Дата04.12.2017
Размер283 Kb.
ТипЛитература

«Второстепенные и внесценические персонажи комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума», и их роль в произведении»



Всероссийский конкурс исследовательских работ учащихся


Направление: лингвистика

МБОУ «СОШ №30» г. Норильск Красноярский край

10 класс


Матюшонок Анастасия Николаевна

Тема: «Второстепенные и внесценические персонажи комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума», и их роль в произведении»

Научный руководитель:
Субботина Елена Михайловна

Норильск, 2013/2014 учебный год



Оглавление

Введение ………………………………………………………………………………. .3

Глава1.

Историческая справка………………………………………………..............................4

Глава 2.

Второстепенные и внесценические персонажи……………………………………….4

Глава 3.

Анализ речи второстепенных героев……………………………………………….….9

Глава 4.

Практическая часть…………………………………………….......................................12

Заключение………………………………………………………………………………13

Список литературы……………………………………………………………………...………..14



Введение

Русская национальная культура в 19 веке достигла во многих областях знания высот, определяемых словом «классика». XIX век в русской литературе называют «Золотым веком». Литература этой поры явление уникальное, исключительное, несравненное. Изучая русскую литературу, я заинтересовалась творчеством Александра Сергеевича Грибоедова, который прославился благодаря своей бессмертной комедии «Горе от ума».

Значимость выбранной мной темы заключена в том, что знания истории, классической литературы необходимы. Проблема в том, что на уроках литературы, при самостоятельном чтении текста учащиеся мало уделяют внимание анализу образов второстепенных и внесценических героев, что и обусловило актуальность предпринятого исследования.

К сожалению, в последнее время многие учащиеся читают произведения в сокращении, запоминая только главных героев. А как же понять эпоху, описанную в произведении, смысл текста, уловить тонкую связь между героями, если за «кадром» остаются второстепенные и внесценические персонажи.

Научная новизна исследования определяется практической значимостью и возможностью применять результаты работы при подготовке к Государственной аттестации.

В качестве материала исследования использовались различные источники: справочная литература (справочники, словари); электронные документы (INTERNET); критическая литература (Гончарова «Мильон терзаний»), комедия А.С. Грибоедова «Горе от ума», КИМы ЕГЭ и ГИА, журналы: «Литература в школе», «Читаем, учимся, играем».



Цель исследования: проанализировать роль второстепенных и внесценических героев на примере произведения А. С. Грибоедова «Горе от ума»

Задачи исследования:

  1. Обозначить всех второстепенных и внесценических героев произведения.

  2. Определить, какую роль играют герои в сюжете произведения, как помогают второстепенные и внесценические персонажи охарактеризовать главных героев произведения, а также понять эпоху.

  3. Дать характеристику речи второстепенным героям произведения.

  4. Проанализировать значимость данной темы при подготовке к экзаменам в формате ЕГЭ и ГИА по литературе.

Объект исследования – бессмертная комедия А.А. Грибоедова «Горе от ума»

Предмет исследования – второстепенные и внесценические герои комедии «Горе от

ума»


Гипотеза: если мы проанализируем поведение, речь, вид деятельности второстепенных и внесценических героев комедии «Горе от ума» А.С. Грибоедова, то сможем понять, какую роль играют герои в комедии, а также проанализировать, какое значение имеют герои в философском смысле произведения. Сделать вывод насколько необходимы полученные знания при подготовке к экзаменам в формате ГИА и ЕГЭ по литературе.

Методы проведённых исследований: в ходе работы использовались описательный, исследовательский методы, метод работы с первоисточником (произведение «Горе от ума»), обобщение и анализ полученного материала.

Работа состоит из введения, четырёх глав, заключения.

Глава 1. Историческая справка.

Александр Сергеевич Грибоедов  - дворянин, русский поэт,  драматург,  композитор и пианист,  статский советник, дипломат. Он известен как писатель одной книги, блестяще рифмованной пьесы «Горе от ума», которая до сих пор является одной из наиболее популярных театральных постановок в России, а также источником многочисленных крылатых фраз.

Комедия в стихах «Горе от ума» задумана в Петербурге в 1816 году и закончена в Тифлисе в 1824. Яркий афористический стиль способствовал тому, что она вся «разошлась на цитаты».

Глава 2. Второстепенные и внесценические персонажи

Комедия А. С. Грибоедова «Горе от ума» — это своего рода «энциклопедия русской жизни» первой половины XIX века. Значительно расширив рамки повествования за счет множества второстепенных и внесценических персонажей, Грибоедов обрисовывает в ней великолепные человеческие типы современной ему Москвы.



  • Комедия — жанр художественногоHYPERLINK "http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A5%D1%83%D0%B4%D0%BE%D0%B6%D0%B5%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%B5%D0%BD%D0%BD%D0%BE%D0%B5_%D0%BF%D1%80%D0%BE%D0%B8%D0%B7%D0%B2%D0%B5%D0%B4%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B5" произведения, характеризующийся 

юмористическим или сатирическим подходом, а также вид драмы, в котором специфически разрешается момент действенного конфликта или борьбы антагонистичных персонажей

( http://ru.wikipedia.org)



  • Второстепенный - не основной, не самый существенный, мелкий, побочный.

Второстепенная роль.Не первый, не лучший по достоинствам, посредственный.(http://poiskslov.com)

  • Внесценический - 1) Не появляющийся на сцене. 2) Имеющий косвенное отношение к действию драматического произведения. (http://poiskslov.com)

Таблица. «Главные, второстепенные и внесценические герои произведения»

Главные персонажи

Второстепенные персонажи

Внесценические персонажи

Павел Афанасьевич Фамусов

Петруша

Боренька

Софья Павловна

Горичи

Левон

Алексей Степанович Молчалин

Антон Антонович Загорецкий

Воркулов Евдоким

Александр Андреевич Чацкий

Хрюмины

Григорий




Репетилов

Докторша




Тугоуховские

Ирина Власьевна




Гильоме

Клок фон




Д.

Кузьма Петрович




N.

Лохмотьев Алексей




Сергей Сергеевич Скалозуб

Марья Алексевна




Лизанька

Прасковья Федоровна




Хлёстова

Мадам Розье







Князь Фёдор







Брат Скалозуба

Проанализировав таблицу, я сделала вывод о том, что второстепенных и внесценических персонажей больше, чем главных. Они непосредственно связаны с основными, с их помощью мы узнаем некоторые важные подробности: они раскрывают суть той или иной сцены, смысл событий как происходящих на сцене, так и за сценой; уточняют характеры героев, показывают их взаимоотношения. С помощью второстепенных и внесценических персонажей Грибоедов создает в комедии особую атмосферу богатого дома московского барина Павла Афанасьевича Фамусова.

1Внесценические персонажи

  1. Боренька – упоминаемое лицо. Брат Левона. «Есть два брата – Леон и Боренька-

чудесные ребята! Об них не знаешь, что сказать»- говорил Репетилов.

  1. Левон – уп. л. В числе дюжины «горячих голов», делающих «государственное дела» Репетилов.

  2. Воркулов Евдоким – уп.л Репетилов записывал его в число решительных людей. «Ты не слыхал, как он поет? – спрашивает Репетилов у Чацкого. – О, диво! Послушай, милый, особливо есть у него любимое одно: «А нон лашьяр ми, но-но-но!»

  3. Григорий – князь, уп. л. По словам Репетилова, «чудак единственный. Век с

англичанами, вся английская складка: и так же он сквозь зубы говорит, и так же коротко обстрижен для порядка».

  1. Докторша – уп.л. Вдова. У нее Фамусов должен был «крестить». «Она не

родила, но по расчету, по-моему, должна родить».

  1. Ирина Власьевна – уп. л. Фамусов, характеризуя московских дам, говорит:

«Сунься кто, попробуй, овладей; судьи всему, везде , над ними нет судей; за картами, когда восстанут общим бунтом – дай Бог терпенья!»

  1. Клок фон – барон. Тесть Репетилова, по словам Репетилова, «в министры метил»

и «на Фонтанке жил».

  1. Кузьма Петрович – «Почтенный камергер. С ключом, и сыну ключ умел

доставить; богат и на богатой был женат; переженил детей, внучат, скончался – все о нем с прискорбьем поминают» (Фамусов)

  1. Лохмотьев Алексей – Ему, по словам Репетилова, принадлежит выражение

«радикальны потребны тут лекарства, желудок больше не варит».

  1. Марья Алексеевна – уп.л. «Ах, Боже мой, что станет говорить княгиня Марья

Алексеевна!» (Фамусов)

  1. Прасковья Федоровна – уп.л. К ней «в дом во вторник зван» был Фамусов «на

форели».

  1. Розье, мадам – уп.л. Воспитательница Софьи. По словам Фамусова, «старушка

золото», «вторая мать». «Умна была, нрав тихий, редкий правил. Однако не к чести служить ей: за лишних в год пятьсот рублей сманить себя другими допустила».

  1. Князь Фёдор- уп. л. Княгиня о своём племяннике: «Чинов не хочет знать! Он

химик, он ботаник. Князь Федор, мой племянник».

  1. Брат Скалозуба- уп. л. Скалозуб: «Чин следовал ему: он службу вдруг оставил, В

деревне книги стал читать…»

Роль внесценических героев в комедии: 2[«Горе от ума» — реалистическое произведение, где автор дает обобщенную картину жизни дворянской Москвы 20-х годов XIX века. Большое количество действующих лиц, представляющих московское дворянское общество, дополняется внесценическими персонажами, о которых мы узнаем по рассказам главных героев. Для того, чтобы расширить рамки произведения, усилить обобщение и типизацию, и вводятся внесценические персонажи. Это новаторский прием Грибоедова- драматурга]. Персонажи, которые помогают обрисовать идеалы, принципы и ценности «века минувшего», — это Максим Петрович, о котором с благоговением вспоминает Фамусов («Тогда не то, что ныне: при государыне служил Екатерине»). Фома Фомич, Кузьма Петрович, Татьяна Юрьевна, «Нестор негодяев знатных», княгиня Марья Алексеевна — все они занимают достаточно высокое социальное положение: чиновники, вельможи, сановники — «тузы». С точки зрения московского общества, они являются образцами для подражания и главными судьями. Эти персонажи выполняют две основные содержательные функции: во – первых, служат объектом насмешек Чацкого, помогая ясно увидеть изъяны светского общества, а во-вторых, составляют и объединяют лагерь, враждебный главному герою.

Из монолога Чацкого мы узнаем о французике из бордо, о котором все восторженно говорят, который чувствует себя здесь маленьким царьком, потому что фамусовское общество преклоняется перед Францией и всеми французами, забыв, национальную гордость и достоинство. И этому «французику», когда он приехал в Москву, показалось, что он дома:

Ни звука русского, ни русского лица…

Далее стоит выделить персонажей, которых упоминает Репетилов, – круг его приятелей, которые, по его мнению, авторитетны в «секретнейшем союзе», но мы понимаем, что реальной пользы обществу они принести не могут. Один из них «примечателен» тем, что «сквозь зубы говорит», другой – тем, что поет, а Ипполит Маркелыч Удушьев – «гений», поскольку написал в журнале «отрывок, взгляд в ничто». Эти люди опошляют и принижают идеи нового поколения и этим подчеркивают одиночество Чацкого не только среди старших дворян, но и среди его ровесников.

И только два внесценических персонажа – двоюродный брат Скалозуба и племянник княгини Тугоуховской – могут быть названы людьми, которых можно считать потенциальными единомышленниками Чацкого. Мы не знаем их образ мыслей, но уже одно то, что в фамусовском обществе о них упоминают как о странных людях, говорит об их принадлежности к поколению Чацкого и самого Грибоедова. Так, например, говорит Скалозуб о своем двоюродном брате:

Но крепко набрался каких-то новых правил. 


Чин следовал ему: он службу вдруг оставил, 
В деревне книги стал читать…

Грибоедов показывает нам, что в фамусовском обществе, если человек хочет иметь совсем другие интересы, жить по-своему, а не по-фамусовски, то он уже «не в своем уме», «разбойник», «карбонарий», например, княгиня рассказывает с осуждением о своем племяннике:

Чинов не хочет знать! Он химик, он ботаник.

Князь Федор, мой племянник.

Таким образом, Грибоедову удалось создать удивительный эффект: он стирал грань между реальной жизнью и сценической действительностью. И что особенно важно, комедия при этом, обретая напряженное публицистическое звучание, ничуть не теряла в художественном отношении.

3Второстепенные герои:


  • Петруша – Слуга в доме Фамусова. К нему обращается Фамусов со словами,

ставшими крылатыми: «Читай не так, как пономарь, а с чувством, с толком, с расстановкой»

  • Лиза – горничная Софьи

  • Скалозуб Сергей Сергеевич- «Трёх сажен удалец». «Полковник», служит «в корпусе с восемьсот девятого»

  • Горичи - Молодая дама Наталья Дмитриевна и её муж Платон Михайлович. Оба

старые знакомые Чацкого, что становится известным в 5 явлении третьего действия. Горичей Грибоедов изображает, иронически улыбаясь.

  • Антон Антонович Загорецкий - Особое место в комедии играют Репетилов и

Загорецкий. Критики относят их к второстепенным героям, они явным образом ничего плохого Чацкому не делают, но именно их «молчаливое согласие» решает важные вопросы в жизни других людей.

  • Репетилов - Репетилов появляется в комедии в четвертом действии в качестве

гостя на балу у Фамусова. Грибоедов в «Горе от ума» дает говорящие фамилии многим персонажам, в переводе с французского фамилия Репетилов означает «повторять».

  • Хрюмины - Графини Хрюмины: бабушка и внучка. Внучка — злая старая дева.

На её едкие замечания Чацкий отвечает не менее резко. Её он сравнивает с французскими модистками.

  • Тугоуховские - Тугоуховские приезжают на бал к Фамусову одними из первых.

Они супруги, и приехали сюда главным образом для поиска богатых женихов для своих дочерей.

  • Г.Д. – один из гостей на вечере у Фамусова. Когда Г. N сообщает ему весть, что

Чацкий «с ума сошел», отвечает: «Пустое! А ты расславить это рад?» - задает он вопрос N и сам идет осведомиться: «Чай, кто –нибудь да знает».

  • Г. N.- На его вопрос о Чацком «как его нашли вы по возвращеньи?» - Софья

отвечает: «Он не в своем уме». – «Ужли с ума сошёл?»

4Роль второстепенных героев комедии:

Второстепенные персонажи появляются на сцене, но не играют ведущей роли в развитии конфликта. Как и другие действующие лица, второстепенные персонажи ярко характеризуют фамусовское общество. Среди них наиболее выделяются Загорецкий и Репетилов, необходимые спутники этого общества. Именно фигура Загорецкого доказывает, что дворянское общество глубоко безнравственно. Хлестова так характеризует Загорецкого: «лгунишка он, картежник, вор», но мастер услужить, поэтому для него везде открыты двери. Представив себе этого человека, можно оценить все фамусовское общество, где нет ничего, кроме напыщенного лицемерия, эгоистической глупости, «благородного» хамства и бездуховности.

Репетилов является как бы пародией на Чацкого, в его образе осуждаются люди, искажающие и опошляющие высокие идеи. Репетилов будет существовать вечно, тип подражателя всегда возникал в переломные эпохи. Такие, как Репетилов, стараются называться передовыми и прогрессивными, но за этим скрывается пустота: «Шумим, братец, шумим!»

Но наиболее интересна роль Лизы в комедии «Горе от ума». Лиза — незаурядный человек, она обладает живым умом, хитростью, проницательностью, которые помогают ей хорошо разбираться в людях. Она дает меткие характеристики другим персонажам: Скалозубу («речист, а больно не хитер»), Чацкому («кто так чувствителен, и весел, и остер»). Соприкасаясь с Лизой, каждый герой предстает перед нами в своем истинном лице. Фамусов, который «монашеским известен поведеньем», втихую волочится за служанкой. Молчалин, любящий барышню «по должности», тоже не прочь приударить за Лизой. Я считаю, что образ Лизы является как бы двигателем всей пьесы, если бы его не было, то развязка была бы совершенно другой.

Для более полного представления о фамусовском обществе автор вводит в пьесу Сергея Сергеевича Скалозуба. По четкому определению Лизы, он «и золотой мешок, и метит в генералы».

Фамусовское общество в просвещении не видит ничего светлого, они считают, что от книг сходят с ума. Скалозуб говорит о просвещении со свойственной ему тупостью и ограниченностью: «А книги сохранят так: для больших оказий…»

Князь и княгиня Тугоуховские с шестью дочерьми тоже добавляют свою характерную черту в наше представление о фамусовском обществе. Также очень ярко нарисован образ барыни Хлестовой. Проводится стойкая параллель между ней и «Нестором негодяев знатных» из монолога Чацкого – то же пренебрежение и жестокость по отношению к крепостным.

Один из второстепенных персонажей – Платон Михайлович Горич, бывший друг и единомышленник Чацкого. Платон Михайлович появляется у Грибоедова всего в одной сцене встречи с Чацким на балу у Фамусова. Общество Фамусова сделало его примерным мужем своей жены Натальи Дмитриевны, которая опекает его, как ребенка. Такая жизнь заставила его отказаться от юношеских увлечений.



5[Бал у Фамусова – это «живой» музей восковых фигур, представляющих высший свет московской дворянской знати. У некоторых гостей Фамусова даже нет имен – это господин N и господин D. С их помощью Грибоедов показывает, что дворянское общество совсем не брезгует таким низким занятием, как передача сплетен. Г.N и Г.D – эти загадочные персонажи появляются в комедии для того, чтобы распустить слух о сумасшествие Чацкого]. Сначала об этом, шутя или в обиде на Чацкого, говорит Софья, но через некоторое время это становится общественным мнением. Фамусовское общество не может простить Чацкому его ума и образованности, поэтому они с удовольствием верят этой клевете.

Вывод. Роль второстепенных и внесценических героев комедии «Горе от ума»

Все второстепенные и внесценические персонажи сделали пьесу более интересной и насыщенной. Благодаря им, по замечанию Гончарова, в группе из небольшого числа лиц отразилась вся прежняя Москва, ее дух и нравы.

Автору не интересна психология второстепенных и внесценических героев, они занимают его лишь как важные «приметы времени» или как вечные человеческие типы. Они создают социально-политический фон для развития сюжета, подчеркивают и разъясняют что-то в главных героях. Второстепенные герои играют роль зеркала, поставленного напротив самого высшего света. И здесь важно подчеркнуть, что одной из главных задач автора было не просто отразить в комедии черты современного общества, но и заставить общество узнать себя в зеркале.

Глава 3. Анализ речи второстепенных героев.

Говоря о второстепенных персонажах, представленных в произведении, я не могу не проанализировать речь героев. «Горе от ума» - комедия, написанная в стихотворной форме. Автор диалоговой комедии не даёт нам описания внешности, характера героев, поэтому делать какие – либо выводы о героях, мы можем только тогда, когда проанализируем их речь.



6[Стих «Горе от ума»– разностопный (или «вольный») ямб, что придаёт стиху гибкость. Даёт возможность имитировать устную бытовую речь, с её свободными интонациями].

Речь второстепенных героев характеризуется особыми признаками:



  • отсутствие предварительного обдумывания высказывания и отбора языкового

материала;

  • непосредственность речевого общения;

  • воссоздание изображения быта социальной среды

Лексика второстепенных героев:

Разговорная лексика, входящая в состав лексики речи второстепенных героев характеризуется оттенками экспрессивной окраски.



Лексика делится на две группы:

- общеупотребительные слова: день, друг, ночь, беседа, страх, часы, народ, смех, вода, стакан, лицо, пара слов, не знал, страх, упали, с братом …

- разговорные слова: «Покудова», «Осьмой», «Започивала», «Доложусь» «Подалей» , «Тужите», «Не помню, что врала», «Поклон, сударь, отвесьте» , «Валит народ», « Не будет… прока», «Хотела схоронить» (в значении спрятать)

Герои в речи используют :

-фразеологизмы: Лиза: «Глаз да глаз», П. М. Горич «Переносить (доносить) горазд»



- междометия: эмоциональные выражают, но не называют чувства, настроения - Лиза : « Ах, как скоро ночь минула!», «Ах, амур проклятый», «Ах, от господ падалей»: Н.Д. Горич: «Ах! Александр Андреич Чацкий», вы ли?, «Ах, мой дружочек!, П.М. Горич «Ах, матушка», 4-я княжна: «Ах! Да барежевый!» (тонкая ткань ), 5-я княжна «Ах! прелесть!», 6-я княжна «Ах! как мил!» Графиня внучка «О! наших тьма…», П.М. Горич «Ох, нет, братец!..», Хлёстова «Купил, он говорит, чай, в карты сплутовал…», «Ух! я точнёхонько избавилась от петли…», «Чай, пил не по летам», Графиня бабушка «Антон Антоныч! Ах!», «Ах! окаянный…» , Н.Д. Горич: «Ах! друг мой, все». Загорецкий «Ох! Басни - смерть моя!», Репетилов «Ах, Александр!», «Ах! не покидай меня…», «Ах! Скалозуб, душа моя», «Фу, сколько , братец, там ума!», 4-я княжна «Ах! вести старые, кому они новы?» Лиза «Ах! мочи нет! робею». Лиза «Стук! шум! Ах! Боже мой! Сюда бежит весь дом».

Императивные выражают побуждение к действию, команды, приказы: Лиза : «Эй, Софья Павловна, беда.», «Ну, гость неприглашённый», «Ну, люди в здешней стороне!» П.М. Горич: «Эй! братец!..», Хлёстова «Ну, Софьюшка, мой друг…», Репетилов «Э! брось!», «О! познакомьтесь с ним.» «О! Диво!» «Ну, между ими я, конечно, зауряд». В речи второстепенные герои употребляют очень много междометий: 36 раз (из них женщины: 22 раза : мужчины: 14 раз).

- устаревшие слова : сударь, започивала, подалей, батюшка (отец) , статский (современное – штатский), три дни, опахало, кабы, девичья (в богатых барских домах специальное помещение для горничных), барский (гнев).



Просторечные слова: кабы, пил мертвую, прах его возьми, приданого взял шиш, запершись, долой, вспомянь.

Заимствованные слова: пускался в реверси, каламбур, ирритация (волнение, замешательство. Скалозуб); жоке (англ.- наездник; произносится на французский лад); рюматизм (ревматизм; произносится на французский лад); эшарп (шарф; произносится на французский лад), фармазон (член тайного общества)

Словообразовательные особенности речи героев:

Широко употребляются суффиксы субъективной оценки со значением ласкательности, неодобрения, увеличительности.

Так в разряде существительных используются суффиксы: -ишк- людишки, -ник- баловник, разбойник, картёжник -ик – ветреники -ун – болтун -ак- весельчак -ушк- голубушка -юшк- батюшка -ек- дружочек, подарочек -ейш – секретнейший, любезнейший, умнейший

Для прилагательных, имеющих разговорный характер, выделяются суффиксы: -шн- завтрашний



Синтаксис речи героев:

Синтаксические структуры речи героев разнообразны:



- использование вопросительных и побудительных предложений: Лиза: «Вы глухи?- Алексей Степаныч! Сударыня!..- И страх их не берёт!» , «Ну вот у праздника! ну вот вам и потеха!» , «И только? будто бы?»; Скалозуб: «С кем беда?» «Да кто? Откудова?» Наталья Дмитриевна: «Не ошибаюсь ли!..» Хлёстова : «Кто этот весельчак» Из звания какого?» Г.N. : «Ужли с ума сошёл? «Однако есть приметы?» Г.D.: «Что?», «Что такое?», Г.N. : «С ума сошёл!»

- использование неполных предложений в диалоге: «Не от болезни, чай, от скуки, - повольнее», «И кто влюблён - на всё готов», Загорецкий: «Куда я ни кидался! В контору – всё взято…»



- сочетание с частицей – С. -Ка: Частица КА- смягчает требование; частица С - произведена от слова сударь, придает оттенок подобострастия, угодливости. Это устаревшие адрессивные частицы, выражающие семантику, связанную с социальной сферой. «Да полнеете-с», «Что-с?», «Бог с вами-с», «Взгляните- ка в окно», «Сужу- с не по рассказам» , «Живите- ка смеясь», «Поразвернитесь- ка в рассказах», Скалозуб « Не знаю-с , виноват». « нет-с, старее меня по корпусу найдутся». Г.D. «Пойду- ка я…», Загорецкий «Нет-с, книги книгам рознь.», Репетилов : «Поедем-ка сейчас», «Гляди-ка в адрес – календарь». Лиза «От барышни- с».

- употребление слов предложений: -Лиза : «Светает». «Что-с?» «Опомнитесь», «Для компаньи» «А барышню?»; Н.Д. Горич: «Надолго?», П.М. Горич «Сейчас» , княгиня «От-став- ной?» , «И хо-ло-стой» , Репетилов «О! Диво!» Репетилов «Упрямец! «Враньё» «Дичь» «Химеры»

- использование вводных слов: Лиза: «Быть может, батюшка войдёт!», «Конечно, вам расстаться тяжело», «Вот, например, полковник Скалозуб», «Простите, право, как Бог свят»; Н.Д. Горич: «Конечно, был бы он…», Загорецкий «Так с цепи, стало быть, спустили», «Княжны, пожалуйста, скажите ваше мненье», Репетилов «Ну, между ими я, конечно, зауряд». «Во- первых, …» «Во – вторых…», «Каких, конечно, нам не выдумать с тобой»,

7[Речь героев богата комическим элементом, и проявляется он по- разному]. Мотив «философии», «философствования» не раз встречается в пьесе: эти слова в устах представителей «фамусовского общества» звучат комично. Например, у Скалозуба:

Об них как истинный философ я сужу:

Мне только бы досталось в генералы.

Встречаются в речи персонажей и двусмысленности: например, Загорецкий нападает на баснописцев, осуждая их за

...насмешки вечные над львами! над орлами!

Кто что ни говори:

Хотя животные, а все-таки цари.

Лиза, на первый взгляд, - простая и бойкая девушка. Но после того, как мы слышим ее реплики, замечания, можно сказать, что она описана Грибоедовым как очень реальная крепостная девушка, полная лукавства и проницательности. Ее слова, обращенные к Фамусову, нас поражают и остаются в памяти:

Минуй нас пуще всех печалей

И барский гнев и барская любовь…

Грибоедов, описывая Лизу, вложил в ее уста некоторые свои мысли и чувства по отношению к героям и событиям пьесы.

Речь Репетилова насыщена простонародными словечками и выражениями:  «пил мертвую», «прах его возьми», «приданого взял шиш». Вместе с тем, в его речи много заимствованных из общения с умниками из Английского клуба словосочетаний: «пускался в реверси», «каламбур рожу», что подтверждает его натуру хамелеона.



8[Скалозуб, князь и княгиня Тугоуховские, графини Хрюмины. старуха Хлестова, Репетилов и Загорецкий, Горичи... — «все это типы, созданные рукою истинного художника; а их речи, слова, обращение, манеры, образ мыслей, пробивающийся из-под них, — гениальная живопись...». Все эти образы — яркие, запоминающиеся, оригинальные].

Афоризмы из произведения «Горе от ума».

Крылатые слова — это устойчивые выражения, вошедшие из литературных или исторических источников и получившие широкое распространение благодаря их выразительности. «Крылатые слова» или «выражения» чаще всего называют афоризмами. Афористические строки нередки в стихах русских поэтов (А.С.Пушкина, Н.А.Некрасова, Ф.И.Тютчева, В.В.Маяковского), но больше всего их всё-таки у А.С. Грибоедова. А.С. Пушкин писал: « О стихах я не говорю: половина - должны войти в пословицу». Великий писатель был прав. Около 80 поговорочных стихотворных выражений из комедии попало в сборники крылатых фраз. Некоторые фразы принадлежат второстепенным героям: Лиза: «Минуй нас пуще всех печалей, И барский гнев и барская любовь», П.М. Горич: «Человек он светский, отъявленный мошенник, плут», Загорецкий: «Кто что ни говори: хотя животные, а всё – таки цари», Репетилов: «Людишки, пишущая тварь!» Лиза: «У девушек сон утренний так тонок», «И золотой мешок, и метит в генералы».

Глава 4. Практическая часть.

В ходе научной работы я проанализировала тесты по ГИА и ЕГЭ. Были отобраны вопросы о второстепенных и внесценических персонажах.



В3 Кто из персонажей, бывших союзников и друзей Чацкого, предаёт его? (КИМ ЕГЭ 2010г. Вариант 4)

В7 Кто из внесценических персонажей, духовных союзников Чацкого, назван в данном сюжете? (КИМ ЕГЭ 2010г. Вариант 4 , «Просвещение»)

С1 Какое место в «скопище уродов»(А.А. Григорьев) занимает образ Антона Антоновича Загорецкого? (КИМ ЕГЭ 2010г. Вариант 4, «Просвещение»)

С2 Каковы философия и жизненные идеалы Чацкого и фамусовского круга? В каких произведениях русской литературы XIX века есть обобщённый образ привилегированного общества? (КИМ ЕГЭ 2010г. Вариант 4, «Просвещение»)

В6 Что имел для развлечения «Нестор негодяев знатных»? (КИМ ЕГЭ 2010г. Вариант 3)

С1 Почему Чацкий вступил в спор с Фамусовым, ведь он пришёл в дом Фамусова не для того, чтобы спорить? (КИМ ЕГЭ 2010г. Вариант 3, «Просвещение» )

С2 Какие «образцы» московской и петербургской жизни запечатлела русская литература XIX века? (КИМ ЕГЭ 2010г. Вариант 3, «Просвещение»)

С7.1 Является ли Чацкий романтическим героем (по пьесе А.С.Грибоедова «Горе от ума»)? (КИМ ЕГЭ 2010г. Вариант 6, «Экзамен»)

С5.1 Почему И.А. Гончаров утверждал: «Едва ли состареется когда- нибудь грибоедовский Чацкий, а с ним и вся комедия»? (КИМ ЕГЭ 2010г. Вариант 1, «Легион»)

С5.1 Можно ли согласиться с тем, что многие сцены пьесы «Горе от ума» А.С. Грибоедова «построены таким образом, что комическое становится средством выражения трагического, а сама комедия – одной из форм воплощения современной трагедии» (Е.В. Юсим)? (КИМ ЕГЭ 2010г. Вариант 7, «Легион»)

      1. Какие привилегии дворянства и аристократии выделяет Фамусов в своём

монологе? (КИМ ГИА 2012г. Вариант 3 «Учитель»)

      1. Какую роль в раскрытии облика фомусковской Москвы играют

внесценические персонажи, упомянутые в монологе? (КИМ ГИА 2012г. Вариант 3, «Учитель»)

      1. В чём смысл «открытого» финала А.С. Грибоедова «Горе от ума»? (КИМ ГИА

2012г. Вариант 9, «Учитель»)

2.4 Как раскрывается проблема героя и толпы в комедии А.С. Грибоедова «Горе от

ума"? (КИМ ГИА 2012г. Вариант 3, «Учитель»)



Данные вопросы мы задавали учащимся нашей школы. Результаты работы можно увидеть на график.


Вывод: Большинство учащихся нашей школы, читая великие произведения, не запоминают второстепенных и внесценических персонажей. Именно из-за этого они не смогли ответить на поставленные вопросы, а значит, будет затруднена сдача экзамена по литературе.

Заключение

Проанализированный материал позволяет мне сделать следующие выводы:



  1. Второстепенных и внесценических персонажей в произведении больше, чем

главных, значит, они играют важную роль в произведении. При чтении нельзя игнорировать их значение.

  1. Благодаря второстепенным и внесценическим персонажам комедия «Горе от

ума» незамкнута во времени и пространственном круге, где происходит действие. Мы начинаем понимать, каковы моральные ценности в том мире, который возмущает Чацкого. Противоречия между героем и обществом становятся закономерными. С помощью этих персонажей Грибоедов знакомит нас с прошлым и будущим разных людей, а также мы узнаем предысторию жизни главного героя.

  1. Речь второстепенных героев относится к разговорному стилю, что доказано в

работе. Разговорная лексика, входящая в состав лексики речи второстепенных героев характеризуется различными оттенками экспрессивной окраски, словообразовательными особенностями, синтаксическими конструкциями, крылатыми высказываниями. Проанализировав речь, мы можем охарактеризовать второстепенных героев.

  1. Читать произведения необходимо внимательно, желательно в полном объёме,

так как это важно при подготовке к экзаменам в формате ГИА и ЕГЭ по литературе.

Комедия «Горе от ума» актуальна и в современное время. Чинопочитание, лицемерие, глупость , к сожалению, царят и в наши дни. И.А. Гончаров был прав, что : «Едва ли состареется когда- нибудь грибоедовский Чацкий, а с ним и вся комедия».



Список литературы:

Словари:

  1. Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка/ С.И.Ожегов и Н.Ю. Шведова.- М.: Изд-во Азбуковник;1996.- 939 с.

  2. Потиха З.А. Школьный словарь строения слов русского языка/ З.А.Потиха.- М.: Издво Просвещение; 1999.- 318 с.

  3. Тихонов А.Н Школьный словообразовательный словарь русского языка/ А.Н

Тихонов.М.: Изд-во Цитадель – трейд; 2005.-576с.

  1. Литературные герои: Персонажи, прототипы, цитаты, критика; летопись жизни в

творчества писателей – классиков 19 века/ Авт.-сост. В.А. Широков.- М.: Современник, 1998. – 319с.: ил.

Книга одного автора:

  1. Грибоедов А.С. Горе от ума: комедия в четырёх действиях в стихах- 2-е изд.,

стереотип. –М.: Дрофа, 2002. – 128с.

  1. Ерохина Е.Л. ЕГЭ. Литература. Практикум по выполнению типовых тестовых

изданий ЕГЭ: учебно – методическое пособие_ Е.Л. Ерохина.- М.: Издательство «Экзамен», 2010.- 71с.

  1. Коровин В.И. А.С. Грибоедов в жизни и творчестве: Учебное пособие для школ,

гимназий, лицеев и колледжей.- М.: ООО Русское слово- учебная книга, 2002.-64с.

  1. Цветкова Г.В. Литература. 9 класс: сборник заданий с ответами/ авт. – сост. Г.В.

Цветкова Л64 -Волгоград: Учитель, 2012. -103с.

Книга двух авторов:

  1. Лион П.А. Литература: Для школьников старших классов и поступающих в вузы: Учеб. пособие/ П.А. Лион , Лохова Н.М.– М.: Дрофа., 2000.-512с

Книга трёх авторов:

  1. Золоторёва И.В. Поурочные разработки по русскому языку/ Золоторёва И.В., Н.В.Егорова, Л.П.Дмитриева- М.: Изд-во Вако; 2004.-368 с.

  2. Логунова Н.В. Литература. Подготовка к ЕГЭ -2010. В помощь учителю и ученику:учебно – методическое пособие/ Н.В. Логунова, Е.В. Секачёва, Т.В. Скрипка- Ростов н/Д:Легион, 2009.- 236с.

Книги из четырёх авторов:

  1. Единый государственный экзамен: литература: контрол. Е 33 измерит. Материалы:2010/ Авт.- сост. М.Б. Багге, М.Г. Белова , Л.П. Висленко ,Л.Д. Фураева- М.: Просвещение; СПб.: филиал «Просвещение». 2010.- 304с.

2. Литература. 9 кл. Учеб. для общеобразоват. Учереждений. В 2 ч. Ч. 1/ [авт.-сост.

В.Я.Коровина и др.]; под ред. В.Я.Коровиной. – 13-е изд. – М.: Просвещение, 2007.-368 с.



Источники, представленные в INTERNET

  1. http://festival.1september.ru/articles/622017/ / Дата обращения: 15.11.12

  2. http://www.litra.ru / Дата обращения: 10.11.2012г.

  3. © Lit-Helper.Ru Сайт-энциклопедия литературных произведений/ Дата обращения: 28.10. 2012г.

Статьи из журнала

  1. Кунарёв А.А. «… И в карты не садись: продаст»; «Литература в школе», 2010, №12, стр20-22.

  2. М.А. Довыдова «Комедия нравов»; «Читаем, учимся, играем», 2011, №6, стр.21-25




1 Литературные герои: Персонажи, прототипы, цитаты, критика; летопись жизни в творчества писателей – классиков 19 века/ Авт.-сост. В.А. Широков.- М.: Современник, 1998. – 319с.: ил.


2 Коровин В.И. А.С. Грибоедов в жизни и творчестве: Учебное пособие для школ, гимназий, лицеев и колледжей.- М.: ООО Русское слово- учебная книга, 2002.-64с.


3 Литературные герои: Персонажи, прототипы, цитаты, критика; летопись жизни в творчества писателей – классиков 19 века/ Авт.-сост. В.А. Широков.- М.: Современник, 1998. – 319с.: ил.


4 Коровин В.И. А.С. Грибоедов в жизни и творчестве: Учебное пособие для школ, гимназий, лицеев и колледжей.- М.: ООО Русское слово- учебная книга, 2002.-64с.


5 © Lit-Helper.Ru Сайт-энциклопедия литературных произведений



6 Лион П.А. Литература: Для школьников старших классов и поступающих в вузы: Учеб. пособие/ П.А. Лион , Лохова Н.М.– М.: Дрофа., 2000.-512с


7 Лион П.А. Литература: Для школьников старших классов и поступающих в вузы: Учеб. пособие/ П.А. Лион , Лохова Н.М.– М.: Дрофа., 2000.-512с


8 http://www.litra.ru /


Коьрта
Контакты

    Главная страница


«Второстепенные и внесценические персонажи комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума», и их роль в произведении»