страница1/5
Дата28.02.2019
Размер3.89 Mb.
ТипЗанятие

Занятие по формированию толерантности Познавательный урок «Самобытность бесермянского народа»


  1   2   3   4   5

Сборник методических разработок уроков-знакомств «Удмуртия Многонациональная» для детей и молодёжи
Составители: коллектив ведущих методистов по работе с муниципальными образованиями БУ УР «Дом Дружбы народов»

Редакция: Н.Б. Шергина, И.А. Трубицына.

В данном сборнике представлены разработки уроков-знакомств «Удмуртия многонациональная» ведущих методистов отдела по работе с муниципальными образованиями. Материалы, включенные в сборник, предназначены для представителей детских, молодёжных общественных объединений, средних общеобразовательных школ, профессиональных общеобразовательных учреждений для проведения уроков и встреч по знакомству с народами, проживающими в Удмуртской Республике.




СОДЕРЖАНИЕ

  1. Введение

  2. Урок-знакомство «Я, ты, она и он — дружный Граховский район»

  3. Урок-знакомство «Мы разные и в этом наша сила»

  4. Урок-знакомство «Урок Дружбы»

  5. Познавательный урок на тему «Удмуртия многонациональная»

  6. Урок-знакомство «Детская игра – отражение культуры народа»

  7. Урок-знакомство «Национальные ценности»

  8. Практическое занятие по формированию толерантности

  9. Познавательный урок «Самобытность бесермянского народа»

Введение

Культура и язык каждого народа, его традиции и обычаи, достижения – это составляющие мировой сокровищницы культуры всего человечества. Издревле Удмуртия гостеприимно принимала представителей разных национальностей и вероисповеданий. И сегодня наша земля стала родной для представителей более 130 народов, которые принесли на удмуртскую землю свой язык, свои обычаи, свою культуру. Знакомство и взаимопроникновение культур способствует их обогащению, развитию добрососедских отношений и продуктивному диалогу.

Задача органов государственной и муниципальной власти способствовать построению эффективного межкультурного диалога, формированию толерантного отношения через сохранение самобытности каждого народа, а также через знакомство и приобщение к культуре другого народа. На уровне конкретных муниципальных образований, школы, семьи закладываются основы воспитания, в том числе культуры межнационального общения. Формируется представление о многообразии национального мира и необходимости поддержки дружественных отношений в нем. Такая работа имеет первостепенное значение в развитии активной гражданской позиции и единого национального самосознания, что в свою очередь обеспечивает устойчивое развитие региона и страны.

БУ УР «Дом Дружбы народов» при содействии Министерства национальной политики Удмуртской Республики разработал республиканский проект «Урок-знакомство «Удмуртия многонациональная». Главной целью проекта является создание условий формирования доброжелательного, принимающего отношения молодого поколения к культуре и традициям народов, проживающих на территории Удмуртии. В рамках этого проекта методисты Дома дружбы народов проводят познавательные встречи с детьми и молодежью, знакомя их с богатством культурных традиций народов, воспитывая культуру межнационального общения.



Урок-знакомство

«Я, ты, она и он — дружный Граховский район»

Составитель: Медведев Алексей Владимирович
Цель: знакомство с народами, проживающими в Граховском районе, и их традициями.

Задачи:

- Знакомить детей младшего школьного возраста с традициями народов, проживающих в районе;

- Воспитывать уважительное отношение к себе и окружающим людям (друзьям другой национальности);

- Развивать интерес детей к истории народов



Аудитория: 1-4 класс, 25-30 чел.

Длительность мероприятия: 45-60 мин.

Необходимый ресурсы: Карта Удмуртии, листочки со словами песни, стулья (по количеству учащихся), полено, компьютер, проектор, экран.

Используемые аудио, видео материалы: слайд автобуса, слайд «Народы Граховского района»(5 слайдов), аудио песня «Мы едем, едем, едем»

Ход мероприятия:

Ведущий: Здравствуйте, ребята! Меня зовут…! Теперь вы все знаете, как меня зовут, но, к сожалению, я ваших имён не знаю. Но это не проблема, давайте познакомимся... Сейчас вы хором после моего сигнала громко скажете свои имена. Договорились? (Да)

-Раз, два, три.... (громко называют свои имена). Очень приятно!

- Сегодня мы с вами отправимся в путешествие и узнаем о народах, которые проживают в нашем Граховском районе. А в начале я вам кратко расскажу об Удмуртии, куда входит наш любимый район, наша малая Родина. (рассказывает и показывает на карте Удмуртии)

В Граховском районе из всего населения можно выделить пять народов – удмуртов, русских, марийцев, кряшен и русских. Поэтому Граховский район - это уникальный край республики, где живут рядом представители пяти разных народов.



Ведущий: Друзья, чтобы о них больше узнать, мы с вами отправимся в путешествие на нашем школьном автобусе. Чтобы веселее нам было ехать, мы с вами будем в дороге петь песню «Мы едем, едем, едем». (слова на листочке).

- Готовы отправиться в путешествие? (Да) Тогда в путь! Наш автобус уже нас ждёт! А поедем мы вначале к удмуртам. Пристегнули все ремни!



(слайд «Автобус», исполнение песни)

- слайд «Удмурты»

Ведущий рассказывает о народе. Описание народа представлено в приложении 1.



Вопросы для обсуждения:

- Ребята, что нового и интересного вы узнали? (ответы детей)

- Что больше всего вам запомнилось?

- Ребята, вы, наверное, тоже дома стряпаете пельмени. А какие начинки делаете?

- Отправляем дальше. А сейчас в гости поедем к марийцам.

(слайд «автобус», исполнение песни)

- слайд «Народ мари».

Ведущий рассказывает о народе. Описание народа представлено в приложении 1



Вопросы для обсуждения:

- Ребята, что нового и интересного вы узнали? (ответы детей)

- Что больше всего вам запомнилось?

- Ребята, давайте ещё раз назовём, на каких территориях — республиках, областях проживают марийцы.

- Отправляем дальше. А сейчас в гости поедем к чувашам.

(слайд «автобус», исполнение песни)

- слайд «Чуваши»

Ведущий рассказывает о народе. Описание народа представлено в приложении 1



Вопросы для обсуждения:

- Ребята, что нового и интересного вы узнали? (ответы детей)

- Что больше всего вам запомнилось?

- Ребята, давайте ещё раз скажем, что любили готовить и кушать чуваши?

- Отправляем дальше. А сейчас в гости поедем к кряшенам.

(слайд «Автобус», исполнение песни)

- слайд «Кряшены»

Ведущий рассказывает о народе. Описание народа представлено в приложении 1



Вопросы для обсуждения:

- Ребята, что нового и интересного вы узнали? (ответы детей)

- Что больше всего вам запомнилось?

- К какой группе относятся граховские кряшены?

- Отправляем дальше. А сейчас в гости поедем к русским.

(слайд «Автобус», исполнение песни)

слайд «Русские»

Ведущий рассказывает о народе. Описание народа представлено в приложении 1



Вопросы для обсуждения:

- Ребята, отправляемся домой? (да)

- Ребята, что нового и интересного сегодня вы узнали? (ответы детей)



- Что больше всего вам запомнилось?

Ведущий: Перед тем как разойтись домой, давайте поиграем в удмуртскую игру. Ребята, вы узнаете, в какие игры играли маленькие удмурты. А в следующий раз мы с вами обязательно ещё встретимся и поиграем в игры других народов, которые живут в нашем районе.

Пис бекмыльтон

В начале игры посередине круга ставят полено. Ребята образуют круг, взявшись за руки. Они толкают друг друга, стараясь, чтобы кто-то уронил полено. Если кто-то задел, но не уронил – то не считается. А тот, кто уронил – выходит из игры.

По правилам игра продолжается до тех пор, пока не останется один человек, но её можно остановить в любое время.

- Ребята, в нашем Граховском районе в мире и согласии проживают чуваши, марийцы, кряшены, удмурты и русские. Не важно, какой национальности ваши соседи и друзья, нам не надо с ними ссориться, ругаться. Давайте жить дружно и творить добрые дела вместе!

На этом классный час подошёл к концу. До свидания. До новых встреч.
Урок-знакомство «Мы разные и в этом наша сила»

Составитель: Касимова Диана Касимовна
Цель: Формирование основ толерантного воспитания детей, профилактика проявлений национальной нетерпимости путём наглядной демонстрации богатства культурных традиций народов, живущих с ними на одной территории.

Аудитория: учащиеся 3-5 классов.

Длительность мероприятия: 40-45 минут.

Необходимые ресурсы: кукла Синий мальчик.

Технические средства: ноутбук, проектор, экран.

Используемые аудио, видеоматериалы:


  • презентация «Толерантность. Мы разные, но мы вместе» (МУК «Централизованная библиотечная система. Библиотека для юношества. г. Волгодонск - https://www.youtube.com/watch?v=Zfh3AuQKecQ;

  • аудиозапись, фильм «Моя семья - моё богатство» (победитель всероссийского фестиваля видеопродукции «Взгляд на страну», автор Диана Касимова, п. Балезино - https://www.youtube.com/watch?v=lbQaCC65GjE);

  • «Колыбельная песня» Й. Брамса;

  • Фонограмма песни «Улыбка»

Ход урока:

Ведущий: Здравствуйте, ребята! Я рада всех вас видеть! Сегодня у нас необычный урок. Наш урок будет посвящен толерантности.

Вопрос к детям: Как вы думаете, что такое толерантность? (Ответы детей). Термин «толерантность» происходит от латинского tolerantia –терпение (снисходительность к чему-либо; принятие другого, чужого).

Ведущий: Итак, ребята, толерантность – это равенство людей, уважение достоинства каждого. Также это умение воспринимать другого человека как целую личность, а не по отдельным признакам (внешности, национальности, материальному признаку). Толерантный человек всегда стремится найти в другом что-то похожее, то, что могло бы их объединить.

Я предлагаю вам посмотреть презентацию «Толерантность. Мы разные, но мы вместе» (Показ презентации МУК «Централизованная библиотечная система. Библиотека для юношества. г. Волгодонск).



Ведущий: У нас в гостях необычный гость. Это кукла. А зовут её Синий Мальчик. (Куклу демонстрирует помощница-ученица).

Представьте себе, что Синий Мальчик стал человеком, а не куклой. Чтобы вы сказали, встретив его на улице? (Ответы детей)



Ведущий: каждый по-своему постарался выразить своё отношение к Синему Мальчику. А не хотите ли вы узнать, как этот Мальчик появился на свет? Тогда послушайте сказку. (Звучит аудиозапись «Колыбельная», Брамс. На фоне рассказывается сказка.)

Помощница-ученица: В одном городе жили простые люди, такие же, как и мы с вами. И вот однажды у одной женщины родился сын. Он был не похож на всех: у него была кожа синего цвета. Этим он отличался от всех людей этого города. Синий Мальчик был очень трудолюбив, умён, весел, добр и внимателен ко всем. Во дворе его дома было много ребят, но с ним они не играли: ведь он был не похож на них, никто не хотел с ним дружить, только смеялись и дразнили его…

Вопросы к детям:

- Ребята, если бы у вас во дворе оказался такой мальчик, как бы вы к нему отнеслись?

- Какая бы у него была судьба?

- Как бы к нему относились другие люди?

- Что необходимо сделать, чтобы этот мальчик мог жить нормальной жизнью, чтобы с ним дружили и принимали его таким, какой он есть?



Ведущий: Возможно, с ним бы тоже не общались, ведь он не похож на всех. У него есть то, чего нет у других. Неужели внешний вид намного важнее, чем мир внутренний? (Идёт беседа, дети высказывают свои мысли). Ребята, мы все разные! А это как-нибудь отражается на нашей дружбе? Разве мы выбираем друзей по цвету кожи или по национальности?(ответы). В нашем посёлке живут люди разных национальностей, даже в одной семье могут жить представители нескольких народностей. Я предлагаю вашему вниманию фильм «Моя семья - моё богатство», победитель всероссийского фестиваля видеопродукции «Взгляд на страну», автором которого является наша землячка Диана Касимовна Касимова и её дочь Амалия, ученица 1 класса школы №5 п. Балезино. (Демонстрация фильма).

Ведущий: Ребята, вам понравился фильм?

  • Какие новые национальности вы узнали?

  • Чем запомнилась вам каждая национальность, представленная в фильм?

  • Как вы думаете, этой семье сложно или легко поддерживать теплые дружеские отношения?

  • Нужно ли нам знать культуру и обычаи других народностей?

  • Хотели бы вы уметь говорить на разных языках?

  • Понадобятся ли вам эти знания в жизни?

  • Должны ли мы уважать различия друг друга?

Ведущий: А в завершении нашего занятия я предлагаю вам создать венок дружбы. Сейчас каждый из вас нарисует свое лицо и напишет своё имя и национальность. Ваши личики будут вместо цветов и из них, мы соберём венок дружбы и разместим его на плакате, чтобы все видели какой у нас дружный класс.

Фонограмма песни «Улыбка».

Сядьте поудобнее, поднимите подбородок, держите высоко голову. Наполните лёгкие воздухом до отказа. Молодцы! Теперь посмотрите друг на друга. Улыбнитесь человеку, сидящему рядом. Ребята, помните, если увидите лицо без улыбки, улыбнитесь сами, и она к вам обязательно вернётся.


Урок-знакомство «Урок Дружбы»

Составитель: Сайранова Надежда Сергеевна
Цель:

  • Познакомить детей с народами, проживающими на территории Удмуртии;

  • Развивать чувство доброжелательного отношения к людям другой национальности.

Аудитория: 2-4 классы.

Время занятия: 45 минут.

Необходимые ресурсы: Вырезанные лучи солнца 4 разных цветов, вырезанные человечки (разной величины, пола).

Используемые аудио, видео материалы:

  • Ролик «Удмуртия многонациональная» - https://www.youtube.com/watch?v=N_Ql4iSSR8s;

  • Карта России.

Ход мероприятия:

Перед началом урока участникам раздаются вырезанные лучи солнца разных цветов.

Ведущий: Ребята, сегодня вы будете сидеть не так, как обычно. Мы разделимся на группы. На столах лежат солнышки разных цветов, но у них не хватает лучиков. У каждого из вас есть лучик, нужно садится за тот стол, где солнышко того же цвета, что и твой лучик.

Вы разбились на 4 команды. Улыбнитесь друг другу, подарите и мне свои улыбки! Спасибо! Улыбка всегда располагает к общению.



Ведущий: Ребята, сегодня мне бы хотелось познакомить вас с народами, которые живут в Удмуртии.

На территории нашей Родины проживает более 130 народов. В мире, дружбе, понимании, уважении проживают народы в 25 районах и 5 городах Удмуртии.

Мы с вами познакомимся с теми народами, которых больше всего проживает в Удмуртии - удмурты, татары, марийцы и русские.

Ведущий рассказывает про народ, рассказ сопровождается презентацией фотоиллюстраций. Описание народа представлено в приложении 1. Фотоиллюстрации представлены в приложении 2.

В перерывах проводится динамическая пауза.

Игра «Дрозд»

Игра в парах. Играющие произносят слова. Тактильно касаясь друг друга (щечки, носик).

Я – дрозд,

Ты – дрозд,

У меня нос, у тебя нос,

У меня щечки аленькие,

У тебя щечки аленькие.

Мы два друга.

Мы любим друг друга. (или Дружим с друг другом) (обнимаются)

Ведущий в конце рассказа задает вопросы:

- что интересного и нового вы узнали сегодня?

- какие народы мы с вами посмотрели?

- Какой народ самый лучший? (подвести итог о том, что каждый народ по-своему хорош и нельзя выбрать лучшего; надо жить в дружбе и согласии)



Просмотр

  • Ролик «Удмуртия многонациональная»

Вопросы по итогам просмотра

  1. Какие праздники, которые проходят в Удмуртии, вы запомнили?

  2. Где уже вы были, и какие места посетили нашей Удмуртии.

  3. Как вы думаете, чем Удмуртия может гордиться?

  4. Где самые красивые места в Удмуртии?

  5. Знаете ли вы свою национальность? Кто и что вам рассказывал о вашем народе?

Творческая работа

Ведущий предлагает ребятам выбрать фигурку человечка и сделать из них хоровод.

  • У разных групп человечки разных цветов, а в каждой группе разных размеров.

  • Обсуждение, все человечки разные и поэтому получился яркий дружный хоровод.

Ведущий подводит итог: В школе, как и везде, все разные: есть маленькие, большие, худые, полные, разных национальностей. Давайте будем доброжелательными, уважать других, невзирая на различия. Это означает быть внимательным к другим и обращать внимание на то, что нас сближает. В конце мне бы хотелось сказать, что ваш класс – это маленькая семья. И хотелось бы, чтобы в вашей семье, классе, всегда царили доброта, уважение, взаимопонимание, не было бы ни ссор, ни ругани. А что же для этого нужно? Просто уважать друг друга, помогать, поддерживать.

На столах у вас есть смайлики, один весёлый, а второй грустный. Если вам понравилось наше занятие, и вы, чувствовали себя хорошо, прикрепите на солнышко весёлый, а если тебе было грустно и не интересно, то прикрепите грустный.


Познавательный урок на тему «Удмуртия многонациональная»

Составитель: Бердова Антонида Борисовна
Цель: воспитание уважительного отношения к культуре разных народов, проживающих в Удмуртии.

Задачи:

- познакомить детей с национальными костюмами, праздниками разных народов, проживающих в Удмуртии;

- приобщить к культуре разных народов;

- воспитать чувства уважительного отношения друг к другу.



Возраст детей: учащиеся 3 - 5 классов.

Время проведения: 90 мин. (2 классных урока)

Реквизит: лист ватмана, разноцветный картон, раскраски национальных костюмов: русский, удмуртский, татарский, немецкий, армянский, азербайджанский, еврейский; карточки с приветствиями (Зечбуресь (удмуртский), гутен таг (немецкий), шалом (еврейский), барев дзес (армянский), исянмесес (татарский), салям (азербаджанский), здравствуйте (русский))

Аудио, видео материалы:

- фонограммы мелодий разных народов;

- картинки национальных костюмов и национальных праздников: Масленица, Гербер, Сабантуй, Корбан, Вардевар, Новруз байрам, Католическое рождество, Ханука;

- фильм «Моя семья - моё богатство» (победитель всероссийского фестиваля видеопродукции «Взгляд на страну», автор Диана Касимова, п. Балезино -https://www.youtube.com/watch?v=lbQaCC65GjE);



Ход занятия:

Ведущий: Добрый день, дорогие ребята!

Сегодня мы с вами познакомимся с культурой разных народов, проживающих в Удмуртии.

Удмуртия – удивительный край, богатый природой и добрыми людьми. Удмуртию воспевают в своих стихах и песнях великие поэты и музыканты. Но самой главной отличительной чертой является необычайное гостеприимство. А всё потому, что на территории Удмуртии проживает много людей разных национальностей, каждая из которых богата своей культурой и обычаями. В настоящее время в Удмуртии проживают около 130 представителей разных национальностей.

Вопрос к детям:


  • Ребята, а какие народы вы знаете? (удмурты, русские, татары, чуваши, марийцы, мордва, украинцы, армяне, азербайджанцы…..)

  • Как вы думаете, чем отличается народ друг от друга? (язык, костюмы, праздники, обычаи, песни, танцы, достопримечательности, знаменитые люди, национальные блюда…)

Совершенно верно, ребята. Каждый народ богат своей культурой, что является ценным и для людей других национальностей.

Упражнение «Приветствие»:

Ведущий: Итак, вы сказали, что у каждого народа свой язык. Давайте поздороваемся на разных языках и услышим, как это звучит. Я показываю вам карточку с приветственными словами разных народов, а ваша задача произнести и сказать на каком языке данное приветствие.

Карточки с приветствиями: Зечбуресь (удмуртский), гутен таг (немецкий), шалом (еврейский), барев дзес (армянский), исянмесес (татарский), салям (азербаджанский), здравствуйте (русский).

Просмотр видеоролика:

Ведущий: А сейчас, ребята, я хочу познакомить вас с девочкой Амалией, которая живет в дружной семье в п. Балезино. Для этого посмотрим видеоролик «Моя семья – моё богатство». Автор мама Касимова Диана.

Ведущий: Вы заметили, какие красивые костюмы у татарского народа?

Упражнение «национальный костюм»:

Ведущий: В г.Глазове тоже проживают разные народы – удмурты, татары, русские, азербайджанцы, армяне, евреи и другие. Сейчас на экране будут изображены костюмы разных народов. Ваша задача, угадать, костюм какого народа представлен (удмуртский, русский, татарский, азербайджанский, армянский, немецкий, еврейский).

Ведущий кратко описывает элементы костюмов. Описание костюмов представлено в приложении №3

Упражнение «Национальный праздник»:

Ведущий: Как здорово, что есть национальные праздники, где народ в национальных костюмах исполняет национальные песни, танцы, играют в свои национальные игры. Сейчас на экране будет высвечиваться элемент народного праздника, я прочитаю вам описание праздника, ваша задача, угадать, о каком национальном празднике идет речь. Договорились?

Ведущий кратко описывает национальные праздники. Описание праздников представлено в приложении №4.

Ребята, увлекли вас праздники? Как вы заметили, все они самобытные, интересные. В празднике кроется душа народа, свои традиции, обряды, и у каждого народа свои, в этом и заключается богатство каждого народа. Их надо помнить и чтить. А в завершении хочу сказать:

Давайте будем, ребята,

Дружить друг с другом,

Как птица – с лугом,

Как ветер – с морем,

Поля – с дождями,

Как дружит солнце

Со всеми нами!
Урок-знакомство «Игры в культуре разных народов»

Составитель: Трубицына Ирина Александровна
Цель: знакомство с народами, проживающими на территории Удмуртии, формирование дружеского отношения к людям другой национальности.

Возраст: 3 - 4 классы

Длительность: 40 минут

Анонс: дети знакомятся с народами, проживающими на территории Удмуртской Республики, с наибольшим представительством – русские, удмурты, татары.

  1   2   3   4   5

Коьрта
Контакты

    Главная страница


Занятие по формированию толерантности Познавательный урок «Самобытность бесермянского народа»