Скачать 449.46 Kb.


страница1/2
Дата22.01.2019
Размер449.46 Kb.
ТипЗанятие

Скачать 449.46 Kb.

Занятие по внеурочной деятельности 4 класс Тема Занятие ноу «Совята» Тренинг исследовательских способностей «Гипотеза исследования»


  1   2

Занятие по внеурочной деятельности 4 класс


Тема

Занятие НОУ «Совята» - Тренинг исследовательских способностей «Гипотеза исследования»

Внеурочная деятельность

Класс, учитель

4 класс, Дмитриева Татьяна Николаевна – учитель начальных классов

Киселева Татьяна Михайловна – преподаватель-организатор ОБЖ



Цель

Научить выдвигать гипотезы и их обосновывать

Задачи


Актуализировать знания о методах работы над проектом;

Развивать навыки инициативного поведения и активного взаимодействия (работа в парах, группах).

Научить использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности при оформлении творческих (исследовательских)работ.


Основное содержание темы, термины и понятия

Изучение приемов построения гипотезы и их обоснование

Гипотеза, теория, доказательство,палеонтология;

Планируемый результат

Личностные умения:

- проявлять интерес к изучению темы;

- проявлять эмоционально-ценностное отношение к проблеме;

- проявлять творческое отношение к процессу выдвижения и формулировки гипотезы;

- проявлять дружеское отношение к своим одноклассникам.


Метапредметные умения

Познавательные:

- анализировать информацию и обосновывать своё мнение;

- составлять и оформлять алгоритм действий при выдвижении гипотезы;

-использовать приобретённые знания в исследовательской деятельности младших школьников (работа над проектом);

Регулятивные:

- выполнять учебное задание в соответствии с целью;



- соотносить учебное действие с алгоритмом выполнения;

- выполнять задания с опорой на полученные знания;

- выполнять самопроверку и взаимопроверку учебного задания.



Коммуникативные:

- формулировать высказывания, используя термины;

- формулировать собственное мнение;

- согласовывать выполнение задания в рамках учебного диалога.

Предметные умения:
- формирование и развитие умений исследовательского поиска (анализ, наблюдения);
- совершенствование знаний и умений, необходимых для проведения самостоятельных исследований (работа с текстом);



Организация образовательного пространства

Межпредметные связи

Ресурсы

Формы работы

Литературное чтение

Окружающий мир

Информационный материал:

Научная статья по палеонтологии «Жизнь трилобитов»



Демонстрационный материал:

Видеофильм ВВС «Жизнь на Земле», образцы экзоскелетов трилобитов



Интерактивный материал:

Карточки с учебными заданиями.

Пазл (членистоногие)


Фронтальная

• индивидуальная –

• парами -

групповая -



ТЕХНОЛОГИЯ ИЗУЧЕНИЯ ТЕМЫ

I этап. Самоопределение к деятельности

Цели деятельности

Ситуативное задание

Результат деятельности

• Мотивировать учащихся к изучению темы.

• Стимулировать эмоциональное отношение к проблеме

•Установить представление школьников о вариантах возможной помощи однокласснику.


У вас на партах лежат карточки с заданиями. Необходимо заполнить таблицу «Работа над проектом». В конверте – слова для заполнения таблицы, их необходимо разложить в соответствии с формулировками. Работайте в группе, советуйтесь, принимая решение. Проверка работы – на доске.


Виды проектов

Индивидуальный, групповой

Темы проектов

Теоретический, фантастический, экспериментальный

Правила выбора темы

Интерес, оригинальность, доступность, сроки выполнения,

Этапы проекта

  1. Выбор темы

  2. Постановка цели и задач

  3. Гипотеза исследования

  4. Организация исследования

  5. Подготовка к защите работы и организация презентации проекта

  6. Рефлексия

Методы исследований

Наблюдения, эксперименты, экскурсии, моделирование

Обратите внимание на третий этап проекта, он выделен особым шрифтом, потому что это тема сегодняшнего занятия.

- Сегодня на занятии нам предстоит ответиь на вопросы: Что такое гипотеза? Как рождается гипотеза? Какие они бывают? Как строить гипотезы?

- Попробуйте спрогнозировать учебную задачу сегодняшнего зянятия и продолжить фразу.


- Я хочу научиться выдвигать и формулировать гипотезу, а для этого мне нужно____________________________

Личностные умения:

- проявлять интерес к изучению темы;

- проявлять желание и интерес к созданию алгоритма действий ученика при выдвижении и формулировке гипотезы.
Познавательные умения:

- формирование и развитие умений исследовательского поиска (анализ, наблюдения);




II этап. Учебно-познавательная деятельность

Цели деятельности


Учебные задания

на «знание» (З), «понимание» (П), «умение» (У)

Результат

деятельности

Блок А.

Цель

• Стимулировать эмоционально-ценностное отношение к проблеме.

• Актуализировать знания

школьников о способых выдвижения гипотезы.

• Научить школьников:

- давать характеристику научному термину;

- выполнять учебные задания в соответствии с целью;

- формулировать высказывание, используя термины;

- строить логическую цепь рассуждений.



Задание 1 (З)

- Попробуйте сформулировать объяснение слова «гипотеза» (ответы детей).

Правильную формулировку можно найти в словаре. Найдите это объяснение.
Гипотеза это предвидение событий. Изначально гипотеза не истинна и не ложна – она просто не определена. Стоит ее подтвердить, как она становится теорией, если ее опровергнуть – она пркращает свое существование, превращается из гипотезы в ложное предположение. Для того чтобы научиться вырабатывать гипотезы, надо научиться, размышляя, задавать вопросы. Для этого необходимо использовать определенные слова, формулировки. Какие слова могут быть использованы? (ответы детей)

- Обычно гипотезы начинаются с определенных слов: допустм, предположим, возможно… (слайд)



Гипотеза – основание, предположение, суждение, которое выдвигается для объяснения какого-либо явления.

- Какую фразу можно использовать для начала формулировки гипотезы?



  • предположим…

  • допустим…

  • возможно…

  • вероятно…

  • что, если…


Задание 2 (П)

- Много гипотез предполагает такая наука, как палеонтология. Это наука об ископаемых останках растений и животных, пытающаяся по их останках реконструировать внешний вид, биологические особенности, способы питания, размножения, и т.д., а также восстановить на оснве этих сведений ход биологической эволюции. Они исследуют не только останки животных и растений, но и их окаменевшие следы, отброшенные оболочки. Хитиновый панцырь трилобита очень интересная находка, за поиском которой можно отправиться в известняковый карьер.

- Мы с вами прикоснулись к этой науке, когда побывали в карьере деревне Вильповицы. Какова была цель нашей поездки? Давайте вспомним, как это было…(слайды с фотографиями)



Диагностические задания

1.Найти в энциклопедическом словаре значение понятия «гипотеза».

2. Сформулируйте предполагаемую гипотезу, используя слова: предположим…, допустим…,

возможно…, вероятно…,

что, если…

Личностные умения:

- проявлять эмоционально-ценностное отношение к переживаниям друга.



Познавательные умения:

- выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
Регулятивные умения:

- выполнять учебное задание в соответствии с целью.

Коммуникативные умения:

- формулировать высказывание, используя термины;

- выполнять задание в рамках учебного диалога.

Предметные умения:

- развитие умения выдвигать гипотезы и их обоснования;

- формулировать различные гипотезы основываясь на общие знания об окружающем мире;




Блок Б.

Цели:

• Стимулировать желание к исследовательской деятельности.

• Актуализировать знания о.

• Ввести понятие «гипотеза», «палеонтология».

• Научить школьников:

- формулировать высказывание, используя термины на данную тему;




Задание 1 (П)

1.– Какие находки мы обнаружили в карьере? Выберите из образцов только трилобитов. По каким признакам вы это сделаете? (образцы на парте)


- Сегодня мы будем учиться выдвигать гипотезы, которые касаются трилобитов. О чем можно предположить, глядя на образцы? (ответы детей)



Диагностические задания

- Обосновать выбор образцов на основе визуальных признаков трилобитов.


Личностные умения:

- проявлять дружеское отношение к своим одноклассникам и желание оказывать помощь.



Познавательные умения:

- определять признаки и обосновывать своё мнение;

- анализировать полученную инфоормацию

Регулятивные умения:

- выполнять самопроверку и взаимопроверку;



Коммуникативные умения:

- формулировать высказывание, мнение.



Предметные умения:

- анализировать существенные и несущественные признаки объекта.

Блок В Диагностика качества освоения темы

Цель – установить степень понимания изучения темы:

• ориентироватьсч в классах и видах современных;

• обосновывать роль палеонтологии в изучении современного мира;

• выполнять задание в соответствии с целью;

•выполнять самопроверку учебного задания.


Выдвижение гипотез на основе наблюдений за современными животными, родственниками вымерших трилобитов.
- Трилобиты сохранились на Земле только в виде окаменелых остатков. Понять, каким был образ их жизни, что помогло трилобитам просуществовать на Земле почти 300 миллионов лет, палеонтологам и биологам помогают наблюдения за нынешними членистоногими. Это самый процветающий, самый многочисленный тип животных. Раки, крабы, скорпионы, клещи, пауки, многоножки, насекомые – все относятся к членистоногим. Они удивительно хорошо приспособлены к жизни, потому и заселяют Землю вот уже 500 миллионов лет. А трилобиты были, видимо, одними из самых древних среди них.

Именно, палеонтология является первой наукой которая доказала, что эволюция необратима, поэтому знания о том, как формировалась наша биосфера тысячи миллионов лет до нас, помогут людям осознать свою ответственность за формирование окружающей нас экосистемы.


Задание 1(У)

- Собрать детали пазла, получив изображение современного животного. Назвать его и визуальные признаки класса членистоногих.


  1   2

Коьрта
Контакты

    Главная страница


Занятие по внеурочной деятельности 4 класс Тема Занятие ноу «Совята» Тренинг исследовательских способностей «Гипотеза исследования»

Скачать 449.46 Kb.