• Название проекта
  • Краткое описание проекта
  • Вид проекта
  • Участники проекта
  • Цель проекта
  • Интеграция образовательных областей : Речевое развитие
  • Познавательное развитие
  • Ожидаемый результат в процессе взаимодействия педагог – дети - родители в реализации проекта : Дети
  • Формы реализации проекта
  • Методы проекта



  • страница1/4
    Дата11.01.2018
    Размер4.98 Mb.

    Зимушка-зима


      1   2   3   4

    Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное

    учреждение детский сад № 41 комбинированного вида



    Проект в подготовительной группе компенсирующей направленности для детей с нарушениями речи

    на тему: Зимушка-зима
    Подготовила учитель-логопед

    Дубовик Л.Н.

    Б. Вяземы

    1. Введение

    Творческий поиск предполагает поисковую деятельность, создание нового педагогического опыта. Метод проектов – один из новых видов деятельности, который используется в воспитательно-образовательном процессе детских садов.

    В основе метода проектов лежит развитие познавательных навыков детей, педагогов, родителей, умение их ориентироваться в информационном пространстве, организовывать процесс познания, который должен завершиться реальным результатом. Этот результат можно увидеть, осмыслить, применить в реальной, практической жизни. В современном обществе предъявляются новые, всё более высокие требования к человеку, в том числе и к ребёнку - к уровню его развития.

    Таким образом, актуальность данного проекта обусловлена тем, что дети не всегда умеют правильно и грамотно выразить свою мысль, оформить ее в связное высказывание; у детей недостаточно сформирована монологическая речь; отмечены затруднения в составлении рассказов по картинкам, по серии сюжетных картинок, описательные рассказы, рассказы с опорой на личный опыт. Дети недостаточно владеют обобщающим понятием, не умеют описывать предметы, владеют скудным словарным запасом, не умеют образовывать сложные слова, встречаются аграмматизмы в речи.



    Название  проекта: « Зимушка-зима» 

    Название организации: Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 41 комбинированного вида.

    Краткое описание проектаданный проект представляет собой работу по ознакомлению детей с окружающим миром, развитию речи. Проект направлен на приобретение дошкольниками необходимых навыков по воспитанию понимания и восприятия красоты природы и бережного отношения к ней.

    Вид проекта: познавательно-исследовательский, творческо-информационный, социальный. Сроки реализации проекта: средней продолжительности (декабрь - февраль). Участники проекта: Педагоги: учитель-логопед, воспитатели группы,  дети группы, родители, музыкальный руководитель. Возраст детей: 6 - 7 лет. Проектная идея: конкретизировать представления детей о зиме, как о времени года, о зимующих птицах, о том, как зимуют животные наших лесов.

    Тема проекта способствует созданию необходимых условий в ОУ по формированию у дошкольников целостного представления о зиме, как о времени года; для общения с миром природы; развитию у детей любознательности, творческих способностей, познавательной активности, воображения, коммуникативных навыков; развитию связной речи.



    Цель проекта:

    Сформировать целостное представление о временах года, в частности о времени года - зима, ее характерных и отличительных от других времен года признаках; сформировать знания о живой и неживой природе зимой, воспитать любовь к природе родного края, бережного отношения к ней. Подвести дошкольников к самостоятельному словесному творчеству и составлению описательных рассказов; развивать креативность и самостоятельность в процессе составления связных текстов.



    Задачи проекта:

    Образовательные:

    1. Расширение представлений о зимних природных явлениях через познавательно-исследовательскую деятельность; - знакомство с явлениями неживой природы (морозы, сильные ветры, идет снег, метет метели, замерзли реки), свойствами снега (белый, хрустящий, рассыпчатый, холодный, пушистый, липкий); - уточнение и расширение представлений об образе жизни диких животных зимой (заяц, лиса, волк, медведь и белка); - расширение представлений о разнообразии зимующих птиц (снегири. синицы, воробьи и др.), способах добывания пищи, приспособлении к зимним условиям жизни; - создание условий для выявления свойств и качеств снега и льда, знакомство с процессами превращения воды в лед, льда и снега в воду; - обучение установлению связей между живой и неживой природой (погода - состояние воды, снега; время года - состояние растений), умению анализировать, делать выводы.

    2. Обогащение словаря за счет имен существительных ( вьюга, метель, вихрь, снеговик и т.д.), сложных существительных (снегопад, снегоход ); имен прилагательных (зимний, снежный, блестящий, искрящийся, переливающийся); глаголов (падает, ложится, искрится, скрипит, воет, дует, стынет. замерзает и др.), Упражнение в образовании родственных слов (снег, снежок, снежный, снеговик, снегурочка, снегопад. снегири), притяжательных прилагательных (лосиный, ежиный, лисий, волчий и др.)

    3. Согласование числительных с существительными.

    4. Закрепление умение образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами.

    Развивающие:

    1. Формирование реалистических представлений о природе (умение устанавливать связь между поведением птиц и животных и изменениями в природе). 2. Расширение, обогащение и активизация словаря по теме. 4. Формирование фонематического восприятия. 5. Развитие навыка связной речи. Развитие связной речи через составление описательного рассказа о зиме. 6. Развивать коммуникативные навыки.



    Воспитательные:

    1. Воспитание умения внимательно слушать педагога и сверстников. 2. Вызывание интереса детей к явлениям природы; воспитание заботливого отношения ко всему живому; интерес к растительному и животному миру; вызывание желания помочь птицам зимой. 3. Воспитание чувства симпатии, восхищения, бережного отношения к родной природе.



    Коррекционные:

    1.  Развитие зрительного восприятия, зрительного и слухового внимания и памяти.

    2. Развитие речевого дыхания. 3. Способствование развитию просодической стороны речи.
    Интеграция образовательных областей:

    Речевое развитие

    Совершенствование звуковой стороны речи, развитие фонематического слуха, формирование лексико-грамматических средств языка, развитие диалогической и  монологической речи.





    Познавательное развитие

    Развитие психических функций, формирование целостной картины мира, познавательно-исследовательская деятельность.



    Художественно-эстетическое развитие рисование, аппликация, лепка; разучивание стихов.

    Социально коммуникативное

    Формирование общепринятых норм поведения, формирование основ безопасности в быту, социуме, природе:

    - оказание помощи другу,  уважение к взрослым, развитие игровой деятельности: подвижные игры, дидактические игры, сюжетно-ролевые игры.

    Физическое развитие

        Точность движений,  ловкость, выносливость, укрепление  физического развития, физическая культура:

    - основные движения, общеразвивающие упражнения; овладение элементарными нормами и правилами здорового образа жизни, артикуляционная гимнастика, дыхательная гимнастика, массаж, пальчиковая гимнастика, самомассаж, динамические паузы.

    Ожидаемый результат в процессе взаимодействия педагог – дети - родители в  реализации проекта:

    Дети:

    По окончании проекта дети смогут: - расширить знания о природе в зимний период времени, укрепить исследовательский интерес к природе; - устанавливать зависимость жизни растений и животных от изменений в природе; - овладеть запасом знаний о зиме, живой и неживой природе; обогатить пассивный и активный словарный запас; - смогут овладеть достаточной, согласно возраста, речевой активностью в разных видах деятельности; - развить творческие способности в разных видах продуктивной деятельности; - проявлять доброту, заботу, бережное отношение к природе.



    Родители: 

    - обогащение родительского опыта приемами взаимодействия и сотрудничества с ребенком в семье; - повышение педагогической компетентности родителей.



    Педагоги:

    проектирование заставляет педагога находиться в пространстве возможностей, что изменяет мировоззрение и не допускает применения стандартных, шаблонных действий, требует творческого, личностного роста.



    Формы реализации проекта:

    - Наблюдения в природе, исследовательская деятельность; - Речевые, подвижные, дидактические игры; - Информационно-познавательные беседы, наблюдения, диалог; - Художественно-речевая         деятельность         детей         (составление


    описательных рассказов, сочинение историй, сказок, загадок). - Изодеятельность, ручной труд, моделирование. - Досуговая деятельность. - Чтение художественной литературы. - Заучивание стихов о зиме, о Новом годе, о птицах и животных. - Обсуждение, решение проблемных ситуаций. - Сотворчество детей и родителей в изготовлении поделок на зимнюю тему и участие их в выставке.

    Методы проекта:

    - наглядные

    - практические

    - словесные

    - исследовательские

    Этапы реализации проекта.

    1 этап - подготовительный

    - Создание необходимых условий для реализации проекта. - Разработка и накопление методического материала (картины, иллюстрации по зимней теме и др.) - Создание развивающей среды. - Подбор художественной литературы по теме (рассказов, сказок, стихов, пословиц, загадок, потешек). - Оформление наглядной информации для родителей («Читаем вместе», «Зимние приключения», «Осторожно, лед», «Птицы - наши друзья»» ). - Составление плана проекта.

    2 этап - основной (практический)

    1. Участие логопеда и воспитателей группы в проекте:- Сбор информации. - Поиск методической литературы; разработки конспектов занятий, бесед; пополнение группы игровым материалом, подготовка к совместной образовательной деятельности. - Рассматривание картин, иллюстраций по зимней тематике, прогулки по зимнему лесу, саду (наблюдение за природой, отмечали вместе признаки наступившей зимы, наблюдали за природой. - Чтение художественной литературы: Н.Надеждина «Какого цвета снег?», Т. Белозеров «Зимушка-зима», В. Одоевский «Мороз Иванович», В. Зотов «О птицах» и др. - Заучивание загадок, скороговорок, стихов поговорок о зиме ( автоматизация и дифференциация поставленных звуков, развитие памяти). - Артикуляционная сказка «Приключения снежинок» (разучивание движений  и артикуляционных поз). - Пальчиковые игры: «Согреем ручки», «Варежка», «Падал снег на порог», «Мы во двор идем гулять», «Сколько птиц к кормушке нашей…» (развитие координации речи с движением). - Фонетическая зарядка «Звуки зимы» (формирование просодических компонентов речи) - Заучивание загадок, скороговорок, стихов поговорок о зиме (автоматизация и дифференциация поставленных звуков). - Непосредственно образовательная деятельность по формированию лексико-грамматических процессов и развитию связной речи (темы: “Здравствуй, зимушка-зима!” (декабрь); Составление описательного рассказа по картинке на тему: «Зима» (январь); «В гостях у Зимушки-зимы» (февраль); «Приключения котенка Тишки» (январь); «Зимние забавы» (январь); «Как дикие животные зимуют»). - Продуктивная деятельность: лепка «Катание на санках», рисование «Зимний лес», аппликация «Снеговики», рисование и изготовление снежинок из бумаги. - Сопровождение рассматривания готовых работ словесными рассказами и пояснениями. - Прослушивание произведений о зиме: Чайковский П.И. «Времена года. Зима», Вивальди А. «Времена года». - Оформление наглядной информации в родительском уголке: «Зимние травмы», «Зимние чудеса», «Осторожно, лед». - Консультации для родителей по темам: «Как заботиться о здоровье зимой?», «Составляем описательный рассказ по картине». - Папка-передвижка «Логопед советует»

    2. Работа с детьми:

    1. Целевые прогулки 2. Экологическая тропа на площадке. 3. Рассматривание репродукций, картин о зиме, зимующих птицах и диких животных зимой. 4. Беседы с детьми по темам: - «Почему мне нравиться зима?» - «Зачем зимой снег?», «Откуда идет снег?», «Почему скрипит снег?» - «Как заботиться о здоровье зимой?» - «Как животные готовятся к зиме», «Как звери зимуют в лесу?» - «Поможем птицам» 5. Разучивание песен и стихов о зиме. 6. Заучивание загадок, скороговорок, стихов поговорок о зиме (автоматизация и дифференциация поставленных звуков в речи). 7. Самостоятельное составление небольших рассказов о зиме по сюжетным картинам, репродукциям, (по личному опыту). 8. Использование игр на развитие речевого дыхания, просодики речи, мелкой моторики, координации, творческого воображения, фонематического восприятия: - Упражнение «Подуй на снежок» (развитие речевого выдоха). - Упражнения на ритмизацию «Падают снежинки». - Фонетическая зарядка «Звуки зимы», - Артикуляционная сказка «Падают снежинки». - Пальчиковые игры: «Лепим комочек», «Падал снег на порог», «Мы во двор пойдем гулять», «Игра в снежки», «Много птиц к кормушке нашей…»» Пальчиковая гимнастика “Снежинки” и др. 9. Использовались дидактические игры: - Игра: «Два сугроба» (поймай звук) - формирование звуко-буквенного анализа и синтеза. - Игра «Посчитаем снежинки», - «Назови слова-родственники». - «Найди ошибки» (чего не бывает зимой?) - «Кто что делает зимой?» - «Найди по следу» - «Найди такую же снежинку» - «Разведчики» (что изменилось в природе?) - «Угадай, на что похожи?» 10. Подвижные игры: «Угадай по движению»: «Два Мороза», «Сделай фигуру», «Веселые ребята», «Зайка беленький сидит», «Волк и зайцы». 11. Опыты и эксперименты (предметы исследований- снег, вода, снежинки) 12. Продуктивная деятельность: - Рисование зимнего пейзажа, работы - «Зимний вечер», «Деревья в снегу»; «Снежинки»; - изготовление поделки из бумаги - «Снеговик», «Снежинка»;



    - творчество с пластилином - «Катание на санках»;