• Всероссийская олимпиада школьников по русскому языку 2011/2012 учебного года Муниципальный этап 9 класс КЛЮЧИ
  • 8 баллов. 2. Городище (большой город) – м. р., городищ и



  • Дата26.06.2018
    Размер50 Kb.

    Всероссийская олимпиада школьников по русскому языку



    Организаторы муниципального этапа всероссийской олимпиады школьников не несут ответственности за содержание олимпиадных заданий и корректность ключей, т.к. не являются их составителями. Доводим до вашего сведения, что оргкомитет и члены жюри при проведении олимпиад вносили необходимые корректировки в задания и ключи. Представленная версия может не содержать этих исправлений.


    Всероссийская олимпиада школьников по русскому языку

    2011/2012 учебного года

    Муниципальный этап

    9 класс

    КЛЮЧИ

    задания

    1

    2

    3

    4

    5

    6

    7

    8

    Итого

    Макс. балл

    8

    18

    8

    20

    8

    14

    15

    9

    100

    1. Буква «с» может обозначать звуки [c], [с’], [з], [з’], [ш], [ж].

    Кроме того, буква «с» вместе с буквой «ч» обозначает звук [ш’:] (мягкий, долгий) и вместе с буквой «т» обозначает звук [ц] (твердый, долгий).

    За каждый правильно названный звук – 1 балл. Максимум - 8 баллов.


    2. Городище (большой город) – м. р., городищи; городище (древнее поселение) – с. р., городища.

    Пожарище (большой пожар) – м. р., пожарищи; пожарище (место, где произошел пожар; остатки чего-л. сгоревшего) – с. р., пожарища.

    Топорище (большой топор) – м. р., топорищи; топорище (рукоятка топора) – с. р., топорища.

    В форме именительного падежа множественного числа такие слова женского и мужского рода имеют окончание , а среднего . Таким образом во множественном числе дифференцируются омонимичные формы именительного падежа единственного числа существительных мужского и среднего рода. Ср.: топорище топорищи (большие топоры) – топорища (рукоятки топоров); городище – городищи (большие города) – городища (древние поселения).

    За каждое правильное определение лексического значения и указание рода по 1 баллу, безошибочное написание формы именительного падежа множественного числа по 1 баллу для каждого слова.

    Максимум - 18 баллов.

    3.

    брызгать - брызгаю, брызжу;

    выздороветь – выздоровею;

    очутиться –

    ощутить-

    победить -

    роптать – ропщу;

    убедить-

    умертвить – умерщвлю;

    чудить -

    Глагол брызгать в значении «окроплять, опрыскивать» имеет личную форму брызгаю, (брызгаю водой); в значении «разбрасывать капли», «сыпать брызги» имеет личные формы брызжу, (брызжет слюной).

    Глаголы победить, убедить, очутиться, ощутить, чудить и некоторые другие, принадлежащие к так называемым недостаточным глаголам (т.е. глаголам, ограниченным в образовании или употреблении личных форм), не образуют формы 1-го лица единственного числа настоящего-будущего времени. Если необходимо употребить эти глаголы в указанной форме, используется описательная конструкция, например: сумею победить, хочу (стремлюсь) убедить, могу очутиться, попытаюсь ощутить, не буду чудить.

    Максимум - 8 баллов.

    4.

    1) В каждом из этих слов две морфемы приходятся на корни сложного слова, третья формирует нулевое окончание. Нулевое окончание следует выделять потому, что мы имеем дело со значимым отсутствием морфемы. «Материальный» носитель (грамматического) значения отсутствует, тогда как само это значение (им. п. ед.ч.) наличествует. Соответственно — это третья морфема.



    2) Интерфикс (соединительная гласная) -о-, напротив, имеет материальное выражение, но не передаёт ни лексического, ни грамматического значения. Поэтому он морфемой в строгом смысле не является, хотя некоторые исследователи считают, что интерфикс выражает значение совместности и поэтому является самостоятельной морфемой.

    3) Однако в упомянутых словах может быть выделена ещё одна морфема - нулевой суффикс.

    Эти слова представляют собой отглагольные образования: пароход «то, что ходит паром», бракодел «тот, кто делает брак».

    Однако ни одна из перечисленных выше морфем не передаёт значение деятеля. Поэтому ряд исследователей склоняется к мысли о выделении здесь нулевого суффикса деятеля.

    Итак: 5 морфем: два корня + интерфикс + нулевой суффикс + (нулевое) окончание. 4 –те же, но без интерфикса (или нулевого суффикса), 3 – два корня + нулевое окончание.

    Максимум - 20 баллов в зависимости от глубины комментария.


    5. В предложении имя прилагательное в простой сравнительной степени может быть именной частью сказуемого и несогласованным определением.

    Максимум - 8 баллов.


    6. Шишков прав лишь отчасти: в слове полушка есть корень пол- ‘половина’, но нет корня ушк(о) < ух(о); ушк- - это суффикс с уменьшительным значением: ср. горб – горбушка, деревня – деревушка, гора – горушка, зола – золушка.

    Не прав Шишков и исторически: в старину, вопреки тому, что он пишет, в качестве платежного средства использовались не уши звериных кож, а шкурки куниц и белок, откуда пошли такие названия денежных единиц, как куна, гривна кун, веверица.

    Слово полушка означало монету в половину гроша или четверть копейки.

    Оценка: 3 балла – за правильное морфемное членение слова; 3 балла – за определение значения суффикса ушк-; 3 балла – за указание на историческую ошибку Шишкова; 5 баллов – за правильное определение значения (ответ: полушка – ‘полкопейки’ оценивается в 1 балл).

    Максимум - 14 баллов.
    7. Слова свороб и своробливая того же корня, что и глагол свербитьчесаться, зудеть’. Слово свороб, соответственно, представляет собой отглагольное существительное с чередованием в корне е/о, что может означать как процесс, так и результат глагольного действия. Стало быть, свороб — это или чесотка как процесс, либо нечто, что могло бы быть её результатом — т.е. рана, раздражение и т.д. Именно последнее значение предполагается семантикой управляющего глагола выступит. Своробливая – то же, что шелудивая, паршивая.

    Таким образом, общий смысл пословиц — предостерегающий: не связывайся с дурным, одно лишь общение с ним может изрядно навредить.

    8 баллов за этимологию слова свороб и своробливая; 3 балла за указание на значение процесса / результата; 4 балла за понимание предостерегающего смысла пословиц.

    Максимум - 15 баллов.


    8. Письмо отправлено на прошлой неделе (двусоставное), это можно легко проверить по штампу на конверте (односоставное безличное).

    Мальчика спросили (односоставное неопределенно-личное), сколько ему лет (односоставное назывное), но он так растерялся (двусоставное), что не смог ответить (двусоставное неполное, не выражено подлежащее).

    Максимум - 9 баллов.

    Коьрта
    Контакты

        Главная страница


    Всероссийская олимпиада школьников по русскому языку