• Пифагор основал математическую школу, куда брал только тех юношей
  • II. Открытая книга
  • Ключевое слово
  • III. Тренировочный зал 1

  • Скачать 128.1 Kb.


    Дата22.01.2019
    Размер128.1 Kb.
    ТипЗанятие

    Скачать 128.1 Kb.

    Занятие 7 Приёмы моделирования высказывания



    Занятие 7 Приёмы моделирования высказывания

    Цели

    1. Познакомиться с основными приёмами моделирования высказывания.

    2. Научиться использовать эти приёмы для создания сочинения-рассуж­дения.

    I. Разминка

    1.1. Найдите соответствия. «Соберите» пословицы.

    1.Зимой съел бы грибок,



      1. В безлавочной избе

    3.Попал в стаю —

    4.На одном гвозде

    5.Лягушке волом не быть,

    6.Каково сошьёшь,

    7.Не умеешь петь,

    8.Клевета что уголь:

    9.Любовь не пожар,

    10.У друга пить воду

    а) лучше неприятельского меду.

    б) не обожжёт, так замарает.

    в) лай не лай, а хвостом виляй.

    г) в запевалы не суйся.

    д) сколько воды ни пить.

    е) а загорится — не потушишь.

    ж) и на полу ляжешь.

    з) таково и износишь.

    и) да снег глубок.

    к) всего не повесишь.

    II. Какой пословицей следует закончить высказывание?

    «Он никогда не писал покинутым детям писем, ни разу не поздравил с днём рождения ни сына, ни дочь. Состарившись, одряхлев, он начал посылать слёзные жалобы в органы социальной опеки, но пожилая сотрудница, вникнув в суть его претензий, сурово ответила ему пословицей: « ____________».

    2.Какие три языковых средства из пяти названных используются в этом фрагменте? Кто-то из известных химиков однажды сказал, что грязь — это химические вещества не на своём месте. Действительно, земля на дощатом полу — грязь, а на гряде она — необходимая почва. Машинное масло на одежде — пятно, а в самой машине — необходимая смазка. Чернила на пальцах — и на бумаге, зелень в древесном листе — и на белой рубашке. Более того, видим, что одно и то же химическое вещество может быть то грязью, то великой красотой: живописная краска, прилипшая к руке — и она же на холсте под кистью ве­ликого художника.

    Итак, химические категории могут переоцениваться в зависимости от обстоятельств. Духовные же категории (слава Богу!) такой переоценке не подлежат. Ни при каких обстоятельствах подлость не может выглядеть доблестью, низость — благородством, предательство — подвигом, душевная грязь — белоснежной чистотой, а зло — добром. (В. Солоухин)

    1) эпитет 2) профессионализм 3) парцелляция 4) антитеза 5) синтак­сический параллелизм


    1. Для аргументации какого утверждения служит приведённый ниже пример? Пифагор основал математическую школу, куда брал только тех юношей,кто в течение 5 лет не разговаривал. Принимая обет молчания, ученик шко­лы возлагал на себя обязанность не тратить время на суету, думать только о решении сложных математических задач.

    а) В обществе, основанном на конкуренции, успешнее всего приспосабли­ваются духовно нищие люди.

    б) Наука требует от человека самоотверженного служения.

    в) Люди, которые отказались от личной свободы, отказались от своего счастья.

    г) Язык является универсальным средством общения между людьми.

    II. Открытая книга

    Познакомимся с несколькими приёмами моделирования, которые помогут нам отразить проблему и правильно её прокомментировать. Эти приёмы вы сможете использовать и для создания вступления, и для аргументации лич­ностной позиции, и в заключительной части своего сочинения.



    Ключевое слово

    Описание действия: 1) формулируем главную проблему текста (это можно сделать в виде назывного предложения, содержащего ключевое слово); 2) раскрываем смысл ключевого понятия; 3) делаем переход к исходному тексту

    Пример исполнения: 1. (Записываем проблему.,) Поэт и общество... 2. (Раскрываем смысл этой проблемы.) Поэт — это не только человек, который сочиняет рифмованные строки. Поэт — это избранник, который должен нести людям «чистые ученья» добра, преданно служить не власти, а высшей правде. Верность своему призванию часто становилась причиной драматического конфликта поэта с властью, с государством, со временем. 3. (Делаем переход к исходному тексту.) О нелёгкой судьбе поэта рассказывает_______________ .

    Вопросы

    Описание действия: 1) определяем проблему; 2) формулируем два-три вопроса, которые отражают суть проблемы; 3) делаем переход к исходному тексту

    Пример исполнения: 1. (Определяем проблему.) Поэт и общество. 2. (Формулируем вопросы.) Что значит быть подлинным поэтом? В чём заключа­ется его призвание? Почему у поэта, который несёт людям свет великих истин, трудная судьба? 3. (Делаем переход к исходному тексту.) Над этими вопросами размышляет____________ .

    Ниточка

    Описание действия: 1) из исходного текста выписываем цитату, в которой наиболее ярко отражена проблема; 2) комментируем ключевые слова этой цитаты; 3) делаем переход к исходному тексту

    Пример исполнения: 1. (Записываем цитату.) «Подлинные поэты пишут кровью своего сердца» — так начинается текст . 2. (Комменти­руем цитату.) Задумайтесь над смыслом этой' фразы! Мы привыкли считать поэтом всякого, кто сочиняет стихи, но подлинный поэт не тот, кто умело рифмует слова, а тот, кто передаёт живое чувство. 3. (Делаем переход к исходному тексту.) О сущности подлинной поэзии размышляет .

    Аналогия

    Этот приём основан на сопоставлении двух объектов, между которыми вы­является неочевидное для поверхностного взгляда существенное сходство.

    Описание действия: 1) представляем объект № 1 (исторический факт, природное явление, сюжетную картину), выделяем у него свойство, которое может служить основой для смыслового сближения с другими предметами; 2) представляем объект № 2, который содержит выявленное у первого объекта свойство; 3) делаем переход к исходному тексту.

    Пример исполнения: 1. (Представляем объект № 1.) Древние мореплава­тели знали удивительное свойство Полярной звезды: она всегда показывала на север и помогала кораблю выбрать правильный курс. Невозможно посчитать, сколько жизней спас свет этого ночного светила. 2. (Представляем объект № 2. Аналогия основывается на способности указывать направление.) Подлинный худож­ник выполняет в общественной жизни роль путеводной звезды. Он указывает людям путь к правде, к свету, к истине.

    3. (Делаем переход к исходному тексту.) О высокой роли писателя размышляет в своей статье_____________ .



    Цитата

    Описание действия: 1) приводим цитату, смысл которой отражает проблему исходного текста; 2) комментируем её смысл; 3) делаем переход к исходному тексту.

    Пример исполнения: 1. (Записываем цитату.) «Нет карьеры поэта, есть судьба поэта!» — писал С. Маршак. 2. (Комментируем её смысл.) В этих словах выражена мысль о высокой миссии поэта: он окликнут Богом для того, чтобы нести людям правду, пробуждать в них «чувства добрые». 3. (Делаем переход к исходному тексту.) О том, что значит быть подлинным поэтом, размышляет в своей статье______________________ .

    Мы назвали пять приёмов, которые помогут вам смоделировать сочинение. Пусть никого не пугает жёсткий схематизм в описании этих приёмов: никто не запрещает излиться вашему слову естественно и свободно. Мы лишь указали те формы, в которых может реализоваться вступительная часть сочинения.



    III. Тренировочный зал

    1.1. Прочитайте текст.

    Один на один с одиночеством

    1.Лес, в который мы вступили, был чрезвычайно стар. (2)Не знаю, бро­дили ли по нему татары, но русские воры или литовские люди Смутного вре­мени уже наверное могли скрываться в его захолустьях. (3)В почтительном расстоянии друг от друга поднимались могучие сосны громадными, слегка искривлёнными столбами бледно-жёлтого цвета, между ними, вытянувшись в струнку, стояли другие, помоложе. (4)Зеленоватый мох, весь усеянный мёрт­выми иглами, покрывал землю. (5)Все молчало, даже шагов наших не было слышно. (6)Мы шли по мху, как по ковру, особенно Егор двигался бесшумно, словно тень, под его ногами даже хворостинка не трещала.

    (7)Мы продолжали забираться в самую глушь леса. (8)Егор только изредка посматривал вверх и шёл вперёд спокойно и уверенно.

    9.Мы прошли ещё две версты, и я захотел пить.

    10.— Посидите маленько тут, — сказал Егор, — я схожу за водой, тут не­далеко колодец.

    11.Я присел на срубленный пень, опёрся локтями на колени, медленно поднял голову и оглянулся. (12) 0, как всё кругом было тихо и печально! (13) Нет, даже не печально, а немо, холодно и грозно! (14)Сердце во мне сжалось. (15)В это мгновение я почувствовал веяние смерти, я почти осязал её непрестанную близость. (16)Хоть бы один звук задрожал, хотя бы один шорох поднялся в неподвижном зеве обступившего меня бора. (17)Я снова поднял голову, как будто заглянул туда, куда не следует заглядывать человеку. (18) Я закрыл глаза и вдруг, повинуясь таинственному повелению, начал припо­минать всю мою жизнь.

    (19)Вот мелькнуло передо мной моё детство, шумливое и тихое, задорное и доброе. (20)Потом возникла молодость, смутная, странная, самолюбивая, со всеми её ошибками и начинаниями, с беспорядочным трудом и взволно­ванным бездействием... (21)Неуловимые образы бродили по душе, возбуждая в ней не то жалость, не то недоуменье. (22)А вы, думал я, милые знакомые погибшие лица, вы, обступившие меня в этом мёртвом уединении, отчего вы так глубоко и грустно безмолвны? (23)0, сердце, к чему, зачем ещё жалеть, старайся забыть, если хочешь покоя, приучайся к смиренью последней разлу­ки, к горестным словам «прости» и «навсегда». (24)Не оглядывайся назад, не вспоминай, не стремись туда, где светло, где смеётся молодость, где надежда венчается цветами весны, где голубка-радость бьёт лазурными крылами, где любовь, как роса на заре, сияет слезами восторга, не смотри туда, где блажен­ство, и вера, и сила: там уже не наше место.

    25.— Вот вам вода, — раздался за мною звучный голос Егора.

    26.Я невольно вздрогнул: живая эта речь поразила меня, радостно по­трясла всё моё существование. (27)Точно я падал в неизведанную, тёмную глубь, где уже всё стихало кругом и слышался только тихий и непрестанный стон какой-то вечной скорби, и вдруг дружеский зов долетел до меня, чья-то могучая рука одним взмахом вынесла меня на свет Божий.

    (По И. Тургеневу)

    II. Выполните задания, которые помогут вам оценить глубину и точность восприятия исходного текста.

    1.В каком варианте правильно записана композиционная схема текста?

    1.авторские раздумья о трагизме человеческой жизни

    2.описание леса

    3.движение путников по лесу

    4.описание радости, вызванное появлением Егора.

    а) 1,4, 3,2 6)2,3,1,4 в) 3,2, 1,4 г) 4, 1, 2, 3

    2.Какова цель автора этого текста?

    а) привлечь внимание читателей к проблемам экологии

    б) раскрыть нетускнеющую красоту природы

    в) показать зыбкость человеческой жизни перед лицом вечной природы

    г) изобразить красоту и богатство крестьянской души

    3.Какова главная проблема этого текста?

    а) тема милосердия и сострадания к маленькому человеку

    б) противопоставление мятежной юности и унылой старости

    в) конфликт мечты и реальности

    г) связь человека и природы

    III. Вставьте на места пропусков цифры, соответствующие номеру термина из списка.

    Автор, описывая чувства человека, оставшегося один на один с холодной вечностью, использует разнообразные средства выразительности. С помощью__________ (зеве обступившего меня бора) автор наделяет образ леса чертами пугающего, зловещего существа.___________ {немо, холодно, грозно, таин­ственному) передают напряжённые переживания человека. (пред­ложение 23) усиливает эмоциональность текста, показывает, что единствен­ным собеседником человека становится его трепещущая душа___________.

    (предложение 24) наполняет текст страстным чувством, придаёт мыслям и переживаниям автора взволнованно-поэтическое звучание.

    1.метафора 6) перифраз

    2.слова разговорного стиля 7) синтаксический параллелизм

    3.парцелляция 8) антитеза



    1. гипербола 9) метонимия

    2. риторическое обращение 10) эпитеты

    2. Запишите фрагмент сочинения, используя материал предыдущего задания.

    (Вступление на основе приёма «ключевое слово». Сформулируйте в виде назыв­ного предложения проблему текста. Для этого используйте материал задания 3 (II) ... Об этом в своих произведениях размышляли (назовите 3—4 пи­сателей или поэтов, в творчестве которых звучала аналогичная тема) и ,

    и , и . Но именно в творчестве И.С. Тургенева

    (в-1; противостояние вечной природы и мимолётной человеческой жизни; изображение красоты природы на фоне раздвоенности человеческой души; обличение крепостного строя; тема угасания человеческой души) нашл_ наиболее яркое художественное воплощение.

    (Расскажите о том, как главная тема развивается в тексте. Для этого используй­те материал задания 1.) И.С. Тургенев вначале , затем

    . и , в финальной части текста показывается

    . Такое построение текста позволяет автору

    (используйте материал задания 2) .

    3.1. Прочитайте текст.

    В лесу

    (1) Я вхожу в осенний лес, и таинственная тишина мягким покрывалом заботливо окутывает меня. (2)Не кричат птицы, всё притихло в ожидании какого-то чуда, и даже ветер, который так державно дует на просеке, в лесу ведёт себя с молитвенным благочестием, как путник, переступивший порог храма. (З)Странное, невыразимое чувство наполняет меня, и душа трепещет в радостном волнении.

    (4)Но вот я вижу следы недавнего костра, чёрное пятно обуглившейся зем­ли, разбитую бутылку, мясисто-красные куски кирпича, жирные полиэтилено­вые пакеты... (5)И со стыдом понимаю, что безмолвие леса — это не трепетное ожидание чего-то необычного, а всего лишь страх перед пришельцем. (6)Что несёт в уютный лесной дом очередной гость? (7)Опять костёр, чадный дым. (8)Вновь безжалостный топор врежется в дерево — и подрубленная берёза рухнет, чтобы на пару часов стать скамьёй для притомившегося ходока...

    (9)Мы много говорим о созидательной миссии человека. (10)Но стран­ное дело: мы, мнящие себя творцами, губим порой не меньше, чем создаём. (11)В городе, оплоте цивилизации, мы ещё стараемся вести себя культурно: стесняемся плюнуть куда попало, стесняемся выругаться, переходим дорогу на зелёный свет светофора... (12)А в лесу проявляется наша первобытная дикость. (13)Тут слепое буйство с радостным гиканьем вырывается на волю.

    14.Ничем не заплатив, мы приходим сюда, как хозяева, как право имеющие.

    15.Мы начинаем безотчётно рвать, ломать, крушить, жечь. (16)На каком основании? (17)Если человека об этом спросить, то он, может быть, и заду­мается, а задумавшись, сознается в своей неправоте. (18)Но в том-то и дело, что с природой мы поступаем бездумно, безотчётно, не отягощая свою голову лишними мыслями.

    (19)Наверное, сейчас кто-то возмущённо воскликнет: «Хватит переливать из пустого в порожнее, опять вы про веточки, про белочек, все давно поняли, что надо беречь природу...» (20)Но проблема, которую я пытаюсь обозна­чить, гораздо шире. (21)Не сломанную веточку мне жаль более всего, а нас. (22)Нас не в каком-то абстрактном виде, не как некий биологический вид, а как конкретный народ, который то и дело вопрошает: «Почему мы, богатая, талантливая страна, живем так плохо?!» (23)А вот он, ответ: битые бутылки, загаженный лес, пугливая тишина и напряжённое безмолвие притихших птиц. (24)Не такие уж мы и умные, не такие уж мы талантливые, какими кажемся себе. (25)Тот человек, который превратил лесную полянку в кладбище ненуж­ного хлама, вернётся в свой дом, пойдёт на работу. (26)И всюду он будет таким же: необязательным, не очень умным, нерасчётливым, впопыхах живущим, не отдающим себе отчёта в том, что делает...

    (27)Лес, разбуженный моим появлением, не просто молчит — он молчит многозначительно. (28)Кружась, падают последние листья, скорбно шеле­стит поседевшая трава, а по небу, будто время, убегающее в даль минувшего, плывут облака.

    (По М. Постникову)

    II. Выполните задания, которые помогут вам оценить глубину и точность восприятия исходного текста. 1. Какой(-ие) тип(-ы) речи используе(-ю)тся в предложениях 1—19?

    а) повествование и рассуждение

    б) описание и рассуждение

    в) рассуждение

    г) описание

    2.Какая проблема в этом тексте является главной?

    а) неспособность человека оценить красоту природы

    б) неэффективное использование природных ресурсов

    в) загрязнение окружающей среды

    г) нравственная культура человека

    3.Какова главная цель автора этого текста?

    а) привлечь внимание читателей к важной социально-нравственной про­блеме

    б) показать скромную красоту природы

    в) создать художественный образ, в котором выражается авторское отно­шение к жизни и к человеку

    г) в доступной, популярной форме рассказать о загадочной жизни леса

    4.В каком предложении автор делает переход к раздумьям о нравственной ответствен­

    ности человека?

    а) 1 б) 2 в) 9 г) 27

    III. Вставьте на места пропусков цифры, соответствующие номеру термина.

    Лес в описании автора предстаёт чудесным храмом, в который нужно входить с благоговейным трепетом.____ (таинственная тишина, радостное волнение),______ (как путник, переступивший порог храма) ярко передают авторское отношение к созданной картине. Но затем эмоциональная тональ­ность текста резко меняется. С помощью____ (предложение 4) автор красноречиво показывает следы варварского вторжения людей. И ,_____котор____ звучит в предложении 6, отражает смятение природы перед очеред­ным пришельцем.

    1.метафора 6) перифраз

    2.сравнение 7) риторическое обращение

    3.парцелляция 8) вопрос

    4.однородные члены 9) метонимия

    5.риторический вопрос 10) эпитеты



    4. Напишите вступительный фрагмент сочинения, используя материал предыдущего задания.

    1. (Напишите вступление, используя приём «ниточка». Для этого процитируйте первое предложение исходного текста.) «

    » — так начинается текст, написанный .

    (Прокомментируйте цитату.) Уже в самом начале автор передаёт сво____ (в-1; безразличное, благоговейное, расчётливо-практическое, равнодушно-созерцательное) отношение к природе. (Перейдите к формулировке центральной проблемы.) Но автор описывает лес не для того, чтобы___________ удивительную красоту природы, а чтобы (используйте материал задания 3)



    . Тревожно притихший лес становится своего рода фоном для (вставьте оценочный эпитет, например напряжённых, горестных и т.д.____________ раздумий о (используйте материал задания 2)_________

    Коьрта
    Контакты

        Главная страница


    Занятие 7 Приёмы моделирования высказывания

    Скачать 128.1 Kb.