряда машиностроительных отраслей, добившихся высоких результа­тов в социалистическом соревновании, ут­верждена премия ВЦСПС имени рабочего-ижорца А. Г. Андреева.

    БЕРЛИН Наум Яковлевич

    (1869—1951)



    Мастер завода «Красный пути ловец». Родился в Черниговской губ. в семье ра­бочего. Окончил четырехклассное город­ское училище. Трудовую деятельность на­чал в 11 лет учеником часового мастера,

    14

    20-е ГОДЫ: ВОССТАНОВИТЕЛЬНЫЙ ПЕРИОД



    затем в слесарной мастерской. С 1887 г. работал подручным и рабочим на Киево-Воронежской железной дороге и в 1893— 1923 гг.— на Брянском металлургическом заводе. В 1922 г. Всероссийским союзом металлистов был затребован в Петроград, в распоряжение машиностроительного тре­ста. С 1923 г. до последних дней жизни работал на заводе «Красный путиловец». Член ВКП(б) с 1930 г.

    Наиболее полно рабочий талант Н. Я. Берлина раскрылся в годы Советской вла­сти. Он положил начало развитию изобре­тательства на заводе «Красный путило­вец», сам изобрел приспособление по из­готовлению шамотовых лодочек, ранее вво­зимых из-за границы, что дало значитель­ную экономию валютных средств Совет­скому государству. По инициативе Н. Я. Берлина началось строительство марте­новских печей из отечественного динаса и применение для заправки печей доломита вместо магнезита, что сэкономило сотни тысяч рублей и избавило мартеновские пе­чи от простоев в связи с отсутствием маг­незита. Высокая оценка изобретений Н. Я. Берлина была дана в статье «На страже советского золота», опубликованной в га­зете «Ленинградская правда» 7 ноября 1929 г.

    С 1905 г. Н. Я. Берлин активно вклю­чился и в общественную работу: избирал­ся членом заводского комитета, председа­телем кооператива завода, председателем ревизионной комиссии Брянского метал­лургического завода; чна «Красном пути-ловце» был членом заводского комитета, председателем ревизионной комиссии, председателем общества изобретателей, председателем комиссии по присвоению звания Героя Труда, избирался депута­том Ленинградского городского Совета.

    В 1932 г. за многолетний труд, актив­ное участие в производственной и общест­венной деятельности завода «Красный пу­тиловец» Н. Я. Берлину было присвоено почетное звание Герой Труда.

    В годы Великой Отечественной войны Н. Я. Берлин продолжал работать на родном предприятии, был наставником и воспитателем молодежи. Награжден меда­лями «За оборону Ленинграда» и «За до-

    блестный труд в Великой Отечественной войне 1941 — 1945 гг.».

    БЛАГОРОДНЫЙ Георгий Иосифович

    (1872—1949)



    Котельщик Северной судостроительной верфи (ныне судостроительный завод имени А. А. Жданова). Родился в Ви­тебской губ. в семье крестьянина-бед­няка. Окончил сельскую школу и Петер­бургскую техническую школу. Трудовую деятельность начал с 8 лет пастухом. Пос­ле переезда семьи в Петербург в 1886 г. работал на Обуховском заводе, затем на Путиловской (Северной) судостроитель­ной верфи. Прошел путь от старшего ра­бочего до начальника котельного цеха. За­рекомендовал себя отличным специали­стом своего дела.

    После окончания гражданской войны Г. И. Благородный принимал активное участие в восстановлении производства. В 1921 г. проявил недюжинные способно­сти при ремонте ледокола «Макаров», за что ему было присвоено звание Героя Труда.

    Г. И. Благородный — талантливый изо­бретатель и рационализатор. При его ак­тивном участии впервые в стране был из­готовлен аппарат «Обермейер» для тек­стильной промышленности и резервуар вы­сокого давления, острую потребность в котором испытывало химическое производ­ство. В 1930 г. журнал «Ленинградский металлист» писал об одном из изобрете­ний Георгия Иосифовича: «Котельным це­хом под руководством тов. Благородного изготовлены и сданы Брянскому цемент­ному заводу им. Воровского первая в СССР печь для обжига цемента и клин­керный к ней охладитель». Позднее это изобретение нашло практическое примене­ние и на других предприятиях страны.

    В годы первой пятилетки при участии Г. И. Благородного на Северной судостро­ительной верфи были построены рыбоути-лизационные установки для траулеров и диструктора для нужд коммунального хо­зяйства. Широкое использование в судо­строительной промышленности тех лет на­шла и новая конструкция судовых котлов типа «Норман», разработанная изобрета-

    30-е ГОДЫ: ВОССТАНОВИТЕЛЬНЫЙ ПЕРИОД

    15

    д




    телем. Экономический эффект от разрабо­ток Г. И. Благородного исчислялся многи­ми сотнями тысяч рублей.

    Работа Георгия Иосифовича получила высокую оценку. Он был награжден По­четной грамотой, кандидатура Благород­ного выдвигалась коллективом верфи для Всесоюзной Доски почета инженерно-тех­нических работников. В октябре 1933 г. рабочие Северной судостроительной верфи тепло поздравили Г. И. Благородного с вручением ему грамоты Президиума ВЦИК о присвоении звания Герой Труда.

    Г. И. Благородный — член партии с ок­тября 1928 г. и после выхода на пенсию в 1936 г. принимал активное участие в производственной и общественной жизни родного предприятия.

    ДЕМИДОВ Василий Александрович

    (1867—1937)



    Рабочий завода «Красный путиловец». Родился в Ярославской губ. в бедной кре­стьянской семье. Окончил сельскую шко­лу-двухлетку, и в 1877 г. родители отпра­вили его в Петербург учеником в столяр­ную мастерскую. С 1886 г. работал на рояльной фабрике «Я. Беккер», а в 1887г. перешел на машиностроительный завод «Феникс». С 1892 г. до последних дней жизни В. А. Демидов трудился на заводе «Красный путиловец», пройдя путь от мо­дельщика до начальника мастерской, за­ведующего техническим бюро.

    В. А. Демидов — активный участник ре­волюционных событий. Мастер медноли­тейной мастерской завода Проскуряков позднее вспоминал: «Помню, кричит, бы­вало, начальник на>него по поводу раз­ных революционных дел, а он молчит. А знать-то Василий Александрович многое знал, только вид всегда делал, как будто бы ничего не замечает. Возьмет отвернется или уйдет, и делайте, мол, скорей дело, а я ничего не вижу». После победы Велико­го Октября В. А. Демидов даже в самые трудные дни не покидал своего рабочего места. Он многое сделал для воспитания рабочей молодежи, был внимательным и отзывчивым человеком. Не случайно това­рищи по работе в честь 25-летия его тру­довой деятельности преподнесли Василию

    Александровичу серебряный сервиз, а в день 35-летия — наградили за плодотвор­ную работу именными золотыми часами.

    В. А. Демидов проявил себя талантли­вым рационализатором в годы восстанов­ления народного хозяйства. Его предложе­ния повышали производительность труда, качество выпускаемой продукции. Он был одним из тех, кто осваивал серийное про­изводство первых советских тракторов — знаменитых «Фордзон-путиловцев».

    Активное участие В. А. Демидов при­нимал в общественной жизни «Красного путиловца», Московско-Нарвского района. Избирался членом правления потреби­тельского общества завода и районного рабочего кооператива, входил в состав бюро изобретательской ячейки предприя­тия, которому он отдал почти полвека сво­ей жизни. В 1931 г. В. А. Демидов стал коммунистом.

    В апреле 1934 г. Василию Александро­вичу было присвоено звание Героя Труда.

    ДУБИНИН Матвей Петрович (1876—?)



    Рабочий завода «Красный выборжец». Родился в Московской губ. в бедной кре­стьянской семье. Окончил два класса сельской школы. Приехал в Петербург в 1886 г. С ранних лет познал труд рабоче­го. С 1914 по 1917 г. находился в дейст­вующей армии. После демобилизации ра­ботал кольцовщиком-труботягом на заводе «Красный выборжец». Позднее овладел специальностью сборщика, назначался бригадиром, помощником мастера и ма­стером производства.

    В годы гражданской войны М. П. Ду­бинина в составе продовольственного от­ряда направили в Самарскую губернию, где он был членом коллегии районного продовольственного комитета. Во время кронштадтского мятежа в марте 1921 г. состоял в революционной тройке Выборг­ского райкома РКП(б).

    После окончания гражданской войны Матвей Петрович принимал активное уча­стие в налаживании выпуска продукции мирного назначения на родном предприя­тии, был передовиком производства. В 1923 г. в числе 43 рабочих и служащих

    16

    20-е ГОДЫ: ВОССТАНОВИТЕЛЬНЫЙ ПЕРИОД



    Е. Д. Егорова

    П. Д. Зайцев

    А. В. Комаров

    С. С. Котов





    «Красного выборжца» был удостоен зва­ния Героя Труда.

    В 1918 г. М. П. Дубинин вступил в ряды РКП (б) и с высокой честью через всю свою жизнь пронес звание коммуни­ста-ленинца. Избирался председателем за­водского комитета, был ответственным ор­ганизатором коллектива РКП (б) завода «Красный выборжец», членом Петроград­ского Совета рабочих и красноармейских депутатов. Высоким авторитетом пользо­вался М. П. Дубинин и среди заводской молодежи, видевшей в нем одного из тех, кого принято называть потомственным пи­терским рабочим, с кого можно было брать пример в подлинно коммунистиче­ском отношении к труду.

    ЕГОРОВА Елизавета Дмитриевна

    (1894—1968) >«

    Намотчица ЛПО имени Козицкого. Ро­дилась в Петербурге в семье переплетчи­ков. Образование начальное.

    Первую революционную листовку Ли­за Егорова прочитала, когда ей шел один­надцатый год. Ее родители придержива­лись большевистских взглядов. Работали оба на Васильевском острове, в типогра­фии Вольфа. Часто приносили домой про­кламации, листовки. Спрятать и доста­вить их по нужному адресу поручалось Лизе.

    Из них девочка узнала о призывах к забастовкам и вооруженному восстанию,

    чтобы солдаты не стреляли в народ, а пе­реходили на его сторону, что не на ца­ря надо надеяться, а только на самого себя.

    С 1910 г. началась ее трудовая био­графия. Работала фальцовщицей в типо­графии Вольфа, а через два года поступи­ла сверловщицей на электротехнический завод «Сименс-Гальске». Молодая работ­ница выполняла поручения большевист­ской организации — собирала деньги в фонд газеты «Правда», распространяла неле­гальную марксистскую литературу. В 1914 г. за «подстрекательство к забастов­ке» Елизавету Егорову арестовали, но до­статочных улик полиции собрать не уда­лось, и ее выпустили на свободу. Вскоре, по ходатайству друзей, Лиза вновь на электротехническом заводе. Переквалифи­цировалась на токаря. Руки у девушки ловкие, профессия нравилась, и она быст­ро овладела мастерством.

    Молодой работнице партийцы завода «Сименс-Гальске» поручили подобрать на­дежные квартиры для нелегальных собра­ний, для занятий женского большевист­ского кружка. Не страшась опасностей и полицейских преследований, Лиза успеш­но выполнила это задание.

    Ее хорошо знали большевики Василь­евского острова: под их руководством Лиза помогала организовывать на заводе политические стачки, демонстрации, рас­клеивала листовки и воззвания...

    20-е ГОДЫ: ВОССТАНОВИТЕЛЬНЫЙ ПЕРИОД

    17



    25 февраля 1917 г. Егорова участвова­ла в разгроме полицейского отделения на 17-й линии. Она сорвала со стены царский портрет и выкинула его в окно. Затем вместе с другими работницами освобож­дала политзаключенных в Гаванском уча­стке.

    Осенью 1917 г. Е. Д. Егорова по зада­нию партии участвовала в подготовке I Петроградской общегородской конферен­ции женщин-работниц. Накануне Октябрь­ской революции Елизавета Дмитриевна организовала на своем заводе одну из са­нитарных дружин. В годы Советской вла­сти Егорова — передовик производства, по­стоянный агитатор среди рабочих.

    В 1921 г. профсоюзный комитет элек­тротехнического (бывшего «Сименс-Галь-ске») завода, по представлению рабочего собрания, пяти лучшим рабочим, имев­шим немалые заслуги перед революцией, присвоил почетное звание Героя Труда. Среди удостоенных этого звания была и токарь-станочница Елизавета Дмитриевна Егорова. В грамоте, врученной ей завко­мом, в частности, говорилось: «За доблест­ный труд, за самоотверженность и вер­ность пролетарскому делу».

    Передовая работница — рабкор и член заводского комитета — стала одним из ор­ганизаторов обучения молодежи. Ей при­сваивались почетные звания ударника пер­вых пятилеток, лучшей стахановки цеха, завода, города.



    Без малого пятьдесят лет было Елиза­вете Дмитриевне, когда грянула Великая Отечественная война. Но трудилась она не хуже молодых: владела четырьмя про­фессиями — револьвер'щицы, сверловщицы, токаря и намотчицы. От эвакуации отка­залась. Семья осталась в блокированном городе. В 1942 г. от голода умерли муж и единственная дочь.

    Живя на скудный паек, Елизавета Дмитриевна продолжала стоять у станка, перевыполняя производственные нормы и выпуская только отличную продукцию. Находила в себе силы быть еще и бой­цом МПВО. Совсем ослабевшую и боль­ную ее эвакуировали в Сибирь, где на бе­регах Иртыша разместился ленинградский завод.

    По возвращении в Ленинград Е. Д. Егорову выбрали депутатом Василеостров-ского райсовета. Ее портрет не раз укра­шал Доску почета цеха, завода, района. За трудовую деятельность на заводе (ны­не объединение имени Козицкого) Е. Д. Егорова подготовила более трехсот на­мотчиц. Они успешно продолжают ее де­ло. В 1966 г. за образцовое выполнение производственных заданий и достижение высоких показателей в работе Е. Д. Его­ровой вручили орден Ленина.
      1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   41

    Коьрта
    Контакты

        Главная страница


    Восстановительный период е. С агапова