• Проза
  • А. Платонов Волчек
  • Поэзия
  • Д. Кнут Я не умру

  • Скачать 70.19 Kb.


    Дата11.02.2019
    Размер70.19 Kb.
    ТипРассказ

    Скачать 70.19 Kb.

    Всероссийская олимпиада школьников по литературе Муниципальный этап 2014-2015 учебный год



    Всероссийская олимпиада школьников по литературе

    Муниципальный этап

    2014-2015 учебный год
    11 класс (максимальный балл - 150)
    Задание № 1. Аналитическое задание: выберите либо прозаический текст, либо поэтический текст и выполните задания соответственно выбранному.



    Проза: Выполните целостный анализ рассказа А. Платонов «Волчек», приняв во внимание следующие аспекты его художественной организации: особенности повествовательной структуры, композиционные особенности, особенности речевого портрета персонажей, функции второстепенных и эпизодических персонажей, особенности введения мира природы в текст произведения.

    Ваша работа должна представлять собой цельный, связный, завершенный текст.


    А. Платонов

    Волчек

    Был двор на краю города. И на дворе два домика -- флигелями. На улицу выходили ворота и забор с подпорками. Тут я жил. Ходил домой я через забор.

    Ворота и калитка всегда были на запоре, и я к тому привык. Даже когда лезешь через забор, посидишь на нем секунду-две, оттуда видней видно поле, дорогу и еще что-то далекое, темное, как тихий низкий туман. А потом рухнешься сразу на земь в лопухи и репейники и пойдешь себе.

    Выйдет навстречу не спеша -- знает, что это я -- Волчек, поглядит кроткими человечьими глазами и подумает что-то.

    Я тоже всегда долго глядел на него, в нем каждый раз было другое, чем утром.

    Раз шел я по двору и увидал, что Волчек спит в траве. Я тихо подошел и стал. Рыжий Волчек чуть посапывал и ноздрями на земле выдувал чистоту. По шерсти у него пробиралась попова собака.

    Кругом было тихое неяркое утро. Солнце приподнималось в теплом тумане, который все рассеивался и рассеивался и сжимался в голубой высоте в облака.

    Далеко выл у запертого семафора паровоз и звонили колокола по церквам. Репьи стояли тонко и прямо, ни ветра, шума, ни ребятишек не было.

    Волчек проснулся и не двинулся, а лежал как лежал с открытыми глазами, глядел в темную сырость под лопухи.

    Я наклонился и притих. Волчек, должно быть, не знал, что он собака. Он жил и думал, как и все люди, и эта жизнь его и радовала и угнетала. Он, как и я, ничего не мог понять и не мог отдохнуть от думы и жизни. Во сне тоже была жизнь, только она там вся корчилась, выворачивалась, пугала и была светлее, прекраснее и неуловимее на черной стене мрака и тайны.

    Спереди, пред ним и предо мной, все радуется и светится, а сзади стоит и не проходит чернота, и в снах она виднее, а днем она дальше и про нее забываешь.

    Волчка давил виденный сон. В нем он тоже видел эти лопухи и сырую тьму по корням, но там они были и такие и не такие. И вот он опять смотрел и не мог ничего понять.

    На дворе была еще собака Чайка. И когда были собачьи свадьбы, собаки бесились, гонялись за Чайкой, один Волчек был такой же, как всегда, и не грызся из-за Чайки.

    Хозяин думал, что он больной, и давал ему больше костей и щей после ужина. Но Волчек был великан и совсем здоров.

    Чужих ребят, какие приходили играть на двор, он не хватал за пылки, а бил оземь хвостом и глядел с уважением и кротостью.

    Я Волчка за собаку не считал, за то и он полюбил меня, как любит меня мать.

    Я тоже ничего не знал и не понимал и видел в снах тихое бледное видение жизни. Смутные облака трепетали в небе, и ветер гнул целые дубы, как хворостины, а я стоял в каком-то саду и не слышал, как шумел ветер, и сразу удивился и понял, что это сон, и проснулся.

    Было полнолуние, и в комнате бледный свет лежал на полу. Я потянулся и попробовал рукой холодные доски.

    Раз я спросил у отца, который любил меня и жалел, как маленького, не знает ли он чего, чего еще никто не знает и про что и в книгах не написано.

    Он сказал, нет, я все думаю про Бога, но его тоже не могу узнать.

    А на другой день за обедом досказал: оттого мы ничего не знаем, что и узнавать, должно, нечего. А тебе к чему нужно знать?

    А я сказал -- да, а жить-то как же? А узнавать есть чего, хоть бы то,

    отчего мы хотим знать все, если и узнавать нечего, все живет само собой в черноте и пустоте. Отчего кругом томление и борьба? Вот мы прожили немного после революции и уж увидали, как легко устроить всех сытыми и довольными, лишь бы осталась у нас власть нас самих. Но нам захотелось знать, и не нам одним.

    Отец помолчал и перестал есть. Я всю жизнь -- сказал он вечером --работал, кормил вас и одевал, не мог никогда не думать, а теперь привык.

    Теперь жизнь другая, и я все растерял. Но я люблю тебя, и ты, может, выйдешь на большую дорогу, тогда делай, что хочешь, а я не могу, я уморился и сидя сплю. Я только жду хорошего, а какое оно, не могу узнать. Всю жизнь я ждал чего-то хорошего и тебе отдаю эту надежду.

    На другой день я так же лез с работы через забор и Волчек встретил меня любящими глазами, и в пустых водяных его глазах сидела мертвая сосущая мысль, как каменная гора на дороге домой.

    Чайка юлила под ногами, а Волчек молча стоял вдалеке и смотрел. Ему оставалось одно -- либо издохнуть, либо дождаться первой собачьей свадьбы и cхватиться с другими кобелями из-за Чайки. Но Волчек оставался посредине и раздумывал. Тут была его худшая гибель, и он видел сны, пугался и жил хуже мертвого.

    -- Волчек, Волчек, Волчек... -- Я прошептал это и погладил его. Он прижмурился и заблестел глазами. На миг он ожил и понял, что я жалею и люблю его, как меня жалеет отец. Может, он и глазами заблестел оттого, что понял мою жалость и любовь, взял знание, и в первый раз сзади сияния жизни не было черноты и угнетения.

    -- Волчек, Волчечек...

    Волчек от радости подметал хвостом и повизгивал. Отчего раньше я не

    догадывался гладить и обнимать его? Нет, тогда бы он понял мой обман и

    потерял свое первое верное знание, что есть любовь в жизни и сочувствие.

    Волчек вертанул шеей, и я увидел, какая у него не собачья, почти человеческая круглая задумчивая голова. Глаза стояли и вглядывались. Он живет не лучше меня.

    В этот вечер я пошел по улицам. Белые городские дома в синей луне стояли и глядели окнами на тихо гуляющих людей. Томление и раздумье было во всех.

    Кто не любил, тот хотел любви. И никто ничего не знал, зачем это.

    Я встретил Маню, в которую был немного влюблен. С ней шел человек с добрым и счастливым лицом.

    -- Это Витя, -- сказала Маня.

    И я пошел рядом. Во мне поднялась тоска. Я чувствовал, как горело мое тело. Но в голове было ясно и хорошо. Я смеялся в мысли и мучал себя. Я знал, отчего во мне тоска и отчего вечер кажется задумчивым любящим далеким существом, прилегшим на землю. Я знал и смеялся. Знал, что все не такое, как кажется. И вот вечер, и эта Маня, не задумчивые полюбившие существа, а другое, что я еще не знаю. И по истинной сущности все это, наверно, ничтожно, жалко и гадко.

    Если бы созналось это всеми, то увидели бы, что не любить надо, а ненавидеть и уходить дальше, начинать перестраивать все сначала. Отчего все ходят по земле, и никто не знает, что она такое?

    На другой день я на работу не пошел, а ушел скитаться в поле. А там лег в рожь и думал до вечера, где найти настоящих людей, которые все знают. Где лежат настоящие книги?

    Сам я ни о чем не мог догадаться и что узнавал, в том сомневался и начинал опять сначала. А жить и не знать -- так и Волчек не мог. Я должен ясно увидать все до конца и быть уверенным и твердым в жизни.

    Раньше никому не нужно было знание, потому что нужен был хлеб и размножение людей. Благо было в полном удовлетворении тела. Теперь благо в истине, только это одно я узнал в тот день и пошел счастливый домой.

    На дворе я лег в траву и стал глядеть в землю -- пыль, песчинки, дохлая мошка и муравьиные дороги.

    Поэзия: Выполните целостный анализ стихотворения Д. Кнут «Я не умру», приняв во внимание следующие аспекты его художественной организации: жанр произведения, особенности воплощения лирического «я», ассоциативный фон, подтекст, реминисценции, особенности строфической и синтаксической структуры текста.

    Ваша работа должна представлять собой цельный, связный, завершенный текст.


    Д. Кнут

    Я не умру

    Я не умру. И разве может быть,

    Чтоб - без меня - в ликующем пространстве

    Земля чертила огненную нить

    Бессмысленного, радостного странствия.
    Не может быть, чтоб - без меня - земля,

    Катясь в мирах, цвела и отцветала,

    Чтоб без меня шумели тополя,

    Чтоб снег кружился, а меня - не стало!


    Не может быть. Я утверждаю: нет.

    Я буду жить, тугой, упрямолобый,

    И в страшный час, в опустошенном сне,

    Я оттолкну руками крышку гроба.


    Я оттолкну и крикну: не хочу!

    Мне надо этой радости незрячей!

    Мне с милою гулять - плечом к плечу!

    Мне надо солнце словом обозначить!..


    Нет, в душный ящик вам не уложить

    Отвергнувшего тлен, судьбу и сроки.

    Я жить хочу, и буду жить и жить,

    И в пустоте копить пустые строки.


    Исполнятся поставленные сроки -

    Мы отлетим беспечною гурьбой

    Туда, где счастья трудного уроки

    Окажутся младенческой игрой.


    Мы пролетим сквозь бездны и созвездья

    В обещанный божественный приют

    Принять за все достойное возмездье -

    За нашу горечь, мужество и блуд.


    Но знаю я: не хватит сил у сердца,

    Уже не помнящего ни о чем,

    Понять, что будет и без нас вертеться

    Земной - убогий - драгоценный ком.

    Там, в холодке сладчайшего эфира,

    Следя за глыбой, тонущей вдали,

    Мы обожжемся памятью о сиром,

    Тяжеловесном счастий земли.

    Мы вдруг поймем: сияющего неба,

    Пустыни серебристо-голубой

    Дороже нам кусок земного хлеба

    И пыль земли, невзрачной и рябой.


    И благородство гордого пейзажа -

    Пространств и звезд, горящих как заря,

    Нам не заменит яблони, ни - даже! -

    Кривого городского фонаря.


    И мы попросим набожно и страстно

    О древней сладостной животной мгле,

    О новой жизни, бедной и прекрасной,

    На милой, на мучительной земле.


    Мне думается: позови нас Боже

    За семь небес, в простор блаженный свой,

    Мы даже там - прости - вздохнем, быть может,

    По той тщете, что мы зовем землей.



    Задание № 2. Творческое задание

    Как известно, А.П. Чехов назвал пьесу «Вишневый сад» комедией. Комедийный элемент проявляет себя на всех уровнях художественной структуры произведения. Выберите трех персонажей комедии Чехова, которые, на Ваш взгляд, получают комическую характеристику. Подумайте, как герои могут выглядеть, во что одеты? Выступите в роли режиссера, который дает артистам советы, как играть. В каких конкретных сценах проявляется комедийный эффект? Кому из актеров Вы предложите эти роли? Объем характеристики персонажей – 150–300 слов.

    Коьрта
    Контакты

        Главная страница


    Всероссийская олимпиада школьников по литературе Муниципальный этап 2014-2015 учебный год

    Скачать 70.19 Kb.