• Л.В.Шабунина „Я есть то ,что у меня есть: душа.” Уроки внеклассного чтения ( в технологии критического мышления )
  • Оборудование
  • Стадия вызова.
  • Стадия осмысления.
  • Стадия размышления.
  • Домашнее задание.
  • Выполнение творческих заданий после прочтения (в технологии РКМЧП) рассказа Ю.Буйды «Свинцовая Анна» в 11 классе.
  • Подбор эпиграфа к прочитанному тексту

  • Скачать 109.23 Kb.


    Дата29.09.2018
    Размер109.23 Kb.
    ТипУрок

    Скачать 109.23 Kb.

    „Я есть то что у меня есть: душа





    Рисунок Юриной В.

    Л.В.Шабунина
    Я есть то ,что у меня есть: душа.”
    Уроки внеклассного чтения

    ( в технологии критического мышления )

    по современной литературе,

    по рассказу Юрия Буйды „Свинцовая Анна” (старшие классы)

    2 часа
    Проект уроков.

    Оборудование: Индивидуальные карты прочтения текста ( можно просто чистые листы)

    Подбор музыки, толковый словарь, текст рассказа ( для учителя).


    Цели урока:

    1. Знакомство с произведением современного писателя – постмодерниста Ю. Буйды посредством чтения и домысливания сюжета.

    Обучение детей осмысленному чтению.

    1. Развитие навыков анализа художественного текста, развитие устной и письменной речи учащихся.

    2. Воспитание любви к чтению, художественной литературе, чувства прекрасного.


    Ход урока.

    1. Слово о писателе, о постмодернизме.

    - Ребята, я предлагаю вам познакомиться с творчеством современного писателя

    Юрия Буйды и прочесть его рассказ «Свинцовая Анна» с остановками и домысливанием сюжета ( журнал «Новый мир» №5 2000г.)

    Чтобы лучше понять произведение, нужно обратиться к жизни и творчеству писателя

    Юрий Буйда родился в 1954 году в г. Знаменске Калининградской области. Сейчас живет в Москве.

    То, что писал Буйда, напечатали далеко не сразу. Но когда напечатали, он стал «своим». Дебют его состоялся в 1991 году.

    За эти годы Буйда, кажется, побил все рекорды, опубликовавшись в журналах «Новый Мир», «Знамя», «Октябрь», «Волга» и других более 60 раз. В том числе с романами «Дом Домино», «Ермо», книгой рассказов – новелл «Прусская невеста». Буйда - лауреат премии Аполлона Григорьева.

    Ю. Буйда – яркий представитель постмодернизма, современного направления в искусстве. Постмодернизм требует интерпретацию, т.е. «я читаю и вижу по-своему». Современная литература – это своего рода «карнавал», где всё может «встать с ног на голову».

    На первый взгляд язык прозы Буйды груб, даже натуралистичен. Но, прочитав произведения Буйды, чувствуешь тонкую «ниточку» лиризма, которой пронизано творение автора, которая обязательно вселяет хоть маленькую, но надежду, веру в любовь, счастье.



    1. Стадия вызова. ( предтекстовая стадия )

    Запись на доске: Юрий Буйда. «Свинцовая Анна».

    Обратимся к названию текста. Какие возникают у вас ассоциации при прочтении названия рассказа «Свинцовая Анна»

    ( работаем на распечатанной карте индивидуального прочтения текста – см. приложение 1).или на тетрадном листе).


    • Напишите слова ассоциации, выражения, продолжите фразу:

    «Свинцовая Анна – это ….»

    Из ответов детей:

    Свинцовая Анна –

    - это кукла из свинца ( Агапова Ж.)

    - это рабыня ( Савин Д.)


      • это девушка, упорно работающая, как каторжница. ( Шабунин А.)

      • это женщина с сильным, свинцовым характером. ( Калачева Л.)

      • это жестокая, бесчувственная девушка ( Путилин Б.)

    Прочтение фраз ( социализация).

    Обратимся к сравнительной таблице; толковому словарю.

    Заполним первую часть таблицы, пользуясь толковым словарем, третью часть будем заполнять при прочтении текста по ходу урока.


    Свинец


    Анна

    Свинцовая Анна ( по тексту)


    Свинец -

    Мягкий, ковкий, тяжелый метал синевато – серого цвета.

    Свинцовый –

    1. см. свинец.

    2. перен. мрачной синеватой окраски ( свинцовые тучи)

    3. перен. Очень тяжелый

    ( С. удар)

    („Словарь русского языка”, С.И. Ожегов )




    Др.-евр.

    милость Божия, „грация, миловидная или слава” ( краткий толковый словарь русских имен и фамилий).



    Угрюмая, уборщица, Анна Ионовна, Свинцерова, дама мрачная, мужские ботинки, темно – коричневая юбка, черные кофты, коричневый в клеточку платок, бесстрастные глаза, черно-коричневая баба;

    Волосы до плеч, платье, туфли душа…..

    („Свинцовая Анна” Ю. Бурда)




    1. Стадия осмысления. ( текстовая стадия ):

    Чтение текста с остановками и домысливанием сюжета. Можно советоваться в парах.

    1-я остановка.

    С утра до вечера она ……. ( Что делала Свинцовая Анна с утра до вечера?)

    Продолжить фразу.

    Из ответов детей:

    … она –


      • мыла полы в школе ( Киселев А.)

      • сидела у окна ( Калачева Л.)

    Социализация ( прочтения фраз ).

    2 –я остановка.

    Больше всего в жизни Анна Ионовна любила ……. ( что ?)



        • Медитационное письмо ( под музыку).

    Из ответов детей:

      • детей, потому то и не могла слышать: „Мама!” (Стребкова Н. )

      • ходить на кладбище ( Ширшиков Р. )

    - кошек и собак, потому что с ними можно разговаривать, а они слушают, молчат и не говорят „Мама”; - тишину, одиночество и темные помещения ( Михайлова Н. )

    Социализация ( прочтения фраз ).



    3 –я остановка

    - Я могу научить тебя …… ( Что предложил Старцев Свинцовой Анне?)



        • Медитационное письмо.

    Из ответов детей:

    …. танцевать ( Беляев С.)

    …. красиво танцевать ( Ширшиков Р.)

    …. быть красивой ( Агапов В.)

    Социализация ( прочтение ).

    4 –я остановка.

    …. была поражена вся школа …, когда она …. ( чем была поражена вся школа?)



        • Письмо под музыку.

        • Социализация.

      • танцевать при всех (Старикова Н.)

      • пришла без платка ( Мареев Н.)

    5 – я остановка.

    Отшвырнув туфли, Анна …. (Что сделала Анна?)



      • Письмо под музыку.

    Из ответов детей:

    Швырнув туфли ….



      • она прыгнула, подхватила ребенка и спасла его, а сама погибла. (Путилин Б.)

      • бросилась спасать малыша, едва успев убрать его из – под колёс. (Кузнецова Н)

      • бросилась к ребенку. Машина была близко, но Анна успела схватить малыша и откинуться с ним в сторону. Грузовик уехал, и все стали благодарить Анну, и это было для неё такое счастье, что она позабыла о своей жизни. (Шабунин. А.)

    6 – я остановка.

    Она отошла к двери, постояла несколько секунд с закрытыми глазами и вдруг ….

    (Что сделала Анна? Чем она удивила Старцева? )

    Напишите окончание рассказа.



      • Письмо под музыку.

      • Социализация.

    Из ответов детей:

    - И вдруг , разбежавшись, в полёте грациозно приземлилась на подушку, не примяв её. ( Агапова Ж.)



    7 – я остановка.

    Закончите фразу:

    Я есть то, что у меня есть ….


      • Письмо под музыку.

    Из ответов детей:

    - ребенок и вы! ( Михайлова Н.)

    - душа! ( Киселев А.)


    1. Стадия размышления.

    1) Какие вопросы возникли у вас по ходу прочтения текста?

    2) Есть ли в рассказе сказочный мотив? Напоминает ли этот рассказ какие– либо сказки?

    Из ответов детей:


    • В рассказе есть сказочный мотив …. Превращение из некрасавицы - в красавицу, из чудовища – в человека.

    (Ребята назвали всем известные сказки « Царевна – лягушка», «Аленький цветочек», «Морозко»).

    3) Письменная работа под музыку.

    Закончить фразы:


    • Рассказ «Свинцовая Анна» о ….

    • Прочитав рассказ, я понял(а), что ….

    Из ответов детей:

    • Рассказ «Свинцовая Анна»

    • О душе ( Красилов О.)

    • О любви ( Кочетова К.)

    • О красоте ( Апарин Н.)

    • Прочитав рассказ, я понял, что каждый человек может изменить, «перековать» себя, что в мрачном человеке тоже есть душа. ( Путилин Б.)

    1. Домашнее задание.

    Продолжить работу по индивидуальной карте прочтения текста.

    • Нарисовать иллюстрацию к тексту; .

    • Подобрать эпиграф к тексту;

    • Составить тесты, синквейны.

    Литература:


    Ожегов С.И. «Словарь русского языка», М., «Русский язык.» , 1990г.

    Буйда Ю. «Свинцовая Анна», «Новый мир», №5 2000г.


    Выполнение творческих заданий после прочтения (в технологии РКМЧП) рассказа Ю.Буйды «Свинцовая Анна» в 11 классе.

    Прочитав рассказ Ю. Буйды «Свинцовая Анна», я убедился, что талант даётся от Бога.

    Чернышев Вадим.
    Прочитав рассказ Ю. Буйды «Свинцовая Анна», я понял, что у каждого человека есть душа, даже если он кажется бездушным и бессердечным.

    Литвиненко А.

    Прочитав рассказ Ю. Буйды «Свинцовая Анна», я поняла, что самое главное в человеке – это не его внешний вид, не его плюсы и минусы, не его плохие или хорошие поступки, а его душевность, человечность, ведь жизнь – это не праздность, а долгая работа над собой.

    Дорофеева Люба.


    Тесты:
    Апарин С.

    1. Анне вручили куклу

    а) похожую на неё

    √б) в ярком нейлоновом платье и алым бантом в золотых волосах

    в) в желтом нейлоновом платье и голубым бантом в чёрных волосах

    2. Анна Ионовна пряталась от Старцева

    а) на чердаке школы

    б) в заброшенном сарае

    √в) в заброшенном склепе на кладбище

    3. В слове перекошенное

    а) 2 буквы е

    б) 3 буквы е

    √в) 4 буквы е

    Полякова Р.


    1. Сколько лет было Анне?

    а) 30 лет

    б) 17 лет

    √в) 26 лет

    2. Что произнесла кукла, когда Анна взяла её в руки?

    а) «Папа!»

    б) «Привет!»

    √в) «Мама!»

    3. Как звали за глаза Анну:

    а) Гром-Баба

    б) Свирепая Баба

    √в) Свинцовая Баба

    4. Чьи это слова:

    а) «А ведь ей всего двадцать шесть… ни мужа, ни детей, ни радости. Космос!»

    (Маркова)




    Подбор эпиграфа к прочитанному тексту:

    Дорофеева Люба.

    • «зрителей у тебя нет, и наверное никогда не будет. …Тебе остаётся танцевать перед Богом».

    • «Я есть то, что у меня есть: тяжёлая память об отце и матери, о брате, о серой жизни. Куда денешься от памяти? Или от имени? Это ведь только в танце память становиться бестелесной. Значит, я есть свинец».

    • «Я есть то, что у меня есть: душа».

    («Свинцовая Анна»)

    Синквейн
    Свинцовая Анна

    Грозная, сильная.

    Танцует, моет, летает.

    Доброе сердце в душе скрывает.



    Свинцовая Баба. Уборщица. Мама.
    Рисунки к тексту

    Коьрта
    Контакты

        Главная страница


    „Я есть то что у меня есть: душа

    Скачать 109.23 Kb.