• Оборудование
  • План урока: I . Организационный момент.
  • II . Проверка домашнего задания.
  • Творческая работа (работа в парах)
  • III . Подготовка к восприятию. Сообщение темы и цели урока.
  • IV . Работа по новой теме.
  • V . Физкульминутка.
  • VI . Продолжение работы по теме.
  • VII . Динамическая пауза. («Веер настроений»)

  • Скачать 83.65 Kb.


    Дата20.04.2018
    Размер83.65 Kb.
    ТипУрок

    Скачать 83.65 Kb.

    Знакомство с особенностями жанра рассказа



    Тема: Знакомство с особенностями жанра рассказа.

    Н.Носов «Заплатка»

    Цель:

    - сделать текст личностно значимым для ребёнка, учить детей делить текст на части, составлять план рассказа (ориентироваться в развитии сюжета рассказа).



    Задачи:

    - учить сравнивать характеры героев разных произведений Н.Носова (Мишки и Коли из рассказа «Мишкина каша» и Бобки из рассказа «Заплатка»);

    - продолжить работу по выделению элементов сюжета как работу, связанную с внимательным отношением к развитию сюжета в тексте (деление текста на части), с отслеживанием смены выраженного в нём настроения (подобрать точное название к каждой части);

    - на примере главного героя воспитывать у детей аккуратность, настойчивость, трудолюбие.



    Оборудование:

    - карточки для составления плана;

    - карточки с чертами характера для работы в парах;

    - карточки для оформления доски;



    Используемая литература:

    Н.А.Чуракова Литературное чтение. Учебник для 2 класса: в двух частях. – Самара: Корпорация «Фёдоров», изд. «Учебная литература», 2003г.

    И.В.Блинова Литературное чтение. Поурочные планы по учебнику Н.А.Чураковой

    для 2 класса – Волгоград, изд. «Учитель» 2007г.

    Урок литературного чтения разработан применительно к учебной программе развивающего обучения Л.В.Занкова.

    План урока:

    I. Организационный момент.

    - Звонок прозвенел и пора начинать,

    Ведь тайны литературы нам надо узнать.

    Мы в тайны проникнем с тобой постепенно.

    Читай, размышляй – ждёт успех непременно.
    - Давайте начнём наш урок с улыбки. Повернитесь и подарите друг другу улыбку, которая означает, что вы готовы сотрудничать. А помощь друга вам сегодня поможет. Вместе, сообща, вы справитесь с любым заданием.
    II. Проверка домашнего задания.

    - Страна Литературия –

    Такую мы все знаем.

    И с Николаем Носовым

    Там снова побываем.
    - С произведениями какого писателя встретимся сегодня на уроке? (Н.Носова) (Открываю карточку на доске.)
    - Давайте вспомним, что знаете об этом авторе.

    - В стране - Литературии сегодня снегопад.

    Но наши снежинки в воздухе

    Не просто так летят.

    Они помогут нам узнать,

    что будем с вами мы читать.

    - Выберите правильный ответ:

    - О ком или о чём писал свои произведения Н.Носов?


    (на снежинках)

    о животных о детях о растениях


    - Чем интересны герои Носова? (Они похожи на нас.)

    - К какому литературному жанру относятся его произведения?


    (на снежинках)

    стихотворение сказка рассказ


    - Что вы знаете об этом жанре? (Рассказ – это литературное произведение в прозе, в котором речь идёт о реальных событиях и героях, их переживаниях.)

    - Чему учат вас рассказы Носова? (Задумываться над своими поступками, своим характером.)

    - Проверим домашнее задание.

    - Перечислите черты характера, которые вы хотели бы видеть в людях и у самих себя?

    - А всегда ли в человеке присутствуют только такие качества?
    - На какие две группы можно разделить черты характера, которые присутствуют в человеке? (положительные и отрицательные) (на доске карточки)
    Творческая работа (работа в парах) (у каждой пары на парте лежат карточки с чертами характера)

    - Подумайте и распределите по группам данные черты характера.

    - Проверим. (Коллизия - самоуверенный – подходит в обе группы)

    – Докажите своё мнение. (Чтение значения слова в «Толковом словаре» под редакцией Ушаковой и Ожегова.)

    - Как же быть с отрицательными чертами характера? (Стараться избавиться от них.)

    - На уроках литературы, мы уже познакомились с некоторыми героями Н.Носова.

    - Расследуйте, кому из героев могут принадлежать эти слова.

    - Откройте учебники на стр. и прочитайте.



    Чтение учащимися вслух.

    - Ваши предположения. (Первая реплика принадлежит Коле, так как он сомневается в успехе дела. Вторая реплика больше подходит Мишке, т.к. он не умеет пришивать заплатку, но берётся за эту работу, считая её пустячной).


    - А что такое заплатка, как вы думаете?

    - Давайте прочитаем, как об этом говорится в «Толковом словаре» под редакцией Ушаковой. (один ученик читает)

    -Посмотрите, как выглядит заплатка. (Показываю)

    -Вы когда – нибудь пришивали заплатки?

    - А как выдумаете, легко ли это делать?
    III. Подготовка к восприятию. Сообщение темы и цели урока.

    - Сегодня мы прочитаем рассказ Н.Носова, который так и называется «Заплатка» и увидим, как это получилось у героя произведения. На примере этого текста продолжим знакомство с особенностями жанра рассказа.

    - О чём же будет рассказ, предположите. – Давайте прочитаем и узнаем.
    IV. Работа по новой теме.

    - Откройте учебники на стр.

    Чтение произведения учителем.

    - Понравился ли вам рассказ?

    - О чём узнали, прослушав его? (О том, как Бобка порвал штаны, потом долго ставил заплатку, и, наконец, ребята его похвалили).
    V. Физкульминутка.

    Поднимает руки класс –

    Это «раз»,

    Повернулась голова –

    Это «два»,

    Руки вниз, вперёд смотри –

    Это «три».

    Руки в стороны пошире

    Развернули на «четыре»,

    С силой их к плечам прижать –

    Это «пять».

    Всем ребятам тихо сесть –

    Это «шесть».

    VI. Продолжение работы по теме.

    - На сколько законченных по смыслу частей разделили бы этот текст? (на 3 части)

    - Обоснуйте своё мнение.

    - Прочитайте самостоятельно и попробуйте найти границы каждой части.

    Чтение по частям по цепочке.

    Часть 1.

    - Хлопок в ладоши, где считаете, что 1 часть закончилась.

    –Почему Бобка особенно любил свои штаны? Прочитайте, как автор говорит об этом. («Зелёные, вернее сказать, защитного цвета. Солдатские!»)

    -А может была ещё причина? (Ни у кого не было таких штанов, все ему завидовали.)

    - А что же случилось с ними?

    - Можно ли это происшествие назвать горем для мальчика?

    - Какова была его реакция? (сначала чуть не заплакал, потом побежал к маме).

    - Как отреагировали на это событие окружающие? Найдите в тексте фрагменты (Реакция мамы: «Сумел порвать, сумей и зашить»)

    - Зачем (почему) мама так сказала? (Она хотела, чтобы он был самостоятельным и вырабатывал в себе солдатские качества, раз носит солдатские штаны).

    - А реакция ребят? («Какой же ты солдат».)

    - Озаглавим эту часть. Для этого выберите главное событие этой части:

    а) Бобкино горе.

    б) Бобка рвёт любимые штаны.

    в) Пострадавшие штаны.


    Часть 2 (до слов «….., что не отодрать и зубами».)

    - Читаем 2 часть. Не забудьте дать сигнал, где она закончится по вашему мнению.

    - Что главное в этой части? (Пришивание заплатки.)

    - Что заставило его взяться за работу? (Ему стало стыдно).

    - Легко ли Бобке пришивать заплатку? (Нет, он пришивал её дважды.)

    - А почему не получилось в первый раз? (Он спешил.)

    - Прочитайте описание первой заплатки.

    - Какой приём использует автор? (Сравнение.)

    - С какой целью? (Чтобы было смешно.)

    - Как понимаете выражение: «словно сушёный гриб»? (Сморщенная, неровная.)

    - Прочитайте, как выглядела вторая заплатка. («Она была пришита ровно, гладко и так крепко, что не отодрать и зубами».

    - Почему она такая получилась? (Шил не спеша, аккуратно.)

    - А как автор показал, что сделать это было трудно? (Бобка сопел, кряхтел.)

    - Рассмотрите иллюстрацию. Что видите на ней?

    - Как связана иллюстрация и рассказ?

    - Найдите строчки, которые можно соотнести с иллюстрацией.

    - Выберите подходящий заголовок к этой части:

    а) Бобка пришивает заплатку.

    б) Штаны обретают новую жизнь.

    в) Замечательная заплатка.

    - Каким же перед нами предстаёт герой? Дайте уму характеристику. (Бобка – упорный, настойчивый, усердный, аккуратный.)

    - Так как же он подошёл к делу? (Основательно, со знанием дела.)

    - Вспомните рассказ « Мишкина каша». На кого из героев похож Бобка? (Сначала ни на кого – он ведёт себя как маленький, капризничает, пристаёт к маме, не хочет делать что-то самостоятельно; потом в Бобке проявились Мишкины черты: торопливость и нетерпеливость; а потом Колины: рассудительность, основательность.)
    Часть 3 (чтение текста до конца)

    - Читаем 3 часть.

    - Как оценили работу ребята? Прочитайте. («Вот молодец!»).

    - Какое чувство испытал Бобка? (гордость)

    - Вам понравился Бобка?

    - А Бобке понравилось самому всё делать? Докажите.

    Работа в паре.

    - Выберите нужный заголовок, подходящий к этой части.

    а) Бобка – герой двора.

    б) Бобка на вершине славы.

    в) Бобка восстанавливает честь солдата.

    – Что составили? (План рассказа.) (на доске)

    - Прочитаем его.

    - А для чего нужно уметь составлять план? (Он может оказать помощь при пересказе)

    - Глядя на план, можно сказать, что характер Бобки менялся? (Да. Из мальчика, который чуть не заплакал, разорвав штаны, он превратился в мальчика, который гордится своей работой.)
    VII. Динамическая пауза. («Веер настроений»)

    - Выберите настроение, которое подходит нашему герою.





    1. Обобщение.

    - Составим синквейн на Бобку.

    Синквейн – это стих, состоящий из пяти строк, который сочиняется по определённым правилам.

    1 строка. Одно слово существительное или местоимение

    2строка. Два прилагательных, характеризующих его.

    3 строка. Три глагола, отражающие его действия

    4 строка. Вывод несколько слов любые части речи, давайте назовём пословицы и поговорки, которые вы нашли.

    - Прочитайте пословицу - «Где труд, там и радость».

    - Объясните её смысл. Подходит ли пословица к нашему рассказу?

    5 строка. Одно слово. Отношение к ситуации.

    - Прочитайте, что получилось.

    Синквейн


    1. Бобка

    2. хвастливый, терпеливый

    3. хвастается, старается, трудится

    4. «Где труд, там и радость»

    5. Молодец!

    - Вы дали характеристику главному герою. – Дополните наши группы новыми чертами характера.
    IX. Итог урока.

    - Чему учит рассказ? (Будь терпелив и старателен, и всё получится. Когда стараешься и делаешь что-то своими руками, это всегда приносит радость.)

    - Давайте дадим совет друзьям, как надо пришивать заплатку.

    - Сегодня мы познакомились ещё с одним героем Н. Носова, но на этом знакомство с его героями не заканчивается.



    - Посмотрите, какие ещё произведения вы можете прочитать. (Выставка книг).

    Домашнее задание

    Пересказ второй части.

    Коьрта
    Контакты

        Главная страница


    Знакомство с особенностями жанра рассказа

    Скачать 83.65 Kb.