• CD - ROM ). УДК 94(47).026; ББК 63.3(2)41; Я 76; ISBN – 978-5-91722-140-3 О. Б. Копылова СУДИСЛАВЛЬ – ГОРОД ДРЕВНИЙ
  • Список источников и литературы

  • Скачать 80.61 Kb.


    Дата19.10.2018
    Размер80.61 Kb.
    ТипСборник

    Скачать 80.61 Kb.

    Ярослав Мудрый. Проблемы изучения, сохранения и интерпретации историко-культурного наследия : сборник материалов Всероссийских научно-практических конференций, Ярославль, 2008–2013 [Электронный ресурс] / Управление культуры мэрии г



    Ярослав Мудрый. Проблемы изучения, сохранения и интерпретации историко-культурного наследия : сборник материалов Всероссийских научно-практических конференций, Ярославль, 2008–2013 [Электронный ресурс] / Управление культуры мэрии г. Ярославля, МУК «Централизованная система детских библиотек г. Ярославля», Центральная детская библиотека имени Ярослава Мудрого. – Ярославль : ЦДБ им. Ярослава Мудрого, 2013. – эл. опт. диск (CD-ROM).

    УДК 94(47).026; ББК 63.3(2)41; Я 76; ISBN – 978-5-91722-140-3
    О. Б. Копылова
    СУДИСЛАВЛЬ – ГОРОД ДРЕВНИЙ
    Памятников старины на территории Судиславского края история сохранила нам немного. Виной тому пожары и вражеские нашествия, и, конечно, время, все разрушающее время. Поэтому богатейшее, уходящее корнями в глубину тысячелетий прошлое края не имеет достаточного количества предметных подтверждений. Они единичны, как, например, «фатьяновский топор» из бронзы, найденный близ д. Княжево в 1953 г. Более глубокий след оставили племена меря. До сих пор на территории района сохранились названия сел и деревень, относящиеся к языкам финно-угорской группы: Кордобы, Тома, Межа, Копорье, Черемисово, Мерская, Буртасово, а также рек: Покша – большая, Андоба – обильная, Меза – мед, пчела. Славянское заселение нашего края относится к XI в.

    Центр района – поселок Судиславль носит славянское имя. Когда же он возник? Когда превратился в крупный торговый город? Историки и краеведы неоднократно упоминают его как город с глубокими историческими корнями. Приведем высказывания некоторых из них. Л. П. Скворцов, костромской краевед, пишет в «Иллюстрированном путеводителе по городу Костроме» (1913): «Город Судиславль в 50 верстах от г. Костромы окружен валом, и, судя по названию (Судислав был последний сын Владимира Святого), принадлежит к очень древним городам». На связь названия города с именем Судислава указывал историк М. Раевский в примечании к «Списку» населенных мест Костромской губернии за 1870–1872 гг.: «До сей поры не было ничего замечено о г. Судиславле, находящемся на притоке Меры, Корбе, впервые он упоминается под 1572 годом, но древнеславянское название города, сродни именам князей в XI и XII столетиях, ведет к догадке о том, не принадлежит ли он к числу городов, основанных князем в первое время устройства страны». Сейчас трудно сказать, на чем основывался писатель Александр Максимович Яновский, написавший в своей книге «Юрий Долгорукий»: «За сто лет и более до Юрия Долгорукого в Залесье ездили дружинники и наместники киевских князей. Здесь еще Ярославом Мудрым был основан город Ярославль, в то время на Суздальской земле уже существовал город Судиславль, ныне районный центр Костромской области, в котором отбывал ссылку брат Ярослава Мудрого Судислав».

    Истории известен только один князь с таким именем, бывший последним сыном киевского князя Владимира Святого, которого отец в 1014 г. посадил на Плесков – Псков, выделенный из Новгородского княжества. Там Судислав был у власти до 45-летнего возраста, а затем в 1036 г., по свидетельству «Повести временных лет», посадил Ярослав брата своего в темницу во Пскове из-за некой клеветы. После смерти Ярослава его сыновья в 1059 г. освободили своего дядю Судислава из поруба, в котором он просидел 24 года, взяв с него крестное целование в том, что он не будет претендовать на киевский престол (а мог бы, исходя из старшинства). Судислав, сделавшись монахом, спустя 4 года умер. В «Повести временных лет» читаем: «В год 1063 Судислав представился, брат Ярослава, и погребли его в церкви святого Георгия».

    Киев, Псков, казалось бы, каким образом он мог оказаться в наших краях? Виктор Васильевича Афанасьев в статье «Судиславль» объясняет это следующим образом: «Это дружина юного князя Судислава, последнего сына Владимира Красное Солнышко. Сюда, на далекую северную границу Киевского государства, послал Владимир своего сына, крепкого и сильного отрока, ловкого и умного не по летам, – пусть построит крепость, побогатырствует, а там – пойдет княжить во Псков... Жители на вопрос «Чей город?» отвечали: «Судиславль», что и означало – город Судислава». Этот же автор выдвигает версию, что Соборная гора, на которой впоследствии размещалась крепость, – огромный курган, олицетворяющий силу княжеской власти. Это было принято у норманнов, а Владимир Святой был по происхождению варягом, следовательно, обычаи возведения курганов могли быть незабытыми в княжеской семье.

    Город-крепость Судиславль, обнесенный валом и рубленой стеной, рвом, наполняемым водами реки Корбы, по мнению писателя Георгия Петровича Блока, в середине XII в. был местом ссылки одного из заговорщиков против князя Андрея Боголюбского – Петрилы. Владимир Григорьевич Ян в книге «Батый» указывает город Судиславль в числе волжских городов, в которые направились гонцы великих князей Георгия Всеволодовича и Василька Константиновича с письмами о сборе рати при нашествии Батыя на Русь. В Летописце Воскресенского монастыря, что у Соли Галичской, наш город упоминается как место битвы: «... В лето 1360 князь великий Галицкий Андрей Федорович собрал многую рать, ходи войною на Кострому, и на Костроме посады пожег и людей побил, и шел на пособ князь Никита Иванович и съехались на Судиславле и быть им бой велик. Помоги Бог князю Андрею князя Никиту побити». Согласно этой дате, Судиславль в 2010 г. отметил свое 650-летие, хотя то, о чем говорилось ранее, безусловно, указывает на его более древний возраст.

    Летописные сведения не всегда полны и, как правило, касаются только самых важных событий, городов и имен, но, думается, упоминания о Судиславле хранят не исследованные еще пока источники. В Духовной грамоте царя Ивана Васильевича июня–августа 1572 г., где он перечисляет города и села, назначенные во владение второму сыну Федору, называется и Судиславль, к тому времени утративший свое значение как военная крепость и промежуточный укрепленный пункт между Костромой и Галичем. В1708 г. Судиславль вместе с Костромой, Галичем и другими городами вошел в пределы Московской губернии. В 1719 г. Кострома с Буем, Судиславлем, Кадыем и Любимом составили Костромскую провинцию Московской губернии, а Судиславль становится уездным городом. В 1778 г. в соответствии с губернской реформой Екатерины II Кострома стала губернским городом, из Судиславля уездное управление переведено в Буй, сам же он в качестве заштатного города присоединен к Костромскому уезду.

    Самоуправление в Судиславле осуществлялось городской ратушей. Расположение на бойком Вятском тракте способствовало превращению его в торговый, купеческий город. Развитие «профессиональной» торговли подтверждают и данные ревизских сказок о II и III ревизии. По данным ревизии 1742 г., в городе насчитывалось «купечества 50 душ», а по сведениям 1762 г., – 126 человек. Издавна торговали всяким сельским товаром: пряжей, холстами, сукнами, коровьим маслом, кожами – везли эти товары в Петербург, Москву, Нижний, Ярославль. В городах же закупали шелковые, шерстяные ткани, галантерейные товары и развозили их по ярмаркам. В Судиславле ежегодная трехдневная Ивановская ярмарка, собирающая более тысячи продавцов и покупателей, начинала свою работу в Иванов день – 24 июня. По понедельникам торговал базар. Торговля приносила немалый доход и крестьянам окрестных сел и деревень, купцы же пытались сохранить свою монополию. В «Наказе от жителей г. Судиславль», отправляющемуся в Комиссию по сочинению проекта нового «Уложения» судиславскому купцу Г. Ф. Бардину, просят Ее Императорское Величество пресекать противозаконную торговлю крестьян холстом и шелковыми тканями.

    Большие доходы приносил купцам грибной промысел. Этому способствовало изрядное количество постных дней в православном календаре. Главным и самым надежным потребителем «постного товара» была верная отеческим обычаям Москва. С начала июля, когда начинался обычно сбор грибов, в селах вокруг Судиславля нельзя было сыскать живой души, потому что местные жители, заколотив дома, уходили на грибные заработки в лес. Писатель, этнограф Сергей Васильевич Максимов в рассказе «Грибовник» (книга «Лесная глушь) писал: «... Попутный посад Судиславль (также безуездный город Костромской губернии) за то, что принялся у парфеньевских скупать грибы и торговать ими, успел обстроиться гораздо лучше и выстроить даже несколько каменных домов, и все положительно от грибной торговли. Оборот грибов у самого богатого судиславца (Папулина) по самым верным слухам и расчетам, простирается в год до полутораста тысяч. Посад Судиславль приобрел в России по этой торговле довольно громкую известность... и разделяет Судиславль свою славу и барыши только с Егорьевском (Рязанская губерния) и с Каргополем (Олонецкой губернии)».

    Богатый купец Николай Андреевич Папулин – старообрядец федосеевского толка, основатель судиславской общины, старообрядческого скита – умный, образованный, щедрый человек, обладатель прекрасной библиотеки и коллекции редких, старинных икон, был широко известен в старообрядческом мире. Под его влиянием состояли не только Костромские общины, но и других губерний. В ските, основанном под видом богадельни, укрывались беглые и беспаспортные, чеканили фальшивую монету (в нашем музее хранится такая монета 5 рублей золотом 1830 г., найденная на месте скита). В начале XIX в., согласно статистике 1820–1830 гг. Костромского земского управления, в Судиславле проживало: 1573 человека, из них мужчин – 529, женщин – 1044; дворян – 22, духовенства – 32, купцов – 227, мещан – 1207, сельского сословия – 85. Проезжие путешественники называли город «царством женщин», особенно впечатляют данные Центрального статистического комитета за 1856 г.: 289 жителей мужского пола и 894 женского. В это время растет количество богатых купцов: Кокаревы, Захаровы, Мухины, Москвины, Гусевы. Интенсивно ведется строительство, город отстраивается по утвержденному плану на площади 49 десятин. Причем 16 домов в нем принадлежали купцу 1 гильдии, потомственному Почетному гражданину Ивану Петровичу Третьякову – богатому землевладельцу (8000 десятин земли), владельцу усадеб вокруг Галича и Судиславля, числом более 40, имевшему спиртзаводы в Галиче, Судиславле и Костроме, кирпичные заводы, фешенебельные доходные дома, осуществлявшему широкую благотворительную и попечительскую деятельность на ниве здравоохранения и просвещения. Во второй половине XIX в. активно развивается судиславская промышленность: строятся кожевенные и спиртзаводы, нанковая фабрика, валяно-катальное, гончарное и красильное производства. Расположение Судиславля на тракте дает развитие не только извозу, но и гостиничному хозяйству, многочисленным чайным и трактирам.

    Век двадцатый коренным образом изменил жизнь города. Вместе со всей страной он прошел «этапы большого пути». 19 января 1918 г. устанавливается мирным путем советская власть; 29 июня 1925 г. по просьбе «торгового люда» Судиславль переименовывается в село; с 1928 г. он – районный центр Костромской области. В начале 1960-х гг. местные краеведы пытаются вернуть древнему городу его прежнее звание, но в 1963 г. он переименовывается лишь в поселок городского типа, в 1990-х гг. называется даже рабочим поселком! Сейчас это городское поселение. Судиславль, выросший за полтора столетия по площади в 11 раз, за счет новых микрорайонов и улиц, по-прежнему немноголюдный – всего 5000 жителей. Его центральная, историческая часть, уютно расположившаяся среди пяти холмов, хранит дух провинциального городка – рыночную площадь, торговые ряды, городские усадьбы и купеческие особнячки, дома мещан и разночинцев. «Визитной карточкой» Судиславля можно считать белокаменный Преображенский храм, венчающий Соборную гору, – место бывшей крепости, который первым предстает взору проезжающих. Древний Судиславль – младший брат Ярославля, говоря словами писателя Виктора Афанасьева, «смотрит на Москву, как старый дед на своего преуспевающего внука…, крепкий корешок-то его (внука) здесь, в земле Костромской, за великой Волгой... Глядит город с достоинством девятисотлетнего старца. Нипочем ему и невеликость его».


    Список источников и литературы
    1. Иллюстрированный путеводитель по г. Костроме, составленный Членом Костр. Уч. Арх. Комиссии Л. П. Скворцовым / Л. П. Скворцов. – Кострома : Типография А. С. Азерского, 1913. – 80 с.

    2. Списки населенных мест Российской империи, составленные и издаваемые Центральным статистическим комитетом Министерства внутренних дел. – Санкт-Петербург : Типография Карла Вульфа, 1861–1885. – Вып. 18 : Костромская губерния : по сведениям 1870–72 годов / обработан ст. ред. М. Раевским. – 1877. – 465 с.

    3. Яновский, А. Юрий Долгорукий / А. М. Яновский. – Москва : Московский рабочий, 1955. – 204 с.

    4. Повесть временных лет / пер. Д. Лихачев. – Санкт-Петербург : Азбука : Книжный клуб «Терра», 1997. – 223 с.

    5. Афанасьев, В. В. Судиславль / В. В. Афанасьев // Памятники Отечества. – 1982. – № 2 (6). – С. 148–153.

    6. Блок, Г. П. Московляне / Г. П. Блок. – Москва : Детская литература, 1975. – 319 с.

    7. Ян, В. Г. Батый // Собрание сочинений : в 4 т. / В. Г. Ян. – Москва : Правда, 1989. – Т. 2. – 540 с.

    8. Титов, А. А. Летописец Воскресенского монастыря, что у Соли Галичской / А. А. Титов // Труды IV областного историко-археологического съезда в Костроме, в июне 1909 г. / изд. Костромской губернской ученой архивной комиссии. – Кострома : Губернская типография, 1914. – С. 45.



    9. Бахрушин, С. В. Духовные и договорные грамоты Великих и удельных князей XIV–XVI вв. / С. В. Бахрушин, Л. В. Черепнин. – Москва ; Ленинград : Академия наук СССР, 1950. – 593 с.

    10. Центральный государственный архив древних актов (ЦГАДА). Ф. 350. Оп. 2. Д. 3416. Л. 1–2 об. ; Д. 3517. Л. 1, 1937–1969. – Ревизские сказки 2-й (1742) и 3-й (1762) ревизий.

    Коьрта
    Контакты

        Главная страница


    Ярослав Мудрый. Проблемы изучения, сохранения и интерпретации историко-культурного наследия : сборник материалов Всероссийских научно-практических конференций, Ярославль, 2008–2013 [Электронный ресурс] / Управление культуры мэрии г

    Скачать 80.61 Kb.