• Кругом
  • Задания по РУССКОМУ ЯЗЫКУ для второго(очного) тура олимпиады на звание «Стипендиат АГУ» 1 1 класс
  • Благодаря

  • Скачать 96.68 Kb.


    Дата28.08.2018
    Размер96.68 Kb.

    Скачать 96.68 Kb.

    Задания по русскому языку



    Задания по РУССКОМУ ЯЗЫКУ

    для второго (очного) тура

    олимпиады на звание «Стипендиат АГУ»

    10 класс
    1. Определить значение фразеологических оборотов:

    Земляное яблоко –

    Посыпать голову пеплом –
    2. Какое слово в группе «лишнее»? Кратко аргументируйте свой ответ.

    Песенник, подъёмник, спутник, телятник, ударник.


    3. Заменить русскими фразеологизмами и поговорками иноязычные эквиваленты:

    Птицы одинакового оперения держатся вместе -

    Называть лопату лопатой -

    На другой стороне холма и трава зеленая –




    1. Определите род существительных:

    зайчишка –

    чипсы –


    заборишко

    ЗАГС –


    зануда –


    1. Укажите номера глаголов, не имеющих формы 1 и 2 лица:

    1) вечереть

    2) ужасаться

    3) шутить

    4) победить

    5) брезжить

    6) зиждиться

    7) мяукать

    8) чернеть

    9) чернить

    10) махать


    6. Укажите, какой частью речи является слово кругом в следующих предложениях:

    1. Кругом лежал только что выпавший снег –

    2. Детский хоровод вертелся пестрым кругом –

    3. Все столпились кругом рассказчика –


    7. Укажите количество грамматических основ в предложении (знаки препинания не расставлены):

    Налево параллельно дороге тянулся холм кудрявый от мелкого кустарника а над холмом неподвижно стоял большой полумесяц красный слегка подернутый туманом и окруженный мелкими облачками которые казалось оглядывали его со всех сторон и стерегли чтобы он не ушел.


    8. Укажите правильный вариант расстановки запятых в предложении:

    Книги пишут в расчете на тех людей (1) которые способны сопереживать (2) и тем соучаствовать в творчестве (3) а тут многое нужно (4) в том числе (5) и мудрость (6) и опыт жизни...

    1) 1,2,3,4,5,6

    2) 1,3,4,6



    3) 1,2,3,4,6

    4) 1,3,4,5,6


    9. Неправильно поставлено ударение в словах:

    1) нефтепровод

    2) законнорожденный

    3) иконопись

    4) красивее


    1. Какое слово состоит из приставки, корня, одного суффикса и окончания?

    1) разыграться

    2) читая

    3) по-весеннему

    4) подснежник




    1. Какие из перечисленных средств выразительности используются автором:

    1) ирония

    2) эпитеты

    3) градация

    4) экспрессивная разговорная лексика

    5) парцелляция
    Барышня, не ожидавшая такого ласкового приема, просияла и описала милостивому государю все курские развлечения... Она рассказала, что у нее есть брат-чиновник, кузены-гимназисты... Егор подал чай.

    Барышня робко потянулась за стаканом и, боясь чамкать, начала беззвучно глотать...Милостивый государь глядел на нее и ухмылялся... Он уже не чувствовал скуки...

    - Ваш жених хорош собой? - спросил он. - А как вы с ним сошлись?

    Барышня конфузливо ответила на оба вопроса. Она доверчиво подвинулась к милостивому государю и, улыбаясь, рассказала, как здесь, в Питере, сватались к ней женихи и как она им отказала...


    12. В приведенных ниже поэтических отрывках найдите грамматически
    неверные формы. Выпишите их, рядом запишите правильную форму.

    И когда его день кончился молча и странно,

    И кони его впервые остались легки,

    То пламя свечей её, кольца ключей её,

    Нежный, как ночь, мрамор плечей её,

    Молча легли в камень его руки. (Б. Гребенщиков).


    От брызгов синий холм стоит,

    Далече рёв в лесу гремит. (Г.Р. Державин).


    13. Пунктуационная ошибка допущена в предложении с параллельным однородным подчинением придаточных:

    1) Он полагал, что прошло достаточно времени, чтобы Вера забыла те неприятности, которые он причинил ей когда-то и что, может быть, теперь, она думает обо всём иначе.

    2) После одной сцены, в которой Иван Ильич был особенно несправедлив, и после которой он при объяснении сказал, что он раздражителен из-за болезни, она ответила ему, что если он болен, то надо лечиться.

    1. Ему предложено было место судебного следователя, и он принял его, несмотря на то, что место это было в другой губернии и ему надо было бросить установившиеся отношения, и устанавливать новые.

    2. Он повторял, что слова похожи на бред, но что-то ему говорило, что незнакомец, может быть нарочно облекает здравый смысл в странные формы, которые непосвящённому кажутся бессвязными.

    3. Доктор говорил, что нужно как можно больше спокойствия, и на вопрос, скоро ли мне можно будет вставать, отвечал, что я ещё должен пролежать, по-видимому, не меньше недели.


    Задания по РУССКОМУ ЯЗЫКУ

    для второго(очного) тура

    олимпиады на звание «Стипендиат АГУ»

    11 класс


    1. Определить значение фразеологических оборотов:

    Свистеть в кулак –Развесистая клюква –


    1. Какое слово в группе «лишнее»? Кратко аргументируйте свой ответ.

    Голландка, китайка, лебедка, толстовка, шотландка.


    1. В приведенных группах слова:

    1. лань, олень, лось;

    2. злак, желтый, золото, зеленый, зола;

    3. зоркий, заря, взор, зреть, зеркало, зрачок, зрение

    – исторически восходят к одному корню. Чтобы убедиться в этом и понять, какие фонетические изменения произошли в этих словах, загляните в ______ словарь. Какой это словарь?


    1. Образуйте формы сравнительной степени качественных прилагательных:

    гладкий, жидкий, гадкий, редкий.


    1. Заменить русскими фразеологизмами и поговорками иноязычные эквиваленты:

    Для каждой собаки наступит ее день –

    Когда море вернет всех погибших в нем –

    На море много черного, но не все это тюлени –


    1. В приведенных ниже поэтических отрывках найдите грамматически неверные формы. Выпишите их, рядом запишите правильную форму.

    И когда его день кончился молча и странно,

    И кони его впервые остались легки,

    То пламя свечей её, кольца ключей её,

    Нежный, как ночь, мрамор плечей её,



    Молча легли в камень его руки. (Б. Гребенщиков).
    От брызгов синий холм стоит,

    Далече рёв в лесу гремит. (Г.Р. Державин).


    1. Определите род существительных:

    городишко –

    соня –


    сулугуни –

    Сухуми –


    ВВЦ –


    1. Укажите номера глаголов, не имеющих формы 1 и 2 лица:

    1) белеться

    2) заниматься (= начать брезжить)

    3) бросать

    4) бродить (= бесцельно ходить)

    5) бросаться

    6) бродить (= находиться в процессе брожения)

    7) переубедить

    8) смеяться

    9) ветвиться

    10) заниматься (физикой)


    9. Укажите, какой частью речи является слово благодаря в следующих предложениях (знаки препинания не расставлены):

    1. Благодаря и кланяясь он вышел из комнаты –

    2. Андрей выздоровел благодаря заботам жены –

    3. Благодаря жаркому солнцу наши вещи быстро высохли –

    4. Он считался лучшим специалистом благодаря тому что очень образован и трудолюбив –




    1. Укажите количество грамматических основ в предложении (знаки препинания не расставлены):

    И теперь когда ее не было был только ее образ не существующий, а только желанный она казалось ничем не нарушала того беспорочного и прекрасного чего от нее требовали и с каждым днем все живее и живее чувствовалась во всем на что бы ни взглянул Митя.


    1. Укажите правильный вариант расстановки запятых в предложении:

    На ранней заре (1) когда еще кричат петухи (2) и дымятся избы (3) распахнешь (4) бывало (5) окно в прохладный сад (6) наполненный туманом (7) сквозь который (8)блестит кое-где утреннее солнце (9) и побежишь умываться на озеро.

    1) 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9

    2) 1, 2, 3, 6, 7, 9

    3) 1, 3, 4, 5, 6, 7, 9

    4) 1, 3, 6, 7, 9


    1. Неправильно поставлено ударение в словах:

    1) ходатайство

    2) ломоть

    3) каталог

    4) обеспечение




    1. Выпишите словосочетания, в которые входят подчеркнутые слова. Определите способ связи слов в словосочетании.

    Желание высказаться почти всегда бывает сильнее, чем желание чему-нибудь научиться. Чтение вслух помогло мне при поступлении в театральное училище. Девочка пяти лет играла у крыльца.


    1. Определите способ образования подчеркнутого слова в данном контексте. «Мы», - говорит Анна Андреевна, и вот мы уже тоже причислены к кругу посвященных.




    1. Вставьте пропущенные буквы.

    Чай, развеш...нный порциями по сто граммов, лежал на прилавке. Белье, развеш...нное на дворе, быстро сохнет. Ягоды для варенья кладут в хорошо размеш...нный раствор сахара. На берегу моря особенно выделялся большой камень, весь обвеш...нный тиной и водорослями. Замеш...нный в неприятную историю, мой приятель быстро оправдался. Замеш...нное умелой рукой, тесто быстро поднимается. Всех под стрел... иных уток мы, конечно, не достали. Ружье старика было пристрел.. .иное.


    1. Какое слово состоит из приставки, корня, одного суффикса и окончания?

    1) поседевший

    2) выкрикнул

    3) заботливый

    4) размокший




    1. Какие из перечисленных средств выразительности используются автором:

    1) анафора

    2)антитеза

    3) градация

    4) парцелляция

    5) однородные члены

    Мечта его (Чехова) о будущей жизни на земле - не маленькая, не мещанская, не узкая, а напротив - широкая, большая, идеальная, которая, вероятно, так и останется несбыточной...



    Чеховские мечты о будущей жизни говорят о высокой культуре духа, о Мировой Душе, о том Человеке, которому нужны не «три аршина земли», а весь земной шар, о новой прекрасной жизни, для создания которой нам надо еще двести, триста, тысячу лет работать, трудиться, страдать. Всё это из области вечного, к которому нельзя относиться без волнения. (К.М. Станиславский).
    18. В каком слове произносится звук (з)?

    1) обезжиренный

    2) гвоздь

    3) позвоночник



    4) базилик
    19. Какое значение имеет слово скрупулёзный?

    1. слишком требовательный, придирчивый

    2. мелочный

    3. тщательно сделанный, проработанный до мелочей

    4) добросовестный, выполняющий работу тщательно, не упускающий мельчайших деталей

    Коьрта
    Контакты

        Главная страница


    Задания по русскому языку

    Скачать 96.68 Kb.