• Вступительное слово учителя.
  • Учитель
  • Новый материал. Многозначные слова. Учитель
  • Дети
  • Лариса

  • Скачать 428.45 Kb.


    страница1/2
    Дата26.02.2019
    Размер428.45 Kb.
    ТипЗанятие

    Скачать 428.45 Kb.

    Занятие по русскому языку в 4 классе. Тема: к словам разнообразным, одинаковым, но разным


      1   2

    Внеклассное занятие по русскому языку в 4 классе.

    Тема: К словам разнообразным, одинаковым, но разным

    Цели: 1. Познакомить детей с многообразием и богатством русского языка на примере слов- омонимов, омофонов, омоформ.

    2. Развивать познавательную активность детей.

    3. Воспитывать интерес к русскому языку, потребность к познанию новых слов и выражений, к обогащению словарного запаса.

    Ход занятия.



    1. Вступительное слово учителя.

    - Ребята, сегодня мы с вами встретимся со словами, умеющими ловко надевать разные маски, и попробуем разгадать их секреты.

    1. Актуализация знаний.

    На плакате таблица




    о




    о




    о







    о




    о




    о







    о




    о




    о







    о




    о




    о







    о




    о




    о







    о




    о




    о







    о




    о




    о




    Учитель: Какие слова могут скрываться в этой таблице?

    Дети: колобок, хоровод, волосок, потолок, молоток, порошок, колокол, монолог, договор, носорог.

    Учитель: Молодцы! Как много слов вы назвали! Но теперь, когда все слова названы, нужно выполнить вторую задачу – разделить их на однозначные и многозначные.

    Дети: Волосок – оно может означать маленький волос и тонкую нить или пружинку в каком-нибудь приборе. Есть ещё волосок ворсинка на поверхности растения.

    Носорог – это крупное травоядное животное и жук .

    Учитель: Потолок – можно сказать: Рабочий белит потолок. Но ещё говорят: Пилот – спортсмен достиг самого высокого потолка (это предельная высота подъёма самолёта).

    1. Новый материал. Многозначные слова.

    Учитель: Попробуйте найти многозначное слово в стихотворении А.Шибаева

    Вот шофёр какой чудак:

    Он поесть не мог никак.

    Потому что спозаранку

    Он крутил-вертел баранку.

    А зачем крутил – вертел?

    Лучше взял бы да и съел!..

    - Какие значения есть у слова баранка? Почему шофёр не мог её съесть?



    Дети: Есть баранка – кондитерское изделие и есть баранка - руль автомобиля.

    Учитель: А что общего у этих предметов?

    Дети: Они оба круглой формы.

    Учитель: Вспомните, чем похожи шляпка гриба и шляпка- головной убор, колокольчик – цветок и колокольчик – звонок?

    Дети: Они похожи формой.

    Учитель: Но сходство может быть и в другом. Общим может быть не внешний вид, а какой-то признак. Послушайте стихотворение.

    Я знаком с одним моржом,

    Ест он кашу, пьёт боржом,

    Очень любит эскимо.

    Вместе ходим мы в кино.

    Я к моржу домой хожу,

    С ним за партою сижу.

    Он среди моржей один

    Не видал холодных льдин.

    Не видал он даже моря.

    Этот морж – Морковкин Боря.

    Он спортсмен, приятель мой,

    Он купается зимой.

    (А.Стройло)



    Учитель: Про кого это стихотворение? Что общего между моржом – животным и моржом - человеком? По какому признаку человека называют моржом? (ответы детей).

    - А за что человека называют иногда медведем, попугаем? (ответы детей).

    - Итак, ребята, как же называются такие слова?

    Дети: Многозначные.

    Учитель: Запомните, ребята, что многозначные слова имеют всегда какой-то общий признак.


    1. Слова – омонимы, омофоны и омоформы.

    Учитель: Но в русском языке встречаются слова, одинаковые по звучанию и написанию, но разные по значению, например: ключ, мир, коса, заставить, настаивать и другие. Объясните их значения.

    Дети: Ключ – от замка и ключ – родник, а ещё гаечный ключ.

    Мир – вселенная и мир –спокойствие.

    Коса у девочки, коса- инструмент и коса прибрежная, песчаная.

    Заставить – принудить и заставить – загородить;

    Настаивать – принуждать и настаивать – приготовлять настой.

    Учитель: Такие слова называются омонимами. В отличие от многозначных слов, омонимы представляют собой совершенно разные слова, так как обозначают собой разные предметы, признаки, действия. Омонимы всегда принадлежат к одной части речи.

    Например: существительные – завод у игрушки и завод приборостроительный;

    Глаголы топить – корабли и топить баню.

    (Учитель выставляет карточку с термином ОМОНИМЫ).

    Слова же, одинаковые по звучанию и написанию, но принадлежащие к разным частям речи, называются омоформами. (Учитель выставляет карточку с термином ОМОФОРМЫ).

    - Кто сможет привести примеры таких слов?



    Дети: (если затрудняются дети, то примеры приводит учитель).

    Три –числительное и глагол,

    мой –местоимение и глагол,

    стих – существительное и глагол.

    Учитель: Некоторые слова русского языка лишь одинаково произносятся, но пишутся по-разному. Например: гриб и грипп, слизать и слезать, везти и вести. Такие слова называются омофонами.

    (Учитель выставляет карточку с термином ОМОФОНЫ).



    Учитель: Послушайте стихотворение, которое подготовила Настя.

    Настя: Решили лисы кролика запечь,

    А кролик из духовки – прыг за печь.

    Потом за лавку и в окошко с лавки,

    Умчался в лес, где распевали славки.

    Дым из трубы ползёт, свиваясь в жгут,

    Дрова сегодня зря лисицы жгут.



    Учитель: Какие интересные слова вам встретились в стихотворении? Чем они интересны? К какой группе слов они будут относиться?

    Запечь(глагол) – и за печь (существительное с предлогом– омофоны, так как они только произносятся одинаково, но пишутся по-разному.

    С лавки (существительное с предлогом) и славки (птицы –сущ.) – тоже омофоны .

    Жгут – существительное и жгут – глагол, это омоформы. Так как пишутся и слышатся одинаково, но принадлежат к разным частям речи.

    Учитель: Ещё одно стихотворение приготовила Лариса.

    Лариса: Тётя сказала:

    - Ты же ребёнок,

    Бегать так много

    Нельзя же ребятам!

    Мальчик в ответ:

    - Если я жеребёнок,

    Бегать мне следует,

    Как жеребятам!

    Учитель: Какие здесь слова вам встретились из новых групп? Дети: я же ребёнок и я жеребёнок – омофоны.

    Учитель: Послушайте ещё одно стихотворение, которое расскажет Артём.

    Артём: Норка вылезла из норки

    И пошла к знакомой норке.

    В норку норкину вошла,

    Норку в норке не нашла.

    Если в норке нету норки,

    Может норка возле норки?

    Нет нигде. Пропал и след.

    Норка здесь. А норки – нет! (А.Шибаев)



    Учитель: Какие слова из новых групп вам встретились?

    Дети: Норка – животное с ценным мехом и норка – нора – домик для животного в земле. Это омонимы. Так как они принадлежат к одной части речи.

    Учитель: А почему это не просто многозначные слова?

    Дети: Потому что у них нет никакого общего признака.

    Учитель: Такие шуточные стихотворения , в которых есть слова с разными значениями, называются КАЛАМБУРАМИ (учитель выставляет карточку с термином).

    Послушайте ещё один каламбур, который подготовила Елена.



    Лена: Едет зайка на трамвае.

    Едет зайка, рассуждая:

    - Если я купил билет,

    Кто я: заяц или нет?



    1. Игра: «Ошибка художника»

    Учитель: Посмотрите внимательно на картинки и скажите, в чём ошибся художник и какие слова он перепутал?

    Сл

      1   2

    Коьрта
    Контакты

        Главная страница


    Занятие по русскому языку в 4 классе. Тема: к словам разнообразным, одинаковым, но разным

    Скачать 428.45 Kb.