• Основной часть Тема
  • Задачи: Образовательные
  • Предварительная работа
  • Содержание
  • Воспитатель
  • Василиса Прекрасная
  • Ответы детей Воспитатель
  • Чертенок
  • Ответы детей Воспитатель
  • Кикимора Болотная
  • Леший
  • Воспитатель с Лешим
  • Воспитатель вместе с детьми
  • Ответы детей Василиса Прекрасная

  • Скачать 173.89 Kb.


    Дата21.08.2018
    Размер173.89 Kb.
    ТипПояснительная записка

    Скачать 173.89 Kb.

    Занятие типа «Следствие ведут знатоки»



    Пояснительная записка

    В настоящее время, в век духовного обнищания, многие ценности традиционной русской культуры утрачивают свое высокое предназначение. Именно в дошкольном возрасте важно успеть заложить ростки доброты, ответственности за свои поступки, любви к людям и своей Родине. Актуальность проблемы состоит в том, что давая детям возможность сделать куклу из лоскутков, тесьмы, ниток, создавать яркие и понятные им образы, мы даем возможность фантазировать и играть, что является главным фактором в развитии дошкольника. А через эти милые, дорогие сердцу создания дети начинают постигать - а лучше сказать, вспоминать - свои корни. А значит, есть надежда, что в стремительно меняющемся мире останется память предков, которая не даст нам забыть свою историю - к ней, генетической памяти, можно обратится за помощью в самых трудных случаях жизни.

    Разработанное мною мероприятие проходило в группе и в музыкальном зале дошкольного учреждения. В ходе данного мероприятия дети в игровой форме знакомились с одной из тайн наших предков - с тряпичной куклой, при помощи сказок и других фольклорных произведений дети легче усваивали эмоционально - нравственный опыт, что способствовало формированию морально - нравственных качеств каждого ребенка.

    Данный досуг для детей проходил в формате занятия - путешествия: занятие типа «Следствие ведут знатоки» (работа со схемой, картой группы детского сада, ориентировка по схеме с детективной сюжетной линией, но при помощи волшебных атрибутов и сказочных героев). Были разработаны станции, каждая носила свое название «Огонь», «Вода»и«Медные тубы», где детям предлагалось выполнить определенное задание. По выполнению задания давалась подсказка, куда направляться дальше. В итоге ребята выполняли задания и нашли, потерянную куколку Василисы Прекрасной.



    Основной часть

    Тема: «С волшебным клубком в сказку русскую войдем»

    Цель: Сохранение и развитие духовно - нравственного здоровья детей, приобщение их к нравственным и духовным ценностям.

    Задачи:

    Образовательные: Формировать представление о русской игрушке - кукле. Активизировать познавательную деятельность. Вызвать интерес к предметам рукотворного мира прошлого (печка, люлька, кукла) в сравнении с настоящим временем. Закрепить знания детей о русских народных и авторских сказках. Закрепить название сказок по заданию.

    Развивающие: Развивать умение работать с тканью, ниткой или резинкой, закрепляя необходимые детали. Развивать мелкую моторику. Развивать умение действовать согласованно. Развивать речь, воображение, фантазию, мышление.

    Воспитательные: Воспитывать интерес к чтению, любовь к художественной литературе. Воспитывать отзывчивость, желание заботится и приходить на помощь к тем, кто в ней нуждается.

    Предварительная работа: анализ и обобщение литературы по проблеме социально - нравственного и духовного развития детей, чтение художественной литературы, необходимой для проведения мероприятия, посиделки по ознакомлению детей с национальными праздниками и обычаями русского народа, беседы и рассказы о народном костюме и играх детей в прошлом, рассматривание образцов кукол и различных иллюстраций в книгах.

    Методы и приемы: игровой, словесно-логический, частично-поисковый, самостоятельный, рассказ, пояснения, поощрение, физминутка, построение мнемотехнической дорожки (репка), самостоятельная деятельность детей.

    Содержание

    (Группа оформлена в стилистике русской избы.В избу входят дети).



    Воспитатель в роли Хозяйки избы: Что за шум? Что за гам? Кто пришел там в гости к нам? Дай Бог тому, кто в нашем дому: и гостям, и малым детушкам! Наделил бы вас Господь и добром, и здоровьицем! Проходите не стесняйтесь, как удобно располагайтесь. Подставляйте ушки, глазки, расскажу я вам сейчас про избу и про хозяйство. Я гостей весь день ждала. В избе порядок навела, и сама нарядилась. Посмотрите, как в моей избе уютно, красиво, светло и тепло. А тепло от печки, которая стоит в избе. Это русская печка, на ней я готовлю себе еду. Печка топится, не торопится, борщ и каша варится да картошка жарится. А еще я в печи пеку пироги. А топится печка дровами, бросаю их в печку, поджигаю, они горят, печка нагревается, вот в избе и тепло.

    В это время за дверями слышится чей-то плач и в группу входит грустная Василиса Прекрасная и что-то озабоченно ищет, и плачет.



    Воспитатель: Ой, ребята, посмотрите, кто-то в гостик нам идет. Вы знаете, кто это?

    Ответы детей

    Воспитатель: А давайте спросим? Здравствуй, красна девица. Кто ты и откуда?

    Василиса замечает что не одна.



    Василиса Прекрасная: Здравствуйте добрые хозяева. Я - Василиса Прекрасная.

    Воспитатель: Здравствуй, Василисушка, далеко забрела-то ты из своей сказки. А грустная почему, мы с детишками заметили, что и плачешь ты?

    Василиса Прекрасная:Горе у меня большое. Вы же знаете, что матушка моя перед смертью своей подарила мне куколку, благословение свое. Так вот Баба - Яга хитростью и обманом выкрала мою помощницу. Ищу я ее, ищу, а найти не могу. Видно Баба – Яга с помощниками спрятали куколку за тридевять земель, в тридесятое царство (опять плачет). Как мне быть, что делать не знаю. Может вы видели ее?

    Ответы детей



    Воспитатель: Нет, Василиса Прекрасная, не видели мы куклы твоей.

    Василиса Прекрасная: Ну что ж поделать. Видно судьба у меня такая – горемычная. Спасибо за ласку да прием теплый. Пойду я дальше, авось повезет, найду мою родимую.

    Кланяется и уходит.



    Воспитатель:Ребята, как жаль Василису Прекрасную. Что же делать? Как нам ей помочь?

    Влетает в группу Баба – Яга с помелом, за нею бежит чертенок.



    Баба – Яга: Ага, расселись тут. Думу думают, как Василиске помочь. Не пущу, не пущу! Никого не пущу! Не добраться вам к кукле (смеется). Куколка теперь мне прислуживать будет.

    Воспитатель: Ну – ка, Баба – Яга, уходи – ка ты отсюда подобру – поздорову. Мы тебя с ребятами не боимся.

    Баба – Яга проходит с помелом мимо детей, пугает их, а чертенок шкодит в группе. Баба – Яга подзывает к себе чертенка, они громко шепчутся и слышно, что они говорят.



    Баба – Яга: Не скажем, не-а не скажем, что коль хотят куколку найти, да Василиске ее вернуть, им нужно пойти в «Царство темных сил». А привести их туда может волшебный клубочек. А там три «остановочки» есть непростые, которые они пройти должны, чтобы помочь куколку найти. Это Вода, Огонь и Медные трубы. Там на последней станции и указано место, где кукла – то спрятана.

    Чертенок: Так там темно и страшно (трясется весь).

    Баба – Яга: Там стрелки – указатели есть. Их еще моя прабабка Ягища сделала, чтобы самой не заплутать (смеется и потирает руки). Эти стрелки – указатели, могут ребятам дорогу указать. Но бабка моя умная была и жуть какая хитрая, там премудрость одна есть: правильная дорога с большими красными стрелками. А есть стрелочки, которые и в «тупик» привести могут. Но они – то знать этого не могут (показывает пальцами в сторону детей и хозяйки избы).

    Сказав это Баба – Яга с чертенком улетают.



    Воспитатель:Ребята, вы слышали, о чем Баба – Яга с чертёнком шептались?

    Ответы детей

    Воспитатель: Ребята надо же Василисе сказать, обрадовать, что знаем мы, где куколка ее любимая спрятана. Давайте все вместе позовем ее: «Ва – си – ли – са». Зовут, но Василиса не слышит.

    Что же делать, ребята? Василиса Прекрасная видать далеко уже ушла, но помочь – то ей нужно.

    Ребятушки, вы мои хорошие, а знаете ли вы почему Василисе так дорога ее куколка?

    Ответы детей

    Воспитатель: Посмотрите, мои хорошие, вон там в корзиночке что – то лежит. Давайте возьмем, да посмотрим. (Воспитатель достает из корзины разных куколок и показывает детям и ведет рассказ). Этими куколками играют мои внучата.

    Будем мы сейчас играть,

    Будем куклу создавать.

    Ткани белой мы возьмем,

    Жгутик ровненький свернем.

    Сложим жгутик пополам,

    Подравняем по краям.

    Выделим теперь головку –

    Ниточкой затянем ловко.

    Вот еще один кусочек –

    Выйдет юбочка в цветочек.

    Сделаем на юбке складки,

    Чтобы был наряд в порядке.

    Скажите мне девочки: у вас есть куколки, с которыми вы любите играть?



    Ответы детей

    Воспитатель: Похожи ли мои куколки на ваши игрушки?



    Ответы детей

    Воспитатель: Раньше игрушки делали руками, из того, что было в доме: из различных тряпочек, кусочков ткани, из старой одежды, из соломы. Куколку малышам сворачивала мама, а потом, когда ребятишки подрастали, они сами уже могли сделать себе куклу. Посмотрите, у моих куколок нет лица. Как говорила моя прапрабабушка: если нарисовать кукле личико, то эта кукла могла стать опасной для малыша. Вы не поверите, но такими куколками играли не только девочки, но и мальчики. Игрушки никогда не оставляли на улице, не разбрасывали, а хранили бережно вот в таких корзиночках. А вы ребята, заботитесь о своих игрушках?

    Ответы детей

    Воспитатель: А сейчас ребятушки мои нам надо собираться в путь дальний, чтобы найти любимую куколку Василисы. Помните, что говорила Баба – Яга, что нам нужно, чтобы найти «остановочки» с заданиями?

    Ответы детей

    Воспитатель: Правильно, хорошие мои, нам нужен волшебный клубочек. Есть у меня такой, только где лежит он надо вспомнить! Ах, да вот здесь лежит, родимый, на полочке! Только знаете, давно я его в руки не брала, вот он и запылился, да силу волшебную потерял. Поможете мне снова сделать его волшебным?

    Ответы детей

    Воспитатель: Для этого нужно сказать волшебные слова. Давайте все вместе!

    Ой! Клубочки покатились!

    (круговые движения указательным пальцем)


    Ой! Клубочки распустились!

    (растопырить все пальчики)


    Мы клубочки соберем

    (имитация сматывания ниток в клубок)


    И в корзинку покладем!

    (имитация складывания в корзину)



    Воспитатель: Ну вот мы и готовы. Пора в путь дорогу.

    Много сказок есть на свете,

    Сказки очень любят дети

    Все хотят в них побывать

    И немножко поиграть.

    За клубочком мы пойдем,

    В добру сказку попадем!

    Воспитатель катит клубочек. Ребята построились паровозиком и идут за воспитателем. В коридоре им встречаются чертенок и лесовичок, которые пытаются сбить детей с правильного пути, стараются завести в «тупик».

    По стрелочкам приходят в музыкальный зал, где будут в разных сторонах организованы «остановки».

    Воспитатель: Вот и пришли мы. Страшно было вам? Ох, а я так боялась: темно и холодно, в моей избе тепло и уютно… Но надо Василису выручать.

    Подходят к столу, за которым сидит Кощей Бессмертный - «остановка - Огонь», который обращается кподошедшим.



    Кощей Бессмертный: ЧтоВасилисепомочьхотите? Просто так не получите, задания выполните - так и быть дам вам подсказочку, куда дальше идти. А заданье мое не простое. (Смеется). Буду задавать я вам вопросы сложные, а тот, у кого готов ответ, поднимет руку. За смекалку вашу, да знание сказок я так и быть укажу дорогу верную, куда дальше вам идти.

    • Какой герой в сказке вместо удочки использовал свой хвост? (Волк)

    • Кого в сказках величают по отчеству – Патрикеевна? (Лиса)

    • Какой герой сказки все время лежал на печи? (Емеля)

    • Передвигаются в нашем сказочном царстве не только по дороге, но и по воздуху. Вспомните, на чем в русских народных сказках можно было полетать? (летучий корабль, ковер - самолет, сапоги - скороходы, ступа, метла)

    • Кому помогали печка, яблонька и речка? (Машеньке)

    • Кликнула Жучка кошку Машку. Машка за Жучку, Жучка за внучку, внучка за бабку, бабка за дедку(«Репка»)

    • Кто развалил теремок? (медведь)

    • Из чего напился Иванушка из сказки «Сестрица Аленушка и братец Иванушка»? (из копытца)

    • Из какого предмета лиса угощала журавля? (из тарелки)

    • Из какого предмета журавль угощал лису? (из кувшина)

    • Кто первым повстречался с колобком? (заяц)

    • Кто может спеть песенку колобка?

    Я колобок, колобок,

    Я по коробу скребен,

    По сусеку метен,

    На сметане мешен

    На окошке стужен,

    Я от бабушки ушел,

    Я от дедушки ушел.

    • Какими словами обычно начинаются русские народные сказки (Жили - были)

    • О каком сказочном герое говорят: «Маслена головушка, шелкова бородушка». (петух)

    • Какое животное носит в сказке имя - Михайло Потапыч (медведь)

    • Из чего заяц строил себе избушку в сказке «Заюшкина избушка»? (из дерева)

    Кощей Бессмертный: Ну так не честно, почему вы все знаете? Раз справились с моими загадками, так и быть, скажу, куда вам дальшеидти. Катись, катись клубочек, да покажи, где куколка Василисы хранится. (Кидает клубочек по направлению к следующей «остановке - Вода»).

    Воспитатель: Преодолели мы первую преграду, предстоит нам вторая, тоже сложная. Наступило время силами с нечистью всякой померяться, вступить в состязание честное, за подсказку следующую.

    Подходят ко второй «остановке - Вода», где сидит Кикимора Болотная. Воспитатель - хозяйка пытается что - то сказать Кикиморе, но она ее прерывает.



    Кикимора Болотная: Явились - не запылились! Зачем пришли? Некогда мне, уходите подобру - поздорову, без вас дел да забот полно.Мне зелье варить нужно. (Делает вид, что занята достает лягушку, пауков и ворчит себе что - то под нос. Потом вздыхает и садится стульчик). Ладно, так и быть кто такие рассказывайте, только правду говорите, а то живо всех на зелье пущу.

    Воспитатель: Мы с ребятами из детского сада к тебе пришли. Помоги нам пожалуйста, Баба Яга у Василисы куколку обманом украла и спрятала, отдавать не хочет. Мы на помощь пошли, да заблудились, дальше дороги не знаем. ПодскажиКикимора, милая, нам куда дальше идти?

    Кикимора Болотная: Устала я, одна все время, даже поговорить не с кем. Вот вы поиграйте со мной, развеселите. Потом я вам помогу. Игры небось знаете, вы там у себя в саду играете, песни поете, танцуете. А я ни одной игры не знаю! (плачет). Ску-у-у-чно!

    Воспитатель: Не плачь Кикимора, мы с ребятами игр много знаем и играть любим. И тебя научим. Правда ребята? Научим мы тебя игре «Гори, гори, ясно». Встанем сейчас мы все парами друг за другом — в колонку, возьмемся за руки и поднимем их вверх, образуя «ворота». Последняя пара пройдет «под воротами» и встанет впереди, за ней пойдет следующая пара. Ты - Кикимора, будешь «Горящей» и встанешь впереди, шагов на 5—6 от первой пары, спиной к нам. Мы петь будем:
    Гори, гори ясно,
    Чтобы не погасло!
    Глянь на небо,
    Птички летят,
    Колокольчики звенят:
    — Дин-дон, дин-дон,
    Выбегай скорее вон!

    По окончании песенки двое играющих, оказавшись впереди, разбегаются в разные стороны, остальные хором кричат:
    Раз, два, не воронь,
    А беги, как огонь!

    Тебе нужно догнать бегущих. Если им удастся встать впереди колонны, тебе опять ловить. А если поймаешь одного из бегающих, то встанешь с ним, а водиттот кого поймали. Ну что начнем. (Играют два раза).
    Кикимора Болотная: Хватит, хватит. Ну и уморили вы меня.все устала не могу больше. Ох и понравилась мне игра ваша веселая! Как она там называется? Не помню?

    Ответы детей

    Кикимора Болотная: Хорошо запомню, придут ко мне подружки мои, так поиграю с ними в игру вашу. Раз вы со мной по - доброму, так и я вам помогу - добром отплачу за помощь вашу. (Берет клубочек, шепчет над ним и кидает его на дорожку). Ну ступайте с Богом!

    Воспитатель: Ты приходи Кикимора к нам в гости, мы с тобой еще поиграем и песни петь научим.Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается. Пора нам в путь дорогу.

    Кикимора Болотная: Спасибо за приглашение. Приду обязательно.

    Идут дальше вслед за клубочком. Останавливаются возле последней «остановки - Медные трубы». Встречает их там Леший.



    Леший: Здравствуйте, гости дорогие! С добром ли пожаловали ко мне, али с мыслями дурными?

    Воспитатель вместе с детьми: С добром хозяин леса - Леший. За помощью к тебе пришли. Были уже в гостях у Кощея Бессмертного и Кикиморы Болотной, они нам в помощи не отказали и к тебе пришли за советом твоим мудрым.

    Леший: Ну коли так, проходите. Рассказывайте в чем беда?

    Ответы детей

    Леший: У меня тоже беда приключилась.

    Был Кощей вчера в гостях

    Что наделал, просто - Ах!

    Все картинки перепутал

    Сказки все мои он спутал

    Пазлы вы должны собрать

    Сказку русскую назвать!

    Воспитатель: Ну что, ребята, поможем Лешему навести порядок в сказках?

    Ответы детей

    Воспитатель:Тогда приступим. Умелые руки - не знают скуки!

    Ребята делятся на 2-3 команды и собирают пазлы. Когда соберут, называют каждую сказку.



    Воспитатель: Ребята, посмотрите, Леший приготовил какую –то схему. Как вы думаете, что это за схема?

    Ответы детей: сказка Репка.

    Воспитатель:

    Будем сказку вспоминать,

    Будем в сказку мы играть.

    Сказку "Репка" посмотрите

    И героям помогите.

    Репку надо им достать,

    Кто за кем,

    где должен встать?

    Дети ставят «персонажей» по очереди, можно добавить лишние фигуры, или одинаковых героев, чтобы больше запутать детей.



    Воспитатель с Лешим: Молодцы!

    Леший: Помогли вы мне исправить проделки Кощея Бессмертного и я вам помогу. Куколку Василисы Баба Яга спрятала прямо у вас - в избе под лавкой у печки. Сказала, что все равно дальше своего носа не увидите. Бегите скорее, да найдите куколку, а то Баба Яга прознает, что вы разузнали, где она спрятана, так новую пакость устроит - перепрячет.

    Воспитатель вместе с детьми: Спасибо тебе Леший за прием теплый. Побежим побыстрей, чтобы успеть.

    Навстречу им выходит Василиса, усталая, печальная.



    Воспитатель вместе с детьми: Ребята, это же Василиса идет. Надо позвать ее и быстрей бежать в избу за куколкой. «Ва - си- ли -са».

    Василиса оборачивается, замечает Хозяйку и детей. Подходит к ним.



    Воспитатель: Василиса, нашли мы твою куколку. Только торопится надо, а то Баба Яга может ее снова спрятать, и мы ее не найдем. Побежали быстрее. Потом мы тебе расскажем о нашем долгом и тяжелом путешествии.

    Все вместе возвращаются в группу - избу. Находят куколку.



    Василиса Прекрасная: Спасибо за доброту вашу, добры молодцы да красны девицы, Хозяйка и тебе спасибо, что не бросили меня одну в горе моем. Преодолели вы преград множество, встречались вам на пути злодеи да чудища разные. Не испугались вы, не развернулись назад. И за доброту вашу отплачу вам той же монетой. Хочу, чтобы у каждого из вас была такая куколка - помощница, выручалочка из всех бед. Хотите смастерить себе куколку?

    Ответы детей

    Василиса Прекрасная: Хорошо, научу вас, как изготовить куклу. А делать мы будем Куколку на ложке. Давайте, пройдем за столы.

    (Дети садятся на стульчики, за столы, накрытые скатертью.У каждого на столе лежит ложка, резинки и платочки).



    Вот тебе большая ложка,

    Кушай кашу понемножку.

    Быстро кашку скушаешь –

    Сказочку послушаешь.

    А на ложку шаль набросим

    И сплясать ее попросим.

    Ложка наряжается,

    Сказка начинается.

    У вас, ребята, у каждого на столе лежит деревянная расписная ложка, из нее мы и будем делать куколку. Возьмите платочек и сложите его по диагонали, чтобы получился треугольник – это платочек для будущей куколки. Этот платочек мы повяжем на ложку и закрепим резинкой.

    (Все действия сопровождаются обязательным показом).

    Вот и получилась у нас веселая озорная куколка, которой можно играть и других веселить. Ребята, спасибо вам еще раз за помощь, но настала пора нам прощаться. Если будет время, приходите ко мне в гости. До свидания! (Василиса Прекрасная уходит).



    Воспитатель: Ребята, вам понравилось наше путешествие?

    Ответы детей

    Воспитатель: Где вы были? Что видели?

    Ответы детей

    Воспитатель: Ну, вот и молодцы, как вы меня порадовали, что пришли в гости. А еще и дело доброе совершили, помогли Василисе Прекрасной, Кикиморе, Лешему. По обычаю, русскому, гостей дорогих принято угощать и потчевать. Напекла я вам калачиков в путь дорожку. Вас, наверное, уже ждут в детском саду. Пора прощаться, до скорого свидания.

    Список источников

    1. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования от 17.10.2013 г. №1155

    2. М.А. Кретова «Лоскуток. Методика изготовления тряпичных кукол с детьми 5 – 8 лет» - М.: ТЦ Сфера, 2016г.

    3. И.А. Бойчук, Т.Н. Полушина «Ознакомление детей младшего и среднего дошкольного возраста с русским народным творчеством» - СПб.: ООО «Издательство «Детство – Пресс», 2013 г.

    4. Иллюстрированный журнал «Детское творчество» № 2, 1997 г. стр.40 – 41

    5. «Знакомство детей с русским народным творчеством: Конспекты занятий и сценарии календарно – обрядовых праздников» Авт- сост.: А.С. Куприна, Т.А. Бударина, О.А. Маркеева, О.Н. Корепанова – СПб.: ООО «Издательство Детство – Пресс», 2015 г.

    6. Князва О.Л., Махнева М.Д. «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» - СПб: ООО «Издательство «Детство – Пресс», 2015 г.

    7. Затулина Г.Я «Россия – Родина моя. Нравственно – патриотическое воспитание дошкольников», 2016г.

    8. Косарева В.Н. «Народная культура т традиции. Занятия с детьми 3 – 7 лет» - Волгоград: Учитель, 2014г.

    9. Цыгвинцева О.А. «Мастерская народных кукол. Теоретические и практические основы изготовления» - СПб.: ООО «Издательство «Детство – Пресс», 2013 г.

    10. И.А. Лыкова «Лоскутные куколки. Любимые игрушки своими руками» - Волгоград: ООО Издательский дом «Цветной мир», 2013 г.

    11. И.А. Лыкова «Художественный труд в детском саду» - Волгоград: ООО Издательский дом «Цветные ладошки», 2010 г.

    12. «Русские народные игрушки. Комплект из 4 плакатов с методическим сопровождением» - Волгоград: ООО «Т – Пресс».

    13. Берстенева Е.В., Догаева Н.В. «Кукольный сундучок. Традиционная народная кукла своими руками» - М.: «Белый город», 2013 г.

    14. «Русские ремесла» - М.: Редкая птица, 2015 г.

    15. http://raguda.ru/ns/viktoriny-po-skazkam-dlja-doshkolnikov.html

    16.  http://hdays.ru/igry-konkursy/4591

    17. https://almanahpedagoga.ru/servisy/publik/publ?id=1924

    Коьрта
    Контакты

        Главная страница


    Занятие типа «Следствие ведут знатоки»

    Скачать 173.89 Kb.