• Внешний транспорт
  • ПРОЕКТНОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ
  • Центральная часть
  • Южный и северный районы города
  • Инженерная подготовка территории.
  • ВОЗРОЖДЕНИЕ ЮГСКОЙ ДОРОФЕЕВОЙ ПУСТЫНИ
  • ЗАКЛЮЧЕНИЕ

  • Скачать 109.71 Kb.


    Дата15.11.2018
    Размер109.71 Kb.

    Скачать 109.71 Kb.

    Возрождение затопленного города Молога и Югской Дорофеевой пустыни Кочанов И. Д. Анализ существующего положения



    Возрождение затопленного города Молога и Югской Дорофеевой пустыни

    Кочанов И.Д.
    1. АНАЛИЗ СУЩЕСТВУЮЩЕГО ПОЛОЖЕНИЯ.

    Из истории

    Молога — древний город, находившийся до 40-х годов XX века в месте слияния рек Волги и Мологи, на правом берегу реки Мологи и левом берегу реки Волги, на территории современной Ярославской области в 32 километрах от города Рыбинска. В Мологе брала начало Тихвинская водная система, связывающая Волгу с Балтийским морем. Город был важным торгово-перевалочным пунктом. В городе имелось 5 храмов, Афанасьевский женский монастырь непосредственно примыкал к городу. К концу XIX века численность его жителей составляла более 7000 человек. Город был центром большого и густонаселённого Мологского уезда, в 1929 г. преобразованного в район.



    Затопление

    В 1935 г. вышло постановление о строительстве Углического и Рыбинского гидроузлов. Первоначальный проект Рыбинского водохранилища предполагал подпорный уровень в 98 м. Основная часть города Молога располагалась на отметках 98-101 м над уровнем моря и не подлежала затоплению. Однако в 1937 года цифра 98 м была изменена на 102 м, что увеличивало количество затапливаемых земель почти вдвое, в их границах оказалась и Молога. К 1947 году было затоплено 745 селений, в том числе 5-тысячный поселок Абакумово; перенесено с утратой древностей три четверти города Весьегонска, подтоплены города Углич, Мышкин, Пошехонье, Череповец и перенесен райцентр Брейтово.



    Внешний транспорт

    Автотранспорт: трасса Москва – Ярославль, далее трасса Ярославль – Рыбинск. До Мологи остаётся 32 км. Из Санкт-Петербурга через Волхов, Тихвин, Устюжну до Весьегонска. Вывод: лёгкий доступ из обеих столиц.

    Железная дорога: Москва – Ярославль - Рыбинск, Санкт-Петербург – Вологда – Рыбинск или Весьегонск. Вывод: лёгкий доступ из Москвы через Ярославль, и из Санкт-Петербурга до Череповца или Весьегонска.

    Водный транспорт: От Москвы по каналу им. Москвы в Волгу до Рыбинского водохранилища, от Санкт-Петербурга в Ладожское озеро, по реке Свирь в Онежское, далее в Белое озеро, по реке Шексне в Рыбинское водохранилище. Вывод: лёгкий и интересный в туристическом плане путь из Москвы, путь из Санкт-Петербурка значительно длиннее.


    Экология

    Архитектурно-строительная экология — важнейшая проблема XXI века.

    В конце XX века особенно сильно стали заметны признаки глобального экологического кризиса и техногенной эволюции городов. Природа отступает под антропогенным воздействием, и для восстановления экологического равновесия и природной среды исследователями предлагается только один способ: сократить площадь антропогенно измененных и застроенных земель, возвратить значительную часть (называется огромная цифра — около трети используемых земель) "освоенных" и загрязненных территорий в естественное состояние. Такой возврат невозможен при наблюдающемся росте урбанизированных территорий и возрастании численности человечества. 

    Однако также представляется возможной замена этого возврата устойчивым строительством, экологизацией урбанизированных территорий, устойчивой биопозитивной реконструкцией мест расселения, зданий и инженерных сооружений. Созданием принципиально новых биопозитивных объектов, родственных природе, не отторгаемых природой и включаемых в естественные экосистемы. Природа будет воспринимать биопозитивные объекты (здания, сооружения, поселения, страны) как естественные природные объекты, что постепенно приведет к достижению устойчивости, восстановлению нарушенного равновесия и исключению отступления природы под антропогенным давлением человека. 

    Преобразующая деятельность общества, в том числе и архитектурно-градостроительная, давно уже не вписывается в темпы и ритмы природных процессов. Она по существу создает искусственные экосистемы, предназначенные для получения нужного человеку результата, но без целенаправленного воздействия человека под влиянием природных процессов такие экосистемы теряют устойчивость. И если остановить природные процессы нельзя, то можно их частично перенаправить или использовать – «действовать с природой заодно».

    Использование природных процессов для формирования стабильных искусственных экосистем имеет богатую историю. Примером может служить вся система водных пространств и намывных территорий Нидерландов. Систему начали создавать еще в XVI в. В настоящее время это выдающийся пример управляемой искусственной экосистемы.



    1. КОНЦЕПЦИЯ

    Концепция заключается в идее частичного спуска водохранилища и восстановления города Мологи в качестве города-спутника. Рассматривается вариант снижения уровня Рыбинского водохранилища до первоначальной проектной отметки +98 метров, что позволит осушить территорию города Молога и ещё сотни тысяч га земель, пригодных для рекультивации и развития сельского хозяйства. С уменьшением площади водохранилища улучшится экологическая обстановка, станет возможным развивать экологический туризм. На древней Мологской земле, богатой флорой и фауной, предусматривается создание Национального парка «Молога» со смысловым и функциональным центром в возрождённом городе.

    1. ПРОЕКТНОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ

    Чтобы осушить территории после понижения уровня водохранилища, спроектирована сеть дренажных каналов для вывода грунтовых вод и защиты от разлива во время паводков. На месте наиболее сохранившихся фундаментов городских зданий предлагается произвести археологические раскопки. Всё новое строительство предлагается проводить на насыпной укрепленной песчаной основе, материалы для которой будут извлекаться по мере строительства каналов. Таким образом, город предлагается возродить на отметках не ниже +102 м, чтобы он не мог быть подтопленным во время весеннего половодья и частых штормов на оставшейся акватории Рыбинского водохранилища.

    Проектом предусмотрено восстановление регулярной сетки кварталов города. Историческую центральную честь города предлагается воссоздать максимально близко к состоянию на 1-ю половину ХХ в. перед сносом затоплением на основе всех видов сохранившихся материалов. Это центральное ядро предполагается окружить зелёным каре парковой полосы, часть которой проходит по линии исторических ручьёв и стариц.



    Транспорт

    Для полноценного возрождения города и его окрестностей необходим комплексный подход в решении как локальных проблем рекультивируемой территории, так и более общих задач преобразования и развития всей системы расселения Центральной России. Предполагается развить и усилить систему транспортных связей города и региона путём прокладки новых авто- и железнодорожной магистралей (частично по линии бывшего Санкт-Петербургского почтового тракта), в т.ч. на осушаемой территории, соединяющую через Мологу не только Рыбинск и Весьегонск, но и Санкт-Петербург и Ярославль. Проектируемая железная и автомобильная дороги начинаются в Рыбинске, проходят по осушенным территориям через г. Молога, и далее по берегу водохранилища через существующие населённые пункты до г. Весьегонск. Железная дорога прикрепляется к существующей дороге на станции Сиуч, а автомобильная – в районе деревни Леонтьево.

    Возрожденная Молога рассматривается как крайний восточный пункт восстановления исторической Тихвинской водной системы - самого короткого пути от Волги до Балтийского моря, имеющего потенциал для развития в качестве маршрута экологического туризма. При этом вдоль берегов Мологи многократно увеличится поток речных судов, как туристических, так и грузовых.

    Молога находится на пересечении туристических маршрутов Москва-Волга, Москва-Санкт-Петербург, проходящих через города Углич, Калязин, Ростов Великий и многое другие, таким образом являясь центром туризма и отдыха.

    Главной планировочной осью возрожденной Мологи станет главный бульвар, проложенный на месте старого Санкт-Петербургского почтового тракта. Остальные улицы и бульвары будут «нанизаны» на эту ось, формируя регулярную сетку планировки.

    Застройка

    Застройка прилегающих к центру территорий предполагается современной, малоэтажной, соразмерной человеку и состоящей из энергоэффективных зданий кластерного типа, блокированных, коттеджей и домов усадебного типа. В западной части городскую застройку предлагается постепенно растворить в зелени леса, который также способствует осушению территорий благодаря корневой системе деревьев. Также на западной оконечности города запроектированы научно-исследовательские и образовательные центры, исследующие экологию и археологию нарушенных территорий, как в данном регионе, так и во всей России, возможности их рекультивации и восстановления. На прибрежных территориях предполагается развивать рыбное хозяйство, а на заболоченных и лесных участках – выращивание клюквы и других ягодных культур.



    Центральная часть

    В центральной исторической части города 3 бульвара, перпендикулярные основному направлению, формируют главные смысловые акценты планировки. Первые два выходят на воссозданный Богоявленский собор и торговые ряды на Сенной площади, третий связывает Крестовоздвиженскую церковь, расположенную на западной оконечности города в окружении городского парка, с островом Отдыха, расположенным между правым берегом водохранилища и левым берегом старицы Волги. На острове, периодически подтапливаемом во время паводкового разлива, будет разбит дендропарк с развитой сетью пешеходных дорожек, летними кафе, видовыми площадками и маяком на восточной оконечности острова. На этой территории нельзя возводить капитальные строения из-за опасности подтопления. Возможна прокладка замощенных пешеходных и велодорожек. Остров будет утопать в зелени, произрастающей на плодородной пойменной почве, обрамляя открывающийся с воды вид на панораму города.

    Парковки в центральной части города решены как подземные внутри кварталов. Учитывая то, что город будет возводиться на искусственной песчаной насыпи, возможно сразу запроектировать и укрепить эти подземные гаражи. Над ними будут разбиты озелененные площадки. Расчет требуемого количества машиномест произведен исходя из средней этажности застройки 2-3 этажа. В центральной части исторического квартала также обеспечены гостевые наземные парковки.

    Южный и северный районы города

    В южном и северном районе города предполагается разместить средне- и малоэтажную застройку кластерного типа, блокированные, частные дома и дома усадебного типа. Этажность застройки плавно понижается в сторону леса, начинаясь с 4х этажных жилых и общественных зданий, прилегающих к набережной старицы с восточной стороны города. Далее застройка «растворяется» в зелени, окружающей город. В этих районах расположены 2 школы и 5 детских садов. Также здесь расположены НИИ по проблемам изучения и рекультивации осушенных территорий и образовательным центром, имеющие на своей территории опытные сады и поля.

    Вопросы парковки в домах кластерного типа решены при помощи подземных гаражей под домом. Блокированные и частные дома обеспечены гаражами на собственных придомовых участках.

    На южной оконечности города расположен речной вокзал с причалом, позволяющем принимать как частные яхты и катера, так и крупные речные туристические теплоходы. Территория вокзала обеспечена парковочными местами для личного и пассажирского автотранспорта.

    В самой северной оконечности города расположена уединенная церковь Вознесения. Между ней и границей города, а также далее на север за ручей запроектированы резервные территории для дальнейшего развития города, в первое время используемые жителями в качестве полей и покосов.

    Инженерная подготовка территории.

    Использовать уцелевшие фундаменты не представляется возможным из-за высокого уровня грунтовых вод и значительного разрушения несущих конструкций. Сохранившиеся остатки фундаментов и покрытия улиц будут обследованы и зафиксированы. В дальнейшем предполагается выполнить искусственное насыпное основание на месте восстанавливаемого города.

    Гидрологические исследования выявили, что территория города требует создание системы искусственных каналов для дренирования грунтовых вод.

    Судя по старой карте почв Ярославской губернии, город и большая часть прилегающих к нему территорий образовывали песчаные грунты. Предлагается использовать песок, вынимаемый при рытье каналов для подсыпки территория города. Таким образом, можно рационально использовать большое количество вынутого грунта для сплошной подсыпки основания города. Для этого используют промытый песок, который вылёживается в подсыпке в течение года. Высота подсыпки по гидрологическим расчётам составляет 4 м, глубина дренажных канав не менее 4 м., ширина 8 м, уклон берегов 1/3. Эти отметки необходимы для защиты новой застройки от весеннего половодья. На уплотнённом естественным путём грунте возможно возводить постройки без использования свай.

    Необходимо также провести и работы по берегоукреплению. Берега выкладываются специальными бетонными плитами с ячеистой формой. Ячейки засеиваются травой. Дополнительно проводится высадка саженцев деревьев с разветвлённой корневой системой, например, ива, чёрная ольха на склонах и дуба на кромке берега.

    Решением вертикальной планировки города должны стать оптимальные уклоны улиц. Они должны быть не больше максимальных для обеспечения безопасности дорожного движения и не меньше минимальных для водоотвода.




    1. ВЫВОД

    Возрожденная Молога станет центром системы оживленных туристических маршрутов (через Рыбинск, Мышкин, Кашин, Калязин, Ярославль, Весьегонск, Пошехонье и другие), центром притяжения людей, небезразличных к истории своей страны, а также и многочисленных иностранных туристов. Осушение части территории Мологского края с понижением уровня водохранилища и возрождением древнего города станет переломным моментом в переходе от бесконечных разговоров о «стонах» Волги к возможной, более разумной реконструкции каскада ее гидросооружений, и более того – нарушенных экосистем по всей стране. Возрожденная Молога станет центром национального парка и заповедника и одним из символов истинного возрождения России.


    1. ВОЗРОЖДЕНИЕ ЮГСКОЙ ДОРОФЕЕВОЙ ПУСТЫНИ

    На дне «рукотворного моря» погребена Югская Дорофеева пустынь. Она находилась на правом берегу Волги, в 3-х верстах от реки, между Рыбинском и Мологой. Не столь древняя, как многие другие, Югская обитель становится широко известной на Руси с конца 18 века. Наименование «Югская» обители дали две реки: Юга Черная и Юга Белая, при слиянии которых она и начала строиться. Второе название – «Дорофеева» – обитель получила по имени своего основателя – старца Дорофея. В 60-х годах 19 века монастырь превратился в законченный величественный архитектурный ансамбль. В середине на широкой открытой площади возвышался увенчанный пятью куполами с позлащенными на них главами и крестами каменный собор во имя Живоначальной Троицы (построен в 1793-1810 гг.). Внутри храма за правым клиросом стояла гробница над местом упокоения Дорофея и на ней возложены носимые им вериги. Восстановление монастыря может быть осуществлено после понижения уровня водохранилища до отметка +98м. При этом это будет показательный пример того что возрождение на месте мертвого моря жизни возможно. Для начала на месте монастыря размещается скит. Освободившиеся от водного плена земли рекультивируются и используются наместниками для выращивания необходимой для их существования сельхозпродукции. Строительство и восстановление комплекса монастыря должно проводится паралельно с привлечением частного капитала и государственных средств.

    1. ЗАКЛЮЧЕНИЕ
      Сегодня, в период активного поиска национальной идеи и восстановления национального самосознания, без которых невозможно возрождение великой России, особую роль приобретает возрождение русской провинции и восстановление культурно-исторических и духовных центров этой провинции – малых городов и монастырей. Вполне понятно, что строить Новую Мологу нужно будет всем миром, то есть с привлечением федерального центра и нынешних «собственников» гидроэлектростанций. Пришло время очнуться от беспамятства и вернуть долг нашим предкам. Восстановление Мологской административной территории, создание Национального парка «Молога» и последующее строительство Новой Мологи – все это важнейшие этапы возрождения духовности и исторического самосознания жителей нашей древнейшей Ярославской земли. Но в этом и наш нравственный долг перед памятью десятков тысяч мологжан и их ныне живущими потомками, ибо «пока мы боль чужую чувствуем, пока в нас живо сострадание, есть нашей жизни оправдание».



    Коьрта
    Контакты

        Главная страница


    Возрождение затопленного города Молога и Югской Дорофеевой пустыни Кочанов И. Д. Анализ существующего положения

    Скачать 109.71 Kb.