• ……………………………………………………………………….…5 1.1
  • ………………………………………………………………5 1.2
  • ………………………………...….8 2.1
  • ……..…18 Заключение…………………………………………………………...………....21 Используемые материалы……………………………………………………….
  • . Личность директора Шиловской средней школы №1 – Сонина Валентина Васильевича на фоне истории школы. Человек, учитель, гражданин "
  • Степушина Н.Н. учитель истории школы №1
  • Основная часть. Личность директора Шиловской средней школы Сонина Валентина Васильевича на фоне истории школы. Человек, учитель, гражданин
  • ,,Физика – моя держава’’. Работа учителем в родной школе
  • II . Более четверти века у руля школы. Сонин В.В. – администратор, руководитель педагогического коллектива
  • 1973 год.
  • 1977 год.
  • 1985 год.
  • 1988 год.
  • 1990 год.
  • 1992 год.
  • 1995 год.
  • 1998 год.
  • 2.2 Сонин В. В. – прекрасный семьянин, Человек с большой буквы

  • Скачать 248.23 Kb.


    Дата28.11.2018
    Размер248.23 Kb.

    Скачать 248.23 Kb.

    Введение. I. Основная часть



    Введение. ……………………………………………………………………...….3

    I. Основная часть. Личность директора Шиловской средней школы №1 – Сонина Валентина Васильевича на фоне истории школы. Человек, учитель, гражданин……………………………………………………………………….…5

    1.1 Семейная династия Сониных. Сонин Валентин Васильевича –

    выпускник школы №1 1958 года. Учеба в институте и первые шаги в профессии педагога………………………………………………………………5



    1.2 ,,Физика – моя держава’’. Работа учителем в родной школе…………...…7

    II. Более четверти века у руля школы. Сонин В.В. – администратор, руководитель педагогического коллектива. ………………………………...….8

    2.1 Успехи школы № 1 в годы директорства Сонина В.В…………………...…8

    2.2 Сонин В. В. – прекрасный семьянин, Человек с большой буквы……..…18

    Заключение…………………………………………………………...………....21

    Используемые материалы……………………………………………………….

    Иллюстративный материал……………………………………………………………………………

    Рецензия

    на исследовательскую работу ученицы 7 в класса Тришкиной Кристины". Личность директора Шиловской средней школы №1 – Сонина Валентина Васильевича на фоне истории школы. Человек, учитель, гражданин "

    Кристина работала над темой в течение нескольких месяцев. Ее работа началась после посещения школьного музея, где она познакомилась с экспозицией, посвященной директору школы Сонину В.В. В своей работе Тришкина Кристина проследила его жизненный путь, изучила особенности его работы учителем и диревтором, насколько это позволил ей ее возраст. Достоинством рецензируемой работы можно считать осознанный выбор темы реферата, использование знаний вне школьной программы.

    При написании работы была проанализированы все доступные материалы школьного музея, порошены люди, лично знавшие Сонина В.В.. Данная работа ученицы очень нужна в наше время, когда наша школы в следующем году будет отмечать свое 140-летие . В обществе возрос интерес к личности человека , к его судьбе, к обычным страницам истории Отечества. Без знания проблем и темных пятен исторического прошлого своей земли невозможностать достойным человеком и приносить пользу людям. Творческое наследие Николая Степановича – это огромный пласт национальной культуры, который еще не до конца исследован. Своей работой Кристина показала что имя Гумилева теперь навсегда связано с шиловской землей. Оценка творческой части работы – хорошая: ученица полностью самостоятельно провела все исследования, построила предположения и сделала выводы. Работа построена последовательно и логично. Работа оформлена в соответствии с требованиями к реферативной работе. Реферат отличается единством стиля, богатством и разнообразием словаря.
    Руководитель: Степушина Н.Н.,

    учитель истории МБОУ» СОШ №1»



    Введение

    Жил человек на огромной планете,

    Непритязателен, скромен и тих,

    Сжег свое сердце в служении детям,

    Жизнь и судьбу свою строя для них…

    Помнят каштаны, как утром осенним

    Раньше других он шагал на урок,

    А уходил он из школы последним,

    И по-другому работать не мог.

    Верен был главному в жизни призванью,

    Многое видел, многое знал;

    Не дослужился до высшего званья,

    Но символом школы, наверное, стал!

    Степушина Н.Н. учитель истории школы №1

    Эти стихи Степушиной Натальи Николаевны посвящены бывшему директору Шиловской средней школы №1 Сонину Валентину Васильевичу, стоявшему у ее руля почти 27 лет. Это немалый срок, в течение которого наша школа стала ведущей школой Шиловского района. В музее школы есть материалы, посвящённые ее истории. Некоторые учащиеся писали рефераты, исторические очерки, посвящённые школе, но материалов, посвящённых конкретно Сонину Валентину Васильевичу, в музее нет. Я считаю, что наш бывший директор, отдавший школе столько лет своей жизни, достоин того, чтобы о нем была написана исследовательская работа. Исходя из этого, я решила расспросить педагогов, которые лично знали Сонина В.В. и вместе с ним работали в годы его директорства, лично его знали. Среди таких людей есть и его ученики, выпускники нашей школы, например, Позднякова Татьяна Николаевна, Степушин Олег Владимирович, Котова Елена Васильевна и даже его учителя – Обрывина Лидия Серафимовна. В свою работу я включила воспоминания коллег Валентина Васильевича, которые проработали с ним бок о бок много лет. Я считаю, что моя работа очень актуальна, так как в обществе возрос интерес к истории Отечества. Без чувства любви и уважения к историческому прошлому своей земли невозможно стать достойным человеком и приносить пользу людям. Наш президент Путин В.В. уделяет большое внимание воспитанию патриотизма и преданности родной стране, а что, как не пристальное внимание к судьбам простых людей, которые пригодились там, где родились, воспитывает в нас, подростках, любовь к родине? Своей исследовательской работой я хочу отдать дань уважения таким людям.

    В своей работе я применяла следующие методы исследования: а) опрос; б) анализ материалов музея истории Шиловской средней школы № 1.

    Основными источниками для моего исследования являются:

    а) опросные листы информаторов;

    б) документы и фотографии, предоставленные информаторами;

    в) архивные данные школьного музея.

    Моими информаторами являются:

    1.Обрывина Лидия Серафимовна – учитель физики СОШ №1, в настоящее время – пенсионер, ветеран труда, «Отличник народного образования».

    2.Позднякова Татьяна Николаевна – ученица Сонина В.В., завуч СОШ №1, «Отличник народного образования».

    3.Бесова Анна Андреевна – учитель начальных классов, в настоящее время – пенсионер, ветеран труда, «Отличник народного образования».

    4.Кундина Татьяна Васильевна – учитель географии, выпускница школы, в настоящее время – пенсионер, ветеран труда, «Отличник народного образования».

    5.Степушин Олег Владимирович – педагог дополнительного образования Шиловского Дома детского творчества, выпускник СОШ №1, ученик Сонина В.В.

    6.Степушина Наталья Николаевна – учитель истории и МХК, почетный работник общего образования.

    7.Кондрашов Александр Иванович – генеральный директор ООО «Аптечный центр – Витязь», историк-краевед, в прошлом учитель истории и начальной военной подготовки СОШ№1.

    8. Королева Любовь Алексеевна – завуч, учитель русского языка и литературы СОШ № 1, , в настоящее время – пенсионер, ветеран труда, «Отличник народного образования».




    1. Основная часть. Личность директора Шиловской средней школы Сонина Валентина Васильевича на фоне истории школы. Человек, учитель, гражданин

    1.1 Семейная династия Сониных. Сонин Валентин Васильевича - выпускник школы №1 1958 года. Учеба в институте и первые шаги в профессии педагога

    Сонин Валентин Васильевич родился 24 декабря 1940 года в поселке Шилово в рабочей семье. Основатель династии Сониных, отец Валентина Васильевича, Сонин Василий Алексеевич, родился в 1913 году в с. Срезнево, где и учился с 1920 по 1925-й годы. Потом работал в кузнице своего отца молотобойцем, слесарем в Москве, механиком. Прошел всю войну, воевал честно и доблестно, как и работал. После войны приехал в Шилово, трудился в «Заготзерно» механиком. Вырастил четверых сыновей, уважаемых и достойных граждан страны. Василий Алексеевич мог, конечно, гордиться всеми сыновьями, но сын Валентин среди них был самым знаменитым человеком – директором лучшей школы в поселке. Это была очень почетная и уважаемая должность. В школьные годы Сонин Валентин Васильевич всегда хорошо учился, был примерным сыном и прекрасным учеником. У него был пытливый, аналитический ум, он всегда занимал активную гражданскую позиция, был настоящим советским человеком с высоким чувством долга. Это все отмечали и в последующие годы его жизни.

    В ноябре 1955 года Сонин Валентин, пятнадцатилетний ученик школы № 1, получил комсомольский билет № 06871922,стал комсомольцем. Выпускник нашей школы 1958 года, золотой медалист, он с детства был влюблён в физику. Эту любовь ему привила учитель школы Обрывина Лидия Серафимовна, молодая выпускница Рязанского педагогического института. В школе № 1 она начала работать с 1954 года и вспоминает Сонина В.В. как способного к точным наукам юношу. Поэтому вопрос о выборе профессии после окончания школы не стоял: он поступает на физико-математический факультет Рязанского института имени С.А. Есенина, который заканчивает в 1963 году. Он получает специальность «Учитель физики и основ производства средней школы». Ещё, будучи учеником школы, Валентин Васильевич проявлял такие качества, как серьезность, ответственность, организаторский талант. Вообще, надо сказать, что выпуск 1958 года дал много знаменитых людей, среди них Член Союза писателей России, поэт Попов Геннадий Андреевич, одноклассник Валентина Сонина. О таких людях поэт сказал:

    « У всех, кто труд свой полюбить сумел, по капле, по крупице, по частице в дела земные сердце воплотится, останется в живом бессмертье дел…»

    В 1963 году после окончания физмата Сонина В.В. распределяют в Свердловскую область, в д. Верхний Бугалыш Красноуфимского района, где назначают учителем физики в 9-10 классах и завучем производственного обучения. Здесь он проработал почти четыре года – с 15 августа 1963 по 18 августа 1967 года. В этой школе происходило становление Валентина Васильевича как педагога, как руководителя пусть и небольшого, но все же коллектива. Работа завучем производственного обучения требует умения организовать труд учеников, распределить между ними объем работы и добиться выполнения. Первый опыт подобной работы был для Сонина В.В., молодого специалиста, успешным, но он мечтал вернуться на родину, в свой поселок Шилово. К тому же, работа в деревенской школе не могла удовлетворить желания Валентина Васильевича добиться в свой профессии большего, не соответствовала его способностям и возможностям.


      1. ,,Физика – моя держава’’. Работа учителем в родной школе

    В августе 1967 года Валентин Васильевич вернулся в свой родной поселок и пришел на работу в родную Шиловскую среднюю школу №1, которой и отдал впоследствии все свои знания, силы, лучшие годы своей жизни. В школе№ 1 Валентин Васильевич стал преподавать свою любимую физику. В школьном музее сохранилось личное дело Сонина Валентина Васильевича, содержащее записи о приеме на работу. В его послужном списке всего три записи с мест работы; человек он был очень ответственный, постоянный в своих привязанностях. В музее сохранилась фотография 1968 года, где учителя и ученики 10-х классов снялись на фоне старого здания школы. И среди них молодой учитель физики Сонин Валентин Васильевич; это был его первый год работы в родной школе. Он был молод, красив, полон энергии, и впереди у него лежала целая жизнь, которую он посвятит детям и любимой школе. Физика была истинным увлечением Валентина Васильевича. Он увлекал ребят своей энергией, обширными знаниями. Журналы «Наука и жизнь», « Юный техник» изучались им тщательно и скрупулезно вместе с учениками. Очень внимательно он относился к внеурочной деятельности учеников по физике, приветствовал их любознательность, самообразование. Его часто можно было видеть обсуждающим с учениками какой-либо реферат, новость из мира физики, космонавтики, техники.

    II. Более четверти века у руля школы. Сонин В.В. – администратор, руководитель педагогического коллектива

    2.1 Успехи школы № 1 в годы директорства Сонина В.В. – 1974-2000-й годы

    Сонину Валентину Васильевичу было всего 34 года, когда районное руководство назначило его директором Шиловской средней школы №1. К тому времени он уже был членом Коммунистической партии Советского Союза, зарекомендовал себя человеком высокой гражданской ответственности, способным выполнить любое порученное дело, умеющим работать с людьми, грамотным специалистом. Высокий, красивый, яркий, обладающий несомненной харизмой, талантливый руководитель, Сонин Валентин Васильевич в качестве директора нашей школы оказался на своем месте и работал с1974 по 2000 год.

    За двадцать семь лет директорства Сонина В.В. школа создала единство учебного процесса и воспитания всесторонне развитого школьника, разработала целостную систему идейно-политических, нравственных и трудовых принципов, прошла многочисленные этапы формирования развивающей среды в школе:

    1972 год. Переезд школы в новое здание на улице Советской. Переход на кабинетную систему обучения. Школа – центр воспитательного процесса в микрорайоне.

    1973 год. «Опорная» школа для учителей девяти школ района.

    1974 год. Использование различных форм работы группы продленного дня (ГПД).

    1975 год. Внедрение эффективных форм обучения: лекции, семинары, зачеты, практикумы.

    1977 год. Организация самоуправления и соуправления школой. Работа Учкома, совета Старост.

    1978 год. Углубленная разработка вопросов оптимизации учебного процесса (автор Ю. Вабанский)

    1985 год. Введение интегрированных курсов – русский язык и чтение, русский язык и литература.

    1986 год. Работа педагогического коллектива по внедрению новых технологий преподавания учебных дисциплин. Экспериментальная работа в области преподавания математики, истории, английского языка.

    1987 год. Организация классов педагогической поддержки. Укомплектование первого компьютерного кабинета в районе. Создание базы для изучения информатики учащимися школ поселка.

    1988 год. Совершенствование системы внеклассной и внешкольной работы. Изучение и использование элементов методики В. А. Караковского.

    1989 год. Заключение договора с Рязанским Государственным педагогическим университетом. Организация педагогического класса. Комплектование разноуровневых классов в 1-й ступени.

    1990 год. Введение переводных экзаменов в 5-8 классах, в 10-хклассах.

    1991 год. Внедрение дидактической системы Л.В, Занкова. Организация психологической службы в школе.

    1992 год. Организация гуманитарного класса во второй ступени.

    1993 год. Переход классов второй ступени на предметно-урочную систему обучения.

    1994 год. Внедрение школьного учебного плана на основе базисного. Введение новых предметов Федерального и регионального компонентов.

    1995 год. Лицензирование школы. Разработка образовательных технологий, модулей обучения.

    1996 год. Разработка программы развития школы.

    1997 год. Разработка технологии по реализации программы развития школы.

    1998 год. Совершенствование педагогических технологий.

    2001 год. Переход начальной школы к четырехлетнему обучению.

    2003 год. Организация спортивного класса на 1-йступени.

    Практически все двадцать семь лет директорства Сонина Валентина Васильевича вместили в себя эти ступени совершенствования учебно-воспитательного процесса в школе, ее становления как ведущего образовательного учреждения района. Кроме того, в конце семидесятых годов школе сложилась четкая система военно-патриотической и историко-исследовательской работы, равной которой не было ни в одной школе района. Велась она учителем истории и военного дела Кондрашовым Александром Ивановичем. В школе им был создан военно-спортивный батальон «Орленок», который организовывал и проводил военно-спортивные игры «Орленок» и «Зарница», смотры строя и песни, конкурсы и викторины на военно-патриотические темы. При этом подобной работой были охвачены все классы – с первого по десятый. Члены штаба «Орленок» вели активную поисково-исследовательскую работу: одни ребята обходили дома шиловцев и выявляли тех, кто не вернулся с войны, другие, например, Творогова Е., Асманский В., работали в райвоенкомате, сверяя списки погибших со своими данными. Всего было выявлено свыше 600 шиловцев, отдавших свои жизни за родную землю. Их имена увековечены в граните на шиловском мемориале Победы. Александр Иванович Кондрашов вспоминает, что «Сонин В.В. самым активным образом помогал в этой работе. При его поддержке учителя и классные руководители Матюнькина Н.М., Расторгуева З.В., Еловенкова М.Б., Шилина Л.И., Саломатина А.Д. участвовали во всех проводимых акциях»



    Штаб «Орленок» вел работу и по другим направлениям, например, исследовал боевой путь 324-й дивизии, судьба которой связана с шиловской землей, искал материалы и документы о шиловцах, участвовавших в партийном подполье, в партизанском движении и движении Сопротивления.

    Секретарем партийной организации в школе в те годы была Гуменюк Валентина Григорьевна, и именно ей были поручены некоторые вопросы военно-патриотического воспитания детей. Эти вопросы выносились на открытое обсуждение на партийные собрания и родительские собрания. «В нашем штабе существовал отдел поиска и переписки, который осуществлял переписку с различными людьми и организациями. Переписка велась с Советским комитетом ветеранов, с редакциями отдельных газет, с Советом Ветеранов 324-й дивизии в московской школе № 288,со школой № 30 в городе Чебоксары, а также, что очень важно, с архивами Министерства обороны СССР, – вспоминает Александр Иванович. – Я пришел на работу в школу № 1 в сентябре 1978 года, а до этого работал в Новоселковской средней школе. У меня были большие планы по практической реализации военно-патриотического воспитания, а в маленькой школе мне для этого не хватало учеников. Чтобы вести поисковую работу такого масштаба, какой был в первой школе, надо было задействовать много ребят. Руководство районного образования в лице Дасмаева И.С. пошло мне навстречу, и уже в 1978 году в школе № 1 был создан первый в области Совет ветеранов-фронтовиков. Огромную помощь и поддержку мне оказал Сонин В.В.. Совет ветеранов возглавлял бывший учитель школы Мысев Василий Васильевич, и работа этого Совета была регулярной. Ветераны были в школе не гостями, а старшими товарищами учеников, вели военно-патриотическую работу. Сониным В. В. как администратором было проявлено такое понимание важности этой работы, что весь коллектив под его руководством был вовлечен в нее. Завучи школы того периода Гуменюк Валентина Григорьевна, Королева Любовь Алексеевна, Тинякова Анна Васильевна вырастили целую плеяду классных руководителей, которые блестяще реализовывали на практике все формы и методы военно-патриотического воспитания, подготовки молодежи к службе в армии. Это позволило школе уже с 1978 года активно выступать на всех уровнях как по военно-спортивным играм «Зарница» и «Орленок», так и в поисковых операциях. В 1979 году школа стала победителем Всесоюзной операции «Долг», а в 1980 году лауреатом Всероссийского фестиваля « Моя родина – СССР» в г. Ульяновске. Также мы стали победителями Всесоюзного Похода по местам боевой и революционной славы и участвовали во Всесоюзном слете следопытов в городе Минске. Педагогический и административный «гигант» Сонина, – по-другому я никак не могу назвать этого человека – способствовал тому, что ученики школы, поступившие на службу в ряды Советской Армии, а также те, кто попал в Афганистан, блестяще подтвердили правильность проводимой Сониным военно-патриотической работы. Его умение создать благоприятную обстановку в коллективе при наличии таких завучей, как Гуменюк В.Г., Королева Л.А., Тинякова А.В. дало прекрасные результаты. Помню, как тесно мы работали с ним по этому вопросу. Он вникал во все детали, дотошно исследовал пути решения той или иной проблемы. В вопросе того, чтобы сделать что-то полезное для школы, я всегда находил у Валентина Васильевича понимание и помощь, поэтому школа двигалась вперед». В школьном музее хранятся Грамоты и Дипломы, свидетельствующие о достижениях школы в военно-патриотическом воспитании учащихся, например, Диплом первой степени за победу в районных стрелковых соревнованиях из пневматического оружия в честь Дня Советской армии.

    Судьба директора школы – это, прежде всего, судьба самой школы, ее учителей и учеников. С первых дней на посту директора рядом с Сониным В.В. трудилась Татьянкина Татьяна Лазаревна, ветеран педагогического труда, бывший учитель математики, завуч-организатор. Она родилась в 1932 году в Путятинском районе. Ее детство пришлось на военные годы. В Шиловской средней школе №1 Татьяна Лазаревна работала с 1962 года, отсюда и на пенсию ушла. Она вспоминает, что с директором ей по работе приходилось соприкасаться вплотную, потому что она много лет была председателем месткома и завучем - организатором внеклассной работы. «Могу сказать о нем только хорошее – вспоминает Татьяна Лазаревна. – Это спокойный, уравновешенный руководитель, от которого мы не слышали ни одного грубого слова. Я не помню такого случая, чтобы он на кого-то повысил голос, а тем более, накричал. При нем не было скандалов и ссор в коллективе, каких-то недоразумений. Был ровный, сплоченный коллектив, выполняющий единую задачу. Своим педагогам Сонин доверял, поддерживал любую инициативу, хотя требовал обоснования, доказательств. Он мог не сразу принять решение, но никогда не забывал о деле, размышлял о нем и все продумывал».

    За эти годы значительно повысился уровень профессионального мастерства педагогов школы, методы обучения были приведены в соответствии с требованиями времени. Под руководством Сонина Валентина Васильевича разрабатывалась и совершенствовалась кабинетная система, что позволяло проводить уроки на высоком педагогическом уровне. Усилиями учителей и родителей в школе были оборудованы кабинеты по всем предметам, что позволило наиболее полно реализовать принципы развивающего обучения. Как директор Сонин Валентин Васильевич много внимания уделял тому, чтобы техническая оснащенность школы была на высоком уровне и соответствовала всем требованиям того времени. С каждым годом пополнялась фонотека, приобретались проекторы диапозитивов. Конечно, нам удивительно сейчас читать об этом, но в те годы никто и не слышал о компьютерах, видеомагнитофонах и т. п. Надо сказать, что далеко не в каждой сельской школе был диапроектор с экраном, так в этом вопросе школа №1 была в числе передовых. В год столетия школы – в 1977 году – в ней имелись 5 киноаппаратов, 3 телевизора, в каждом кабинете имелось затемнение, чтобы можно было посмотреть фильм или диафильм, во многих кабинетах имелись музыкальные проигрыватели. Уже в семидесятые годы в школе были оборудованы и укомплектованы мастерские, кабинет машиноведения, большая часть факультативных курсов отводилась на изучение сельскохозяйственных дисциплин. В народе тогда школа называлась «сельская», оправдывая свое название тем, что готовила будущие кадры для работы в сельском хозяйстве. Тем самым выполнялся заказ государства на воспитание в детях уважения к профессиям, нужным на селе. Материальная база занятий по изучению сельскохозяйственных машин была достаточно высокой. Одним из направлений деятельности школы в эти годы было развитие познавательной активности учащихся, прочного усвоения основ наук. Другими словами – детей учили учиться, учили самостоятельно добывать знания, а не просто быть пассивными слушателями на уроках. Значительно укрепились связи с родителями, общественностью.

    Многое было сделано директором школы Сониным В. В. и его командой для повышения авторитета школы. В 70-е годы в школе работала замечательная производственная бригада. Это была и гордость Валентина Васильевича, и его головная боль, ведь, сколько надо было предпринять усилий, чтобы все организовать для продуктивного труда детей и их полноценного отдыха. На базе совхоза «Пролетарский» создавался лагерь труда и отдыха, где и работала производственная бригада учащихся школы во главе с учителями. Организационная сторона этого дела была продумана до мелочей. Учащиеся школы под руководством учителей разработали эмблему «Лагерь труда и отдыха», которая нашивалась на рабочую одежду. Режим труда и отдыха детей составлялся заранее и неукоснительно соблюдался. Дети помогали хозяйству в обработке полей, в уборке урожая и ремонте сельскохозяйственной техники. На деньги, что они зарабатывали, организовывались поездки по городам России. Можно только позавидовать, перечитывая перечень посещенных городов – Москва, Ленинград, Киев, Волгоград, Ульяновск и другие. Проводились многочисленные экскурсии по родному краю, что имело большое воспитательное значение. Прививалась любовь к родной земле, к родному поселку, и все больше выпускников связывали с Шиловом свою судьбу.

    Как о прекрасном педагоге и грамотном руководителе о Сонине отзывается его ученица, а впоследствии – коллега, завуч школы Позднякова Татьяна Николаевна: « Я окончила школу № 1, была здесь на практике и после окончания института пришла сюда работать. Начинала свою деятельность организатором внеклассной работы. Сонина Валентина Васильевича знала много лет, ведь нам часто приходилось решать насущные школьные вопросы. Сонин В.В. был очень добрым, порядочным человеком, у него были, поистине, энциклопедические знания. Удивительно, что при всей его доброте его боялись мальчишки, которые нарушали школьную дисциплину, курили, сбегали с уроков. Его воздействие на нарушителей порядка в школе было очень результативным: он действовал силой авторитета директора школы и своего личного. Он часто ходил на мои открытые уроки, поддерживал меня во время участия в конкурсе «Учитель года. Как учитель физики он был знающим и компетентным специалистом».

    Время директорства Сонина В.В. захватило также «лихие» девяностые годы. Это время было тяжелым не только для школы, но и для общества в целом. Страна вставала на новые рельсы рыночной экономики, и все трудности переходного периода сразу отразились на школе. Многое приходилось переживать Сонину Валентину Васильевичу, принимать новые реалии жизни, порой не очень благоприятные. Но всегда он был вместе со своим коллективом, разделяя и радости, и трудности. Степушина Наталья Николаевна так писала об особенностях директорского труда в эти годы:

    Директор школы – это не работа.

    А просто состояние души;

    Как обозначить круг его заботы,

    Найти границу между малым и большим?

    Ему на небесах заданье дали:

    Оберегать от бурь свой школьный дом,

    И раз в году подсчитывать медали,

    Добытые талантом и трудом.

    А сон его и чуток, и тревожен-

    Искать, ругаются, требовать, просить…

    Чтоб в каждой нашей школе было можно

    Нам юных Ломоносовых растить!

    Вместе с Сониным В.В. рука об руку трудилась завуч школы Гуменюк Валентина Григорьевна. Это была, поистине, сильнейшая педагогическая команда, которая вывела школу номер один на первое место в районе. В 1997 году школа праздновала своё 120- летие. Педагогический коллектив во главе с Сониным Валентином Васильевичем был награждён Почётной грамотой главы администрации области В. Н. Любимова за большой вклад в дело образования. « За время работы Сонина Валентина Васильевича на посту директора средней школы №1 – вспоминает завуч школы 1993-99г.г. Федосова Валентина Ивановна – сложился сплоченный и дружный коллектив учителей-энтузиастов, инициаторов, творческих личностей. Школа заслуженно занимала первые места в рейтинге деятельности образовательных учреждений района. Наша школа являлась новатором во многих педагогических начинаниях, в ней шло бурное формирование развивающей среды. В 1999 году при непосредственном участии Валентина Васильевича нами была разработана и реализована первая программа развития Шиловской средней школы №1 как адаптивного общеобразовательного учреждения с разно уровневым обучением». Большое значение для развития школы имело место ее расположения. Можно сказать, что школа №1 находится в самом сердце нашего поселка, на центральной улице Советская. Это своеобразный микрорайон, в котором сосредоточены все учреждения, необходимы для развития детей и юношества: Дом детского творчества, детская и взрослая библиотеки ( сейчас у нее другое название), Досугово-культурный центр, детско-юношеская спортивная школа, кинотеатр «Космос» ( тогда он еще существовал), детские сады, недалеко от школы располагается лесопарк, чуть дальше – стадион. И тогда, во времена Сонина В.В., как и сейчас, школа находилась в тесном сотрудничестве со всеми учреждениями.

    «Как руководитель лучшей школы в районе Валентин Васильевич обладал авторитетом прекрасного управленца, был одним из самых уважаемых людей в поселке, его знали многочисленные поколения выпускников и их родители, – делится воспоминаниями учитель начальных классов Бесова Анна Андреевна. – Это всегда ко многому обязывает. Я часто обращалась со своими школьными проблемами к Валентину Васильевичу. Сонин умел выслушать, посоветовать и помочь. Он старался вникнуть в суть проблемы, к каждому учителю и ученику подходил с искренним интересом, неформально. Он был хорошим педагогом. И самое главное, что он умел находить к каждому ученику свой подход. Считаю, что Валентин Васильевич был педагогом по призванию, и, разумеется, хорошим руководителем»

    Человек партийный, Валентин Васильевич отличался ответственностью и дисциплиной. Своим учителям он доверял, видел, кто как выполняет свои обязанности. Всегда умел защитить авторитет учителя, поддержать его. Некоторая консервативность его действий объяснялась тем, что он был человек советской эпохи, честный партиец, служил детям и государству так, как это было принято в советское время. Не всегда принимая то новое, что принесла с собой перестройка, он болел душой за школу. Он видел, что вместе с тем хорошим, что дали школе перемены в обществе, российской школе предстоит пережить трудный период адаптации к новым реалиям жизни.

    2000-2001-й учебный год – это последний год работы Сонина Валентина Васильевича на посту директора. В этом году Валентину Васильевичу исполнилось 60 лет. В школе прошло торжественное празднование 60-летия директора, на котором присутствовали глава администрации района Фомин Василий Михайлович, начальник управления образования Горшкова Вера Михайловна, учителя школы и ученики. После своего ухода с поста директора Сонин Валентин Васильевич по-прежнему преподавал физику: для него не существовало жизни вне школы и учеников.



    2.2 Сонин В. В. – прекрасный семьянин, Человек с большой буквы

    Сонин Валентин Васильевич прожил недолгую, но прекрасную по своей значимости жизнь. Его личность – пример гармоничного сочетания деловых и личностных характеристик. Все, кто соприкасался с ним в жизни, говорят о нем как о прекрасном человеке, глубоко порядочном и добром. «Хочу отметить не только деловые, но и сугубо личные качества Сонина В.В. Абсолютно порядочный и честный человек, его авторитет как директора, так и гражданина в поселке был непререкаемым» – рассказывает Кондрашов Александр Иванович, который много лет общался с Валентином Васильевичем не только в школе, но и во время работы в районном комитете партии. Как о Человеке с большой буквы о нашем директоре говорят его коллеги, например, Бесова Анна Андреевна: « В Шиловской средней школе я проработала 26 лет. Здесь прошли лучшие годы моей жизни, наполненные радостью от общения с детьми, счастьем делать любимое дело. Я с благодарностью и теплотой вспоминаю Сонина Валентина Васильевича. Это был удивительно добрый, чуткий и душевный человек. Он был очень внимателен к людям вообще, а к коллегам и ученикам, в особенности. Такая чуткость не только дается при рождении, но и вырабатывается долгими годами общения с людьми, работой «на людях» Как человек Валентин Васильевич отличался исключительной порядочностью. Его авторитет в поселке был безукоризненным». Все учителя школы отзываются о Сонине Валентине Васильевиче очень тепло. Учитель информатики Обрывина Людмила Николаевна, которая работает в школе с 1986 года, говорит, что «при нем был очень дружный и сплоченный коллектив. Проводилось много праздников, в которых Валентин Васильевич всегда участвовал. Он любил шутить, умел веселиться в хорошей компании, ценил юмор. Таким он запомнился коллегам. Валентин Васильевич был одним из тех руководителей, которые приходят на работу, когда там еще никого нет, а уходят, когда уже никого нет. Школа была для него смыслом жизни».

    Степушина Наталья Николаевна, которая проработала с Валентином Васильевичем 20 лет, рассказывает: « В моей школьной жизни не было ни одного неприятного эпизода, связанного с Сониным Валентином Васильевичем. Есть люди, о которых всегда вспоминаешь светло. Валентин Васильевич – именно такой человек. Он не позволял себе повышать голос в общении с коллегами и учениками. В ученической среде Валентин Васильевич имел большой авторитет. Он никогда не ругался, не кричал, не топал ногами, но двоечники и хулиганы всегда боялись его, как огня. Учителя часто обращались к нему с просьбой приструнить озорников. В нем жила особая внутренняя интеллигентность, делающая его учителем с большой буквы. Мы, педагоги, знали одну особенность Валентина Васильевича: если он идет по школе с тетрадкой в руках, свернутой в трубочку, значит, пойдет кому-то на урок. Шутили по этому поводу. Все его любили в школе, и коллеги, и ученики. Он понимал шутки, реагировал на них спокойно, доброжелательно, с юмором, даже, если они касались непосредственно его. Он много курил, все это видели, иронизировали по этому поводу, но Валентин Васильевич отшучивался доброжелательно и остроумно. Светлый был человек, настоящий педагог и руководитель, человек большого сердца, посвятивший всю свою жизнь любимой школе № 1 и ее ученикам ». Валентин Васильевич очень любил разговаривать с детьми, своими учениками. Об этом вспоминает и его ученик Степушин Олег Владимирович, выпускник школы 1997 года: « Валентин Васильевич был глубоко образованным человеком, начитанным, эрудированным. Это в наше время высшее образование, даже университетское, не предполагает разностороннего развития человека, а в шестидесятые годы физики и в лирике разбирались, и в искусстве. Мы чувствовали, видели, что Валентин Васильевич прекрасно разбирается в международной обстановке, в последних новинках науки и техники. Он много читал – и художественную литературу, и техническую, а главное, газеты и журналы. Кстати, впервые журнал «Наука и жизнь» я увидел у Валентина Васильевича. Он был всегда в курсе всех происходящих в стране и в мире событий. Мы все знали о том, что Валентин Васильевич курит, даже в КВН шутили по этому поводу, но он никогда не обижался. Как педагог по образованию я могу сказать, что Сонин В.В. был учителем от Бога. Он находил точки соприкосновения с любым учеником, мог поддержать разговор на любую тему. Часто мы на уроках задавали ему вопросы о космосе, о военной технике, о политике и международных отношениях».

    Те, кто знал его достаточно близко, например, бывшая завуч школы Королева Любовь Алексеевна, отмечала, что даже на бытовом уровне Валентин Васильевич был очень бескорыстным человеком, не умеющим увидеть свою выгоду в какой-то ситуации. Меркантилизм был ему чужд, жил он скромно, без излишеств. Ухаживал за родителями, которые жили в своем доме, особенно долго пришлось ухаживать за престарелым отцом. Валентин Васильевич похоронил его, но, имея стесненные жилищные условия - дочь Таня с семьей проживала вместе с ними, – не стал претендовать на родительский дом, который достался брату. Этот эпизод свидетельствует о высоких моральных качествах этого человека. Он был прекрасным отцом и мужем, воспитал достойных детей. Супруга Валентина Васильевича Сонина Елена Павловна много лет проработала в Шиловской средней школе №3 учителем русского языка и литературы. Сейчас она на заслуженном отдыхе. Это были интеллигентные родители, воспитавшие полезных членов общества. Сын Валентина Васильевича и Елены Павловны Сонин Сергей Валентинович окончил Рязанский радиоинститут, получил профессию инженера. Сейчас он работает менеджером в фирме «Техносила» в Рязани, вполне состоявшийся человек, семьянин. Дочь Сонина В.В. Ковалевич Татьяна Валентиновна также имеет высшее образование, возглавляет Межрайонный отдел кадастровой палаты в поселке Шилово. Династия Сониных продолжается.



    Заключение

    Общество оценивает человека по его поступкам, по его образу жизни. Что же такое по-настоящему порядочный и честный человек? Человек, о порядочности которого свидетельствует вся его жизнь, в которой есть и воспитанность, и честность, и патриотизм, и уважительное отношение к людям, и правильная самооценка, скромность. Как сказал Антуан де Сент Экзюпери: «Мы судим о человеке не по словам, а по делам!» Вся жизнь человека состоит из поступков, хороших и плохих. Где еще, как не в делах, человек может проявить себя, доказать, что он достоин уважения и признания. Сонин Валентин Васильевич остался в истории нашей школы Прекрасным человеком с большой буквы. И наша школа – самый достойный ему памятник. В ноябре 2007 года школа праздновала свой 130-летний юбилей, но уже без Валентина Васильевича. Торжественное заседание было начато с минуты молчания в честь памяти Учителя. Вот какой была школа к этому моменту. Педагогический коллектив насчитывал 63 педагога, в том числе, 51 педагог – с высшим образованием. 23 педагога имели звание «Отличник народного образования», в том числе, и Валентин Васильевич Сонин, или были награждены Грамотой министра образования. В школе были Заслуженные учителя – Грехова Валентина Григорьевна, Федорова Татьяна Петровна, Тинякова Анна Васильевна. Козлова Надежда Васильевна, Степушина Наталья Николаевна, Еловенкова Маргарита Борисовна в годы управления школой Сониным Валентином Васильевичем получили звание «Почетный работник общего образования».



    16 педагогов защитились на первую квалификационную категорию. Эти данные свидетельствуют о том, что в школе сложился сильный в профессиональном плане коллектив учителей-единомышленников, который позволил ей выйти на первое место в районе. Немалая заслуга в этом директора школы Сонина В.В., который создал коллективе атмосферу доверия, сплоченности и творческого отношения к делу. Именно в годы директорства Сонина Валентина Васильевича Шиловская средняя школа №1 выстроила фундамент, который в настоящее время позволил ей стать территорией успеха. Сейчас в школе работают учителями бывшие ученики Сонина В.В. – Тишакова Н.В., Бложевич Е.Ю., Позднякова Т.Н., Абрашова Т.В., Обидина В.А., Чижина И.В. Возможно, в том, что они в свое время выбрали профессию учителя и пошли по этой нелегкой тропе, есть незримая заслуга Валентина Васильевича. Ведь настоящий педагог воздействует на своих учеников не только силой внушения, но и силой своей личности. Таким был Сонин Валентин Васильевич. В некрологе, посвященном его памяти, сказано: «Ушел из жизни не просто хороший, умный, глубоко порядочный человек – ушел из жизни Учитель, нашедший свое счастье в служении детям».


    Коьрта
    Контакты

        Главная страница


    Введение. I. Основная часть

    Скачать 248.23 Kb.