• Критерии оценивания
  • 3. [40 баллов] РАБОТА С ТЕКСТОМ
  • Максимальный балл за выполненную работу – 70

  • Скачать 76.31 Kb.


    Дата19.01.2019
    Размер76.31 Kb.
    ТипПоэма

    Скачать 76.31 Kb.

    Задания, ответы и критерии оценивания Задание [10 баллов]



    ВСЕРОССИЙСКАЯ ОЛИМПИАДАШКОЛЬНИКОВ ПО ЛИТЕРАТУРЕ.

    ШКОЛЬНЫЙ ЭТАП. 8 КЛАСС



    Задания, ответы и критерии оценивания

    Задание 1. [10 баллов]

    Отберите из представленных произведений только те пять, которые подходят под жанровое определение «поэма». Выпишите их номера, укажите авторов. Затем по возможности укажите авторов остальных произведений.

    1. «Борис Годунов»

    2. «Домик в Коломне»

    3. «Ромео и Джульетта»

    4. «Вольга и Микула Селянинович»

    5. «Снежная королева»

    6. «Василий Тёркин»

    7. «Светлана»

    8. «Песня… про купца Калашникова»

    9. «Майская ночь, или Утопленница»

    10. «Левша»

    11. «Перчатка»

    12. «Медный всадник»

    13. «Моцарт и Сальери»

    14. «Уроки французского»

    15. «Мороз, Красный нос»

    Ответ

    Поэмы: № 2, 6, 8, 12, 15.

    «Домик в Коломне» (А.С. Пушкин)

    «Василий Тёркин» (А.Т. Твардовский)

    «Медный всадник» (А.С. Пушкин)

    «Песня… про купца Калашникова» (М.Ю. Лермонтов)

    «Мороз, Красный нос» (Н.А. Некрасов)

    За верно определённые номера – по 0,5 балла (всего 2,5 балла).

    За верно определённых авторов произведений – по 0,5 балла (всего 2,5 балла).

    Если произведение не отнесено или неверно отнесено к жанру поэмы, но автор указан верно – 0,5 балла за позицию.

    Остальные произведения:

    «Борис Годунов» (А.С. Пушкин)

    «Ромео и Джульетта» (В. Шекспир)

    «Вольга и Микула Селянинович» (народная былина)

    «Снежная королева» (Г.Х. Андерсен)

    «Светлана» (В.А. Жуковский)

    «Моцарт и Сальери» (А.С. Пушкин)

    «Майская ночь, или Утопленница» (Н.В. Гоголь)

    «Левша» (Н.С. Лесков)

    «Перчатка» (Ф. Шиллер, перевод В.А. Жуковского/М.Ю. Лермонтова)

    «Уроки французского» (В.Г. Распутин)

    За верно определённых авторов – по 0,5 балла (всего 5 баллов).


    Задание 2. [20 баллов] ТВОРЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ

    Перед Вами фрагмент художественного произведения, содержащий описание некоего места. Представьте себе людей, населяющих хату. Напишите очерк об обитателях этого места. Опирайтесь на художественные детали в предложенном фрагменте. Дайте героям имена, опишите их внешность и характер.

    Пишите грамотно, связно, свободно. Рекомендуемый объём – 150–200 слов.

    Подражать стилю автора не обязательно. Наконец я перебрался через это болото, взобрался на маленький пригорок и теперь мог хорошо рассмотреть хату. Это даже была не хата, а именно

    сказочная избушка на курьих ножках. Она не касалась полом земли, а была построена на сваях, вероятно, ввиду половодья, затопляющего весною весь Ириновский лес. Но одна сторона её от времени осела, и это придавало избушке хромой и печальный вид. В окнах недоставало нескольких стёкол; их заменили какие-то грязные ветошки, выпиравшиеся горбом наружу. Я нажал на клямку и отворил дверь. В хате было очень темно, а у меня, после того как я долго глядел на снег, ходили перед глазами фиолетовые круги; поэтому я долго не мог разобрать, есть ли кто-нибудь в хате.

    (А.И. Куприн. «Олеся»)

    От школьников не требуется узнавать данные фрагментыи восстанавливать имена героев. Важно, чтобы они могли описать возможных персонажей, которые могут населять это пространство, через детали интерьера или пейзажа создать образ человека.

    Критерии оценивания

    Соответствие текста художественному фрагменту: имена, внешность, характер героев не противоречат описанию места 0–10 баллов

    Описание внешности и характера героев следует из подмеченных в художественном тексте деталей 0–5 баллов

    Логичность и связность; единство стиля 0–3 баллов

    Грамотность (наличие/отсутствие речевых, грамматических, орфографических, пунктуационных ошибок) (в пределах от изученного по русскому языку материала) 0–2 баллов

    Максимальный балл 20
    3. [40 баллов] РАБОТА С ТЕКСТОМ

    Прочитайте. Напишите сочинение об этом рассказе, отвечая на поставленные вопросы. Пишите связным текстом, свободно, понятно, доказательно и грамотно. Рекомендуемый объём – 250–300 слов.



    Владимир Осипович Богомолов (1924–2003)
    КРУГОМ ЛЮДИ

    Она дремлет в электричке, лёжа на лавке и подложив руку под голову. Одета бедно, в порыжелое кургузое пальтишко и тёплые не по сезону коты; на голове – серый обтёрханный платок. Неожиданно подхватывается: «Это ещё не Рамень?» – садится и, увидев, что за окном – дождь, огорчённо, с сердитой озабоченностью восклицает:

    – Вот враг!.. Ну надо же!

    – Грибной дождик – чем он вам помешал?

    Она смотрит недоумённо и, сообразив, что перед ней – горожане, поясняет:

    – Для хлебов он теперь не нужо́н. Совсем не нужо́н. – И с мягкой укоризной, весело:

    – Чай, хлебом кормимся-то, а не грибами!..

    Невысокая, загорелая, морщинистая. Старенькая-старенькая – лет восьмидесяти, но ещё довольно живая. И руки заскорузлые, крепкие. Во рту спереди торчат два жёлтых зуба, тонкие и длинные. Поправляет платок и, приветливо улыбаясь, охотно разговаривает и рассказывает о себе. Сама из-под Иркутска. Сын погиб, а дочь умерла, и родных – никого. Ездила в Москву насчет «пензии», причём, как выясняется, и туда и обратно – без билета.

    И ни багажа, ни хотя бы крохотного узелка...

    – Как же так, без билета? И не ссадили?.. – удивляются вокруг. – А контроль?.. Контроль-то был?

    – Два раза приходил. А что контроль?.. – слабо улыбается она. – Контроль тоже ведь люди. Кругом люди!.. – убеждённо и радостно сообщает она и, словно оправдываясь, добавляет: – Я ведь не так, я по делу...

    В этом её «Кругом люди!» столько веры в человека и оптимизма, что всем становится как-то лучше, светлее...

    Проехать без билета и без денег половину России, более пяти тысяч километров, и точно так же возвращаться – уму непостижимо. Но ей верят. Есть в ней что-то очень хорошее, душевное, мудрое; лицо, глаза и улыбка так и светятся приветливостью, и столь чистосердечна – вся наружу, – ей просто нельзя не верить.

    Кто-то из пассажиров угостил её пирожком, она взяла, с достоинством поблагодарив, и охотно сосёт и жамкает, легонько жамкает своими двумя зубами.

    Меж тем за окном после дождя проглянуло солнышко и сверкает ослепительно миллионами росинок на траве, на листьях и на крышах. И, оставив пирожок, она, радостная, сияющая, щуря блёклые старческие глаза, смотрит как заворожённая в окно и восторженно произносит:

    – Батюшки, красота-то какая!.. Нет, вы поглядите...



    (1963)

    1. С помощью каких средств создан портрет героини?

    2. Что можно сказать о внутреннем мире героини? В каких словах он

    отражён?

    3. Каково авторское отношение к героине?

    4. Можете ли Вы объяснить название рассказа?
    Критерии оценивания:

    1. Наличие/отсутствие прямых связных ответов на вопросы и наличие/отсутствие ошибок в понимании текста.

    Шкала оценок: 0 – 5 – 10 – 15

    2. Общая логика текста и логичность доказательств.

    Шкала оценок: 0 – 3 – 7 – 10

    3. Обращение к тексту для доказательств.

    Шкала оценок: 0 – 2 – 3 – 5

    4. Наличие/отсутствие стилистических, речевых и грамматических ошибок.

    Шкала оценок: 0 – 2 – 3 – 5

    5. Наличие/отсутствие орфографических и пунктуационных ошибок (в пределах изученного по русскому языку материала).



    Шкала оценок: 0 – 2 – 3 – 5

    Максимальный балл (работа с текстом) – 40
    Максимальный балл за выполненную работу – 70

    Коьрта
    Контакты

        Главная страница


    Задания, ответы и критерии оценивания Задание [10 баллов]

    Скачать 76.31 Kb.