• «Знакомство дошкольников с Гжельской росписью. Роспись масленки «Рыба-кит» Подготовительная группа
  • Техника рисования элементов Гжели.
  • Показ и выполнение узора на полосе «Гжельский коврик»
  • . . . . . . . . . . . . . . Показ техники рисования элементов Гжели: «мазок», «капелька», «цветок».



  • страница1/2
    Дата19.12.2017
    Размер1.43 Mb.

    «Знакомство дошкольников с Гжельской росписью. Роспись масленки


      1   2

    ГБОУ СОШ № 10 СПДС “Аленушка”

    Выступление

    на окружном постоянно-действующем мастер-классе по художественно-эстетическому развитию

    «Мир фантазий в рисунке»

    на тему:

    «Знакомство дошкольников с Гжельской росписью.

    Роспись масленки «Рыба-кит»

    Подготовительная группа

    Составила:

    воспитатель Рыбакова Т. А.

    2016 г.


    О Гжельской росписи в истории.

    Гжельцы исстари говорили: «Не землей мы кормимся, глина здесь – золото». Первые сведения о гжельских гончарах относятся к середине IV тысячелетия до новой эры. Отсчет ведется с 1339 года – было поселение вблизи речки Гжелка. Уже в XIV – XV веках гжельцы делали посуду и маленькие фигурки людей и животных из местной красной и белой глины. В 1744 г. – началось производство художественной керамики. Через 20 лет Михаил Ломоносов скажет: «Гжельская глина – одна из лучших для изготовления фарфора».


    Как вы думаете, сколько лет Гжельской росписи? На сегодня Гжельской росписи примерно 670 лет. Главные цеха производственных объединений «Гжель» - Московская область, село Гжель, деревня Турыгино, Бахтеево. Гжель сегодня – это керамический центр России. Пришло к нам это слово из старины, когда целый район с многочисленными деревнями называли: Огжель, Акжель, Жгель, Гжель, включая в название смысл – «жечь», «обжигать». Вся роспись – живой рукой. Вот почему в этой росписи не встретишь скучного однообразия. Роспись ведется быстро, без исправлений.

    Что самое ценное в гжельском производстве? Это люди – настоящие мастера. Самородные таланты. Индивидуальный почерк. Поиск образа, формы. Это генная память. Не секрет ведь, что многие потомственные «безграмотные» гончары без всякой теории изготавливали то, что было не под силу «умным» специалистам. Это Божий дар и человеческий труд.

    За что Гжель нравиться всем? Чем она отличается? Да прежде всего – своим цветом. Он всегда одинаков: бело-синий. Сами гжельцы любят говорить, что небо у них, как нигде в России, синее-синее. Вот и задумали они перенести эту синеву на белый фарфор.

    По белому фону чашки или подсвечника ведет рука художника кисточку с краской… То сильнее, то слабее нажимает на неё. И всё, что кисть рисует, становится синим и голубым. И цветы, и люди, и птицы, и трава. Всего одна краска… А какая нарядная и праздничная получается роспись! Берутся сюжеты из живой природы. Под руками живописцев как бы растут живые цветы и деревья, “поют” птицы. Не только в росписи, но и по форме гжельские изделия отличаются от других. Гжельские мастера – большие фантазёры. Каждый художник придумывает свои вазы, масленки, чайники. Сколько художников, столько и разных форм.

    Продукция «Гжель» пользуется всемирной славой: более 40 её наименований экспортируется во Францию, Италию, США, Японию, Австралию.

    Техника рисования элементов Гжели.

    По методике ИЗО-деятельности со старшей группы начинается обучение рисованию узоров по мотивам Гжели. Здесь на помощь приходит обширный наглядный материал, дидактические образцы: изделия Гжели, картины, плакаты, книги, в ходе рассматривания которых мы знакомим детей с основными элементами этой росписи. (Показ пособий, картин).

    Также и Сакулина Н. П. рекомендует с этого возраста знакомить детей со способами рисования новых элементов узора – таких как «дуга» и «волнистая линия», применять детали растений – листья, венчики, лепестки цветов, ягоды; учить детей самостоятельно находить композицию узора, давая различные комбинации элементов и цветосочетаний. К весне дети старшей группы овладевают умением создавать узоры на круге, розете, шестиугольнике, овладевают навыком ритмичного нанесения повторяющихся элементов узора – мазков, точек, дуг, полосок.

    При обучении детям показываем, как надо держать руку с кистью и как ею действовать, сопровождая показ пояснениями. Главное для детей, что декоративное рисование дает наиболее богатые возможности воспитания чувства цвета, художественного вкуса.



    Показ и выполнение узора на полосе «Гжельский коврик»

    /на прямоугольном листе бумаги/

    Сегодня мы поучимся рисовать дугообразные линии, «точки», и «сеточку»

    1. Вспоминаем, что такое «волнистая линия» (показ рисования)

    2. Рассказ и обучение технике рисования «дугообразной линии»

    - Скажите, какой край вот этот? (верхний)

    - Берем синюю краску и рисуем в верхнем крае дугообразную линию, аккуратно концом кисти (Показ). Чем она отличается от волнистой? (отрываем руку после каждой дуги). Дуги смотрят куда? (Вниз)

    - Такую же дугу рисуем на нижнем крае полоски. Только дуги смотрят куда? (Вверх)


    1. Рассказ и обучение технике рисования «точек».

    - Следующий элемент узора – точки. Вы видите у дуг – острые выступы, под ними ставим маленькие точки, самым кончиком кисти. Для этого можно взять тонкую кисть. Под дугами на верхнем и нижнем крае полоски нарисовали точки.

    . . . . . .





    1. Показ техники выполнения узора «сеточка».

    - Теперь проводим 2 тонкие линии концом кисти в середине полоски на некотором расстоянии друг от друга. Между этими линиями у нас будет такой элемент Гжели как «сеточка». Посмотрите, как я покажу (Показ и рассказ):

    - Берется обязательно тонкая кисть, и рисуются прямые короткие линии с наклоном вправо, чуть касаясь листа. Потом линии с наклоном влево концом кисти.









    1. – Как называется полученный узор? (Гжельский)

    - Приготовьте для работы синюю краску. Закройте глаза и представьте каждый свой узор на листе. А теперь возьмем кисти и выполним в воздухе дугообразные линии, наклонные линии, точки. (Имитация движения руки в воздухе, затем выполнение на листе).

    6. Анализ рисунка.





    . . . . . . .

    . . . . . . .

    Показ техники рисования элементов Гжели:

    «мазок», «капелька», «цветок».

    «Капелька»

    Учимся наносить мазок с растяжением синего цвета. Сочно набираем синюю краску, плотно прижимаем кисть к бумаге, оставляя сочный мазок. Не отрывая кисти от бумаги, чуть ослабив давление на кисть, ведем неотрывный мазок вниз, пока не кончится краска. По мере движения кисти вниз мазок будет светлеть. На одинаковом расстоянии друг от друга делаем мазки с растяжением синего цвета.

    Этот мазок лежит в основе многих узоров. Название связано с внешним видом. Капелькой изображают листочки, лепестки. Очень красиво смотрится капельки, расположенные по стеблю.

    Главный секрет Гжели – это мазки.

      1   2

    Коьрта
    Контакты

        Главная страница


    «Знакомство дошкольников с Гжельской росписью. Роспись масленки