• Список литературы

  • Скачать 84.11 Kb.


    Дата29.07.2018
    Размер84.11 Kb.

    Скачать 84.11 Kb.

    Временное трудоустройство, как фактор успешной социализации обучающихся с интеллектуальными проблемами в развитии



    ВРЕМЕННОЕ ТРУДОУСТРОЙСТВО, КАК ФАКТОР УСПЕШНОЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ ПРОБЛЕМАМИ В РАЗВИТИИ
    О.А Безрукова,

    учитель


    Казенное образовательное учреждение «Нефтеюганская школа-интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»

    г. Нефтеюганск


    Л. С. Выготский в статье « О связи между трудовой деятельностью и интеллектуальным развитием ребенка» подчеркивал, что труд является одним из могущественных факторов интеллектуального развития ребенка.

    Система обучения детей с умственной отсталостью в Российской Федерации не предусматривает освоения ими образования, уровень которого был бы сопоставим с уровнем образования нормально развивающихся подростков.

    Система общего образования обычных детей ориентирована на подготовку выпускника к самостоятельной и независимой жизни. Приоритетом же образования умственно отсталых детей является социальная и трудовая подготовка, осуществляемая по специальным программам преимущественно специальными методами обучения, насколько это позволяют индивидуальные особенности выпускника коррекционного учебного заведения. [1]

    В Федеральном государственном образовательном стандарте образования для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) [8] (далее ФГОС УО), вступившем в законную силу с 1 сентября 2016 года обозначена необходимость формирования у обучающихся следующих социальных компетенций: «способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятию соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей», «целостному, социально ориентированному взгляду на мир в единстве его природной и социальной частей», «пониманию личной ответственности за свои поступки на основе представлений об этических нормах и правилах поведения в современном обществе» и др.[5] В ФГОС УО чётко прослеживается то, как формирование социальных компетенций выходит на первый план, а академический компонент является дополнением.

    Поэтому в качестве важнейшего направлении обучения детей с умственной отсталостью на первый план выходит - обеспечение возможности получения начальной профессиональной подготовки.

    В настоящее время непосредственно трудовая деятельность общепризнана в качестве основы социализации детей с ограниченными возможностями здоровья, а трудоустройство – важной государственной задачей, поэтому и наше образовательное учреждение уделяет большое внимание вопросу организации «профессиональной практики» для обучающихся. Одной из эффективных форм такой «профессиональной практики» стало временное трудоустройство обучающихся школы-интерната.

    Современные Стандарты коррекционного образования определяют «Временную занятость» как «возможность овладения профессией обучающимся с нарушением интеллекта (умственной отсталостью)». [3]

    Наша школа (как и все школы, обучающие детей с умственной отсталостью) постоянно испытывают сложности в трудоустройстве выпускников, а от решения этой проблемы во многом зависит дальнейшая судьба наших воспитанников. Поэтому актуальность трудоустройства обучающихся, даже временного, очевидна.

    Новизна нашего опыта заключается в разработке модели социализации детей с ОВЗ на основе межведомственной интеграции усилий.

    Основными направлениями коррекционной работы служит развитие способности детей c интеллектуальной недостаточностью к осознанной регуляции трудовой деятельности. Формирование личностных, коммуникативных, регулятивных учебных действий осуществляется через развитие у обучающихся необходимого объема профессиональных знаний и общетрудовых умений». [6]

    На территории Ханты-Мансийского округа - Югры ежегодно с целью временного трудоустройства подростков, получения ими первого опыта работы и собственного заработка Казенным учреждением «Нефтеюганским центром занятости населения» реализуются мероприятия по организации временного трудоустройства несовершеннолетних граждан в возрасте от 14 до 18 лет в свободное от учёбы время. В первую очередь специалисты Центра трудоустраивают подростков из категории социально незащищенных. Это – дети из многодетных, малообеспеченных и неполных семей; дети-инвалиды; подростки, состоящие на учётах в комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав.

    Служба занятости подростков и молодежи Муниципальное Бюджетное учреждение «Центр молодежных инициатив» (далее МБУ «ЦМИ») организует временную трудовую занятость подростков и молодёжи на территории города Нефтеюганска в рамках Постановления администрации города Нефтеюганска от 29.10.2013г. №1212 «Об утверждении муниципальной программы города Нефтеюганска «Развитие образования и молодежной политики в городе Нефтеюганске на 2014–2020 годы». [7]

    На протяжении 4 лет перезаключается договор о сотрудничестве МБУ «ЦМИ» и КОУ «Нефтеюганская школа-интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья».

    Руководствуясь статьей 92 Трудового кодекса Российской Федерации, программой города Нефтеюганска «Развитие образования и молодежной политики в городе Нефтеюганске на 2014-2020 годы» об организации временного трудоустройства несовершеннолетних граждан в возрасте от 14 до 18 лет, КОУ «Нефтеюганская школа-интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья направляет обучающихся для выполнения следующих подсобных работ: уход, полив цветов, мытье полов и стен, работа в библиотеке, работа в школьном гардеробе, работа на пришкольном участке). Согласно договора о сотрудничестве подростки работают: в учебное время (февраль-май, сентябрь-октябрь) - 2,5 часа, но не более 12 часов в неделю; в летнее время (июнь-август) - 4 часа в день. Заработная плата подростка при временной занятости колеблется от 4 до 6 тысяч рублей в месяц. [8]

    Таким образом, временное трудоустройство подростков позволяет решать сразу несколько задач социализации обучающихся:

    - формирование интеллектуальных умений в труде;

    -формирование осознанной регуляции трудовых действий технологических операций;

    - получение первых профессиональных навыков (знакомство с основами какой - либо профессии, участие в оформлении документации, возможность выбрать свою будущую профессию);

    - коррекция и развитие целенаправленных двигательных навыков с учетом сензитивного периода для их формирования (12-15 лет);

    - ориентирование на рынке труда (как искать работу; какие профессии необходимы и востребованы в городе, районе, в котором они живут);

    - адресная подготовка на конкретном рабочем месте;

    - приобретение представлений о личном бюджете и его расходовании;

    - получение коммуникативного опыта (посещение социальных служб города и взаимодействие с их сотрудниками, получение трудовой книжки с записью о своем первом трудовом стаже; обретение новых друзей и опыт провождения времени с пользой). [6]

    Опыт организации временного трудоустройства обучающихся коррекционной школы позволил выявить риски в процессе реализации программы совместных действий:

    - из-за низкого уровня знаний об окружающем мире дети с интеллектуальными проблемами в развитии плохо представляют себе тот или иной вид профессиональной деятельности;

    - зачастую и сами подростки, и их родители полагают, что должны бы предлагаться даже на этапе временного трудоустройства более престижные вакансии;

    -обучающиеся, их родители затрудняются в составлении профессиональных планов, так как в городе и округе отсутствует сеть специализированных учебных заведений, позволяющих получить избранную профессию выпускнику коррекционного образовательного учреждения;

    - не все родители понимают необходимость и пользу раннего временного трудоустройства своих детей в свободное от учебы время (ссылки на отсутствие времени на помощь в сборе и предоставлении необходимых документов в службу занятости подростков; жалобы на несение личных расходов на оформление документов , например, покупку трудовой книжки или печать фотографий; недовольство маленькой заработной платой, выплачиваемой подростку) ;

    - отсутствие желания трудиться у самого подростка и желание «продлить беззаботное детство» со стороны родителей;

    - и подростками, и их родителями болезненно воспринимается предложение коррекции их профессиональных планов, что связано с отсутствием знаний об особенностях заболевания.

    Для снижения риска в реализации Договора о совместной деятельности по временному трудоустройству школа совершенствует направления профориентационной деятельности, в т.ч.:

    -профессиональное просвещение подростков и родителей;

    -проведение деловых игр социально-средовой и профориентационной направленности;

    -знакомство с судьбами людей с подобными диагнозами, инвалидами, успешно работающих по избранной специальности;

    - организацию экскурсий в некоторые организации города, использующие труд инвалидов (Городское общество инвалидов г.Нефтеюганска, Социальный приют для пожилых людей», Нефтеюганское городское муниципальное унитарное предприятие «Универсал сервис» и др.);

    В Концепции совершенствования форм и методов профессионального образования учащихся, специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, разработанной Васенковым Г.В., подчеркивается, что для создания более совершенных версий профессиональной подготовки умственно отсталых школьников можно выделить следующие направления:

    - отбор эффективных форм обучения применительно к региональному производственному содержанию на основе доступных для умственно отсталых старшеклассников профессий;

    - изучение условий и методов переноса имеющихся у школьников знаний и умений непосредственно в производственную сферу;

    - изучение возможностей определения контактов с базовыми предприятиями при поддержке местных органов власти и управления образованием. [2]

    Гумманизм общества проявляется в обеспечении качества жизни, доступного людям с умственной отсталостью.

    Считаем, что обращение к временному трудоустройству школьников с проблемами интеллектуального развития можно рассматривать в качестве своевременной и актуальной попытки совершенствования профессионального образования умственно отсталых детей. Использование такой формы профориентации становится возможным только при активной поддержке местных органов власти, в нашем случае – это Служба занятости подростков и молодежи МБУ «ЦМИ» г. Нефтеюганска.

    Список литературы:
    1. Агрба М. В. Профессиональная ориентация, профессиональная подготовка и трудоустройство при умственной отсталости : метод. пособие / М. В. Агрба, Е. О. Гордиевская, Е. М. Старобина [и др.]. – М. : ИНФРА–М, 2007. – 304 с.

    2. Васенков Г.В. Формы и методы профессионально-трудовой подготовки умственно отсталых учащихся в новых экономических условиях // В сб. Инновации в Российском образовании (коррекционная педагогика). М.: 1999.

    3. Выготский Л.С. О связи между трудовой деятельностью и интеллектуальным развитием ребенка // Дефектология. 1976. № 6. С. 3-8;

    5. Королева, Ю.А. Роль социальных потребностей в развитии социально-психологической компетентности подростков с отклонениями в развитии / Ю.А. Королева // Дефектология. – 2016. – № 3. – С.26-36.

    4. Организация работы по профориентации и профадаптации детей-инвалидов и лиц с ОВЗ : учебно- методический комплект / [сост. Г.В. Резапкина] ; Мин-во образования Респ. Коми, Коми респ. ин-т развития образования. – Сыктывкар: КРИРО, 2014. – 48 с.

    5. Пинский Б. И. Коррекционно-воспитательное значение труда для психического развития учащихся вспомогательной школы/ Науч. исслед. ин-т дефектологии Акад. пед. наук СССР. –– М.: Педагогика, 1985.-128с.

    6. Постановления администрации города Нефтеюганска от 29.10.2013г. №1212 «Об утверждении муниципальной программы города Нефтеюганска «Развитие образования и молодежной политики в городе Нефтеюганске на 2014–2020 годы».

    7. Трудовой кодекс Российской Федерации от 18.06.2017 № 125‑ФЗ



    8. ФГОС образования для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) от 19 декабря 2014 г. № 159.

    Коьрта
    Контакты

        Главная страница


    Временное трудоустройство, как фактор успешной социализации обучающихся с интеллектуальными проблемами в развитии

    Скачать 84.11 Kb.